СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «литература»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «литература»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБОСОБЛЕНННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ» ГОУ ВПО «ДОНАГРА»







методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине



«ЛИТЕРАТУРА»


по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»






























Макеевка


ПЗ №1

«Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Теория литературы. Обобщение в литературе»


Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте И.А. Гончарова как писателя cвoeгo вpeмени.

2. Какие качества вы бы поставили на первое место при oцeнке творчества И. А. Гончарова: эпический талант, мастepство психологического анализа, точность социальных xaрактеристик?

3. Почему И.А. Гончаров стремился убедить своих читателей, что «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» - один роман? Как вы это объясняете?

4. Прав ли И.А. Гончаров, утверждая: «Разве Печорины, Онегины... досказаны до мелочей. Задача автора - дать господствующий элемент характера, а остальное - дело читателя» ?

5. Как вы охарактеризуете роман .Обломов»? Что особого есть в eгo реалистической картине мира?

6. Охарактеризуйте особенности типизации на страницах poмана «Обломов».

7. В чем заключается особенность Гончарова-художника?

8. Что привлекает вас в добролюбовской оценке Обломова и «обломовщины»? Сопоставьте добролюбовскую и дружининскую трактовки романа и выскажите ваше отношение к ним.

9. Что сближает художественные методы Гончарова и Гоголя и в чем их отличие?

10. В чем вы видите историко-философский смысл романа?

11. Чем близки нам раздумья и тревоги Гончарова-писателя?


Темы докладов и рефератов

1. И.А. Гончаров как писатель-реалист.

2. Роль творчества И. А. Гончарова и eгo романа «Обломов» в развитии русской литературы.

3. Гончаров — наследник Пушкина и «натуральной школы». 

4. И.А. Гончаров как литературный критик («Мильон терзаний»).



ПЗ №2

«Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти»


Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте Обломова как личность и как человека своей эпохи.

2. Когда на страницах романа впервые появляется слово «обломовщина»? Как объяснить, почему это слово сочетается в романе с самыми разными поясняющими словами: дepeвенская обломовщина, пеmербургская обломовщина, утопия обломовская? Чем можно объяснить такое нaстойчивое внимание автора к этому слову?

3. Докажите, что Обломов стоит в ряду самых ярких образов, созданных мировой литературой.

4. Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?

5. Что вы думаете о любви Обломова и Ольги?

6. В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

7. Почему обломовская лень не производит на нас впечатление пошлости?

8. Как проблемы, поставленные в «Обломове», решаются в «Обрыве»?


Темы сочинений

1. «Сон Обломова»- утопия или нет?

2. Роль женских образов в романе И.А. Гончарова «Обломов».

3. Какова роль Обломова в формировании представления о русском национальном характере?

4. Роль детали в произведениях Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова.

5. Обломов и обломовщина сегодня.

6. Обломов и Штольц как герои cBoeгo времени.

7. Образы-символы в романе И. А. Гончарова «Обломов».

8. Роман «Обломов» — «знамение времени».

9. Мечтательность и деятельность в понимании Гончарова (по роману «Обломов»).

10. Значение сна Обломова в стилевом единстве романа. Что такое «обломовщина»?

11. Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление?

12. Ольга Ильинская и «тургеневские» девушки.

13. В чем трагедия жизни Ильи Ильича Обломова?

14. Обломов как национальный и общечеловеческий тип.

15. Обломовка, «обломовщина» — «…одно слово, а какое ядовитое!».

16. И.И. Обломов в романе Гончарова «Обломов».



ПЗ №3

«Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза». Её народные истоки. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»


Вопросы и задания

1. Почему, на ваш взгляд, с именем А. Н. Островского связывает И. А. Гончаров рождение pyccкoгo национального Teатра?

2. Какие «горькие истины, облеченные в форму искусства», содержались в пьесах А. Н. Островского?

3. Какие сцены в драме «Бесприданница» произвели на вас самое сильное впечатление? Как добивается Островский такoгo воздействия на читателя? В чем трагизм судьбы Ларисы?

4. Как изображен Островским мир дельцов в «Бесприданнице»? Привлекая текст драмы, проследите линию поведения Вожеватова, eгo поступки и на основании их сделайте свое заключение о гepoe (по желанию можно взять других гepoeв - Кнурова или Паратова).

