СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы по теме "Динамика общественного развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой рабочий лист для учащихся с любым уровнем базовой подготовки. Задания построены по принципц "от простого к сложному". Часть заданий предполагает умение работать с текстовой информацией.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы по теме "Динамика общественного развития"»

Рабочий лист по теме «Динамика общественного развития». При выполнении заданий опирайся на материал параграфа 3. 10 класс у

Задание 1. Составь связный текст из 6 предложений, используя термины: человек, общество, развитие, реформа, революция, прогресс, регресс.

Задание 2. Дай развернутый ответ на вопрос: какой путь развития общества ты считаешь наиболее продуктивным, путь реформ, или путь революции? Почему? Поясни свою точку зрения.

Задание 3. Прочитай текст статьи и ответь на вопросы:

Социальная динамика в истории России. © В.В. Зубов

Исследование социальной динамики в истории России с позиций философии важно как для правильного понимания тех процессов, которые происходили в российском обществе, так и для прогнозирования процессов, которые могут произойти. Прошлые события проецируются на настоящее и помогают предугадать будущее.

Понятие «изменение» становится предметом изучения философии практически с момента ее формирования. Так еще древнегреческий философ Гераклит отмечал: «Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все — течет, все — изменяется».

Термин «социальная динамика», наряду с социальной статикой, впервые использовал основоположник социологии О. Конт.При этом под социальной динамикой Конт понимал науку, которая изучает социальные изменения. Вопросами социальной динамики во второй половине XIX — XX вв. занимались зарубежные и отечественные исследователи: Э. Дюркгейм, К. Маркс, А. Смолл, П.А. Сорокин, Г. Спенсер, Л. Уорд и многие другие философы, социологи, историки.

Социальные изменения — это многообразные перемены, которые совершаются в течение определенного времени в социуме как целостной системе и проявляются в функционировании всех общественных подсистем. Социальные изменения пронизывают все сферы жизни общества, образуя основу социальной динамики, в которой используются такие термины, как «социальное развитие», «социальный процесс», «социальная эволюция», «социальная революция», «социальный прогресс» и др.

Понятие «социальное развитие» обозначает совокупность необратимых, закономерных социальных изменений, которые происходят в определенные промежутки времени и приводят к появлению новых социальных явлений или процессов.

Различают прогрессивные социальные изменения, регрессивные социальные изменения и так называемое циклическое движение. В случае прогрессивных социальных изменений (прогрессивное развитие, или прогресс) социальные системы переходят на более высокие уровни, наблюдается их усложнение и совершенствование. В случае регрессивных социальных изменений (регрессивное развитие, или регресс) имеет место противоположная ситуация: социальные системы деградируют — они упрощаются или распадаются. Наконец, в случае циклического движения происходит чередование прогрессивных и регрессивных социальных изменений.

Кроме того, в зависимости от скорости протекания социальных изменений имеют место такие разновидности социального развития, как социальная эволюция и социальная революция. Под социальной эволюцией понимают плавные, постепенные социальные изменения. Социальная революция — резкие, быстрые, скачкообразные, радикальные социальные изменения.

В одно и то же время в одном и том же обществе множество различных социальных явлений образуют социальную реальность. Причины одних социальных явлений могут быть не связаны с деятельностью людей, например, неурожаи, эпидемии чумы или холеры. Причины других имеют непосредственное отношение к деятельности человека.

Социальные изменения могут носить политический характер. Например, организация митинга или забастовки представителями какой-либо социальной группы или политической партии, выражающей интересы определенного класса общества (инициатива снизу).

Среди социальных изменений можно выделить законодательные. Они, как правило, происходят по инициативе сверху и могут вынужденно совершаться для защиты господствующих слоев социума. Так, в XIX в. в России произошли масштабные реформы. В 1861 г. была проведена аграрная реформа, в результате которой было отменено крепостное право. Александр II проводил и другие реформы: земскую, военную, образовательную, судебную. К концу XIX в. некоторые из этих реформ, например аграрная, создали в обществе социальную напряженность.17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, вводящий конституционную монархию. Часть законопроектов, таких важных для страны, как проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», внесенный в конце 1907 г. на обсуждение в Думу и не принимавшийся на протяжении многих лет [1], также повлиял на социальные процессы в российском обществе.

Социальные явления, ведущие к изменениям, могут быть связаны с наукой и техникой, которые влияют на развитие производства и, как следствие, на условия и производительность труда. Именно развитие науки и техники стало причиной перехода человечества от традиционного к индустриальному обществу.

Сложно переоценить влияние войн на социальную динамику общества. На протяжении всей своей истории Россия постоянно участвовала в боевых действиях. Результатом ее участия в военных конфликтах становилось присоединение новых территорий или потеря ранее завоеванных, войны велись в том числе для сохранения целостности государства и защиты страны от внешней агрессии. Но так или иначе войны, в которых участвовала Россия, — социальные явления, определявшие социальную динамику в истории России и приводившие к значительным социальным изменениям.

Вопросы и задания к тексту статьи:

  1. Составь простой план статьи. Для этого озаглавь каждый абзац, название запиши под пунктами

  2. Кто впервые использовал термин «социальная динамика»? Как ты понимаешь термин «социальная динамика»? Поясни

  3. Какие типы социальных изменений выделяет автор? Выпиши их названия из текста. Приведи примеры таких изменений. Для одного типа социального изменения приведи один пример.

  4. Прочитай пример ниже. Какой тип социальных изменений он иллюстрирует? Поясни свой ответ

«Госдума РФ во вторник, 19 сентября, в ходе пленарного заседания приняла закон об установлении 30 сентября Дня воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией, сообщается на сайте нижней палаты парламента.

«Внесенный президентом [РФ Владимиром Путиным] закон принят Государственной думой в приоритетном порядке. Все фракции единогласно поддержали это решение», — отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Ранее, 12 сентября, Путин внес в Госдуму проект поправок к закону «О днях воинской славы и памятных датах России», согласно которому в стране было предложено установить 30 сентября Днем воссоединения Донецкой и Луганской народных республик и Херсонской и Запорожской областей с Россией.» https://iz.ru/1576316/2023-09-19/gosduma-priniala-zakon-o-dne-vossoedineniia-novykh-regionov-s-rossiei



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!