СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические основы формирования коммуникативных УУД на уроках информатики в 8 классе

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разарботке представлены методические основы формироваия коммуникативных УУД на уроках инфоматики. Материал рассчитан на учащихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Методические основы формирования коммуникативных УУД на уроках информатики в 8 классе»

2.2 Констатирующий эксперимент

Цель: диагностировать состояние уровня сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 8 классов.

Задачи:

  1. определение уровня сформированности коммуникативных учебных действий учащихся;

  2. разработать рекомендации для изменения уровня сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 8классов.

Методы исследования: анкетирование, беседа, наблюдение, эмпирический метод.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной средней школы №15 г. Орска. Были взяты два восьмых класса8 «А», 8 «Б» классы. Всего 41человек.Учащимся была предложена анкета, указанная в приложении 1.

Констатирующий эксперимент показал следующие результаты (таблица 3, рисунок ):

Таблица 3- Результаты констатирующего эксперимента

Коммуникативные УУД

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Уровень 4

Планирование учебного сотрудничества

19

11

6

5

Постановка вопросов

16

13

8

4

Разрешение конфликтов

16

12

6

7

Управление поведением партнера

15

15

7

4

Умение

выражать свои мысли


13

16

6

6

Владение монологической и диалогической формами речи

15

7

15

4


Рисунок 3- Диаграмма «Уровень сформированности коммуникативных учебных действий»

Результаты анкетирования показали недостаточный уровень сформированности регулятивных учебных действий.

Где:

  • Уровень 1-очень низкий – 5 баллов;

  • Уровень 2-низкий – 6-8 баллов;

  • Уровень 3-средний – 9-12 баллов;

  • Уровень 4-высокий – 13-15 баллов.

Для определения уровня развития коммуникативного УУД была разработана программа наблюдения, которая представлена ​​в Приложении 2.

По этой программе была предложена технология веб - поиска для определения уровня коммуникативного УУД эмпирическим методом.

Онлайн - задание — это тип интернет - проекта, который позволяет учащимся эффективно использовать информацию, найденную в Интернете. Этот тип проекта состоит из введения, процесса, заданий для всех участников проекта, списка литературы, итогового листа и оценки учителя.

Онлайн - задание состоит из набора заданий, выполняя которые участник движется к определенной цели. Если только одно задание выполнено правильно, участник получает «ключ», открывающий следующую дверь на новый этап.

Работа над онлайн - заданиями ставит участников в активную позицию, заставляет анализировать ситуацию, возможности действий, предлагаемых другими, предлагать свои способы действий, искать объекты на основе предложенных индивидуальных особенностей – все это способствует усвоению новых форм и практик без их прямой передачи. В результате участники полностью поймут тему, лежащую в основе онлайн - задач, откроют для себя новые знания и разовьют навыки в рамках онлайн - задач.

В результате веб-поиска учащиеся проектируют универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Онлайн - задание, направленное на формирование коммуникативного УУД.

Задание: Создать таблицу «Оценка учащихся 8 класса по информатике».

1. Получить данные от учителя информатики об успеваемости учащихся 8-х классов в течение учебного года.

2. Какие данные вы используете?

3. Какие формулы помогают выбрать лучший результат?

4. Как вы выделяете первый и последний результат рейтинга, определяются ли группы?

5. Заполнить таблицу личных оценок в MS Excel.

6. Заполните таблицу рейтинга класса.

7. Представьте результат в виде графика.

Результаты эмпирического метода определения нормативного уровня генерации УЛД при испытании на обнаружение приведены в приложениях 3,4,5,6,7,8.

Приложение 1

Анкетирование учащихся для диагностики уровня сформированности регулятивных учебных действий:

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы

Баллы

Приступая к выполнению задания по информатике выявляете ли Вы проблему и ставите перед собой цель


Составляете ли план своих действий при выполнении задания


Можете ли спрогнозировать итоги своей работы и работы своих партнеров


Умеете ли вы разрешать конфликтные ситуации в процессе совместной работы


Легко ли вам выражать свои мысли во время работы в коллективе


Владеете ли вы монологической и диалогической формами речи



Уровень сформированности регулятивных учебных действий:

Уровень 1-очень низкий – 5 баллов; Уровень 2-низкий – 6-8 баллов; Уровень 3-средний – 9-12 баллов; Уровень 4-высокий – 13-15 баллов.







Приложение 2

Программа наблюдения для проведения констатирующего эксперимента

Цель наблюдения: определение уровня сформированности коммуникативных УУД.

Предмет наблюдения: учащиеся 8 классов.