5. «Вы будете лишний», - говорит Робинзону Карандышев. Но «лишний» ли в пьесе Островского Робинзон? С какой целью он введен в пьесу? Почему драматургу понадобилось в последнем действии сблизить две чуждые друг другу фигypы - Ларисы и Робинзона, поставить их рядом?

6. Согласны ли вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис - тот же Тихон, только образованный?

7. Попробуйте опровергнуть суждения критиков, отрицательно отнесшихся к драме А. Н. Островского «Гроза».

8. Каковы законы «темного царства» и кто из героев драмы Островского нарушает их?

9. Почему пьеса названа «Гроза»? Как образ грозы связан с развитием действия в драме Островского?


Темы сочинений по пьесам А.Н. Островского

1. Тема любви в пьесах Островского.

2. «Темное царство» в пьесах Островского.

3. Люди с «горячими сердцами» в драмах «Гроза» и «Бесприданница».

4. «Самое решительное» произведение А. Н. Островского (Добролюбов) (по драме «Гроза»).

5. Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером» (по драме «Гроза»)?

6. Прием контраста в драме «Гроза».

7. Символический смысл названия пьесы «Гроза».

8. В чем причина гибели Ларисы Огудаловой (по пьесе «Бесприданница»)?

9. Трагедия одиночества (по пьесе «Бесприданница»).

10. «…Все, что есть на свете дорогого, живет в одном лишь слове. Это слово — любовь» (по пьесе «Снегурочка»).

11. «Отворите мне темницу…» (по драме Островского «Гроза» и по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»).

12. Персонажи славянской мифологии и русские народные образы в пьесе «Снегурочка».

13. Женские образы в пьесах Островского (на примере героини одного произведения).


Темы докладов и рефератов

1. Роль названия драмы в раскрытии ее идейного смысла (по одной из пьес А. Н. Островского).

2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Драматургическое мастерство А. Н. Островского в создании героинь с «горячим сердцем».

3. Тема денег в пьесах «гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского.

4. Город Калинов и eгo обитатели (по «Грозе» А. Н. Островского).

5. Экранизации пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».

6. Роль антитезы в раскрытии идейного содержания драмы «Гроза» А. Н. Островского.

7. Как проявляется авторская позиция в драме А. Н. Островского «Гроза»?

8. «Сильные мира ceгo» в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского.



ПЗ №4

«Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза». Катерина в системе образов Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины»


Вопросы и задания

1. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера проявились в этом поступке?

2. Катерина говорит Варваре: «Такая уж я зародилась, горячая!» Значение эпитета «горячая» раскрывается в его синонимах: страстная, неукротимая, несдержанная, порывистая, решительная, отчаянная, готовая на все… Докажите справедливость каждого из этих синонимов-эпитетов в небольшом рассказе о «горячности» Катерины в ее столкновениях с холодом «темного царства».


Темы сочинений

1. Почему Катерину можно считать трагической героиней? (По «Грозе» А. Н. Островского.)

2. Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера гeроини (по «Грозе» А. Н. Островского).

3. Душевная трагедия Катерины.

5. Катерина в борьбе за свои человеческие права: что она защищает?

6. Почему Писарев оспаривает добролюбовскую оценку образа Катерины?


Наизусть один из монологов главной героини

Катерина. …отчего люди не летают так, как птицы?..

Катерина. …Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…

Катерина. …Такая уж я зародилась, горячая!

Катерина. …Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!..

ПЗ №5

«Иван Сергевич Тургенев. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа»


Вопросы и задания

1. Подготовьте краткий очерк жизни и творчества И. С. Typгeнeвa.

2. Какова роль названия «Отцы и дети» в построении вceгo произведения?

3. Сначала перед текстом романа «Отцы и дети» предполагался эпиграф: «Молодой человек человеку средних лет: В вас было содержание, но не было силы. Человек средних лет: А в вас - сила без содержания. (Из cовpeмeнного разговора)» Как можно объяснить, почему автор снял этот эпиграф?

4. Охарактеризуйте противостояние Базарова и «отцов». Спор, полемика или диспут поколений изображен на стpaницах романа?

5. Как объяснить, почему И. С. Тургенев написал: «Николай Петрович - это я» ?

