СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к занятию учителя-дефектолога по формированию умений ФГВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлены для учителей-дефектологов, преподавателей начальной школы, педагогов работающих по адаптированным программам с детьми с ОВЗ, умственной отсталостью (в легкой, умеренной степени).

Автор-составитель: учитель-дефектолог, 1 категории,  МКОУ Имисской СОШ № 13, Е. В. Герасименко.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к занятию учителя-дефектолога по формированию умений ФГВЗ»

Центр непрерывного повышения профессионального

мастерства педагогических работников

Красноярский институт повышения квалификации










Методические рекомендации

к занятию по формированию умений ФГВЗ





Выполнила слушатель

трека «Функциональная «грамотность» в области здоровья»

(Здоровьесберегающая грамотность), учитель-дефектолог МКОУ Имисской СОШ № 13,

Е.В. Герасименко









2021 г.

Аннотация

Методические рекомендации к проведению занятия по формированию умений ФГВЗ, организации формирования умения оценивать состояние среды как ЗС, умения организовать среду как ЗС и умения применять ЗСТ как составляющую образа жизни, состоят из аннотации, сведения об авторе, пояснительной записки, содержания, заключения, списка рекомендуемой литературы по данной теме, приложения.

Составлены для учителей-дефектологов, преподавателей начальной школы, педагогов работающих по адаптированным программам с детьми с ОВЗ, умственной отсталостью (в легкой, умеренной степени).



Автор-составитель: учитель-дефектолог, 1 категории, МКОУ Имисской СОШ № 13, Е. В. Герасименко.


















Оглавление

1. Пояснительная записка 4

2. Содержание 5

2.1 Общие сведения 5

2.2 Основная часть 6

2.3 Методические рекомендации 8

3. Заключение 12

4. Литература 13

Приложение 1. 14

Приложение 2. 16

Приложение 3. 17





















  1. Пояснительная записка

Ценность жизни и здоровья ребёнка является приоритетной для каждой семьи, для общества и государства. Поэтому возникает ряд актуальных научно-методических проблем по воспитанию и обучению школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в современной социально-информационно-культурной ситуации развития общества привить им основы функциональной грамотности в сфере здорового образа жизни.

Цель составления методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам в разработке и проведении занятий по ФГВЗ.

Ожидаемый результат: овладение педагогами опытом проведения занятий и уроков из области ФГВЗ.

Актуальной является разработка дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности младших школьников, а также умственно-отсталых школьников (лёгкая или умеренная степень) основного звена в сфере здорового образа жизни, так как структура конспекта занятия из области ФГВЗ отличается от традиционных форм написания конспектов.

В качестве примера таких занятий предлагается данная разработка, конспект занятия и технологическая карта.

Занятие направлено на ознакомление с правилами здорового образа жизни, отработку здоровье-сберегающих технологий, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Полученные знания и умения из области «Функциональной «грамотности» в области здоровья», далее ФГВЗ, практико-ориентированы и применимы самостоятельно обучающимися в повседневной жизни.








  1. Содержание
2.1 Общие сведения

Современное общество уже не удовлетворяет традиционная система образования, в которой критерием оценки эффективности образовательной деятельности служит только обученность и воспитанность детей.

В условиях современной организации образовательно-воспитательного процесса здоровье - цель, объект и результат деятельности. Забота о здоровье участников образовательного процесса становится фактором повышения инвестиционной привлекательности и условием выживания школы.

Основной целью образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, должно стать формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, использование здоровьесберегающих технологий. Это должно стать целью деятельности не отдельных педагогов (например, психологов, дефектологов, учителей физкультуры или валеологов), а всего педагогического коллектива школы.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная система приемов, методов, технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся в условиях конкретной образовательной среды, формирование у них культуры здоровья.

Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как возможности персоны прочитывать, осознавать, оформлять элементарные краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность есть атомарный уровень познаний, умений и способностей, гарантирующий нормальную деятельность персоны в концепции социальных взаимоотношений, какой является по минимуму важным для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде.


Среда как здоровьесберегающая - это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на здоровье.

Школьная среда как здоровьесберегающая - это мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов, связанных с инфраструктурой школы и организацией учебного процесса, применение ЗСТ.

Способ, лежащий в основе умения: анализ факторов среды, влияющих на здоровье (СанПиН, SACERS, модель ЗСС).

2.2 Основная часть

При подготовке к занятию (уроку) с использованием здоровьеформирующего компонента мы:

1. Проанализировали содержание конкретной темы учебного предмета с точки зрения его возможностей формировать ценности здорового образа жизни школьников.

