СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны в помощь классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, всем тем, от кого зависит информационная безопасность школьников. Рекомендации могут быть использованы при подготовке родительских собраний, методических объединений учителей, проведении уроков медиабезопасности, классных часов, семинаров.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обеспечению медиабезопасности детей и подростков»





















Методические рекомендации

по обеспечению медиабезопасности детей и подростков





































Пояснительная записка


Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве.

  29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» со всеми изменениями и дополнениями устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.

Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения.

Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

Актуальность проблемы медиабезопасности детей и подростков определяется еще и нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.

         Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

          Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправного и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Таким образом, медиабезопасность - обеспечение государством информационной безопасности граждан, защита физического, умственного и нравственного развития, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ. 

Формы и методы просвещения детей, подростков и их родителей в области медиабезопасности, формирования культуры использования ресурсов сети Интернет:

- классные и информационные часы;

- уроки;

- факультативы;

- лекции, семинары;

- рефераты;

- тематические вечера;

- конкурсы, вечера вопросов и ответов;

- диспуты, дискуссии;

- родительские собрания;

- индивидуальная работа.

Понимая особую значимость для подрастающего поколения информационной безопасности, рекомендуется вести систематическую работу по просвещению всех участников образовательного процесса. Эффективность просвещения детей и их родителей в области медиабезопасности зависит от системности мероприятий, организованных в образовательных организациях начиная с раннего возраста воспитанников.

Методические рекомендации разработаны в помощь классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, всем тем, от кого зависит информационная безопасность школьников. Рекомендации могут быть использованы при подготовке родительских собраний, методических объединений учителей, проведении уроков медиабезопасности, классных часов, семинаров.

Цель – повышение медиаграмотности учащихся, педагогов и родителей.









































Медиаграмотность. Актуальность обеспечения медиабезопасности детей и подростков.

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006. 

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006г.  о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей). 

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). 

Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Рекомендуется проведение уроков медиабезопасности в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ). 

Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. 


Задачи уроков медиабезопасности: 


-информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

-информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

-ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

-обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

-профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

-предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:

-критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

-отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

-избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

-распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

-распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

-критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

-анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

-применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях. 

Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.

Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Он содержит ряд норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. 

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий. 
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, и т.д.;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Для исключения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных учреждений, государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, к сети Интернет, предусмотрены внедрение и актуализация системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся, внедрение в этих целях средств контентной фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств (Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 "О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование"). 


Что нужно знать педагогам и родителям об интернет – зависимости

Условно всю активность пользователей Интернета можно разделить на 3 вида:

  • познавательная деятельность (поиск информации, программирование, веб-серфинг);

  • игровая деятельность (увлеченность компьютерными играми);

  • коммуникативная деятельность (социальные сети, форумы).



Существует разница в определении привлекательных характеристик Сети среди интернет-зависимых и интернет-независимых пользователей. Интернет-независимые преимущественно отмечали в качестве привлекательных те аспекты интернета, которые позволяли им находить полезную информацию и поддерживать существующие реальные отношения с помощью электронных средств связи. Тогда как пользователи с интернет-зависимым поведением преимущественно использовали те возможности интернета, которые позволяли им встречаться, общаться и обмениваться идеями с новыми людьми через интерактивную среду.

Интернет-зависимое поведение это невозможность субъективного контроля за использованием интернета, сопровождающееся отрицательным влиянием этого использования на свою жизнь (отношения, здоровье, работу, учебу, эмоциональное и психологическое состояние).

Существуют следующие факторы риска формирования интернет-зависимости:


    • биологические,

    • социальные,

    • семейные,

    • характереологические.

