СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»



Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж

№ 1 им. М. Горького»







Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»










Выполнила:

Варежкина Виолетта Викторовна

Студентка 21П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах»


Руководитель:

Власова Елена Владимировна

преподаватель КГБОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»









Красноярск, 2024 г.

Аннотация.

В данной работе представлены методические рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе, с целью развития учебной мотивации младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

ВВЕДЕНИЕ

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

ФГОС НОО 2021 года устанавливает требования метапредметные, которые включают в себя универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией); универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация); универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль). 

Раздел 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, включающий в себя научное изучение и обоснование определенной проблемы.

Ключевая цель исследовательской деятельности заключается в формировании мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. [8]

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

1) знакомство с проведением учебных исследований;

2) развитие творческой исследовательской активности;

3) стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

4) ознакомление с научной картиной мира;

5) вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. [8]

Исследовательские умения, которые формируются у обучающихся начальной школы: возможность осознать свою значимость, развивать познавательный интерес, любознательность, уметь работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. [9]

Функции учителя - систематическая направляющая, стимулирующая, корректирующая. [9]

Роль учителя - учитель должен чутко и умело направлять исследовательской деятельностью своих учеников, а также является консультантом. [9]

Исследовательская деятельность включает в себя 12 основных этапов:

1 этап.

Найти проблему – что надо изучить. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

2 этап.

Тема – как это назвать. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

3 этап.

Актуальность – почему данную тему нужно изучать. Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность. 

4 этап.

Цель исследования – предполагаемый результат. В исследовательской работе должна быть сформулирована цель исследования – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений. 

5 этап.

Гипотеза – что в объекте не является очевидным. В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана. 

6 этап.

Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования. Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов. 

7 этап.

Задачи исследования. После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. 

8 этап.

Литературный обзор – что уже известно по данной теме. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. 

9 этап.

Методика исследования – как и что исследовали. Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. 

10 этап.

Результаты исследования – собственные данные. Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. 

11 этап.

Выводы – краткие ответы на поставленные задачи. И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи. 

12 этап.

Значимость – каким образом результаты влияют на практику. Значимость представляет собой четко выраженную пригодность применения результатов исследования, выражаемых в элементах новизны. [11]

Раздел 2. Список возможных типичных ошибок. 

2.1. Список возможных типичных ошибок при выборе и формулировке темы исследования.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент. []

Учитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или ученик, самостоятельность решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. направление научного поиска;

2. проблему, которую необходимо решить. []

После окончания работы, во время её подготовки к презентации, автор приходит к выводу о необходимости выбора яркого и красочного названия, привлекающего к работе внимание читателя и слушателя. []

Не рекомендуется при формулировке темы:

- слишком общее название, которое может ввести в заблуждение;

- выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования;

- примеры некорректных тем: «Как поживаете, господин позвоночник?», «Влияние параметров атмосферы на рождаемость в районах Крайнего Севера», «Цвет один в поэзии ХХ века», «Почему школьники не летают?». []
Существует некоторые требования к теме исследования:

1. Тема должна быть достаточно актуальной и, по возможности, нестандартной.

2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.

3. Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование.

4. Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.

Название работы должно точно отражать её содержание. Удачная и неординарная тема – залог успеха. []

Неудачные формулировки темы.

1. Не должно быть вопроса в теме:

«Забыто ли имя Н.И. Пирогова?»;

«Что скрывается в тюбике зубной пасты?»;

«Баба-яга. Кто она?».

2. Лишние слова в формулировке темы:

«К вопросу о …»;

«Анализ некоторых вопросов…»;

«Исследование…»

3. Нет проблемы в теме:

«Графические редакторы» (нет проблемы в теме);

«Геометрия Н. И. Лобачевского» (нет проблемы в теме);

«Малоизвестные факты из жизни великих … мира».