2. Подобрали, в соответствии с профилем учебного предмета, конкретные факты, задания, задачи, упражнения, направленные на формирование культуры здоровья школьников.

3. Разработали сценарный план занятия (урока) в соответствии с задачей приобщения учащихся к культуре здоровья (См. приложение № 1.)

Моделируя занятие (урок) здоровья, учитывали различия между традиционным занятием (уроком) и занятием (уроком) здоровья.





















Традиционный урок (занятие)

Урок здоровья (занятие)

Тема урока


Тема урока (имеет отношение к ребенку)

«Здоровьесохранение» (для детей название).

В конспекте пишем «Здоровьесбережение».

Цели и задачи урока

образовательные

развивающие (память, речь, мышление)

воспитательные (любовь к …, патриотизм, коллективизм)

Цель урока (имеет отношение к ребенку)

формирование функциональной грамотности в области здоровья.



Уровни усвоения:

отношение (сформировать убеждение о необходимости бережного отношения к своему организму)

представления (сформировать убеждение о…)

способы поведения (привить привычку соблюдать правила личной гигиены…)

Организационный момент

Мотивация (детям сообщается цель урока)

Проверка домашнего задания


Ритуал приветствия

Мотивация (на протяжении всего занятия прослеживается связь того, о чем говорится с потребностями детей)

Проверка домашнего задания (рефлексия, эмоции детей)

Подготовка к объяснению нового материала (устный счет, разбор предложения)

Объяснение нового материала

Вводная часть (актуализация представлений учащихся, их отношения, стратегий и технологий)

Основная часть (формирование представлений; методы: игра, беседа, аукцион идей)

Первичное закрепление (упражнения на новую тему)

Самостоятельная работа на новую тему

Итог урока (чем мы занимались? что изучили?)

Домашнее задание

Заключительная часть (отработка личной стратегии)

Итог урока (обобщение)

Домашнее задание (с привлечением к выполнению близких взрослых)







2.3 Методические рекомендации

Перед тем как составлять конспект занятия в области ФГВЗ нами была поставлена цель занятия: формирование функциональной грамотности в области здоровья.

Далее необходимо было продумать шаги реализации данной цели, то есть задачи. В задачи мы решили поставить умения ФГВЗ (14, 15 и 16). Мы считаем, что научив детей умениям ФГВЗ мы достигнем нашей цели.

Планируемые задачи:

- научить оценивать среду как ЗС;

- научить организовать среду как ЗС;

- научить применять ЗСТ как составляющие образа жизни;

- дать знания о факторах, укрепляющих здоровье, гигиена рук;

- оценить своё эмоциональное состояние в конце занятия.

Вид занятия: ознакомление.

Форма занятия: беседа.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический.

Приёмы:

  • создание проблемных ситуаций – постановка проблемных вопросов;

  • формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций – высказывание предположений о причинах явлений, о связях между событиями.

Словесный метод – это беседа, рассказ, объяснение.

Проблемно-поисковые методы обучения базируются на:

- обеспечении достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

- обеспечении посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами;

- значимости информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого;

- необходимости доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися.

Алгоритм формирования навыков имеет следующую структуру:

- Анализ окружающей обстановки;

- Оценка полученной информации;

- Обработка поступившей информации;

- Действие согласно обработанной информации.

- Проба: реальная или смоделированная ситуации, где путем воспроизведения по памяти или в воображении проигрывается ситуация аналогично сложившейся.

- Дифференциация. Мы обращаем внимание на различие окружающей обстановки. «Как было бы, если бы не знали (не делали)?» и «Как будет, когда знаете, будете делать?»

- Автоматизация. Мы закрепляем вновь полученные навыки. «Как могло бы быть, если бы не было наших действий»

- Вывод. О том, что несложными манипуляциями в действительности можно формировать окружающую среду как здоровьесберегающую.

Так как занятие рассчитано на умственно отсталых школьников или учеников 1-2 класса, все термины мы рекомендуем заменить на понятные для данной категории детей слова. Например, здоровьесбережение заменить словом здоровьесохранение. Дети понимают слово здоровье и слово сохранить, поэтому термин здоровьесохранение им будет более понятен, чем здоровьесбережение. Здоровьесберегающая среда мы рекомендуем заменить на термины: место сохраняющее здоровье или здоровьесохраняющее место.