      • биологическим факторам риска, способствующим формированию зависимого поведения, относятся различные патологические факторы, осложняющие течение беременности, осложнения в период родов, болезни и травмы первого года жизни ребенка. В ряде исследований, посвященных поведенческим зависимостям, особое значение придается различным церебральным заболеваниям, мозговым травмам и другим повреждениям ЦНС как факторам, способствующим ослаблению тормозных процессов с развитием гипервозбудимости и ригидности психических процессов. Одним из распространенных нарушений функционирования ЦНС, проявляющихся в детском возрасте, является синдром дефицита внимания и двигательной активности, а также аномальная реакция на награду и наказание со стороны взрослых. Дефицит самоконтроля у таких подростков может вызвать трудности контроля над пребыванием в Интернете, а следовательно они имеют большой риск формирования интернет-зависимости.

Среди социальных характеристик киберпространства, делающих Интернет привлекательным для использования следует обратить на анонимность, удобство, избегание.

    • Анонимность Сети привлекательна по нескольким причинам. Во-первых, анонимное общение и взаимодействие позволяет пользователям чувствовать себя более уверенно. Безопасность, которую обеспечивает опосредованное общение с использованием электронной почты, чатов, и других социальных сетей, имеет большое значение, особенно для робких, застенчивых людей, не обладающих развитой социальной компетентностью и коммуникативными свойствами в реальной жизни. Во-вторых, анонимное взаимодействие дает пользователям возможность экспериментировать с собственной идентичностью. Каждый онлайн-пользователь имеет возможность переступить через ограничения реальной жизни, чтобы изменить восприятия себя, как самим собой, так и другими. В сети становится возможным осваивать непривычные, новые способы поведения. Тихий и сдержанный человек может открыто высказывать собственное мнение, спорить, активно конфронтировать с виртуальным собеседником, чувствуя себя под защитой виртуальной среды. Анонимность и возможность виртуального социального экспериментирования отмечаются как наиболее значимые характеристиками, связанные с интернет-зависимостью.

  • Удобство использования - еще один факт, связанный с интернет-зависимым поведением. Появление Интернета в широком доступе открыло множество возможностей, облегчающих жизнь современного человека: онлайн-общение, 24-часовой доступ к онлайн-магазинам, торговля акциями, сайты для взрослых, виртуальное казино и множество других услуг. Использование Сети предполагает немедленное удовлетворение огромного числа потребностей, что отвечает требованиям нашей быстро развивающейся жизни.

  • Избегание. Пребывание в сети связано с изменением эмоционального состояния человека. Возникающий эффект легкого изменения сознания позволяет человеку отвлечься от субъективных или объективных жизненных трудностей, облегчить переживания, снизить уровень психического напряжения и стресса. Использование Интернета играет роль

«подушки безопасности», которая помогает справиться с переживаниями от неудовлетворения потребностей, возникающих в связи с неприятными жизненными обстоятельствами. В каких-то ситуациях подобный механизм может оказаться даже полезным, чтобы справиться со сложной жизненной проблемой (например, смерть кого-либо из близких, развод и т.д.). Однако, если подобный способ поведения получает закрепление, то избегание и уход от проблемной ситуации только ухудшат реальное положение дел. К привлекательным характеристикам, кроме анонимности, удобства и «возможности ухода» так же можно отнести доступность, безопасность, легкость использования, возможность сохранения контроля за собственными действиями и последствиями принимаемых решений, возможность испытывать сильные эмоции от результатов собственных действий.

Семейные факторы риска. Многие исследователи одним из основных источников риска возникновения зависимого поведения считают семью. Наибольшее значение при возникновении аддиктивного поведения имеет воспитание по типу гипоопеки (безнадзорность и жестокое отношение к подросткам) и противоречивое воспитание; сравнительно реже - воспитание в виде доминирующей или потворствующей гиперопеки. Дисгармоничное воспитание родителей часто приводит к инфантилизму и задержке возрастной социализации. Поведение ребенка при этом становится не соответствующим возрастным требованиям к нему, что можно расценивать как бегство от все более увеличивающейся с возрастом ответственности перед социумом, что способствует формированию стратегии избегания от действительности и оказывает влияние на возникновение интернет-зависимости. Из – за недостатка поддержки родителей, подростки ищут социального одобрения через социальные сети. К сожалению, злоупотребление интернетом у подростков зачастую ведет к усилению конфликтов с родителями, что может еще больше усложнить задачу разрешения проблемы интернет-зависимости. Помимо нарушенной коммуникации причиной накопления девиаций с возрастом может быть личностный инфантилизм подростков: узость социальных контактов, замкнутость в семье, родители оставались основной референтной группой. Вместо становления идентичности, взросления, переоценки ценностей, реальной сепарации от родителей подросток фиксируется на стадии негативизма. Часто матери не способны работать со своими детьми в сотрудничестве и фоне дисгармоничной коммуникации с матерью возникают интернет зависимые отношения у подростков. Таким образом, в семьях подростков с интернет-зависимостью наблюдается снижение авторитета отца, дистанция между детьми и отцами, а также тенденция к разделению семьи на две подгруппы: мать-подросток и мать муж или мать-подросток отдельно муж.