6. В словаре В. И. Даля в пояснениях к слову при рода написано: .Слепое подражание природе не есть дело, достойное искусства». Как это утверждение соотносится с творчеством И. С. Тургеневa?

7. Какие ситуации в романе повторяются? Как они подчеркивают изменения, происходящие в героях романа?

8. Почему Тургенев заканчивает роман смертью героя?

9. Какие споры героев романа ожили в наше время?

10. Тургенев считал, что «писатель должен быть психологом, но тайным»… Докажите это на примере романа «Отцы и дети».

11. Какими художественными средствами пользуется Тургенев для характеристики героев романа?

12. Как художественные детали в 3-й и 4-й главах романа «Отцы и дети» помогают читателю увидеть и оценить Николая Петровича как хозяина имения?

13. Расскажите об особенностях портретной характеристики героев романа «Отцы и дети». Какую роль портрет играет в создании характера?

12. Сопоставьте описания интерьера в комнатах Павла Петровича, Фенечки, Базарова. Какие выводы помогают сделать читателю эти описания?


Темы сочинений

1. Споры «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургеневa. Кто в них победитель?

2. Братья Кирсановы (по роману И. С. Тургеневa «Отцы и дети» ).

3. Женские образы в романе И. С. Тургеневa и их роль в противостоянии «Отцов и детей».

4. Финал романа И. С. Тургеневa «Отцы и дети» и масштаб eгo звучания.

5. «Вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов» (А. И. Герцен).

6. Смысл противопоставления Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

7. «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».

8. Смысл заглавия романа «Отцы и дети».

9. Испытание любовью.

10. «Уж коли ты назвался нигилистом…».

11. Почему Тургенев посвятил роман «Отцы и дети» памяти В. Г. Белинского?

12. Автор и его позиция в романе «Отцы и дети».

13. Что привлекает в характере и поступках Евгения Базарова?

14. Тургенев в моем восприятии.

15. Портрет и пейзаж: а) в творчестве Тургенева; б) в романе «Отцы и дети».

16. Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика героев.

17. Мастерство Тургенева в создании характера героя (на примере любого персонажа).


Темы докладов и рефератов

1. Семейные портреты на страницах романа И. С. Тургеневa «Отцы и дети».

2. Философские позиции «отцов» и «детей» В романе И. С. Тургеневa.

3. И. С. Тургенев - «романист романистов».

4. Гимн природе на страницах про изведений И. С. Тургеневa.

5. «Временное» и «вечное» В романах И. С. Тургеневa.

6. Совершенство языка и стиля в произведениях И. С. Typгeнева.

7. Взгляды И. С. Тургеневa на мир по моим впечатлениям читателя.



ПЗ №6

«Иван Сергевич Тургенев. «Отцы и дети». Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя»


Вопросы и задания

1. Считаете ли вы, что в образе Базарова писатель изобразил героя cвoeгo времени? Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.

2. Ф. М. Достоевский утверждал, что теория Базарова «разбивается о жизнь». Докажите верность или ошибочность этого суждения.

3. Известно, что И. С. Тургенев в процессе работы над pомaном вел дневник от лица Базарова. Попробуйте сделать нeсколько подобных записей, выбрав один день героя.

4. Каковы причины нигилизма Базарова? Какова цель Базарова?

5. В чем противоречивость отношения Базарова к народу и народа к нему?

6. Что понял Базаров, пройдя через многие испытания, в том числе и испытание любовью?

7. Чем отличаются убеждения и взгляды Е. Базарова от взглядов его «учеников» Ситникова и Кукшиной?


Темы сочинений

1. В чем сила и в чем слабость Базарова?

2. Нужны ли Базаровы своему времени?

3. Почему Тургенев назвал Базарова трагическим лицом?

4. Что привлекает в характере и поступках Евгения Базарова?

5. В чем трагедия Евгения Базарова?



ПЗ №7

«Контрольное сочинение. Письмо Е.Базарову»


ПЗ №8

«ТКР №1 по изученным произведениям И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева»

ПЗ №9

«Федор Иванович Тютчев. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните, вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас, и все былое…»»



ПЗ №10

«Федор Иванович Тютчев. Стихотворения: «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «природа – сфинкс…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…»» Наизусть 2 стихотворения.


Вопросы и задания к ПЗ 9-10

1. Какие строки стихотворений Ф. И. Тютчева оказались вам особенно близкими и почему?

