СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по обучению волейболу

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эти методические рекомендации могут быть использованы как для подготовки к уроку, так и для учебно-тренировочного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обучению волейболу»



КОГПОАУ «Куменский аграрно-технологический техникум»



















Методические рекомендации по обучению волейболу















Разработала: Воробьева В.С.,

руководитель физического воспитания











2021





Содержание

Введение……………………………………………………………… 3

  1. Организация и методика обучения………………………….. 4

    1. Средства и методы обучения…………………………. 4

    2. Структура учебно-тренировочного занятия………….. 5

    3. Методика обучения…………………………………….. 6

  2. Техническая подготовка………………………………………..9

    1. Техника нападения…………………………………... ….9

      1. Подачи……………………………………………….. 11

      2. Нападающий удар……………………………………13

      3. Передачи сверху двумя руками……………………..16

    2. Техника защиты…………………………………………22

      1. Прием снизу двумя руками…………………………22

      2. Блок…………………………………………………...26

  3. Физическая подготовка………………………………………..28

Литература……………………………………………………...30

Приложение 1…………………………………………………..31

Приложение 2…………………………………………………..32

































Введение

В образовательном процессе по физическому воспитанию в нашем техникуме волейбол прочно занял свое место. Волейбол затронул практически все формы занятий физическими упражнениями: урок по спортивным играм, спортивная секция, соревнования. Эти методические рекомендации могут быть использованы как для подготовки к уроку, так и для учебно-тренировочного занятия.

Учебно-тренировочный процесс - это единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей, занимающихся при соблюдении гигиенического режима.

Учебно-тренировочный процесс включает в себя ряд органически связанных между собой разделов:

1. Физическую подготовку

2. Техническую подготовку

3. Тактическую подготовку

4. Психологическую подготовку

5. Теоретическую подготовку.


Задачи учебно-тренировочного процесса:

  1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию.

  2. Совершенствование двигательных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и др.

  3. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести, быстроты реакции и перемещений, скоростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости.

  4. Повышение функциональных возможностей организма спортсменов.

  5. Последовательное овладение техникой игры и ее совершенствование.

  6. Последовательное овладение тактикой игры и се совершенствование.

Задачи тренировки могут решаться параллельно и последовательно на протяжении урока, тренировки, микроцикла, года. Пример параллельного решения задач: совершенствование техники игры и одновременное развитие двигательных качеств.

Пример последовательного решения задач: сначала развитие общей выносливости, затем специальной выносливости или деление годичного цикла подготовки волейболистов на этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки.







  1. Организация и методика обучения.

    1. Средства и методы обучения.

Средства тренировки: основные упражнения (упражнения для технической, тактической подготовки и игра в волейбол) и вспомогательные (общеразвивающие и специальные упражнения).

Общеразвивающие упражнения предназначены для развития общих физических качеств, совершенствования функциональной базы и двигательных навыков. Эти упражнения группируются по принадлежности к другим видам спорта:

упражнения из гимнастики и акробатики;

— упражнения из легкой атлетики (разновидности бега, кроссы, метания, прыжки и др).;

— упражнения из тяжелой атлетики;

— упражнения на тренажерах;

— спортивные и подвижные игры, плавание и др.

Специальные упражнения — подводящие (для овладения основами техники, тактики игры и их совершенствования) и подготовительные (для развития специальных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов).

Основные упражнения можно применять и для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболистов.



Методы обучения и тренировки:

  1. Методы для развития физических качеств и функциональных возможностей (равномерный, повторный, переменный, интервальный, больших усилий, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).

  2. Методы для обучения и совершенствования технических приемов волейбола (объяснение, показ, методические указания, комментарии, метод строго регламентированного упражнения: разучивание в целом и по частям, исправление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств).

  3. Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разучивание тактических элементов по частям, в целом; анализ действий;

совершенствование действий, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности; задания на тренировках и соревнованиях).

  1. Методы психологической подготовки (убеждение, разъяснение, пример, поощрение, самостоятельное выполнение заданий, усложнение условий при выполнении упражнений, введение в тренировку «сбивающих» факторов, самовнушение, создание соревновательных условий).

  2. Методы интегральной подготовки (игровой, соревновательный, методы сопряженных воздействий).

1.2. Структура учебно-тренировочного занятия.

Учебно- тренировочное занятие состоит из четырех более или менее четко выраженных, взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть — построение группы, приветствие, объявления, постановка задач.

Подготовительная часть (разминка) решает следующие задачи:

— обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц и подвижности звеньев двигательного аппарата;

— функциональное врабатывание (рабочее возбуждение в нервных центрах, увеличение газообмена и кровообращения) в режим предстоящей двигательной деятельности, достижение оптимума двигательных реакций;

— психическая настройка — обеспечение оптимальной возбудимости, сосредоточенности на главной задаче тренировки.

Средства: упражнения на растяжение, разновидности ходьбы и бега, прыжки, акробатические и имитационные упражнения, рывки и ускорения, упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападающие удары и др.).

Основная часть решает следующие задачи:

— повышение физической подготовленности;

— обучение техническим приемам защиты и нападения и их совершенствование;

— обучение тактическим действием в защите и нападении и их совершенствование;

— интегральная подготовка;

— игровая подготовка.

Средства: основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры, игра); вспомогательные упражнения — для развития физических качеств и повышения уровня функциональных возможностей, для овладения основами техники, тактики игры.

Если в одном тренировочном занятии в основной части решаются несколько задач, то рекомендуется соблюдать такую последовательность:

— задачи технической подготовки всегда решаются в начале основной части, т.к. формирование и дифференцировка новых двигательных рефлексов происходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы, а не на фоне утомления (на фоне утомления решаются задачи совершенствования техники и тактики игры).

— в первой половине основной части занятия вместе с технической подготовкой следует развивать быстроту и взрывную силу.

— при решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: технико-тактическая подготовка, развитие быстроты, ловкости, силы, специальной выносливости.


Заключительная часть решает следующие задачи:

— постепенное снижение нагрузки;

— раскрепощение мышц, снижение сосредоточенности;

— подведение итогов занятия (замечания, выводы, задания).

Средства: легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упражнения на расслабление (потягивание, размахивание конечностями тела и туловища и др.) комплекс упражнений на растяжение мышц, сухожилий, связок.



    1. Методика обучения.

Этапы обучения. В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений, после предварительного перемещения, увеличение площади действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.

При формировании двигательного навыка различают фазы, следующие в определенном порядке друг за другом, и их надо рассматривать с физиологической, психологической и методической точек зрения.

