СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как работать с учебной информацией

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Методические рекомендации

по работе с учебной информацией
































Работа с учебной и научной информацией – важный момент обучения. Работа с книгой

является одним из основных методов обучения.


Основные направления работы с книгой:

  • закрепление и повторение изученного материала.

  • самостоятельное изучение материала.

  • определение необходимых данных для решения разных задач.

  • самоконтроль усвоения учебного материала.

  • работа с иллюстрациями, схемами, таблицами, графиками и т.п.

  • работа со справочной литературой и нормативными материалами.


Методика обработки полученной информации


Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, подчеркивания, лучше на вкладных листах; разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.); схе­мы. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опо­рой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.


План — это «скелет» текста, он компактно отражает последо­вательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей.

Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановле­ния в памяти содержания прочитанного, для развития навыка чет­кого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей.

Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника.

Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль.

Формулирование пунктов плана — трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков — названий к произведениям.

Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но по­рой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда разумно. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая дета­лизирующие пункты, или сразу разработать подробнейший про­стой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пун­кты под общими для них заголовками.

Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбра­сывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст.

Можно более рационально подойти к составлению плана: записы­вать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.

Полезно знать о недостатках такой формы записи, как план. План, как правило, говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.

План есть перечисление всех текстовых субъектов. Для того чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос: «О чем здесь говорится?», вычленять с его помощью субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов плана. План может быть выполнен в тезисной форме или в форме назывных предложений. Пункты плана в этом случае совпадают с информативными центрами абзацев.

Рекомендуем

Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь опреде­лить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным от­рывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.

Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрыва­ли мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.

Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, ис­пользуя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.

Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Постановка вопросов к тексту. Этот прием, являясь основным в процессе усвоения содержания, приводит к всестороннему пониманию текста. Понимание текста складывается из понимания отдельных слов, предложений, логической структуры всего текста, его основной идеи, смысла, а также подтекста и общего замысла автора. Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с содержанием других текстов на эту же тему. Этот прием учит не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать ответ.

Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписыва­ния заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов запи­сей, таких как тезисы, конспекты.

Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.

Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.

Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые труд­но цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив форму­лировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно.

Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искаже­ний. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.


Тезирование. Тезирование – это краткое изложение основного смысла прочитанного Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов).

Так как тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, вы­разить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть со­держание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

Тезисы принято подразделять на основные, простые, сложные. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направ­ленности источника в целом.

Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.

Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний, и тогда они пишутся в кавычках в виде прямых цитат. Если же тезисы формулируются самим читателем, то они излагаются в виде реферативного текста с помощью использования глаголов (например, автор анализирует, отмечает, сравнивает, доказывает и пр.).

Существенную помощь при написании тезисов оказывает пред­варительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.

Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то глав­ным пунктам могут соответствовать основные тезисы, подпунк­там — простые тезисы.

Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суж­дения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каж­дом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.

Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).

По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, за­тем перепишите и пронумеруйте.



Цитирование – это точная дословная выдержка из текста, высказывания с указанием автора, названия работы, места издания, издательства, года издания, страницы.


Аннотация – это краткое изложение содержания прочитанного без потери смысла. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде ис­точников на одну тему, а также при подготовке обзора литера­туры.

Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформули­руйте ее своими словами.

Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его вы­воды, предложения. Определите значимость текста.

В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценоч­ные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный акту­альный вопрос (проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает).


Рецензия - это критический отзыв о конкретном произведении (статье), где автор высказывается о качестве изло­жения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника. Рецензирование – это написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному. Структура рецензии может быть различной.

Последовательно излагая свою позицию по ключевым вопро­сам исследуемой проблемы, автор рецензии высказывает свое отношение, свои взгляды на статью в целом и на главные ее поло­жения.

Излагая идеи, выводы, доказательства, изложенные в рассмат­риваемой статье, автор рецензии одновременно высказывает свое отношение к ним, дает им свою критическую оценку, а в заклю­чении рецензии делает выводы.

Запишите выходные данные источника.

Изучите текст и выделите круг вопросов, затронутых в тексте. Опреде­лите характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.).

Выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитан­ный материал с точки зрения его теоретической или практической значимо­сти для изучаемой науки или специальности.

Установите логические связи между главными, существенными научны­ми положениями, содержащимися в тексте.

Определите актуальность, научную, практическую значимость рассмат­риваемой работы, связь ее идей с общим педагогическим движением свое­го времени; их прямое и опосредованное влияние на практику ДОУ, школы (вуза), на совершенствование учебно-воспитательной деятельности.