Способы взаимодействия необходимо продумывать с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к занятию учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Перед занятием проверить ручки окон, в какой мере легко открываются окна, не сломаны ли рычаги, ставящие окно на проветривание. Приготовить заранее необходимый методический материал: кружки, диаметром 5 мм, пустые кружки для смайликов (оценивание эмоционального состояния в начале занятия и в конце), клей карандаш, изображения смайликов для наглядности на каждый стол с обучающимися, изображения (карточки) этапов занятия, карточки-задания с предложением.

На этапе 2. «Актуализация знаний и постановка задачи занятия» мы рекомендуем обратить внимание детей на то что, все нормальные, грамотные люди обладают грамотностью в области здоровьесохранения! «То есть они умеют себя вести в жизни так, чтобы сохранить себе здоровье и, возможно окружающим».

Фразу про нормальных грамотных в вопросах здоровьесохранении людей мы рекомендуем повторять на каждом этапе занятия, в начале или в конце этапа. В сознании детей должно закрепиться понятие, о том, что здоровье сохраняют все нормальные, грамотные люди. В этом моменте мы предполагаем, что данная фраза будет стимулировать мотивацию обучающихся к становлению грамотными в области здоровьесбережения.

На этапе 4. «Первичное осмысление и применение знаний» мы рекомендуем спросить детей, кто уже ставил окна на проветривание? Просим показать для тех, кто это действие не выполнял. Таким образом, дети, которые никогда это действие не выполняли, стесняются или боятся это делать, увидят, что их сверстники легко справляются с этим заданием и тоже захотят попробовать выполнить это задание, а если инициативу не проявят, то, по крайней мере, не будут отказываться повторить, то, что сделал его сверстник.

На этапе 5. «Работа с предложением» после того как педагог расскажет историю этого предложения, (См. приложение № 2) можно предложить ученикам показать, как они моют руки мылом. Можно имитировать мытьё рук (пантомимой), а можно пройти к мойке и всем продемонстрировать, как они выполняют это действие.

На этапе 6. ЗСТ «Гимнастика для глаз» необходимо чётко соблюдать время проведения упражнений и следить за состоянием здоровья обучающихся. Так как дети такие упражнения выполняют (возможно) в первые, у них может закружиться голова. Поэтому для начала можно ограничиться двумя, тремя подходами. В дальнейшем количество подходов и времени выполнения упражнений для глаз можно увеличивать (постепенно), на следующих занятиях.

Занятие должно проходить в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. В конспекте в каждом этапе занятия прописано время проведения. (См. приложение № 1)

Домашнее задание в конце занятия не задаётся, но можно предложить дома продемонстрировать родителям полученный навык открывания окон на проветривание (для тех, кто не умел этого делать до этого занятия), показать родителям одно из упражнений гимнастики для глаз.

На этапе 7. «Итог занятия (рефлексия)» детям выдаются три карточки с изображениями главных этапов занятия: окно, глаз, мыло. Необходимо положить перед детьми эти карточки хаотично, не в том порядке, как проходило занятие.

Согласно «Методическим рекомендациям по интеграции здоровьеформирующего компонента в содержание предметов учебного плана» Куропаткиной А.Н., Корчагиной И.В., Панченко Ю.А., в структуре занятия или урока из области ФГВЗ должен присутствовать этап отслеживания эмоций. В нашем занятии мы рекомендуем проверить с помощью смайликов эмоциональное состояние детей на начало занятия и на конец. (См. приложение № 3)


















  1. Заключение

Разработка дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности младших школьников, а также умственно-отсталых школьников (лёгкая или умеренная степень) основного звена в сфере здорового образа жизни, является актуальной на сегодняшний день. Представленный в качестве примера таких занятий, описанный выше, конспект занятия соответствует логике развития функциональной «грамотности» школьников в области здоровья.

Занятие направлено на ознакомление с правилами здорового образа жизни, отработку здоровье-сберегающих умений и технологий, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Полученные обучающимися знания и умения из области «Функциональной «грамотности» в области здоровья», будут практико-ориентированы и применимы самостоятельно обучающимися в повседневной жизни.

Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебно-познавательную деятельность, приобретения опыта через игровую деятельность, проблемно-поисковую деятельность, создания здоровьесберегающих и безопасных условий жизнедеятельности в природной и социальной среде, выбор адекватных средств и приемов выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей развития обучающихся, сформированность функциональной грамотности в области здоровья должно стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе.