Характерологические факторы. Согласно исследований, направленных на выявление индивидуальных черт приводится следующий список черт интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); сложности в непосредственном общении; склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; представления об индивидуальном «Я» недиффицированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; потребность к избеганию проблем и ответственности.

Таким образом, личность подростка, склонного к интернет-зависимому поведению, имеет определенные черты. Центральной характеристикой можно считать общую эмоциональную неустойчивость, склонность переживать одновременно порой полярные эмоции, легкую возбудимость -даже самое на слабое по силе воздействие. Еще одной особенностью является чувствительность к опасности, тревожность и, как следствие этого, обусловленное бегство от «суровой» реальности.

Как распознать интернет и игровую зависимость?

Термин «интернет-зависимость» используется как один из вариантов поведенческой аддикции (зависимости), где объектом зависимости становится определенный поведенческий паттерн, связанный с негармоничным использованием ресурсов интернета.

    • ходе исследования были выведены следующие степени компьютерной зависимости:

  • Увлеченность на стадии освоения, свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной ситуации не происходит, то происходит переход во вторую степень.

  • Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.

  • Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру – нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых залах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой ситуации. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, если клиент не получает помощи в течение длительного времени, так как пребывание у компьютера на данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки. У некоторых наблюдается стойкое периодическое расстройство желудка, видимо так организм реагирует на подобные нарушения, это защитная реакция организма.

  • Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и

интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. Течение болезни сопровождают сильнейшие головные боли. Временное прекращение игры приводит к тягостному состоянию и не дает отдыха. Сон ребенка неоздоравливающий. Ребенок и во сне продолжает играть. Мозг словно разучился отдыхать, в какой-то период игра превращается в болезнь.

Родители не всегда формулируют вопрос о компьютерной зависимости, чаще всего жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психогигиенических норм взаимодействия с компьютером, в частности нарушения временного режима пребывания за компьютером.

Есть простейший тест на проверку степени зависимости: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. И для ориентировки в степени «застревания» ребенка

1 – й уровень – просьба формулируется просто, например «Сынок, помоги пожалуйста подвинуть кресло»

Способы реагирования:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго – третьего раза, демонстрирует недовольство, огрызается

– такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения компьютером или на начальном этапе 2-й степени.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени.



2-й уровень - в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо, через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, подвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему помощь.

Среди детей, страдающих от компьютерной зависимости очень мало девочек. Что это случайность или закономерность? Что в девочке есть такое, что предохраняет её от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости?

Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, им не хватает эмоциональной поддержки со стороны взрослых. Это рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности. И тогда потребность в личной успешности начинает удовлетворяться игрой, здесь нет сравнения не в твою пользу, можно забыться и уйти от проблем.

Девочки более вовлечены в деятельность и в домашний труд, их интересы и увлечения шире, их психическое развитие опережает психологическую зрелость мальчиков, они более плавно переживают кризисные возрастные периоды.



Причины возникновения компьютерной зависимости

  1. Самая первая и главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.

  2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.

  3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

  4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит слушать и слышать советы и рекомендации.

  5. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него.

  6. Ребенок лишен родительского внимания и удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

  7. Ребенок не умеет справиться с трудностями жизни, не находит поддержки взрослых и уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном мире взрослых.