Определение параметров: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение

выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

Способ фиксации: регистрация с помощью таблицы.

Способ обработки: количественный и качественный анализ.

Для определения уровня коммуникативных УУД эмпирическим методом предлагается технология web-квеста.

Задание web-квеста, направленные на формирование коммуникативных УУД.

Задание: Разработать таблицу "Рейтинг учеников 8-х классов по информатике".

1. Возьми данные по успеваемости учеников 8-х классов за учебный год у учителя информатики.

2. Какие данные будешь использовать?

3. Какие формулы помогут выбрать лучший результат?

4. Как выделишь первый и последний результаты рейтинга, будут ли определены группы?

5. Заполни таблицу личного рейтинга в MS Excel.

6. Заполни таблицу рейтинга классов.

7. Представь результат в виде графика.

В процессе выполнения работы определяют 4 уровня развития коммуникативных УУД.

1-ый – очень низкий уровень. Демонстрирующий его ученик:

  • совсем не проявляет интереса к материалу урока;

  • постоянно отвлекается, занимается своими делами, не реагируя на учителя и его задания;

2-ой уровень – низкий. Ученик:

  • едва проявляет интерес, делает это эпизодически;

  • периодически отвлекается;

  • задания учителя выполняет крайне неохотно.

3-й уровень – средний. Ученик:

  • проявляет небольшой интерес;

  • делает это эпизодически;

  • при этом он не активен, а лишь внимательно воспринимает преподносимые ему материал.;

  • задания учителя выполняет.

4-й уровень – высокий. Учащийся:

  • проявляет значительный интерес;

  • внимателен при восприятии материала;

  • иногда задает учителю вопросы;

  • активен при выполнении заданий, данных учителем.





























Приложение 3

«Результаты анализа уровня сформированности планирования учебного сотрудничества»

Группа – 8 «Б» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.

+




2

Бачинская К.

+




3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.



+


5

Варавина П.

+




6

Варавина Я.

+




7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.




+

10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.

+




16

Петрова М.



+


17

Прокофьев Е.


+



18

Рысаева К.



+


19

Ярмонов И.

+






8 чел.(42%)

3 чел.(16%)

4 чел(21%)

4 чел (21%)



Приложение 4

«Результаты анализа уровня сформированности – постановка вопросов »

Группа – 8 «Б» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.


+



2

Бачинская К.

+




3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.




+

5

Варавина П.


+



6

Варавина Я.

+




7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.




+

10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.

+




16

Петрова М.



+


17

Прокофьев Е.


+



18

Рысаева К.



+


19

Ярмонов И.

+






6 чел.(32%)

5 чел.(26%)

3 чел(16%)

5 чел (26%)

Приложение 5

«Результаты анализа уровня сформированности разрешения конфликтов»

Группа –8 «Б» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.


+



2

Бачинская К.



+


3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.



+


5

Варавина П.


+



6

Варавина Я.


+



7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.




+

10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.

+




16

Петрова М.



+


17

Прокофьев Е.



+


18

Рысаева К.



+


19

Ярмонов И.

+






4 чел.(21%)

5 чел.(26%)

6 чел(32%)

4 чел (21%)


Приложение 6

«Результаты анализа уровня сформированности управления поведением партнера»

Группа – 8 «Б» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.

+




2

Бачинская К.


+



3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.



+


5

Варавина П.

+




6

Варавина Я.

+




7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.




+

10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.


+



16

Петрова М.




+

17

Прокофьев Е.



+


18

Рысаева К.




+

19

Ярмонов И.

+






6 чел.(31%)

4 чел.(21%)

3 чел(16%)

6 чел (32%)


Приложение 7

«Результаты анализа уровня сформированности умения выражать свои мысли»

Группа – 8 «Б» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.

+




2

Бачинская К.


+



3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.



+


5

Варавина П.


+



6

Варавина Я.


+



7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.



+


10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.


+



16

Петрова М.




+

17

Прокофьев Е.



+


18

Рысаева К.




+

19

Ярмонов И.

+






4 чел.(21%)

6 чел.(32%)

4 чел(21%)

5 чел (26%)


Приложение 8

«Результаты анализа уровня сформированности владения монологической и диалогической формами речи»

Группа – 8 «Б» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.

+




2

Бачинская К.


+



3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.



+


5

Варавина П.


+



6

Варавина Я.


+



7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.



+


10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.

+




15

Мокина П.


+



16

Петрова М.




+

17

Прокофьев Е.



+


18

Рысаева К.




+

19

Ярмонов И.

+






5 чел.(26%)

5 чел.(26%)

4 чел(21%)

5 чел (26%)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!