2.2 Констатирующий эксперимент
Цель: диагностировать состояние уровня сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 8 классов.
Задачи:
определение уровня сформированности коммуникативных учебных действий учащихся;
разработать рекомендации для изменения уровня сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 8классов.
Методы исследования: анкетирование, беседа, наблюдение, эмпирический метод.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной средней школы №15 г. Орска. Были взяты два восьмых класса8 «А», 8 «Б» классы. Всего 41человек.Учащимся была предложена анкета, указанная в приложении 1.
Констатирующий эксперимент показал следующие результаты (таблица 3, рисунок ):
Таблица 3- Результаты констатирующего эксперимента
Коммуникативные УУД | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 | Уровень 4 |
Планирование учебного сотрудничества | 19 | 11 | 6 | 5 |
Постановка вопросов | 16 | 13 | 8 | 4 |
Разрешение конфликтов | 16 | 12 | 6 | 7 |
Управление поведением партнера | 15 | 15 | 7 | 4 |
Умение выражать свои мысли | 13 | 16 | 6 | 6 |
Владение монологической и диалогической формами речи | 15 | 7 | 15 | 4 |
Рисунок 3- Диаграмма «Уровень сформированности коммуникативных учебных действий»
Результаты анкетирования показали недостаточный уровень сформированности регулятивных учебных действий.
Где:
Уровень 1-очень низкий – 5 баллов;
Уровень 2-низкий – 6-8 баллов;
Уровень 3-средний – 9-12 баллов;
Уровень 4-высокий – 13-15 баллов.
Для определения уровня развития коммуникативного УУД была разработана программа наблюдения, которая представлена в Приложении 2.
По этой программе была предложена технология веб - поиска для определения уровня коммуникативного УУД эмпирическим методом.
Онлайн - задание — это тип интернет - проекта, который позволяет учащимся эффективно использовать информацию, найденную в Интернете. Этот тип проекта состоит из введения, процесса, заданий для всех участников проекта, списка литературы, итогового листа и оценки учителя.
Онлайн - задание состоит из набора заданий, выполняя которые участник движется к определенной цели. Если только одно задание выполнено правильно, участник получает «ключ», открывающий следующую дверь на новый этап.
Работа над онлайн - заданиями ставит участников в активную позицию, заставляет анализировать ситуацию, возможности действий, предлагаемых другими, предлагать свои способы действий, искать объекты на основе предложенных индивидуальных особенностей – все это способствует усвоению новых форм и практик без их прямой передачи. В результате участники полностью поймут тему, лежащую в основе онлайн - задач, откроют для себя новые знания и разовьют навыки в рамках онлайн - задач.
В результате веб-поиска учащиеся проектируют универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Онлайн - задание, направленное на формирование коммуникативного УУД.
Задание: Создать таблицу «Оценка учащихся 8 класса по информатике».
1. Получить данные от учителя информатики об успеваемости учащихся 8-х классов в течение учебного года.
2. Какие данные вы используете?
3. Какие формулы помогают выбрать лучший результат?
4. Как вы выделяете первый и последний результат рейтинга, определяются ли группы?
5. Заполнить таблицу личных оценок в MS Excel.
6. Заполните таблицу рейтинга класса.
7. Представьте результат в виде графика.
Результаты эмпирического метода определения нормативного уровня генерации УЛД при испытании на обнаружение приведены в приложениях 3,4,5,6,7,8.
Приложение 1
Анкетирование учащихся для диагностики уровня сформированности регулятивных учебных действий:
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы | Баллы |
Приступая к выполнению задания по информатике выявляете ли Вы проблему и ставите перед собой цель | |
Составляете ли план своих действий при выполнении задания | |
Можете ли спрогнозировать итоги своей работы и работы своих партнеров | |
Умеете ли вы разрешать конфликтные ситуации в процессе совместной работы | |
Легко ли вам выражать свои мысли во время работы в коллективе | |
Владеете ли вы монологической и диалогической формами речи | |
Уровень сформированности регулятивных учебных действий:
Уровень 1-очень низкий – 5 баллов; Уровень 2-низкий – 6-8 баллов; Уровень 3-средний – 9-12 баллов; Уровень 4-высокий – 13-15 баллов.
Приложение 2
Программа наблюдения для проведения констатирующего эксперимента
Цель наблюдения: определение уровня сформированности коммуникативных УУД.
Предмет наблюдения: учащиеся 8 классов.
Определение параметров: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение
выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
Способ фиксации: регистрация с помощью таблицы.
Способ обработки: количественный и качественный анализ.
Для определения уровня коммуникативных УУД эмпирическим методом предлагается технология web-квеста.