  8. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению компьютерной зависимости, так как время в переписке летит незаметно.

  9. Отсутствие контроля со стороны взрослых, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

  10. Сильный рефлекс подражания, уход в «нереальность» вслед за товарищем.

  11. Ребенок замкнут, малообщителен, не принимается сверстниками.

  12. Мама – сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка.

  13. Развод родителей в трудный возрастной период.


Психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости

Психологические симптомы:



  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  • невозможность остановиться;

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

    • проблемы с учебой.



Физические симптомы:

    • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

    • сухость в глазах;

    • головные боли по типу мигрени;

    • боли в спине;

    • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

    • пренебрежение личной гигиеной;

    • расстройства сна, изменение режима сна.


Зависимость интернета - симптом семьи

Именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер- или гипоопекой.

Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание их мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.

«Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки) В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувств исключительности, освобождение его от всех тягот, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.

Гипоопека. Проявляется недостаточным вниманием к ребенку со стороны родителей, игнорирование его интересов, отсутствие заботы о его развитии.



Золушка. Воспитание лишает ребенка ласки и внимания со стороны старших. Включает постоянное третирование ребенка, унижение противопоставление другим детям, лишение удовольствий.

«Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Общими чертами для подростков с высоким риском формирования интернет-зависимости являются:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни,

  • повышенная тревожность.



Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять не грозит ли вам эта беда.

Чего делать нельзя: наказывать, отключать интернет, лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают ребенка к бегству из дома. Что надо делать: поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций, обучать умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, управлять своим временем.

К кому обращаться: Требуется обязательная консультация врача психотерапевта (выявление возможных депрессивных расстройств); совместная психокоррекционная работа врача-психотерапевта и клинического психолога, в том числе по разрешению семейных конфликтов; помощь школьного психолога по адаптации подростка в школе.










































Диагностический тест на интернет-зависимое поведение (К. Янг)



Ответьте, пожалуйста, предельно честно на следующие вопросы:

Часто ли Вы замечаете, что проводите «онлайн» больше времени, чем намеревались? Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

Часто ли Вы заводите знакомства с пользователями Интернет, находясь «онлайн»?

Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети?

Часто ли страдают Ваши успехи в учебе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?

Часто ли вы проверяете электронную почту, раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?

Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?

Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?


Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете? Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?


Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?


Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?


Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании «онлайн»?


Часто ли Вы говорите себе «еще минутку» находясь «онлайн»?


Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети? Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети?


Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?


Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь «онлайн»?



Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале:

НИКОГДА или КРАЙНЕ РЕДКО - 1 балл ИНОГДА - 2 балла РЕГУЛЯРНО - 3 балла



ЧАСТО - 4 балла ВСЕГДА - 5 баллов

Теперь подсчитайте результат:

20-49 баллов – Вы учебный пользователь Интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.

50-79 баллов – у Вас некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Если Вы не обратите на них внимание сейчас – в дальнейшем они могут заполнить всю Вашу жизнь.

80-100 баллов – использование Интернета вызывает значительные проблемы в Вашей жизни. Требуется помощь специалиста-психотерапевта.













Правила безопасного поведения в интернете (для детей)

Правило № 1

Никогда не давайте своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например места учёбы, любимого места прогулок незнакомым людям. Злоумышленник может использовать твои личные сведения против тебя. Используй псевдоним (условное имя), когда ищешь информацию или общаешься с незнакомыми тебе людьми в интернете.

Правило № 2

Никогда не встречайся с друзьями из интернета, т.к. они могут оказаться не теми, за кого себя выдают. Этот человек может быть старше, чем ты думаешь. Постарайся прекратить с ним общение. Если же ты считаешь эту встречу очень важной, сообщи родителям, и решите вместе, как обеспечить твою безопасность.

Правило № 3


Если ты получил от интернет-собеседника угрозу, хамство, оскорбление не отвечай на провокацию тем же. Не сплетничайте, не хулиганьте, уважайте других, соблюдайте правила хорошего тона при общении в интернете.