2. На какие явления действительности «отозвалось» слово Тютчева-поэта? Назовите основные темы eгo лирического творчества.

3. В чем вы видите изящество и совершенство формы стихотворений Ф. И. Тютчева?

4. Как мировоззрение Ф. И. Тютчева отразилось в eгo поэтическом творчестве?

5. В чем своеобразие поэзии Тютчева?

6. Как соотносятся философская лирика Тютчева и философия Шеллинга?

7. Каким образом выражена хрупкость, призрачность бытия в стихотворениях «Призрак», «Как неожиданно и ярко…», «День и ночь»?

8. Как показано одиночество в стихотворениях «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду…», «Душа моя — элизиум теней…»?

9. Как идея живого единства и цельности всего мироздания, стремление к слиянию с природой находят воплощение в стихотворениях «Мировая душа», «Пиллинг», «Не то, что мните вы, природа…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Весна», «Проблеск», «Видение»?

10. В чем заключаются натурфилософские поиски Тютчева?

11. Как в любовной лирике Тютчева раскрываются драматические переживания героя?


Темы сочинений к ПЗ 9-10

1. Постижение тайны природы и тайны души в лирике Ф. И. Тютчева.

2. Глубина мысли и cтpoгoe изящество формы в стихотворениях Ф. И. Тютчева.

3. Философский характер лирики Тютчева.

4. Пейзажная лирика Тютчева.

5. Мой Тютчев.

6. Лирика Тютчева в моем восприятии.

7. Мое любимое стихотворение Тютчева (восприятие, оценка, истолкование).


Темы докладов и рефератов к ПЗ 9-10

1. Времена года в лирике Ф. И. Тютчева.

2. Любовь как «поединок роковой» в лирике Ф. И. Тютчева.

3. Россия в лирическом творчестве Ф. И. Тютчева.


ПЗ №11

«Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…»»



ПЗ №12

«Афанасий Афанасьевич Фет. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Певице». «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях»». Наизусть 1-2 стихотворения


Вопросы и задания к ПЗ 11-12

1. Назовите ведущие темы лирики А. А. Фета.

2. Какие стихотворения А. А. Фета доставили вам «эстетическое наслаждение» (Н. Некрасов)?

3. Что дало основание А. К. Толстому сказать: «Фет - поэт, единственный в своем роде, не имеющий paвнoгo себе ни в одной литературе...» ?

4. В чем вы видите самобытность творчества А. А. Фета?

5. Почему А. А. Фета называют поэтом-музыкантом, поэтом-живописцем? В каких стихотворениях нельзя не почувствовать тяготения eгo поэтического слова к музыке и живописи?

6. Как жизнь Фета — человека отразилась в творчестве Фета — поэта?

7. Какова, по мнению Фета, роль поэта и поэзии?

8. Почему поэзию Фета называют поэзией души?

9. С помощью чего в произведениях Фета достигаются гармония, мелодичность, музыкальность?

10. Как вы думаете, почему на стихи Фета написано так много романсов?

11. Почему литературоведы часто сравнивают лирику Фета с лирикой Пушкина? Что объединяет и чем отличается творчество этих поэтов?

12. Почему лирика Фета близка творчеству художников-импрессионистов? Назовите стихотворения поэта, которые можно проиллюстрировать картинами импрессионистов.


Темы сочинений к ПЗ 11-12

1. «Блаженный мир любви, добра и красоты...» (по лирике А. А. Фета).

2. Служение красоте в лирике А. А. Фета.

3. «Одно из свойств поэта есть хранение живых впечатлений» (А. Фет).

4. Мой Фет.

5. Мое любимое стихотворение Фета (восприятие, оценка, истолкование).

5. Мое восприятие лирики Фета.

6. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета.

7. Пейзажная живопись в творчестве Фета (Сурикова, Никитина, Майкова, Плещеева).


Темы докладов и рефератов к ПЗ 11-12

1. Радость общения с природой в лирике А. А. Фета.

2. «Умение ловить неуловимое» в лирическом творчестве А. А. Фета.

3. «Крылатый слова звук» в поэзии А. А. Фета.

4. Музыкальность поэзии А. А. Фета.

ПЗ №13

«Алексей Константинович Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». Наизусть 1 стихотворение.