4. Некорректная формулировка:

«Сертификация товаров: за и против»

5. Нет проблемы в теме:

«Жизнь иконы»

6. Очень широкая тема:

«Благоустройство города»

7. Художественное название:

«Мой дом – моя крепость»;

«Музыкант в годы войны»;

«С цепочкой родительных падежей …» []

2.2. Список возможных типичных ошибок при определении цели, задач и гипотезы исследования.

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п. []

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

- цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

- определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

- предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна. [5]

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

2. Неясность, неточность формулировки целей. [5]

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ. []

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика. []

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5. []

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. []

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными. []

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой. []

2.3. Список возможных типичных ошибок при выборе методов исследования.

Выбор конкретных методов и методик исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. []

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. [5]

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата. []

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. []

Для этого детям предлагается:

1. Подумать самостоятельно;

2. Посмотреть книги о том, что исследуешь;

3. Спросить у других людей;

4. Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

6. Понаблюдать;

7. Провести эксперимент. []

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организуются индивидуальные консультации. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию. []

Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки. []

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.). []

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные). []

Овладеть методами исследования обучающимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и другие. []

Раздел 3. Требования к структуре и оформлению исследовательской работы учащихся.

Результат исследования – это приращенное знание, представляющее собой решение проблемы, обеспечивающее достижение поставленной цели и задач исследования, а также знание, доказывающее невозможность решения проблемы при данном способе ее постановки. []

Требования:

Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте.

Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики.

Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности.

Ясность – умение писать доступно и доходчиво.

Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

• титульный лист

Титульный лист

Он является первой страницей и заполняется по образцу.

• Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)

• Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

• Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

• Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

• В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения.

• оглавление

Оглавление

Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

Оглавление………………..3

Введение…………………..4

Основная часть……………5

Заключение………………..6

Литература………………...7

Приложения……………….8

В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления.

• введение

Введение

Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы. Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

• актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;

• постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

• разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

• цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.

• основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.

• методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

• основная часть

Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован. В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

• заключение

Покажите с помощью модели (схемы и др.) важность изучения данной темы практического занятия для себя. На какие Ваши вопросы, поставленные в начале занятия, не нашли ответа? Обсудите их с одногруппниками и преподавателем.

• список литературы

Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.

• приложения

Приложение

Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:

• копии документов, инструкции

• схемы, графики, диаграммы, таблицы

• бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним

• иллюстративный материал

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.

3.1 Критерии оценки детских исследовательских работ

Критерии оценки должны быть разработаны таким образом, чтобы они охватывали все важные аспекты исследовательской работы, включая постановку проблемы, методологию, анализ данных и выводы. Они также должны быть адаптированы к уровню развития учащихся и учитывать возрастные особенности их познавательного развития.

Нами были разработаны критерии оценки детских исследовательских работ (Таблица 1)

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Цель соответствует заданной теме

1

2.Задачи соответствуют поставленной цели

2

3.Объект и предмет выделены в соответствии с темой

2

4.Исследование содержит: цель, тему, задачи, гипотезу, предмет, объект

1

5.Методы соответствуют сформулированным задачам работы

1

6.Результаты соответствуют заявленной цели

1

7.Исследователь ссылается на научные источники

1

8.Текст работы представлен в научном стиле

1

9.Работа включает в себя: иллюстративный материал высокого качества и разборчивый текст

1

10.Вывод соответствует результатам исследования

1

11.Гипотеза подтверждена аргументами

1

12.В работе присутствует список использованной литературы

1

13. Грамотность устной и письменной речи

2

14. Объем работы не менее 15 страниц

1

15. Понимание содержания

1

16. Соблюдены временные рамки выступления (10 мин)

1

Количество баллов

19



На протяжении занятий мной было разработано исследование и оформлен паспорт исследования. При оформлении паспорта исследования опиралась на следующий эффективный алгоритм

1. Определите тему в рамках обозначенного объекта исследования, представьте обоснование ее актуальности.