Правило № 4


Далеко не всё, что читаешь или видишь в интернете – правда. Не отвечай на подозрительные письма, не продолжай общение с собеседником, разговор с которым тебя настораживает или пугает. Отправь его адрес в черный список и расскажи об этом родителям.

Правило № 5

Не проходи по ссылкам, присланным незнакомыми людьми, и не сохраняй неизвестные файлы. Особенно опасны письма с заманчивыми предложениями. Такие сообщения рассылают мошенники, чтобы заманить пользователя на вредоносную веб-страницу и заразить компьютер вирусом, вымогающим плату за продолжение работы.

Правило № 6

Перед использованием интернет-магазина необходимо проверить его надежность. Попроси родителей позвонить в справочную службу по телефону, который должен указать на сайте, чтобы уточнить реквизиты и название юридического лица.

Правило № 7

Следи за временем, чтобы не пропустить тренировку, успеть убраться в комнате, помочь родителям по хозяйству, поделиться с родными своими событиями и впечатлениями, встретиться с друзьями.























Советы родителям по медиабезопасности детей различных возрастов



Для детей в возрасте 7-8 лет


  • Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;

  • Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;

  • Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;

  • Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее;

  • Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;

  • Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search

(http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM);

  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;

  • Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса;

  • Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;

  • Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;

  • Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;

  • Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx ;

  • Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;

  • В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;

  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;

  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.



Для детей в возрасте 9-12 лет


  • Создайте список домашних правил посещения интернет при участии детей и требуйте его выполнения;

  • Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;

  • Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;

  • Компьютер с подключением в интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;

  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;

  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернет;

  • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по интернет;

  • Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними;

  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернет;

  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;

  • Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;

  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;

  • Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;

    • Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Для детей в возрасте 13-17 лет

  • Создайте список домашних правил посещения интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в интернет, руководство по общению в интернет (в том числе в чатах);

  • Компьютер с подключением к интернет должен находиться в общей комнате;

  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;

  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;

  • Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме;

  • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из интернет;

  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в интернет;

  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;

  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами обо всем вам рассказали. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;

  • Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;

    • Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;

  • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям;

  • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск.
















Рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете



  1. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной. Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.

  2. Следите, какие сайты посещают ваши дети. Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube.

  3. Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить за тем,

что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.

  1. Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.


  1. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по MS, электронной почте, чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.


  1. Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.





Рекомендации педагогическим работникам по проведению дня медиабезопасности в школах

Единый день медиабезопасности призван акцентировать внимание учащихся, их родителей

  • педагогов:

    • на правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде;

    • способах защиты от противоправных посягательств в сети интернет и мобильной (сотовой) связи;

    • на формирование критического отношения к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи;

    • на оказание помощи в отличии достоверных сведений от недостоверных и на избегание вредной и опасной информации;

Единый день медиабезопасности призван способствовать компетенции общения в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, избегая выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

При организации классного часа важно исходить не только из возрастных особенностей учащихся, но учесть специфику сложившегося классного коллектива, уровень их знакомства с интернетом.


Организовать проведение в классе Дня медиабезопасности необходимо таким образом, чтобы школьники не только получили необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему.


При определении содержания, форм и методики проведения единого Дня медиабезопасности важно учитывать:



  • необходимость детального подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме;

  • целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций.

При определении тематики бесед для единого классного часа по медиабезопасности важно делать упор на:

  • понимание важности и значимости для каждого человека основ медиакультуры;

  • знакомстве в доступных игровых ситуациях с основами медиакультуры;

  • приобретение первичного опыта регулирования медиаотношений;

  • знания и использование конкретных правил и норм медиаобразования;

  • получение первичного опыта разработки собственных правил медиакультуры. Темы бесед с 1 по 11 классы могут быть следующие:

  • «Интернет среди нас»;

  • «Я и мои друзья» (толерантность);

  • «Интернет в моей семье»;

  • «Мой Интернет» (в том числе помощь в учебе);

  • «Интернет и природа»;

  • «Мой социум в Интернете»;

  • «Интернет и моя будущая профессия»;

  • «Интернет в современной школе»;

  • «Интернет и мое здоровье» (интернет – зависимость и ее влияние на психику человека, защита от аутизма (первичное нарушение общения) и т. д.).