  1. Литература
  1. Амосова Е. А., Витвицкая Е. Ю., Вотчицева Е. Д., Смирнов Д. В., Юдина Е. В., Особенности формирования функциональной грамотности в сфере здоровьесбережения и безопасной жизнедеятельности у обучающихся начального общего образования, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, обусловленные нарушением речи».

  2. Бахарева Е. В. Функциональная грамотность школьников в области здоровьесбережения. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnayagramotnost-shkolnikov-v-oblasti-zdoroviesberezheniya

  3. Куропаткина А.Н., Корчагина И.В., Панченко Ю.А. Методические рекомендации по интеграции здоровьеформирующего компонента в содержание предметов учебного плана.

  4. Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 // Режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml (дата обращения: 15.09.2017)

  5. Методические материалы курса «Функциональная «грамотность» в области здоровья» (Здоровьесберегающая грамотность).

  6. Организация и проведение мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: методические рекомендации / сост. Т.В. Горячева, Т.Н. Метелкина. – Красноярск, 2014. – 40 с.

  7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/03/30/formirovanie-funktsionalnoy#







Приложение 1.

План-конспект урока

Цель занятия: формирование функциональной грамотности в области здоровья.

Планируемые задачи:

- научить оценивать среду как ЗС;

- научить организовать среду как ЗС;

- научить применять ЗСТ как составляющие образа жизни;

- дать знания о факторах, укрепляющих здоровье, гигиена рук;

- оценить своё эмоциональное состояние в конце занятия.

Вид занятия: ознакомление.

Форма занятия: беседа.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический.

Приёмы:

  • создание проблемных ситуаций – постановка проблемных вопросов;

  • формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций – высказывание предположений о причинах явлений, о связях между событиями.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 – 3 минуты).

- Добрый день, ребята, присаживайтесь!

- Какое сейчас время года?

- Название месяца?

- Какой день недели?

- Какое число?

  1. Актуализация знаний и постановка задачи занятия (2 – 3 минуты).

Педагог оценивает эмоциональное состояние учащихся вначале урока с помощью смайликов. Задаёт наводящие вопросы о состоянии окружающей среды, подводит к постановке задачи занятия.



  1. Стадия осмысления и поиска решения проблемы (2- 3 минуты).

Педагог рассказывает историю про то, что может произойти с человеком, если не организовать среду, как ЗС. Задаёт наводящие вопросы по рассказу.

Делает вывод вместе с детьми, что если в этом вопросе они будут грамотными, сохранят здоровье себе и окружающим их людям.


  1. Первичное осмысление и применение знаний (5 минут).

Педагог предлагает детям самостоятельно поставить окна на проветривание.

Сначала это действие выполняют дети, которые уже умеют ставить окна на проветривание, потом те которые никогда этого не делали, смотрят, потом тоже пробуют выполнить это задание.

  1. Работа с предложением (5 – 7 минут).

Педагог даёт задание, проводит инструктаж.

Организует работу с предложением, контролирует процесс организации работы, времени работы и соблюдения дисциплины.

После выполнения письменной работы задаёт уточняющие вопросы на осмысление содержания предложения.

Рассказывает историю по содержанию предложения. Подводит детей к выводу, что гигиену рук необходимо обязательно соблюдать для сохранения своего здоровья.

  1. ЗСТ «Гимнастика для глаз (5 – 7 минут).

Педагог проводит инструктаж, даёт задания.

Организует правильное выполнение упражнений учащимися.

  1. Итог занятия (рефлексия) (5 – 7 минут).

Педагог даёт карточки с изображением этапов занятия (глаз, окно, мыло). Задаёт уточняющий вопрос: Что эти карточки детям напоминают?

Предлагает выстроить карточки в порядке очередности этапов занятия. Предлагает вспомнить, чем занимались на каждом этапе занятия.

Даёт пустые кружки для идентифицирования эмоционального состояния учащихся в конце занятия.

Приложение 2.

Карточки для детей (необходимо разрезать)


Перед обедом Оля вымыла руки мылом.



  1. Сколько слов в предложении?


  1. Сколько букв в предложении?


  1. Сколько гласных звуков?


  1. Сколько согласных звуков?



Перед обедом Оля вымыла руки мылом.



    1. Сколько слов в предложении?


    1. Сколько букв в предложении?


    1. Сколько гласных звуков?


    1. Сколько согласных звуков?



Перед обедом Оля вымыла руки мылом.



  1. Сколько слов в предложении?


  1. Сколько букв в предложении?


  1. Сколько гласных звуков?


  1. Сколько согласных звуков?



Приложение 3.

Карточки для детей

(необходимо разрезать)



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!