2. Определите и сформулируйте научный аппарат исследования: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

3. Определите этапы работы над исследованием с указанием содержания деятельности.

4. Определите предполагаемый продукт исследования.

5. Внесите данные в паспорт исследования (см. табл. №2).

Таблица 2. Паспорт исследования

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Детские игрушки из подручных материалов.

2

Актуальность исследования

Актуальность исследования заключается в том, что в наше время появилось большое количество игрушек для детей, большое разнообразие присутствует в каждом магазине.

Но не все игрушки есть возможность купить, так как они дорогостоящие, поэтому стоит попробовать создавать их самостоятельно.

Обращаясь к статистике последних лет, можно заметить, что на игрушки ручной работы появился большой спрос.

«Чаще всего россияне покупали игрушки ручной работы. В этом году продажи таких товаров выросли на 61% по сравнению с прошлым», —

прокомментировали в сервисе.

https://www.ridus.ru/u-rossiyan-poyavilsya-spros-na-tovary-ruchnoj-raboty-387885.html

3

Проблема исследования

Детских игрушек существует большое разнообразие, но хорошие игрушки дорогостоящие, не все посильны купить их.

4

Объект исследования

Создание детской игрушки из крахмала.

5

Предмет исследования

Детские игрушки.

6

Цель исследования

Выяснить, можно ли из крахмала создать детскую игрушку.

7

Задачи исследования

  1. Изучить литературу, из каких материалов можно создавать игрушки.

  2. В ходе исследования выяснить, можно ли создавать детские игрушки из подручного материала, таких как крахмал.

  3. Создать игрушку из крахмала своими руками.

  4. Сделать вывод на основе проведенного эксперимента.

8

Гипотеза исследования

Из крахмала возможно сделать игрушку своими руками.

9

Методы исследования

  1. Анализ литературы по данной теме.

  2. Сравнение (игрушки с магазина и ручной работы)

  3. Эксперимент (создание игрушки из крахмала).

10

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс-исследование.

11

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный: 

Выдвижение гипотез, предположение способов подтверждения или опровержения, выделение проблемы, изучение литературы по данной теме. В подготовительном этапе мы исследуем, можно ли из материалов, таких как воздушный шарик, крахмал создавать игрушки для детей.

Основной:

Эксперимент по созданию игрушки своими руками и обоснование пользы, которую она может приносить детям.

Заключительный: 

Оформление данных, полученных теоретическим и опытным путем, формулировка выводов.

12

Оборудование для проведения исследования

ПК, воздушные шарики, картофельный крахмал, воронка, пряжа, маркер, клей.

13

Продукт исследования

Игрушка, созданная своими руками из крахмала.

14

Перспектива исследования

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только игрушек из крахмала, но и из других подручных материалов.

15

Используемые источники

  1. Сделай сам // Делаем вместе URL: https://www.passion.ru/mama/obuchenie-i-razvitie-detey/sdelay-sam-7-interesnyh-igrushek-iz-podruchnyh-sredstv-154972.htm (дата обращения: 19.02.2024).

  2. Как сделать развивающие игрушки своими руками // Т - Ж URL: https://journal.tinkoff.ru/list/diy-toys/ (дата обращения: 19.02.2024).

  3. Игрушки своими руками — бюджетно, просто и креативно! // Статья URL: https://dzen.ru/a/ZMu-Gnx8C0WhZlj8 (дата обращения: 19.02.2024).

  4. Мастер-классы по теме Игрушки // Создаем URL: https://www.livemaster.ru/masterclasses/kukly-i-igrushki/igrushki/ (дата обращения: 19.02.2024).

  5. Ридус // Статья URL: https://www.ridus.ru/u-rossiyan-poyavilsya-spros-na-tovary-ruchnoj-raboty-387885.html (дата обращения: 19.02.2024).

Мной было подготовлено к демонстрации фрагмент исследования в рамках разработанного паспорта исследовательской деятельности. Подобрала материалы и оборудование, необходимые для организации и проведения исследовательской деятельности. Продемонстрировала фрагмент собственного исследования в модельных условиях группы.