Освоение медиабезопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому желательно привлечь родителей, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций.





Возможные вопросы для организации обсуждения медиабезопасность детей

  • Насколько актуальна для нашего времени проблема медиабезопасности?

  • Известны ли вам лично случаи, когда кто-то из ваших знакомых пострадал из-за некачественной информации в средствах массовой информации или в средствах массовой коммуникации? В чем, кстати, различие между этими понятиями?

  • Как вы думаете, чем может объясняться тот факт, что процент активных пользователей Интернета среди российских школьников выше, чем среди европейских?

  • Правы ли, на ваш взгляд, эксперты, видящие в этом прямую угрозу физическому и психическому здоровью молодых?

  • В чем состоит специфика Интернет-активности российских школьников?

  • Что такое кибербуллинг?

  • Какие еще угрозы таит в себе Интернет и вообще медиасреда?

  • Куда можно обратиться подросткам в случае необходимости по поводу различных медиаугроз?

  • Что такое качественная пресса? Какие СМИ вы бы отнесли к качественным? Чем она отличается от «желтой» прессы?

  • Известны ли вам случаи из реальной судебной практики в отношении старшеклассников? С какого возраста наступает судебная ответственность?

  • Что такое выходные данные печатного издания? Какая информация размещается в выходных данных?

  • Кто такие издатель, редактор, владелец СМИ? Какие цели могут преследовать эти лица?

  • Что такое скрытая реклама? Приведите примеры.

  • Какие правила вам кажутся обязательными для исполнения в целях безопасности, а какие представляются надуманными? Почему?


Для отбора содержания занятий и мероприятий по медиабезопасности могут быть использованы материалы сайта www.detionline.com (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе», материалы Линии помощи), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию























Полезные ссылки

  1. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#

  2. Вопросы безопасности - сайт от компании Symantec http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_tea ch_kids

  3. Ребенок в сети. Сайт от компании Panda http://www.detionline.ru/

  4. Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет http://www.saferinternet.ru/. Документы, материалы и мн. другое.

  5. securelist.com (http://www.securelist.com/ru/encyclopedia). Энцикопедия информационной безопасности.

  6. Антивирусная Школа (http://av-school.ru/) Антивирусная школа от Касперского

  7. Интернет-СМИ "Ваш личный Интернет" (http://www.content-filtering.ru/). Помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет.

  8. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (http://www.oszone.net/6213/). Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет - статья, ссылки, материалы.

  9. Школьный Яндекс (http://school.yandex.ru/). Школьный поисковик.

  10. защита детей от интернет угроз (http://www.securitylab.ru/software/1423/). Каталог программ: защита детей от интернет угроз на SecurityLab.ru. Описание, сравнение, оценки.

  11. Семейная безопасность - Windows Live (http://download.live.com/familysafety). Программа от компании Microsoft.

  12. Родители, дети, компьютер. Программа контроля использования компьютера ребенком - КиберМама™ (http://cybermama.ru/). КиберМама - программа для родительского контроля за использованием домашнего компьютера детьми.

  13. Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания пользователей компьютеров (http://www.comp-doctor.ru/). Компьютер и здоровье. Болезни, вызываемые компьютером, их профилактика и лечение. Как выбрать безопасные для здоровья компьютер и программы, правильно организовать рабочее место.




















Источники

  1. Астахов П.А. Рекомендации по проведению уроков медиабезопасности школьников

  2. Фонд развития интернет // http://www.fid.su

  3. Дети России Онлайн http://detionline.com

  4. Центр Безопасного Интернета (Национальный Узел Интернет-безопасности в России) http://www.detivrunete.ru/".HYPERLINK

  5. Чистый Интернет http://www.cleaninternet.ru

  6. Безопасность детей в Интернете http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html

  7. Федеральный закон Российской Федерации №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!