I. Ознакомление с разучиваемым приемом.

1. Показ приема. Его дополняют демонстрацией наглядных пособий (кинограмм, циклограмм, схем и т. п.).

2. Объяснение. Оно должно быть кратким, образным. Обычно показ чередуют с объяснением. Возможны пробные попытки занимающихся выполнить технический прием.

Создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания). Сначала упражнение выполняется неверно и лишь приблизительно похоже на конечный вариант.

Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения центральной нервной системы (ЦНС). Недостаточное совершенство координации в работе мышц приводит к скованности движений.

Методическая задача и приемы обучения — овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных движений и лишних мышечных напряжений). Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия нецелесообразны, поскольку образование новых координации быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного технического приема (например, нападающего удара) целесообразно по частям, а более простых — в целом.

Используются словесные, акустические, зрительные способы передачи информации.

II. Изучение приема в упрощенных условиях.

1. Метод целостного обучения. Целостное разучивание технического приема создает более полное представление об изучаемом действии и прочную логическую основу для формирования двигательного навыка.

2. Расчлененный метод. Технический прием делят на фазы или части, выделяя при этом главное звено или то, что труднее всего дается занимающимся. Не следует долго задерживаться на изучении отдельных частей приема. Занимающихся, по возможности, быстрее подводят к выполнению движения в целом. Успех обучения на этой стадии во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему. Формируется умение совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточнить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.

Методическая задача и приемы обучения — детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повторений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижает эффективности в обучении.

Используются методы обучения, которые опираются на двигательное восприятие (словесный, наглядный, сопряженного воздействия, идеомоторный).

III. Изучение приема в усложненных условиях.

1. Повторный метод. Только многократное повторение способствует становлению и закреплению навыков и знаний, стабильности и надежности техники. Повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) с целью формирования гибкого навыка.

2. Усложнение и затруднение заданий по сравнению с соревновательными (введение нескольких мячей, увеличение числа действий в единицу времени, предельная скорость выполнения, быстрые переключения и т. п.).

3. Выполнение технических приемов на фоне утомления (в конце занятий с определенным заданием, после интенсивных упражнений).

4. Выполнение упражнений в условиях единоборства с сопротивлением.

5. Игровой метод.

6. Сопряженный метод. Он позволяет решать задачи совершенствования техники и развития специальных качеств, а также формирования тактических умений.

7. Соревновательный метод.

Наступает стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного навыка). При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движение устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему торможению.

Методическая задача и приемы воздействия — дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижного), не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др). Совершенствование мастерства должно происходить в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена. Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторением упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при максимальном напряжении мышечных и волевых усилий.

















  1. Техническая подготовка.

По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты.

Задачи технической подготовки:

  1. Овладение основной техникой игры.

  2. Прочное освоение технических приемов.

  3. Совершенствование техники с учетом индивидуальных особенностей игрока.

  4. Совершенствование техники с учетом игровых функций волейболиста в команде.

  5. Обеспечение надежности выполнения технических приемов в тренировках и соревнованиях.

Средства технической подготовки:

  1. Подготовительные упражнения, направленные на развитие способности согласовывать движения, учитывая направление и скорость полета мяча.

  2. Подводящие упражнения.

  3. Двусторонняя игра.

  4. Контрольные игры и соревнования.

2.1. Техника нападения.

Техника нападения включает технику перемещений (разновидности стоек и перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания).

Стойки и перемещения.

Динамичность игры требует от волейболиста постоян­ной готовности к выполнению игровых приемов. Успеш­но реализовать их он мо­жет только тогда, когда своевременно принимает рациональную стойку и быстро перемещается по площадке. Каждая из стоек характеризуется сгибанием ног и накло­ном туловища.

Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

При приемах и пере­дачах мяча, летящего с небольшой скоростью, а также перед выполнени­ем удара и блокирования игрок ставит ноги на ширине плеч, одна впереди; сгибание ног и наклон туловища не­значительны, руки перед туловищем, вес тела равномер­но распределен по всей площади опоры (рис. 4). При приеме подачи, при страховке волейболист чуть больше сгибает ноги (рис. 5). При игре в защите (прием мячей, летящих с большой скоростью) игрок находится в полуприседе, туловище слегка наклонено вперед, о. ц. т. перемещен на переднюю часть опоры (рис. 6).

Перемещения игроков различны по скорости. Выполняют их ходьбой (приставным или обычным шагом), бегом или скачком. Иногда перемещения выполняют сочетанием ходьбы, бега и скачков.

Примерные упражнения для обучения технике перемещений:

1. В стойке, приставные шаги вправо, влево (шагом вперед, назад).

2. В стойке, окрестные шаги вправо, влево; двойной шаг вперед, назад.

3. Скачок вперед — назад в стойку.

4. От линии нападения двойным шагом (скачком) остановиться у сетки и поворот в стойку.

5. По лицевой линии бег из зоны 1 в зону 6, остановка, поворот к сетке в стойку.

6. В стойке перемещения по периметру площадки лицом к сетке.

7. Перемещения по зонам площадки с остановками в стойке.

8. Челночный бег от линии нападения лицом к сетке, остановка в стойке, прыжок вверх — перемещение назад спиной до линии нападения, остановка в стойке, прыжок вверх и т.д.

9. Бег от лицевой линии до линии нападения, далее боком — до сетки, другим боком до линии нападения другой стороны площадки и спиной вперед до лицевой линии (на рубежах — остановка и стойка).

10. В стойке перемещения по сигналу тренера в стороны, вперед, назад, прыжок.

11. Ловля мяча руками после перемещения разными способами, мяч партнер набрасывает неточно.

Типичные ошибки: а) ноги вместе; б) большой наклон туловища вперед; в) высокое или низкое положение рук; г)напряженное положение туловища; д) прямые ноги или глубокий присед.









2.1.1. Подачи.

Изучают подачи в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая с опоры и в прыжке, верхняя боковая. Нижние подачи в современном волейболе почти не применяются, но в массовом волейболе (занятия и соревнования в парках культуры и отдыха, санаториях, на пляжах и т.д.) они являются основным средством введения мяча в игру.