Вопросы и задания

1. Назовите произведения А. К. Толстого на тему родной истории. Какие жанры поэт использовал при обращении к исторической тематике?

2. Какова общая тональность лирики А. К. Толстого? Каковы нравственные позиции и эстетические идеалы поэта, которые становятся очевидными при знакомстве с лирикой разных лет.

3. Назовите наиболее популярные лирические стихотворения поэта, а также романсы на eгo стихи.

4. Охарактеризуйте историко-философские позиции aвтора - создателя романа «Князь Серебряный» и баллады «Василий Шибанов».

5. Как вы оцениваете взгляд А. К. Толстого на исторические события в сатирическом произведении «История государства Российского от гостомысла до Тимашева»?

6. Объясните, как вы понимаете причину появления новoгo автора - Козьмы Пруткова. Как объяснить eгo стойкую популярность?

7. Напишите краткое исследование стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», избрав любой жанр (очерк, эссе, запись в дневнике, критическая статья и др.).


Темы сочинений

1. Родная история в прозе и стихах А. К. Толстого.

2. Любовная лирика А. К. Толстого.

3. Образ Ивана Грозного в стихах и прозе А. К. Толстого.

4. Лирический герой стихотворений А. К. Толстого.

5. Лирика родного края в произведениях А. К. Толстого.


Темы докладов и рефератов

1. Темы и мотивы лирики А. К. Толстого.

2. Противоречивость взглядов А. К. Толстого на роль поэта и поэзию.

3. Тема Родины в прозе и лирике А. К. Толстого.

4. Фольклор в произведениях А. К. Толстого.

5. Драматическая трилогия А. К. Толстого на сцене.

6. Козьма Прутков и eгo творчество.

ПЗ №14

«Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие»


ПЗ №15

«Николай Алексеевич Некрасов. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, теманародного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка»


Вопросы и задания

1. Каковы субъективные и объективные предпосылки создания поэмы-эпопеи?

2. Действительно ли народ — главный герой поэмы?

3. Таков ли основной пафос поэмы: «Еще народу русскому пределы не поставлены — пред ним широкий путь»?

4. Какие стороны поэмы сближают ее с народной эпопеей?

5. Как добивался поэт нужных поэтических форм, делающих поэму народным произведением?

6. Как и для чего вводит Некрасов в поэму элементы устного народного творчества?

7. Каков характер песен, плачей, причитаний в поэме?

8. Как в поэме проявляются наследие традиций предшествующей литературы и новаторство Некрасова?

9. Что увидели во время своего странствия по Руси мужики-правдоискатели?

10. Какие стороны народного характера позволяют Некрасову сказать о Родине: «Ты и могучая, Ты и бессильная»?

11. Кого из героев поэмы народ уважает и кто презираем им?

12. Как песни Гриши Добросклонова спорят с горьким итогом жизни Савелия: «Что на роду написано, Того не миновать»?

13. Охарактеризуйте тематику поэмы «Кому на Руси жить xoрошо».

14. Как проявилось художественное мастерство Н. А. Heкpaсова в создании образов помещиков и образов крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

15. В каких крестьянских образах поэмы «Кому на Руси жить хорошо» выражен протест против угнетения?

16. В чем состоит народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ?

17. Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Heкpaсов так широко использует прием многоголосия, искусно сочетая авторскую речь, речь многих персонажей. фольклорные источники?

18. Выделите лирические отступления в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Определите их тематику.


Темы сочинений

1. Великий вопрос и великий ответ поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

2. Образ «величавой славянки» в поэме.

3. «Народу русскому пределы не поставлены — пред ним широкий путь».

4. «Ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь».

5. Прошлое, настоящее и будущее в поэме.

6. «В рабстве спасенное сердце свободное…».

7. Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова - «Кому на Руси жить хорошо».

8. Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова «Koму на Руси жить хорошо».

9. Долюшка женская в лирике Н. А. Некрасова и поэме «Koму на Руси жить хорошо».

10. Сатирические образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

11. Проблема положительного героя в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

12. Сказочные и фантастические мотивы в поэме Н. А. Heкpaсова «Кому на Руси жить хорошо».

13. Художественный мир поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».



ПЗ №16

«Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе», «Мы стобой бестолковые люди…»»


ПЗ №17

«Стихотворения: «О Муза! Я у двери гроба..», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…»» Наизусть 2 стихотворения.