    1. Проектная задача в начальной школе

Термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: тетей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа).

Творческая (олимпиадная) задача — это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Существует ряд того, что не позволяют осуществить проектные задачи, а именно:

1. Научить самостоятельному выбору способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем.

2. Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения.

3. Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые мы предлагаем решить детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.

4. Оценить возможности детей действовать в незнакомой, не стандартной ситуации (отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.

5. Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.

Чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, и др.).

Таблица 3. Сравнительная таблица проекта и проектной задачи


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Способствование формированию разных способов учебного сотрудничества. Возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Цель детская

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Овладение культурными способами действий, а также апробация их в модельных ситуациях.

2

Продолжительность

От урочных до годичных.

Урочные

3

Форма организации

Индивидуальные или групповые

Групповые

4

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

1. Анализ ситуации.

2. Выявление дефицитов, их типов.

3. Оценка необходимости восполнения дефицита.

4. Постановка цели.

5. Перевод проблемы в задачу.

6. Выбор средств решения проблемы.

7. Решение проблемы.

8. Анализ полученного результата.

9. Представление результата окружающим.

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации.

Осуществляют «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.

Воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт.

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

- реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

- нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Не предсказуем

Реальный продукт, который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные.

2. Поисковые (исследовательские).

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

5. Менеджерские умения и навыки.

6. Коммуникативные.

7. Презентационные умения и навыки.

1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

2.Ставить и удерживать цели.

3.Планировать свою деятельность.

4.Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

5.Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

6.Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.

Школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа).

Разновозрастные группы или же участники одного класса.



Мной была разработана проектная задача на тему «Письмо другу».



«Письмо другу»

Обучающиеся работают в группах по 4 человека, выполняя 8 заданий. Деятельность всех групп направлена на создание общего результата: письмо другу, живущему в Африке (задание 8). Обучающиеся слушают историю о мальчике Иве, который хочет узнать о Красноярском крае.

Сценарий:

Здравствуйте, ребята! Однажды я прочитала историю одного мальчика. Его зовут Ив. Он родился в маленьком одноэтажном городке Димбокро в западной части Африки. Большинство жителей городка занято в сельском хозяйстве — выращивают на окраинах населенного пункта бананы, кукурузу, ананасы и арахис. Три года назад семья Ива переехала в мегаполис. Там многоэтажки, торговые центры и университеты. Переезд изменил жизнь мальчика — он стал учиться в школе, где в классах стояли компьютеры, а во дворе была обустроена современная спортивная площадка. Старший брат Ива учится в университете города Екатеринбурга. Он много рассказывал ему о России, показывал фотографии. Особенно Иву понравились фотографии Красноярского края. Мальчик очень хотел узнать о нем больше. Предлагаю помочь Иву узнать о тех местах, в которых мы

с вами живем. Надеюсь, ему будет интересно узнать о природе нашего родного края.

Формулировка задачи

Нам предстоит написать письмо Иву. Нужную информацию для письма вы получите, выполнив задания. В ходе выполнения заданий вам необходимо обратить внимание на следующие умения:

В конце работы мы проведем их оценку. Желаю удачи!



Задание 1.

Изучите годовой климатический график Красноярского края.





Заполните таблицу:

Характеристика погоды

Месяц

Самый жаркий месяц


Самый морозный месяц


Используйте информацию о климате окрестностей Красноярского края при написании письма Иву.

Задание 2.

Рассмотрите фотографии. Отметьте формы рельефа, характерные для нашей местности.

Горы Бырранга Хакасско-Енисейская впадина

Енисейский кряж Восточно-Африканское плоскогорье

Задание 3.