Важным элементом техники подач является подбрасывание мяча. Только после освоения структуры движения при подбрасывании мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласования работы отдельных звеньев тела в ударном движении. Техника выполнения верхней прямой подачи заключается в следующем. Исходное положение—стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч, левая впереди (для правши), мяч в согнутых руках на уровне груди, ладонь левой руки снизу, взгляд направлен на площадку соперника (рис. 34, кадр 1). Правую руку игрок отводит для замаха назад, локоть направлен в сторону-вверх. Тяжесть тела переносит на правую ногу, туловище слегка прогибает; мяч на ладони левой руки, взгляд переводит на мяч (кадр 2). Движением левой руки вверх игрок подбрасывает мяч перед собой на 0,6—0,8 м выше головы (кадр 3). Разгибая опорную ногу, тяжесть тела переносит на стоящую впереди ногу, туловище незначительно сгибает, выпрямляя руку (кисть слегка напряжена, пальцы соединены), производит удар по мячу (кадр 4). После удара кисть, сопровождая мяч, сгибается; руку опускает вниз, туловище сгибает и разворачивает влево (кадр 5

Примерные упражнения для обучения:

1. Принятие правильного исходного положения.

2. Имитация изучаемого способа подач.

3. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.

4. Из положения руки с мячом чуть ниже пояса — вскинуть мяч вперед-вверх (но не заносить за голову); в конце вскидывания не бьющую руку отвести от мяча и выполнить бросок мяча вперед (для верхних прямых подач).

5. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса замах для удара и удар по мячу с поддерживанием мяча не бьющей рукой (для верхних прямых и боковых подач).

6. В исходном положении после подброса мяча имитация ударного движения мимо мяча (для нижних подач).

7. Подача в стенку, партнера, через сетку с 3, 6, 9 м.

Ошибки при обучении:

— подброс мяча неоптимальный по высоте;

— подброс мяча не в сагитальной плоскости;

— удар по мячу неточный;

— скорость бьющей руки незначительна;

— встреча бьющей руки с мячом не на оптимальной высоте;

— неправильное исходное положение.

При совершенствовании техники подач необходимо выполнять следующие положения:

— сначала точность, потом сила;

— в одной попытке выполнять 5-10 подач;

— выполняемую подачу связывать с ее приемом, Идеальной для совершенствования подач является односторонняя игра.

Примерные упражнения для совершенствования техники подач:

1. Подачи в зоны площадки.

2. Серия подач через 5 с на точность при одинаковой удаленности цели от сетки.

3. Подача между сеткой и шнуром над сеткой (0,7 — 1м).

4. И.п. игрока в зоне подачи спиной к сетке. После подбрасывания мяча повернуться лицом к сетке и выполнить подачу в цель.

5. Серия подач на точность после имитации блокирования в зонах 3 и 2, имитации приема мяча с падением и др.

6. Подача на точность, затем перемещение в зону 5 и прием мяча в защите от игрока зоны 4. Перемещение в зону 1 — прием мяча в защите от игрока зоны 2. Перемещение в зону 6 — прием мяча в защите от тренера и на подачу.

7. Серия подач на точность — планирующая, силовая (чередовать виды и способы подач).

8. Подача в уязвимые места на площадке (6 игроков в расстановке сознательно создают уязвимые места на площадке).













2.1.2. Нападающий удар.

Атакующие удары подразделяются по направлению (по ходу направления полета мяча, когда оно соответствует направлению разбега, и с переводом, когда такого совпадения нет); по скорости полета (скоростные или силовые удары, ускоренные или кистевые, медленные или обманные); по технике выполнения (прямые — лицом к сетке и боковые — боком к сетке); по месту выполнения (у сетки и с задней линии). Знакомя учащихся с техникой нападающего удара, я выделяю в нем четыре фазы: 1 —разбег, в котором делают 1—3 шага, с жесткой постановкой ноги на пятку в последнем шаге (чаще правой) и последующим приставлением левой с одновременным движением рук вперед; 2 — прыжок, где при отталкивании очень важным является согласование движения рук с разгибанием ног; 3 — удар по мячу, производимый в высшей точке прыжка; 4 — приземление, которое должно быть мягким, на обязательно согнутые ноги.

Общая последовательность освоения атакующих ударов:

1.Укрепление костно-связочного аппарата; развитие силы мышц стопы, кистей, плечевого пояса, туловища, силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении атакующих ударов, прыгучести, пространственно-временной дифференцировки (умения сочетать игровые

действия с учетом направления и скорости полета мяча, особенно в прыжке, в безопорном положении).

2.Освоение составных частей атакующего удара: вертикального взлета при отталкивании двумя ногами; ритма разбега в три шага; заключительного удара кистью по мячу.

3.Последовательное соединение составных частей в целостном выполнении атакующего удара: разбег и отталкивание обеими ногами

(прыжок с разбега); удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) — с места, с разбега; удар по движущемуся мячу по заданной

траектории с различной скоростью (медленно — быстро) при помощи тренажера; нападающий удар после передачи мяча; соединение специальных физических качеств с составными частями прыжка и удара в целом.

4.Совершенное владение способами атакующих ударов правой и левой рукой (при ведущей роли сильной руки). Умение максимально реализовывать специальные физические качества посредством совершенной техники.

5.Умение целесообразно использовать способы атакующих ударов и нападающих действий с учетом игровой обстановки.

Примерные упражнения для обучения технике разбега и прыжка:

1. Сделать вперед широкий шаг, ставя ногу на пятку, приставить другую ногу и выполнить прыжок (в момент первого шага руки отводят назад).

2. То же, но выполнить быстро.

3. То же, но первый (стопорящий) шаг выполнить скачком.

4. То же, но выполнить с двух, трех шагов.

5.То же, но с доставанием предмета на высоте.

6. То же, но разбег с линии нападения. При прыжке обе руки махом выносятся вверх.

Примерные упражнения для обучения ударному движению руки по мячу:

1. Имитация ударного движения на месте, в прыжке, с разбега.

2. Удар по мячу кистью, стоя на коленях.

3. Удар по подвешенному на высоте вытянутой руки мячу.

4. Удар в стенку через пол на месте и в прыжке.

5. Нападающий удар в парах на месте и в прыжке (один набрасывает мяч и пасует).

6. Броски теннисных мячей через сетку на месте и с разбега.

7. Удар через сетку, стоя на возвышении, с собственного подброса.

8. То же, но мяч набрасывает партнер.

9. Удар через сетку с места в прыжке с собственного подброса (удары из разных зон).

10. То же, но мяч набрасывает партнер.

Ошибки при обучении:

— стопорящий шаг на носок;

— остановка перед отталкиванием (за исключением удара «Морита»);

— отсутствие махового движения вперед-вверх не бьющей руки;

— удар согнутой в локте рукой;

— в момент удара опускание локтя вниз;

— ранний или поздний разбег;

— неправильные ритм или разбег;

— неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп;

— медленное отталкивание;

— недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;

— приземление после удара на прямые ноги.

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара.