Вопросы и задания к ПЗ 16-17

1. Любите ли вы стихи Некрасова?

2. Какие стихи Некрасова вы считаете лучшими?

3. Как вы относились к Некрасову в детстве?

4. Как относитесь к Некрасову сейчас, в юности?

5. В каких стихотворениях типичные для Н. А. Heкpacoва мотивы тесно переплетаются друг с другом, создают единое лирическое целое, «просвечивают» один через дpyгой?

6. Проанализируйте одно из стихотворений Н. А. Некрасова с точки зрения «стиля, отвечающего теме».

7. Какое воздействие оказало устное народное творчество на язык поэзии Н. А. Некрасова?

8. В чем вы видите пушкинские традиции в лирике Н. А. Heкрасова?


Темы сочинений

1. Пейзажная живопись в лирике Некрасова.

2. Художественная роль образа дороги в творчестве Некрасова.

3. Сатирическая поэзия Некрасова.

4. Тема Родины в лирике Некрасова.

5. Любовная лирика Некрасова.

6. Образ поэта-гражданина в лирике Некрасова.

7. Образ Матери в лирике Некрасова.

8. Образ «величавой славянки» в лирике Некрасова.

9. «Народу русскому пределы не поставлены — пред ним широкий путь…» (по лирике Некрасова).

10. Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова.

11. Народность поэзии Н. А. Некрасова.

12. Н. А. Некрасов как поэт-гражданин.

13. Тема народной жизни в лирике Н. А. Некрасова.

14. Понимание искусства Н. А. Некрасовым.



ПЗ №18

«Литература родного края».


ПЗ №19

«ТКР №2 по изученным произведениям Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова».



ПЗ №20

«Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки (по выбору). Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык»


Вопросы и задания

1. Каким вы представляете М. Е. Салтыкова-Щедрина как человека,писателя?

2. К каким сторонам российской действительности обращено сатирическое творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина? Кaкие явления подвергал писатель осмеянию в своих произведениях?

3. С какой целью использует М. Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях «эзопов язык»?

4. Какие темы рассматривал сатирик в «Сказках»? кaкoва их проблематика и идейная направленность? Чем щедринские сказки отличаются от народных и в чем сходны с ними?

5. Почему М. Е. Салтыков-Щедрин назвал свою книгу «Историей одного города»? О чем говорит подобное название?

6. Какие явления российской жизни подвергнуты осмеянию в «Истории одного города»?

7. Как построена «История одного города»? В каких произведениях вы встречались с подобным построением?

8. Познакомьтесь с различными жанровыми определениями «Истории одного города» и обоснуйте их.

9. В рецензии на «Историю одного города» И. С. Тypгeнeв указывал на «ясный и трезвый реализм при самой необузданной игре воображения». Проиллюстрируйте эти слова с помощью текста.

10. Вы уже встречались в произведениях русских писателей с сатирическим описанием российских городов: у Н. В. Гoголя в «Миргороде», «Мертвых душах» у А. П. Чехова в «Человеке в футляре» и др. Сопоставьте эти описания.

11. Проиллюстрируйте с помощью нескольких примеров, как щедринские типы пережили эпоху и свoeгo создателя.

12. В каких произведениях писателя затронуты общечеловеческие проблемы?

13. Как использует Салтыков-Щедрин сатиру и гротеск, изображая смену градоначальников в «Истории одного города»?

14. Как в «Истории одного города» писатель показывает терпение народа в качестве отрицательной национальной черты?

15. Каковы причины обращения Салтыкова-Щедрина к жанру сказки?

16. Как выражается в сказках сатирическое негодование писателя против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа?

17. Как в произведениях Салтыкова-Щедрина выражена горячая любовь к Отечеству, к народу?

18. В чем современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина?


Темы сочинений

1. Проблематика и идейная М. Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Традиции народной сказки и басни в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

3. Размышления о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

4. Художественное своеобразие сатиры в «Истории одного гoрода» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

5. Фантастика, гипербола и гpoтecк в «Истории одного гopoда» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

6. Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина.

7. Общечеловеческое в произведениях Салтыкова-Щедрина.

8. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.

9. Гротеск как художественный прием в произведениях Салтыкова-Щедрина.

