СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приёмы по организации учебной деятельности учащихся с ЗПР на занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование каждая школа рассматривает как реализацию права человека на образование.

Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы по организации учебной деятельности учащихся с ЗПР на занятиях»

А. Н. Щербинина,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №15»,

пгт Рефтинский


Методические приёмы по организации учебной деятельности учащихся с ЗПР на занятиях

Инклюзивное образование каждое образовательное учреждение рассматривает как реализацию права человека на получение качественного образования в соответствии с познавательными возможностями обучающегося. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети с ОВЗ сейчас есть в каждой образовательной школе. С ростом количества таких учеников у нас возникает вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются.

С ребёнком, у которого ограниченные возможности здоровья я работаю четвёртый год. Поэтому, самым главным в моей работе с такими детьми является индивидуальный подход, где я учитываю специфику психики и здоровья. В моём классе обучается ребёнок  с нарушением интеллекта. При работе с учащимся ОВЗ VIII(1) вида уроки я провожу по индивидуальным планам. При составлении индивидуальной адаптированной программы с таким ребёнком учитывался его диагноз, сопутствующее заболевание, возможности и способности ребёнка.

Чтобы организовать деятельность обучающегося интересной и осознанной, я использую методические приёмы, с помощью которых, учащийся включается в образовательный процесс.

1.Для развития мелкой моторики рук ребёнок с удовольствием выполняет пальчиковую гимнастику.

2.Для развития внимания организую сюрпризные моменты («Я для тебя приготовила что-то интересное»). Поощрение («Какой ты внимательный, не пропустил ни одной буквы»).

3.Применение наглядности в обучении (алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки) являются положительным аспектом на уроке и увеличивают самостоятельную деятельность ребёнка, облегчают его работу.

4.Подбор сигнальных карточек применяю с целью проверки знаний и устранению пробелов.

3.Поэтапное формирование умственных действий.

4.Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).

5.Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части. Не желательно давать для изучения в определённый промежуток времени большой материал, его нужно делить на части и изучать постепенно.

6.Создание доброжелательной атмосферы на уроке (применение этого приёма повышает самооценку ребёнка, интерес к занятиям).

7.Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучаемой темы).

8.Организую выполнение заданий на компьютере. Объясняя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.

9. Картинный материал предлагаю для смены деятельности учащегося, чередования работы с отдыхом.

 10.Кинезиологические упражнения. Массаж пальчиков, массаж ушных раковин.

В этой связи я разработала дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи. Поподробнее представлю работу на уроках математики. Так в начале урока я стараюсь создать психологический настрой учащегося на уроке, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные упражнения, способствующие концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка». Широко использую прием с различными цветовыми изображениями. У учащегося карточки разного цвета или с изображением лиц (смайлики). Он показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. На мотивационном этапе урока предлагаю поработать с пословицами. «Говори мало, слушай много, а думай еще больше». Обучающийся читает пословицу, объясняет значение и рассказывает о соблюдении правил, с помощью которых он может многому научиться на уроке. Также часто использую математические диктанты для коррекции внимания и слуха обучающегося. На разных этапах урока я использую цветные веера, которые помогают находить в работе учащегося недостатки и их вовремя устранять. Веера удобно применять, где даны задания с выбором ответа. Следующий приём «Найди ошибку». Я записываю на доске примеры  или уравнение,  в зависимости от  темы урока, и допускаю ошибку, учащийся должен найти её и объяснить  правильность ответа. Задания такого рода позволяют  у учащегося сформировать навык самоконтроля. Повторение и закрепление изучаемого материала провожу с использованием:

1.Таблиц, карточек, в которых содержится конкретное разъяснение алгоритмов решения основных задач по разделам предмета. Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: инструкция, образец и задание.

2 .Карточки-опоры, которые помогают переводить процесс решения повторяющих значимых функций в новые условия.




3.«Математический тренажер». Регулярно осуществляю работу с эти приёмом, что позволяет росту устных вычислительных навыков учащегося с ОВЗ.





4 .Игровая деятельность и увлекательные задачи повышают познавательный интерес.



Обучение действий с числами ребёнка данной категории строится на конкретном материале. Я учащемуся долгое время разрешала при решении примеров пользоваться счетным материалом (палочками), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво, начала учить с ним таблицу сложения и вычитания (умножения ).

Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления я предлагала карточки с развернутым образцом способа вычисления:

84:2= (80+4):2= 80:2 + 4:2= 40+2=42

Затем этот развернутый образец заменялся сокращенным 84:2=(80+4):2=42

И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.

При решении задач, приучала ученика читать задачу дважды для лучшего понимания смысла. Все слова задачи должны быть понятны ребёнку. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж. Когда ребёнок решает задачу, прибегаю к помощи через подготовленную краткую запись, на которой трактуется порядок решения. Ребенок записывает только решение задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем ему важные слова в формулировке задачи. В процессе решении составной арифметической задачи может быть индивидуальная пометка учителем для обучающегося предварительных вопросов, способствующих ему найти необходимое действие и самому завершить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу.

В заключении хочется сказать, что упомянутые приёмы дают преимущество справляться с детьми с ОВЗ, способствуют облегчить целый ряд последствий, таких, как отставание в учёбе, комплекс неполноценности. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше шансов у ребёнка найти свой индивидуальный путь в общество.

Литература:

1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. –с. 7 , с.22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!