  1. Удар по ходу из зоны 4 с высокой пере­дачи из зоны 3. В зону 3 мяч посылают из зон 4, 6, 5.

  2. Удар по ходу из зоны 2 с высокой пере­дачи из зоны 3. В зону 3 мяч направляют из зон 2,6,1.

  3. Удар по ходу из зоны 3 с высокой пере­дачи из зоны 2. В зону 2 мяч посылают из зон 3, 6, 4, 5.

  4. Удар из зоны 4 с высокой передачи из зоны 2. В зону 2 мяч направляют из зон 3, 6, 4, 5, 1.

  5. То же, что в упр. 1—4, но удар со средних по высоте передач,

  6. То же, что в упр. 1—4, но удар с высоких и средних, удаленных от сетки на 1—2 м передач.

  7. Удары из зон 4 и 2 с передачи из зоны 3, стоя спиной к атакующему.

  8. То же, что в упр. 1—4, но удар с низкой передачи.

  9. То же, что в предыдущих упражнениях, но удары на точность (в обозначенные участки площадки, расставленные мишени).

  10. Удар с переводом вправо из зоны 4 с высокой передачи из зон 3, 2.









2.1.3. Обучение передачи сверху двумя руками.

Передача мяча сверху двумя руками осуществляется с места и после перемещения. Последовательность обучения передачам такова: вперед с опоры с места, потом после перемещения; назад за голову с опоры с места, потом после перемещения; вперед в прыжке без перемещения, потом после перемещения; назад за голову в прыжке без перемещения, потом после перемещения. Главным в обучении передачам является своевременный и точный выход к мячу.

Волейболист принимает исходное положение ( кадр 1)—руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и направлены вверх, образуя «ковш», локти направлены вперед- в стороны, ноги на ширине плеч, полусогнуты — одна несколько впереди другой, туловище слегка наклонено вперед (кадр 2). При передаче пальцы соприкасаются с мячом и, амортизируя, смягчают поступательное движение (кадр 3). Затем согласованным разгибанием рук, туловища и ног мячу придается поступательное движение вверх-вперед (кадр 4). В заключительной фазе передачи волейболист полностью разгибает руки, туловище и ноги, а кистями сопровождает мяч (кадр 5).

Подводящие упражнения

1. В положении передачи ученику несколько раз вкладывают в руки волейбольный мяч, проверяя положение рук, кистей, пальцев.

2. Передача мяча, подвешенного на шнуре: на месте вперед-вверх, над собой, назад; после передвижения вперед к мячу, под углом, после

поворота лицом к мячу.

3. Подбрасывание мяча над собой (до 1 м) и передача вперед-вверх.

4. Передача мяча, наброшенного партнером.

5. Передачи в парах.

Ошибки при обучении:

— неточный выход под мяч (мяч не перед лицом);

— большие пальцы направлены вперед;

— локти слишком широко разведены или наоборот;

— кисти рук не образуют «ковш»;

— кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.

Индивидуальные упражнения в передачах выполняют на площадке у тренировочной (гладкой) стенки.

1. Передачи над собой на месте: на заданную высоту, изменяя высоту от минимальной до максимальной; изменяя стойку: от высокой до

положения сидя и лежа; в прыжке.

2. Передачи над собой во время передвижения (ходьба, бег, приставные шаги) лицом, боком, спиной к направлению движения.

3. Передачи над собой после отскока мяча от площадки (варьирование высоты отскока).

4. Передачи в стену с 2, 3, 4, 6 м, высота на каждой дистанции увеличивается до максимальной.

5. То же, но с передвижением приставными шагами вдоль стены.

6.Передачи в стену в прыжке, чередование передач в опорном положении и в прыжке, двумя руками и одной (правой и левой).

7. Передачи мяча в стену после отскока от площадки.

8. Выполнить передачу, над собой, сесть на пол, сделать передачу в стену, встать, передача снизу в стену, сверху в стену, передача над

собой, сесть и т. д.

9. Передача в стену, передача над собой, поворот на 180°, передача в стену ) стоя спиной к ней), поворот на 180°, передача в стену и т. д.


Упражнения в передачах в парах (расстояние между игроками 6—8 м).

1. Передачи с варьированием расстояния и траектории.

2. Один ученик стоит на месте, другой посылает мяч в различных направлениях: перед ним, вправо и влево от него, за ним. Первый должен передачей точно вернуть мяч после передвижения и остановки (рис. 3). После серии передач учащиеся меняются ролями.

3. Один ученик выполняет передачу в прыжке, другой находится в опорном положении, затем они меняются ролями.

4. То же, что упражнения 1—3, но в пределах волейбольной площадки, параллельно сетке через сетку (в различных направлениях).

5. Чередование передач над собой и партнеру, стоя лицом к нему и после повороте на 180° спиной к нему.

6. Передачи в парах в движении (рис. 4): один лицом вперед, другой — спиной, оба боком вперед (один правым, другой левым). После серии передач поменяться ролями.

7. Один выполняет передачи в мишень на стене (6, 8, 10 раз — по заданию) и смотрит на партнера, который у стены показывает цифры (буквы) перед касанием мяча руками. Выполняющий передачи называет цифру (букву), партнер фиксирует правильные и ошибочные ответы. Проводится также в виде соревнования. Развивает периферическое зрение.

Групповые упражнения в передачах совершенствуют технику передачи и создают благоприятные предпосылки для формирования тактических умений.

1. Учащиеся строятся в колонну по одному лицом к учителю. Учитель передачей посылает мяч первому, тот передачей возвращает мяч учителю и идет в конец колонны. Передачи выполняют вначале на месте, затем после перемещения в различных направлениях. Прежде чем уйти в конец колонны, каждый может выполнить несколько передач.

2. Учащиеся строятся в колонну по одному в зоне 6 на расстоянии 3—5 м от сетки, учитель с мячом в зоне 4(2). Передачей учитель направляет мяч в зону 3 вдоль сетки, направляющий в колонне бежит к сетке, останавливается двойным шагом или скачком, поворачивается лицом к учителю (боком к сетке) и передачей направляет ему мяч.

3. Учащиеся, стоя во встречных колоннах (по 2—4 человека), передают мяч на различное расстояние (2—8 м) и различную высоту (от горизонтальных передач до максимально высоких). Расстояние и высота траектории варьируются.

4. Передача во встречных колоннах у сетки (параллельно ей) и через сетку в зонах — 4—2 (3, 4, 6, 1, 5); 3—2 (3, 4, 1, 6, 5); 2—4 (3,2,6,1,5). После передачи учащийся бежит во встречную колонну.

5. То же, но передачи с прыжка.