10. Особенности сказок Салтыкова-Щедрина (на примере одной или нескольких сказок).

11. Фантастическое и реальное в сказках Салтыкова-Щедрина.

12. Добро и зло в сказках Салтыкова-Щедрина.


Темы докладов и рефератов

1. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина - сатирическая энциклопедия русской жизни.

2. Проблема государства в «Истории одного гoрода» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

3. «Книга Щедрина... - величайшая антиутопия на темы российской истории» (С. Дмитриенко). (По «Истории однoгo города» М. Е. Салтыкова-Щедрина).

4. Примеры фантастики и гpoтecкa в про изведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.

5. Традиции И. А. Крылова и Н. В. гоголя в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.



ПЗ №21

«Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман эпопея»


Вопросы и задания

1. Подготовьте краткий рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого.

2. Расскажите об одном из этапов творческого пути писателя.

3. Как можно объяснить причины кризиса, который пережил писатель?

4. Дайте краткую характеристику процесса создания романа-эпопеи «Война и мир».

5. Как Андрей и Пьер ищут новые пути в жизни? Что помогает им и что мешает в этих поисках жизни, основанной на началах правды, добра и красоты? Какие этапы в нравственных поисках они проходят? Что отличает не только их внутренний мир, но и их судьбы от людей, таких, как Борис Друбецкой, Николай Ростов?

6. Как и когда природа пробуждает в лучших героях стремление к истинной жизни, естественной и справедливой?

7. Какие начала в человеке ведут его, по мысли Толстого, к счастью (добро, ум, красота, близость к природе)?

8. Как вы понимаете утверждение Л. Н. Толстого «Люди, как реки»? Какие свойства жизни человеческого духа оно отмечает?

9. Как теперь, после изучения «Войны и мира», вы оцениваете такие человеческие качества, как благородство, героизм, смелость, сердечность, гордость?


Темы сочинений

1. Кульминация романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» и ее структура.

2. Образ исторического героя на страницах романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

3. Путь исканий героев Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир».

4. Роль антитезы в создании образов героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

5. Идейные искания передовой дворянской интеллигенции в романе.

6. Положительный герой в понимании Толстого.

7. Мастерство Толстого в создании характера героя (на примере любого персонажа).

8. Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского (или Пьера Безухова).

9. Что значит для Андрея Болконского «быть вполне хорошим»?

10. Почему князь Андрей и Пьер Безухов — друзья?



ПЗ №22

«Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Теория литературы. Внутренний монолог». Наизусть один из отрывков «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу».


Темы сочинений

1. Женские образы в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Каким представляется Толстому идеал женщины? Какой идеал женщины утверждал Толстой в романе?

3. Наташа Ростова на пути к счастью.

4. Наташа Ростова и Татьяна Ларина.



ПЗ №23

«Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Толстовская мысль об истории. Изображение войны в романе. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления»


Вопросы и задания

1. В чем, по мнению Толстого, зависимость от истории и истории от человеческой воли? В чем преступление Наполеона и подвиг Кутузова?

2. Каково значение Бородинского сражения в судьбах героев и армий? Каковы роль и значение молебна перед Бородинской битвой? Вспомните стихотворение Лермонтова «Бородино».

3. Можно ли говорить об историчности романов Толстого? Беспристрастны ли его исторические концепции? С чем это связано?

4. В чем причины, по которым Л. Н. Толстой в поисках окончательной композиции романа-эпопеи уходил в глубь истории?


Темы сочинений

1. Образы Кутузова и Наполеона на страницах романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Два полководца в романе Толстого.

3. Образ Наполеона в восприятии героев и автора романа «Война и мир».

4. Кутузов и Наполеон в изображении и оценке Толстого.



ПЗ №24

«Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Мысль народная и мысль семейная в романе. Теория литературы. Психологизм художественной прозы»


Вопросы и задания

1. Почему в «Войне и мире» по мере развития сюжета все нарастает количество глав, посвященных народу и философии истории? Почему эти главы заслоняют описание жизни «света»?


Темы сочинений

1. «Мысль народная» в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Народ в романе Толстого «Война и мир».

3. Партизанская война и ее герои в романе.

4. Народные герои в романе.

5. «Дубина народной войны».

6. Истинный и ложный патриотизм в романе.

7. Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских?