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Енисей - одна из самых длинных рек России. Ее протяженность от истоков составляет свыше четырех тысяч километров. Максимальная глубина Енисея составляет 24 метра, а средняя-14 метров. Глубина речного стока составляет 32 метра, а притока-31 метр. Енисей является наиболее глубокой рекой в стране. Около ста рек впадает в Енисей– Кан, Ангара, Подкаменная Тунгуска, а самая длинная - Нижняя Тунгуска, которая входит в число двадцати самых длинных рек мира. Название «Енисей» произошло от эвенкийского слова «Ионесси», что означает «Большая вода», ненцы называли его «Ена-се», то есть «Широкая река», древние тюрки - «Улуг-Хэм», «Большая река». Реки - источники электрической энергии – на Енисее построены плотины гидроэлектростанций –Красноярской и Саяно – Шушенской. По площади бассейна (2580 тыс. км²) Енисей занимает 2-е место среди рек России и Евразии (после Оби) и 7-е место среди рек мира. Для бассейна Енисея характерна резкая асимметричность: его правобережная часть в 5,6 раза обширнее левобережной.

Озеро Таймыр - озеро на полуострове Таймыр в Красноярском крае, входит в состав Таймырского заповедника. Таймыр является самым северным в мире настоящим крупным озером. Из оз. Таймыр вытекает р. Нижняя Таймыра. Площадь озера составляет 4560 км², что делает его четвёртым по площади пресным озером в России и вторым (после Байкала) — в азиатской части страны. Водоём находится на высоте 6 м над уровнем моря, а его максимальная глубина составляет 26 м. В среднем глубина озера варьируется вокруг отметки 2,8 м.


Водоем

Площадь водной

поверхности

Средняя

глубина

Максимальная

глубина

Река Енисей





Озеро Таймыр





Задание 4.

В этом ребусе зашифровано название озера в окрестностях Красноярского края. Самое крупное и известное озеро Красноярского края появилось около 600 тыс. лет назад, когда с гор спустились древние ледники. Запиши второе название этого озера.

Запишите название озера ______________________________.

Запишите второе название озера _________________________.

Задание 5.

Рассмотрите рисунки. Определите растения и подпишите их названия. При необходимости пользуйтесь «Атласом-определителем».

______________________________________

____________________________________

____________________________________

_____________________________________

Используйте эту информацию при написании письма Иву.

Задание 6.

Рассмотрите фотографии животных. Подпишите названия известных вам животных. Отметьте животных, обитающих в Красноярском крае.

____________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Используйте эту информацию при написании письма Иву.

Задание 7.

Из предыдущего задания выберите животное, которое изображено на гербе Красноярского края.

Закончите предложение.

На гербе Красноярского края изображен _______________________________.

Используйте эту информацию при написании письма Иву.

Задание 8.

Напишите письмо Иву о красоте и богатстве природы в окрестностях Красноярского края. При выполнении задания используйте информацию, которая была получена вами в ходе выполнения заданий.

Здравствуй, Ив!

Пишут тебе ученики ______ класса, школы №_____, города ____________________________. С интересом прочитали твое письмо, узнали много интересного о том месте, где ты живешь. Нам тоже захотелось рассказать тебе и твоим друзьям о нашем родном крае, где мы живем.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

До свидания, Ив! Твои друзья из Красноярского края.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Анализируя свою педагогическую деятельность, могу сделать выводы о том, что проектная деятельность является эффективным методом обучения и развития детей. В работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, которые можно назвать учебными исследованиями потому, что главный результат лежит в открытии ребёнком нового, ранее неизвестного знания. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие учёные, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в разной проектной работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявлять желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

  2. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  3. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И. Г. Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51.

  4. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

  5. Зачёсова, Е. В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е. В. Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

  6. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я. А. Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.

  7. И.А. Зимняя., Е.А. Шашенкова, статья «Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности». [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/3217

  8. О.А. Зубова, Статья «Исследовательская работа в начальной школе». [Электронный ресурс]. – режим доступа: file:///C:/Users/User/Desktop/%D1%83%D1%87%D1%91%D0%B1%D0%B0/3%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%97%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!