6. Игроки располагаются, как на рис. 5. Игрок 2 выполняет передачу игроку 1 и бежит на его место. Игрок 1 выполняет передачу игроку 3 и

бежит на его место. Расстояние и траектория передачи варьируются: чем ниже траектория и больше расстояние, тем сложнее условия, тем выше нагрузке.

8. Игроки располагаются, как на рис. 6. Игрок 1 выполняет передачу игроку 2, тот игроку 3, стоя спиной к нему. Игрок 3 выполняет высокую передачу игроку 1.

9. То же, но игроки 1 и 3 выполняют передачу игроку 2, который после передачи за голову поворачивается на 180° (к игроку с мячом).

10. То же, но передачу выполняют в прыжке (вначале один, затем двое и трое).

11. То же, что упражнения 8—10, но у стенки.

12. Учащиеся располагаются в зонах 6—3—4, из зоны 6 передача в зону 3, из зоны 3 — в зону 4, в зоне 4 передача над собой, затем в зону 6. И т. д. Варианты расположения игроков в зонах: 6 (5)—3—2 (в зоне 3 передача за голову); 6—2—4, 6(1)—3—4 (в зоне 3 передача за голову); 6—4—2.

Обучение передаче мяча стоя спиной к цели.

Для выполнения передачи мяча сверху двумя руками стоя спиной к цели (назад за голову) необходимо сделать выход под мяч таким образом, чтобы он находился над головой. Принимая исходное положение стоя боком к сетке, игрок поднимает руки выше, чем при передаче вверх-вперед, кисти располагает тыльной частью над головой, наклоняя ее назад, что обеспечивает лучший контроль передачи. Устойчивое положение ног (одна из них — обычно левая — впереди) позволяет туловищу несколько сместиться назад. В начале выполнения передачи игрок разгибает ноги, одновременно прогибаясь в грудной и поясничной частях туловища. Передача осуществляется за счет движения рук в плечевых суставах, а необходимый угол взлета мяча задается и регулируется величиной прогибания игрока.

Обучение передаче провожу целостным методом, используя следующие примерные упражнения.

1. Имитация приема на месте, используя набивной мяч.

2. Подбрасывание набивного мяча над собой с последующим поворотом на 180°и ловлей мяча.

3. В парах. Первый с набивным мячом в руках принимает исходное положение для передачи за голову, затем, разгибая руки и ноги, выполняет

бросок мяча за голову партнеру. Второй ловит мяч и выполняет, то же задание. Следить за тем, чтобы вначале мяч находился над головой, а при

броске партнеру двигался под определенным углом.

4. В тройках. Первый набрасывает волейбольный мяч броском снизу игроку, находящемуся в центре. Tот после выхода на мяч выполняет передачу за голову находящемуся сзади партнеру и поворачивается на 180° лицом к нему, чтобы передать направленный третьим игроком мяч в обратном направлении первому партнеру.

5. То же, но игроку в центре мяч посылают волейбольной передачей. После 3—4 передач по сигналу педагога его меняют.

6. В тройках. Первый посылает мяч игроку в центре. Тот выполняет передачу назад за голову третьему игроку, который возвращает мяч первому игроку над партнером в центре. Первый и третий игроки могут располагаться в колоннах и меняться.

Упражнения для тренировки связующего.

1. Игроки 1 и 2 направляют мяч игроку 3 передачей, ударом одной рукой (рис. 7), Игрок 3 осуществляет прием мяча снизу или сверху двумя руками, в опорном положении или с последующим падением. Расстояние между игроками 1 и 2 постепенно увеличивают.

2. То же, но игрок 3 выполняет передачу двух мячей назад, за голову игроку 4, который передачей направляет мяч игрокам 1, 2.

Упражнения 1 и 2 выполняют вне сетки и у сетки в различных зонах. Двумя мячами трудно выполнять упражнение слаженно, поэтому игрокам 1 и 2 разрешается ловить и набрасывать мяч, чтобы упражнение шло без остановок из-за падений мяча,

3. Игроки располагаются, как на рис. 8а. Игрок 1 передачей направляет мяч в зону 6, куда выходит игрок 2 (связующий) и передачей «для нападающего удара» возвращает мяч в зону 4. Игрок 1 передачей направляет мяч в зону 3, куда выбегает игрок 2 и выполняет передачу «на удар» в зону 4 (рис. 8 6).

4. То же, но игрок 1 в зоне 2, связующий выполняет передачу в зону 2.

5. И. п., как в упражнении 3. После передачи мяча из зоны 4 в зону 3 игрок 1 бежит в зону 2, а связующий в зоне 3 выполняет передачу в зону 2, стоя спиной к ней, после чего поворачивается на 180°. Дальше, как в упражнении 4. После передачи из зоны 2 в зону 3 игрок бежит в зону 4, а связующий выполняет туда передачу, стоя спиной к ней.

6. Расположение игроков, как на рис. 9 а. Игрок 1 передачей направляет мяч в зону 3, куда выходит игрок 2 (связующий) и выполняет передачу в зону 4. Из зоны 4 (рис. 9 б) игрок 1 передачей посылает мяч на линию нападения (3 м от сетки), связующий выбегает туда и в положении спиной к зоне 2 выполняет а нее передачу игроку 3. Игрок 3 выполняет передачу в зону 3 и т. д. То же, но в другую сторону (рис. 9 в, г).

7. Нападающие располагаются в зонах 4, 3, 2, связующий в зоне 1 (рис. 10). Учитель с противоположной стороны площадки передачей посылает мяч через сетку одному из трех игроков. Тот кому направлен мяч, передачей посылает его к сетке на границу зон 3 и 2. Связующий выходит к сетке и выполняет передачу в зону 4, 3 или 2, стоя спиной. После передачи связующий возвращается на место, а игрок, которому направлен мяч, отправляет его через сетку (в опорном положении или в прыжке) учителю. Упражнение выполняют непрерывно. Затем связующий делает выход к сетке из зон 6 и 5 соответственно в зону 3 и на границу зон 4 и 3, туда же направляется мяч при приеме от учителя.

8. То же, но связующий после каждой передачи меняет зону выхода: после выхода из зоны 1 и передачи идет в зону 6, после выхода

из зоны 6 идет в зону 5 и т. д.

9. То же, что в упражнениях 5—8, но связующий у сетки выполняет передачу в прыжке.

10. Упражнения, в которых передача связующего завершается атакующим ударом. Упражнения в передачах надо сочетать с упражнениями, приближающимися по условиям к игровым. Это достигается в процессе интегральной подготовки.

















    1. Техника защиты.