Задание web-квеста, направленные на формирование коммуникативных УУД.
Задание: Разработать таблицу "Рейтинг учеников 8-х классов по информатике".
1. Возьми данные по успеваемости учеников 8-х классов за учебный год у учителя информатики.
2. Какие данные будешь использовать?
3. Какие формулы помогут выбрать лучший результат?
4. Как выделишь первый и последний результаты рейтинга, будут ли определены группы?
5. Заполни таблицу личного рейтинга в MS Excel.
6. Заполни таблицу рейтинга классов.
7. Представь результат в виде графика.
В процессе выполнения работы определяют 4 уровня развития коммуникативных УУД.
1-ый – очень низкий уровень. Демонстрирующий его ученик:
совсем не проявляет интереса к материалу урока;
постоянно отвлекается, занимается своими делами, не реагируя на учителя и его задания;
2-ой уровень – низкий. Ученик:
едва проявляет интерес, делает это эпизодически;
периодически отвлекается;
задания учителя выполняет крайне неохотно.
3-й уровень – средний. Ученик:
проявляет небольшой интерес;
делает это эпизодически;
при этом он не активен, а лишь внимательно воспринимает преподносимые ему материал.;
задания учителя выполняет.
4-й уровень – высокий. Учащийся:
проявляет значительный интерес;
внимателен при восприятии материала;
иногда задает учителю вопросы;
активен при выполнении заданий, данных учителем.
Приложение 3
«Результаты анализа уровня сформированности планирования учебного сотрудничества»
Группа – 8 «Б» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | + | | | |
2 | Бачинская К. | + | | | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | + | |
5 | Варавина П. | + | | | |
6 | Варавина Я. | + | | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | | + |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | + | | | |
16 | Петрова М. | | | + | |
17 | Прокофьев Е. | | + | | |
18 | Рысаева К. | | | + | |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 8 чел.(42%) | 3 чел.(16%) | 4 чел(21%) | 4 чел (21%) |
Приложение 4
«Результаты анализа уровня сформированности – постановка вопросов »
Группа – 8 «Б» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | | + | | |
2 | Бачинская К. | + | | | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | | + |
5 | Варавина П. | | + | | |
6 | Варавина Я. | + | | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | | + |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | + | | | |
16 | Петрова М. | | | + | |
17 | Прокофьев Е. | | + | | |
18 | Рысаева К. | | | + | |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 6 чел.(32%) | 5 чел.(26%) | 3 чел(16%) | 5 чел (26%) |
Приложение 5
«Результаты анализа уровня сформированности разрешения конфликтов»
Группа –8 «Б» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | | + | | |
2 | Бачинская К. | | | + | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | + | |
5 | Варавина П. | | + | | |
6 | Варавина Я. | | + | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | | + |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | + | | | |
16 | Петрова М. | | | + | |
17 | Прокофьев Е. | | | + | |
18 | Рысаева К. | | | + | |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 4 чел.(21%) | 5 чел.(26%) | 6 чел(32%) | 4 чел (21%) |
Приложение 6
«Результаты анализа уровня сформированности управления поведением партнера»
Группа – 8 «Б» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | + | | | |
2 | Бачинская К. | | + | | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | + | |
5 | Варавина П. | + | | | |
6 | Варавина Я. | + | | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | | + |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | | + | | |
16 | Петрова М. | | | | + |
17 | Прокофьев Е. | | | + | |
18 | Рысаева К. | | | | + |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 6 чел.(31%) | 4 чел.(21%) | 3 чел(16%) | 6 чел (32%) |
Приложение 7
«Результаты анализа уровня сформированности умения выражать свои мысли»
Группа – 8 «Б» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | + | | | |
2 | Бачинская К. | | + | | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | + | |
5 | Варавина П. | | + | | |
6 | Варавина Я. | | + | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | + | |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | | + | | |
16 | Петрова М. | | | | + |
17 | Прокофьев Е. | | | + | |
18 | Рысаева К. | | | | + |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 4 чел.(21%) | 6 чел.(32%) | 4 чел(21%) | 5 чел (26%) |
Приложение 8
«Результаты анализа уровня сформированности владения монологической и диалогической формами речи»
Группа – 8 «Б» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | + | | | |
2 | Бачинская К. | | + | | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | + | |
5 | Варавина П. | | + | | |
6 | Варавина Я. | | + | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | + | |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | + | | | |
15 | Мокина П. | | + | | |
16 | Петрова М. | | | | + |
17 | Прокофьев Е. | | | + | |
18 | Рысаева К. | | | | + |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 5 чел.(26%) | 5 чел.(26%) | 4 чел(21%) | 5 чел (26%) |