СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приёмы работы патриотического воспитания на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы работы патриотического воспитания на уроках географии»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Галкина Д.Н

Воронежский государственный педагогический университет

email: sova0003@mail.ru

Аннотация: В статье определяется актуальность темы исследования, заключающаяся в необходимости воспитания и формирования, обучающихся в духе патриотизма. Раскрывается сущность патриотического воспитания как процесса формирования патриотического сознания, гражданской ответственности и реализации во благо Родины.

Abstract: The article determines the relevance of the research topic, which consists in the need for education and formation, students in the spirit of patriotism. The essence of patriotic education as a process of forming patriotic consciousness, civic responsibility and realization for the good of the motherland is revealed.

Ключевые слова: образование, ФГОС, РФ, патриотизм, патриотическое воспитание, урок, география, физическая география, историко – культурное наследие, ООПТ, ЮНЕСКО, метод.

Key words: education, FGOS, RF, patriotism, patriotic education, lesson, geography, physical geography, historical and cultural heritage, protected areas, UNESCO, method.

Современным каркасом образования на территории Российской Федерации, является федеральный государственный образовательный стандарт, (ФГОС). Это крупный механизм совокупных процессов, в котором строго выстроена структура и приёмы работы каждого звена в системе образования. Наличие ФГОС начинает свою работу с дошкольного уровня, заканчивая высшими учебными заведениями. С 2017 года все образовательные учреждения оказывают виды образовательных услуг обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3].

Обучение в школе это один из главных этапов в жизни будущего гражданина РФ. На современном этапе развития в сфере образования РФ, огромное внимание в структуре ФГОС уделяется понятию идентичности, гражданственности и патриотизма.

Разработчики стандарта вносят такие понятия, как: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Все эти факторы заложены в личностные результаты. Личностные результаты включают способность и готовность обучающегося к саморазвитию, личностному самоопределению [2].

Основой российской (гражданской) идентичности на личностном уровне является, продуктивное формирование социокультурного уровня. Принадлежность к гражданской общности или общности россиян. российскому государству, а также о понятии культуры. Культуры общения, поведения, основ морали и нравственности [2].

Под эффективностью патриотического воспитания понимается достижение субъектами в процессе осуществляемой ими деятельности поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве. Критерии эффективности патриотического воспитания позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны; не только ее результат, но и процесс его достижения.

География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы [1].

География в школе – это важнейшая учебная дисциплина, содержащая в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания молодого общества. Большие возможности патриотического воспитания детей раскрывается на уроках по физической и социально -экономической географии России [1].

Курс географии в 7 классе «Физическая география материков и океанов» даёт огромный спектр тем, где основными универсальными учебными действиями выступают, патриотические. Примером можно взять тему из курса Великих географических открытий, где целый урок предоставлен русским путешественникам. Приёмами работы на уроке могут быть:

- сводная таблица «Русские путешественники»;

- сообщения «Роль русских путешественников в Великих географических открытиях»;

- составление сложных и простых вопросов (материк, где географический центр совпадает с географическим южным полюсом, был открыт Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П,Лазаревым? ; этот исследователь подтвердил, что Сахалин является островом)

- подготовка презентаций на тему: «Русские путешественники»

Физическая география России, изучаемая в 8 классе, является основой для приемов работы патриотического воспитания. При разборе природно-территориальных комплексов, можно выделять яркие объекты номенклатуры:

- Кавказские горы, г.Эльбрус, высота 5642 м, является наивысшей точкой Европы;

- оз.Байкал глубиной 1642 м. - самое глубокое озеро в мире, тектонического происхождения, крупнейший источник запасов пресной воды на планете Земля;

- Васюганские равнины – крупный природный комплекс на территории России и мира, являющийся болотом и т.д.

Такой метод работы помогает запомнить географические объекты на физико-географической карте РФ, дать «рейтинг самым-самым», помочь в подготовке для решения КИМ в 9 и 11 классе при повторении.

Обращаясь к теме историко-культурного наследия на планете, Земля, можно затронуть любой участок, где проживают люди. Эта тема является не только основой духовно-нравственного воспитания школьников, но и патриотического. Нравственные законы, которые «молодой объект» образовательно процесса получает не только в семье (делать добро, а не зло; чтить и почитать старших), но и в школе (беречь окружающий мир и преумножать природу). Все это можно найти в живой и уникальной историко-культурной и природной территории.

ООПТ – особо охраняемые природные территории, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, не только помощник преподавателя географии, но и комплекс мотивирующих объектов культуры народа. Работа с интерактивной картой, огромный плюс в закреплении данной темы.

Сегодня, как в научном мире, так и в средствах массовой информации очень часто поднимаются вопросы о сохранении культурного и исторического потенциала русского мира. Патриотическое воспитание несет в себе общественно значимые функции: идеологическую, патриотическую и политическую. Современное российское общество заинтересовано в образованных гражданах.























Список источников

1. География, экология, туризм: научный поиск студентов и аспирантов Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 18 мая 2018 года [Электронный ресурс].

2. Шакуров М.В. Формирование социокультурной идентичности личности// Учебное пособие – Воронеж, 2017 – С.88 .

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!