Защитные действия волейболиста складываются из техники перемещений, стоек и техники владения мячом (прием мяча после подачи, нападающего удара и блокирования).

Прием мяча снизу двумя руками.

Прием мяча двумя руками снизу используют при приеме подачи, при игре в защите, в том числе и при страховке и перебивании через сетку мячей, летящих далеко за пределами площадки. Техника выполнения его заключается в следующем.

Находясь в положении готовности ноги на ширине плеч или шире, параллельны или одна впереди другой, согнуты в коленях, руки выпрямлены и направлены вперед-вниз, локти приближены друг к другу, предплечья супинированы, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед (кадр 2). Осуществляя прием, игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним (кадр 3). Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям рук (кадр 4). Движение прямыми руками вперед-вверх производят только в плечевых суставах. Туловище выпрямляют, ноги активно разгибают. Движение, сопровождающее мяч, выполняют дальнейшим разгибанием ног и туловища, а также плавным смещением рук вперед-вверх вслед за мячом (кадр 5).

Примерные упражнения для обучения:

1. В и.п. — имитация приема перед собой и сбоку.

2. То же, но после перемещения.

3. В паре: один кладет мяч на предплечья другому и слегка давит на мяч; второй имитирует прием.

4. В паре: один набрасывает мяч точно перед вторым игроком, тот отбивает его снизу двумя руками.

5. То же, но мяч не доброшен.

6. То же, но мяч набрасывается в сторону от игрока.

7. В паре, от лицевой линии: один ударяет мячом об пол, второй перемещается к мячу и подбивает мяч снизу двумя руками над собой.

8. То же, но второй игрок после приема мяча снизу над собой поворачивается кругом и передачей сверху двумя руками возвращает мяч партнеру.

9. В паре: один осуществляет нападающий удар, другой принимает мяч снизу двумя руками.

10. То же, но после нападающего удара через сетку с собственного подбрасывания.

11. Прием мяча, переброшенного через сетку.

12. То же, но после подачи через сетку с 3, 6, 9 м.

Ошибки при обучении:

— в момент приема руки согнуты в локтях;

— руки почти параллельно полу;

— резкое встречное движение руками к мячу;

— при приеме мячей сбоку плоскость рук не под углом к полу;

— прием мяча кистями рук (на кулачки);

— туловище отклонено назад.

Прием мяча одной рукой с падением вперед — изучается только после приобретения определенной физической формы (достаточный уровень развития ловкости, гибкости, быстроты, силы мышц плечевого пояса). После перемещения из низкого исходного положения (рис. 52, кадр 1) игрок переносит тяжесть тела на выставленную вперед и согнутую в коленном суставе ногу, руки для замаха отводит назад (кадр 2). Выставленную вперед ногу разгибает, тяжесть тела переносит вперед, подальше за опору, руки выносит вперед и подбивает мяч (кадр 3). После касания мяча волейболист опускает руки вниз для упора, прогибается (кадр 4) и, согнув руки, приземляется на грудь и перекатывается на живот. Обучать этому приему следует хорошо физически подготовленных игроков и для безопасности вначале на матах.

Примерные упражнения для обучения:

1. Лежа на груди, вынести руки в стороны, прогнуться в грудной и поясничной частях туловища, согнуть в коленях ноги, отвести их назад и выполнить покачивание на груди.

2. Один игрок в упоре лежа на руках, другой держит его за голеностопные суставы. Первый игрок сгибает руки и выполняет перекат на груди.

3. С одного шага из низкой стойки игрок толчком одной ногой выполняет перекат на груди (на мате).

4. В парах: один против другого. Один в положении глубокого приседа. Партнер набрасывает мяч впереди игрока, который выполняет удар по мячу и далее падение с перекатом на грудь-живот-бедра (на мате).

5. То же, но мяч набрасывается чуть дальше от игрока, который делает шаг-выпад к мячу, ударяет по нему и одновременно отталкиваясь сзади стоящей ногой, выполняет перекат на грудь-живот-бедра (на мате).

6. То же, но мяч набрасывается по разным направлениям, с различной скоростью и траекторией полета.

Ошибки при обучении:

— высокая стойка перед приемом;

— перед приземлением нет прогиба в поясничной области туловища;

— приземление на прямые руки;

— ноги перед приземлением не сгибаются в коленных суставах.

Прием мяча снизу одной рукой с падением — перекатом на бедро-спину широко применяем женщинами-волейболистками, когда мяч летит в стороне от игрока или падает перед ним. Перед выполнением приема волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча на согнутых ногах. После нескольких приставных или обычных шагов игрок делает последний шаг-выпад в сторону летящего мяча. Во время перемещения волейболист постепенно снижает центр тяжести туловища вниз, к бедру опорной ноги. Рука вытянута вперед-вниз в сторону приближающегося мяча (подготовительная фаза). В основной фазе игрок продолжает сгибание ноги, находящейся в выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от поверхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающийся мяч. После этого в заключительной фазе следует приземление с опорой на руки, бедро и перекат на спине с переворотом через левое (правое) плечо и выходом в положение упора лежа.

Примерные упражнения для обучения:

1. Имитация приема с одного шага-выпада в сторону;

2. То же, но после двух-трех шагов;

3. Прием мяча наброшенного партнером после одного шага-выпада;

4. То же, но после двух-трех шагов;

5. То же, но после удара мяча партнером.

Подбивание мяча, отскочившего от сетки, — выполняется одной и двумя руками. Отскок мяча почти отвесный. Стойка перед выполнением приема предельно низкая, расположение игрока близко к сетке. Удар по мячу одной рукой наносится напряженной ладонью, тыльной стороной кисти или ребром ладони, стоя лицом или боком к сетке.

Обучение — многократные броски мяча в сетку с попытками подбивания над собой или возврата мяча в глубину площадки одной или двумя руками.

Ошибки при обучении:

— высокая стойка перед выполнением приема;

— игрок не видит полета мяча;

— при подбивке одной рукой кисти не напряжена.

Совершенствование приема нападающих ударов целесообразно разбить на две группы упражнений:

группа А — прием нападающих ударов не в игровых условиях (удары не через сетку);

группа Б — прием нападающих уд аров, выполняемых через сетку.


Примерные упражнения группы А:

1. В парах: один бьет, другой принимает мяч.

2. То же, но прием после поворота на 360°

3. То же, но прием мяча после кувырка.

4. В парах: прием силовых и обманных ударов.

5. То же, но после приема игрок обегает партнера, который в это время выполняет две-три передачи над собой.

