Методические рекомендации по теме семинара: «Формирование познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности».
1 Структура урока в соответствии с ФГОС:
Мобилизационный этап (цитата, высказывание)
- О ком было сказано? Что будем делать на уроке?
2) Целеполагание. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цели урока по схеме:
-вспомнить;
-узнать;
-научиться.
3) Формы работы (формирование УУД):
-Коммуникативные (работа в группах, решение учебных задач, обсуждение, высказывание своей точки зрения);
- Познавательные (работа с информацией, текстом учебника, дополнительными источниками, выводы учащихся, установление причинно-следственных связей);
- Регулятивные (формулирование темы и целей урока, умение исправлять ошибки, рефлексия);
- Личностные (высказывание своего отношения (точки зрения), определение своего настроения, умение аргументировать («я считаю»)).
Требования к современному уроку: самостоятельность учащихся, рефлексия, речевая активность обучающихся).
4) Актуализация знаний. Фронтальная работа, групповая работа. Выполнение заданий.
5) Первичное усвоение новых знаний. Самостоятельная работа учащихся. Работа с документом. Вопросы к документу.
6) Словарная работа. Определить значение пяти понятий на основе работы с фрагментом учебного текста. Записать в тетрадь опорные слова.
7) Первичная оценка понимания. Поисковая, исследовательская деятельность в коллективе. Работа в группах по заданной теме.
8) Домашнее задание может быть озвучено на любом этапе урока.
9) Первичное закрепление. Выводы по теме сформулировать, записать в тетрадь. Взаимопроверка.
10) Рефлексия. Анализ своей деятельности. Осознание учеником и воспроизведение в речи того, что он узнал на уроке (было интересно, было понятно, активно участвовал, узнал новое).
Учащиеся – равноправные участники образовательного процесса. Важно взаимодействие учащихся на уроке. Ученик должен проанализировать свою деятельность на уроке. Учитель должен быть готов к изменению хода урока.
2 Задания к мастер-классу.
«СИНКВЕЙН».
1. Подобрать 2-3 существительных, близких по смыслу к слову «кино» (искусство, события, эмоции)
2. Подобрать 2-3 прилагательных, близких по смыслу к слову «кино» (творческий, интересный, художественный)
3.Подобрать 2-3 глагола, близких по смыслу к слову «кино» (показывать, смотреть, сопереживать)
4. Из записанных слов составить фразу «КИНО- это… (вид искусства, творческий труд по созданию интересных художественных образов, события на экране вызывают яркие эмоции, зритель смотрит кино и сопереживает его героям)».
Сравним результат со словарём: КИНО (КИНЕМАТОГРАФ) (с греч.)- это отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.
Приложение 1. Вопросы задаются после просмотра видеофрагмента.
В каком веке происходят описываемые в фильме события?
С именем какого правителя они связаны?
Какие исторические события описаны (упоминаются) в фрагменте?
Каковы могли быть или были последствия этих событий?
Дайте свою оценку историческим событиям, описанным в фильме.
Приложение 2. Какой части текста соответствует фрагмент фильма?
1 «После смерти Фёдора Алексеевича новым царём по существовавшим порядкам должен был стать старший брат Петра – Иван. Однако он был болезненным и слабоумным подростком. Ближайшее окружение умершего царя Фёдора настояло на провозглашении царём десятилетнего Петра. Это было нарушением порядка наследования престола».
2 «В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско, которому было сказано, что истинного царя Ивана задушили бояре-изменники. Восставшие стрельцы двинулись к Кремлю, ими были убиты многие родственники Петра по линии матери. Стрельцы успокоились только после того, как им предъявили обоих наследников».
3 «Царями были провозглашены оба брата – Иван и Пётр. До их совершеннолетия правительницей назначалась их старшая сестра Софья».
Приложение 3. Комментарий к фильму, работа с документом, просмотр фрагмента.
«Июль 1942 г. На подступах к Сталинграду обескровленные измотанные советские войска ведут тяжёлые оборонительные бои, неся огромные потери… Фильм рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы…»
Задание к документу: Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!». Почему она не может быть однозначной?
Рефлексия.
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.