В заключение сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важно­сти поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффек­тивности результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы воз­можного применения.


Справка. Справка – это сведение о чем – нибудь, полученное кем- нибудь после поисков, в ответ на запрос или документ с такими сведениями. Составление справки – это сбор сведений о чем-нибудь.


Матрица. Матрица (нем.) – таблица каких- нибудь элементов, состоящая из строк и столбцов. Матрица идей – это составление сравнительных характеристик предметов, явлений.

Конспект — это последовательная фиксация информации, ото­бранной и обдуманной в процессе чтения. Конспектирование – это краткое изложение прочитанного. Конспекты бывают че­тырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавле­ние, главы и параграфы, выделите информационно значимые места тек­ста.

Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

Составьте план текста — он поможет вам в логике изложения группиро­вать материал.

Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументаци­ей, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор счи­тает...», «раскрывает...»).

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц.

В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержа­ние проработанного материала, дайте ему оценку.


Последнее время активно используются приемы систематизации прочитанного материала и его структурирования с помощью опорных конспектов, схем, систематизирующих таблиц и прочего графического оформления. Такой подход обеспечивает систематизацию материала, его представление в наглядном для восприятия виде для лучшего закрепления, формирует столь важные в современном обществе умения воспринимать, анализировать и запоминать информацию.


Составление схемы. Схема – это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами, схематическая запись прочитанного. Средствами графического изображения являются геометрические фигуры и их соединения, а также символические изображения и рисунки предметов. Схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают схеме целостность и наглядность. Наи­более распространенными являются схемы «генеалогическое дре­во» и «паучок».

В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные состав­ляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т. п. и рас­полагаются в последовательности «сверху вниз» — от общего по­нятия к его частным составляющим.

В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Составление конспектов-схем способствует не только запоми­нанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифици­ровать информацию.

Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основ­ные, общие понятия. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основ­ного понятия. Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам. Заполните схему данными.


  1. Составление таблицы. Используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из некоторого раздела.


п/п

Наименование

Характеристика

Размеры

1.




2.





Сравнительная характеристика


Вид предпринимательской деятельности

Объединение

Ответственность

Распределение прибыли

Примечание

Индивидуальное предпринимательство





Товарищество полное





Товарищество на вере





ОАО





ЗАО






Основные приемы конспектирования


  1. Постановка вопросов к тексту. Этот прием, являясь основным в процессе усвоения содержания, приводит к всестороннему пониманию текста. Понимание текста складывается из понимания отдельных слов, предложений, логической структуры всего текста, его основной идеи, смысла, а также подтекста и общего замысла автора. Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с содержанием других текстов на эту же тему. Этот прием учит не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать ответ.

  2. Составление плана. План есть перечисление всех текстовых субъектов. Для того, чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос: «О чем здесь говорится?», вычленять с его помощью субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов плана. План может быть простым (из одних пунктов) или развернутым (из пунктов и подпунктов). План может быть выполнен в тезисной форме или в форме назывных предложений. Пункты плана в этом случае совпадают с информативными центрами абзацев.

  3. Тезирование. Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов). Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний, и тогда они пишутся в кавычках в виде прямых цитат. Если же тезисы формулируются самим читателем, то они излагаются в виде реферативного текста с помощью использования глаголов (например, автор анализирует, отмечает, сравнивает, доказывает и пр.).

  4. Составление графических организаторов по технологии развития критического мышления

Графический организатор – визуальное представление информации, связей, мыслительных процессов и т.п.


Кольца Венна: главное в центре, составляющие - светло зеленое, логическая связь -пересекаются, взаимозависимость – темно зеленое





«Рыбья кость» - от элементарного к общему, логическая связь



Кластер – гроздь, ветвь; от ключевого понятия расширение








Понятийное колесо



«СПЕКТР» - разнообразные стороны одного явления (таблица)


«Лестница» - расположение понятий по мере усложнения или по мере убывания

Таблица зрительных и слуховых ассоциаций

Глаз

Ухо

Что увидели

Что услышали


Таблица

Знаю

Хочу узнать

Узнал





Маркировочные таблицы

+

-

!

?

Новая информация

Не согласен

Восхитило

Интересно


Таблица толстых и тонких вопросов

?

??

Однозначные ответы

Развернутый ответ


Маркировочная таблица

+

-

!

Согласен

Не согласен

Интересно


Таблица – синтез

Ключевые слова и фразы

Цитаты из текста

Комментарии

Деньги

Деньги в экономике выполняют несколько функций

1 функция – средство обращения

2 функция – средство измерения

3 функция – средство сбережения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!