6. В тройках: игроки стоят в линию (игрок в центре без мяча). Прием мячей центральным игроком с поворотом на 180°

7. Четыре игрока с мячами стоят в углах одной стороны площадки, пятый — в середине площадки. Поочередные удары в игрока, стоящего в центре площадки.

8. И.п. четырех игроков с мячами — на лицевой линии в 2 м друг от друга, пятый — на линии нападения против левофлангового. Прием поочередных ударов, перемещаясь по линии нападения.



Примерные упражнения группы Б:

1. И.п. защитника — в зоне 6. В зависимости от направления н/у защитник перемещается в ту или иную зону для приема мяча.

2. И.п. двух защитников — в зоне 5, а нападающих игроков с мячами—в зонах 4 и 2. Н/у из зоны 2 в 5 — прием мяча первым защитником и быстрое перемещение в зону 4 — прием мяча от игрока зоны 4; перемещение защитника по линии нападения в зону 2 и прием мяча от перемещение защитника по линии нападения в зону 2 и прием мяча от игроки зоны 2; перемещение защитника и зону 1 и прием мяча от игрока зоны 4. Это же задание выполняет и второй защитник. Н/у с собственного подбрасывания.

3. Прием н/у, выполненных из-за линии нападения.

4. Прием н/у игроками зон 1, 5, 6 на закрытой сетке.

5.Н/у против группового блока. Игрок зоны 6 страхует, игроки зон 1 и 5 выходят из-за блока и принимают мячи

6.Прием нападающих ударов в зоне 5 и страховка троком зоны 1. Н\у силовые и обманные.

7. Страховка в зоне 4 после выполнения подачи.




2.2.1. Блок.

Игрок стоит лицом к сетке, около нее, ноги согнуты в коленях, стопы параллельны, руки согнуты в локтях, кисти перед грудью. Выпрямляя ноги, игрок выполняет прыжок вертикально вверх, руки выносит над сеткой так, чтобы они остались несколько согнутыми в локтях, а кисти рук находились выше верхнего края сетки. При приближении мяча руки, разгибаясь в локтях, движутся навстречу мячу вперед-, вверх. Касание мяча происходит на стороне нападающего. Амортизируя нападающий удар, кисти направляют мяч на сторону соперника.

Обучение блокированию рекомендуется проводить расчлененным методом:

1) вынос и постановка кистей рук над сеткой;

2) вертикальный прыжок у сетки с места;

3) блокирование после перемещения;

4) приземление после блокирования.

Формирование навыков блокирования осуществляется по мере освоения

учащимися подготовительных и подводящих упражнений.

Подготовительные упражнения:

1. Подскоки на месте с махом и выносом рук вверх. Выполнять у стенки или сетки, не касаясь их туловищем.

2. То же, но с отягощением (набивной мяч или пояс с песком).

3. Из низкого приседа быстрое выпрямление ног со взмахом рук.

4. То же, но с прыжком и выносом рук вверх.

5. Подскоки на месте, касаясь руками стены или верхнего края сетки.

6. Соскок с возвышения (60 см) с последующим прыжком и выносом рук вверх, пальцы ведены (между кистями не должен проходить волейбольный мяч).

7. Прыжки вверх с выносом рук вверх после передвижения приставными шагами вдоль стенки или сетки.

8. После 2—3 приставных шагов вдоль сетки 4—5 прыжков вверх с постановкой рук для блока.

9. Перемещение вдоль сетки приставными шагами с последующей остановкой и принятием исходного положения для блока. То же с прыжком вверх.

10. В парах. Перемещение вдоль сетки с последующей остановкой и блокированием, касаясь мяча, удерживаемого партнером над сеткой.


Подводящие упражнения.

1. Блокирование, стоя на гимнастической скамейке при сниженной сетке (мяч теннисный или матерчатый), нападающего удара из зон

2, 3, 4. Атакующий бросает мяч через сетку. Следить за положением кистей.

2. Блокирование в прыжке после перемещений влево (вправо) вдоль сниженной сетки.

3. То же, но при нормальной высоте сетки.

4. Нападающие удары выполняют поочередно три игрока, стоящие на гимнастической скамейке с мячами в руках. По команде «три» нападающий

удар наносит игрок зоны 3, по команде «два» —игрок зоны 2, по команде «четыре» — игрок зоны 4. Трое блокирующих, расположенных напротив нападающих, поочередно выполняют одиночное блокирование в зонах 4,3,2.

5. То же, но один блокирующий, быстро перемещаясь вдоль сетки, выполняет блокирование в зоне, соответствующей очередности команд.

6. То же, но блокирование групповое.

7. Блокирование одиночное и групповое после нападающего удара из различных зон с собственного подбрасывания.

Ошибки:

— несвоевременность прыжка на блок (неправильная оценка высоты передачи и действий нападающего игрока);

— маховое движение руками перед прыжком;

— пальцы и запястья рук при блоке не напряжены;

— пальцы при блоке не разведены;

— статическая стойка перед прыжком.

Техника группового блокирования (2-3 игрока) предполагает согласованность действий игроков. На этой основе и строится методика обучения.

Примерные упражнения для обучения:

1. Имитация блока на месте в паре.

2. То же, но после перемещения влево-вправо на один приставной шаг.

3. То же, но после перемещения игрока из зоны 3 к игроку зоны 2 (4).

4. То же, но игрок зоны 2 (4) перемещается в зону 3.

5. Групповое блокирование в зоне 2 (4) нападающих ударов, выполненных игроками с собственного подбрасывания.

6. То же, но нападающий удар после второй передачи из зоны 3,2.

7. То же, но исходное положение одного блокирующего в зоне 3.

8. То же, но направление передачи на удар неизвестно (или в зону 4, или в зону 2).





  1. Физическая подготовка


Какие физические качества и в каких сочетаниях можно развивать в одной тренировке, используя как основные упражнения, так и вспомогательные?

Доказано, что положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии выполняются:

— упражнения на быстроту, затем на специальную выносливость;

— скоростно-силовые упражнения, затем на общую выносливость;

— упражнения на специальную выносливость (в небольшом объеме), затем на общую выносливость;

— упражнения на ловкость, затем на взрывную силу;

— упражнения на быстроту, затем на силу;

— упражнения на ловкость, затем на быстроту;

— упражнения на силу, затем на общую выносливость;

— упражнения на совершенствование техники-тактики игры до или после развития одного или двух физических качеств.

Разнонаправленные упражнения могут повторяться по дням недели ( в каждом микроцикле) с разной частотой.

Прирост прыгучести наблюдается при выполнении упражнений с незначительными отягощениями — через день, а без отягощения полезно давать прыжковые упражнения (в небольшом объеме) — ежедневно.