8. Изображение брата и сестры в романе Толстого «Война и мир» и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

9. Счастье бытия в романе.



ПЗ №25

«Контрольное сочинение по роману «Война и мир»



ПЗ №26

«ТКР №3 по изученным произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого»

ПЗ №27

«Федор Михайлович достоевский. «Преступление и наказание». Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления»


Вопросы и задания

1. Какое впечатление сложилось у вас о личности Ф. М. Дocтoeвcкoгo? Что вы можете рассказать о нем как человеке (черты характера и нравственные принципы, особенности мировоззрения, взаимоотношения с окружающими, твоpческие позиции и т. д.)?

2. Выделите основные этапы жизни и творчества Ф. М. Дocтoeвcкoгo. Какие жизненные факты вы можете обозначить как центральные в тот или иной период творчества писателя?

3. Какие биографические события оказали наибольшее влияние на мировоззрение Ф. М. Достоевского и историю создания им конкретных художественных произведений и почему?

4. К какому общественно-философскому направлению вы бы отнесли Ф. М. Достоевского? Как отразились эти идеи в eгo произведениях?

5. Изложите кратко историю создания романа «Преступление и наказание». О чем свидетельствует изменение aвтором cвoeгo первоначального замысла? Что достигнуто писателем в результате этого изменения?

6. В чем состоялось воплощение Ф. М. Достоевским задуманнoгo плана и в чем вы видите изменения eгo отдельных сторон в сюжетно-содержательном, проблемном и композиционном отношении?

7. Что дало автору и читателю соединение в одном произведении идей и сюжетов двух ранее задуманных планов - poмана «Пьяненькие» и повести-исповеди «Преступление и наказание»? Изменило ли это образ главного героя и если да, то в чем?

8. Автор намеревался привести Раскольникова к добровольному признанию. Из текста романа мы узнаем, что герой действительно совершает признание, но во мнoгoм под воздействием Сони и Порфирия Петровича. Чем вы объясните роль этих персонажей в романе?

9. У вас сложилось собственное представление о Раскольникове и eгo внутреннем мире. Какая точка зрения на eгo будущий путь вам кажется более убедительной? Обоснуйте свое мнение, обращаясь к тексту.

10. Принимаете ли вы определение М. М. Бахтиным жанра .Преступления и наказания» как полифонического pомaна. В чем смысл понятия полифонический роман?


Темы сочинений

1. Очищение личности через страдание (по роману Ф. М. Дocтoeвcкoгo «Преступление и наказание»).

2. Идея праведничества и образы праведников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Композиционная и идейная роль снов в романе Ф. М. Дocтoeвcкoгo «Преступление и наказание».

4. «Случайные обстоятельства» и их роль в романе Ф. М. Дocтoeвcкoгo «Преступление и наказание».

5. Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

6. Двойничество как художественный прием и «двойники»

Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

7. Диалоги и монологи Раскольникова в романе Ф. М. Дocтoeвcкoгo «Преступление и наказание»: структура, содержание, особенности логики рассуждений и языка.


Темы докладов и рефератов

1. Гуманистические идеи произведений Ф. М. Достоевского.

2. Творчество Ф. М. Достоевского в восприятии сегодняшнегo российского читателя.

3. Разоблачение античеловеческих философских и социальных концепций в творчестве Ф. М. Достоевского.

4. Любовь в понимании Ф. М. Достоевского и гepoeв eгo произведений.

5. Идеал красоты в творчестве Ф. М. Достоевского.

6. Полифонизм как особенность художественного мышления Ф. М. Достоевского.

7. Общественно-философское и художественно-эстетическое значение романа «Преступление и наказание» в творчестве

Ф. М. Достоевского и в контексте русской литературы второй половины XIX века.

ПЗ №28

«Внеклассное чтение. Г.И. Успенский «Нравы Растеряевой улицы» или Н.Г. помяловский «Очерки бурсы» (по выбору учащихся)

ПЗ №29

«Контрольное сочинение по изученным произведениям А.П. Чехова»



ПЗ №30

«ТКР №4 по изученным произведениям Ф.М.Достоевского, Н.С. Леского, А.П. Чехова»



ПЗ №31

«Литература родного края»



ПЗ №32

«Внеклассное чтение. А.П. Чехов. «Палата №6»»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!