Ежедневная тренировка общей выносливости, силы мелких мышечных групп, гибкости без отягощений дает положительный эффект, а упражнения на специальную выносливость применять в тренировках как минимум через день.

При развитии взрывной силы с помощью основных упражнений надо подбирать такие отягощения, которые не приводили бы к нарушению двигательной структуры технических приемов. Оптимальным считается отягощение весом до 40% от максимального.

Тренировочное занятие, направленное на развитие быстроты лучше проводить вечером, когда работоспособность организма обычно наибольшая. В течение недельного микроцикла оптимальным считается 2-4 занятия на быстроту.

Для усиления эффекта развития двигательных качеств (кроме специальной выносливости) занятие с определенной преимущественной направленностью может повторяться 2—3 дня подряд. Например:

1-й день — развитие быстроты и взрывной силы и решение главной задачи тренировки;

2-й день — то же, что и в 1-й день;

3-й день — то же, что и в 1-й день.

Упражнения, направленные на развитие быстроты и ловкости, рекомендуется включать в первую часть занятия.





























Литература.


  1. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. — 368 с., ил.

  2. Юный волейболист. Клещев Ю. Н., Фурманов А. Г., — М.: Физкультура и спорт, 1979.— 231 с. с ил.

  3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2

  4. Интернет-ресурсы:

Teaching And Training Passing

Volleyball technik training

6 skills blocking full

Art of Coaching Volleyball

Volleyball Defense Drill - Stop and Freeze

Team Defensive Systems AAU Coaching Girls Volleyball Series: Winning Offensive Systemsтактика

AAU Coaching Girls Volleyball Series: Winning Offensive Systems

All Access Nebraska Volleyball Practice with John Cookтактика

University of Illinois Defensive Concepts

Jim Stone's Volleyball Training Solutions

Practice Planning Organization, and Demonstration
























Приложение 1


Упражнения на развитие физических качеств, необходимых при выполнении передачи:

1. Во время передвижения (ходьба, бег, приставные шаги) сгибание и разгибание пальцев рук, сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями.

2. У стены в упоре стоя сгибание и разгибание рук, ладони пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены. Расстояние до стены постепенно увеличивается. Стремиться к тому, чтобы опираться о стену расставленными пальцами.

3. Отталкивание ладонями и пальцами от стены одновременно двумя руками и попеременно правой и левой.

4. В упоре лежа передвижение вправо и влево, носки на месте, одновременно переставляя руки и ноги, ноги удерживает партнер.

5.Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа, при касании ладонями пола согнуть руки.

6. С набивным мячом (вес 1 кг): тыльное сгибание и разгибание в лучезапястных суставах; вращение мяча вниз-назад-вверх-вперед;

многократные броски мяча в сторону, вверх, вперед, назад и ловля (особое внимание уделять заключительному движению кистями и пальцами); многократные передачи мяча в стену, над собой.

7. Упражнения с кистевым эспандером, гантелями, сжимание теннисного мяча.

8. Ведение баскетбольных мячей правой и левой рукой одновременно.

9. Передачи (как в волейболе) в стену гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей.

10. Различные сочетания упражнений 1—9.

Большое значение имеют групповые упражнения в бросках и ловле набивных мячей. Построение упражнений такое же, как в групповых тактических действиях в нападении и защите, где имеют место взаимодействия партнеров в игре. В таких упражнениях совершенствуются навыки передвижения и качества, необходимые при передаче. Наряду с этим учащиеся осваивают направление полета мяча при приеме его от соперника и на своей площадке, что значительно облегчает выполнение упражнений в передачах волейбольного мяча, освоение тактических комбинаций в нападении и взаимодействий в защите.







Приложение 2


Нападающий удар.

Общеразвивающие и подготовительные упражнения

1. Из положения спиной, боком, лицом к гимнастической стенке упражнения с резиновым амортизатором для плечевого пояса; то же на

тренажере.

2. Упражнения с гантелями для плечевого пояса: круговые движения; поднимание рук вверх, отведение назад и сгибание в локтевых суставах; встречным энергичным движением поднимание вверх и движение вперед.

3. Жим штанги (в станке) лежа (учащиеся старших классов, до 30 % от собственного веса).

4. Приседание со штангой (мешок с песком) до 50 % от собственного веса.

5. Лежа на скамейке (наклонной доске), сгибание и разгибание туловища.

6. Наклоны, вращение туловища, держа на плечах мешок с песком весом 6—15 кг.

7. Приседание, затем быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с 1—2 набивными мячами в руках; то же с прыжком вверх.

8. Из глубокого приседа на одной ноге на гимнастической стенке, другая нога опущена вниз, руками держась за стенку, быстрое разгибание опорной ноги.

9. Упражнение для кистей на тренажере —вращательными движениями поднимание и опускание груза.

10. Сжимание кистью теннисного мяча (кистевого эспандера).

11. Отталкивание от стены: обеими руками одновременно; попеременно правой и левой рукой.

12. В упоре лежа передвижение на руках по кругу вправо, влево, ноги на месте.

13. В упоре лежа передвижение вправо и влево, одновременно переставляя руки и ноги (приставные шаги).

14. Вырывание и выкручивание набивного мяча у партнера.

15. Броски набивного мяча весом 1 —2 кг из-за головы обеими руками, одной рукой над головой («крюком»).

16. Кистевые броски набивного мяча весом 1 кг — одной (правой, левой) и обеими из положения руки вверх.

17. Броски литых резиновых (теннисных, наполненных свинцовой дробью) мячей, стоя на месте и в прыжке.

18. Удары кистью (рука горизонтально) по набивному мячу весом 1 кг либо гандбольному мячу, стоя на коленях на гимнастическом мате.

19. В прыжке бросок набивного (баскетбольного) мяча в стену, затем приземление, прыжок и ловля мяча в прыжке.

20. В прыжке броски набивного мяча весом I кг в стену из-за головы обеими руками; то же через сетку (на силу, точность, с места

и с разбега).

21. Метание теннисных мячей через сетку в прыжке — на точность, на силу.

22. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом, боком, спиной вперед.

23. То же с отягощением (набивные мячи в руках, мешок с песком на плечах).

24. Спрыгивание с гимнастического коня (стенки) на гимнастический мат (мальчики).

25. Спрыгивание с высоты 40—80 см с последующим прыжком вверх.

26. Прыжки с места, с разбега и доставание предметов (набивных, волейбольных, теннисных мячей), подвешенных на различной высоте.

27. Сочетание перечисленных выше упражнений с перемещениями различными способами в ответ на условные сигналы.





33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!