СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические аспекты преподавания Физики в школе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аспекты преподавания физики в школе. Плюсы новых УМК

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты преподавания Физики в школе»

Методические приемы реализации учебно-исследовательской деятельности при изучении физики в основной и старшей школах.   Лукиенко Надежда Николаевна Методист по физике   редакции «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Методические приемы реализации учебно-исследовательской деятельности при изучении физики в основной и старшей школах.

Лукиенко Надежда Николаевна

Методист по физике   редакции «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Концепция физического образования

Что представляет концепция?

  • представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития естественнонаучного образования
  • определяет механизмы, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые результаты от ее реализации.

Концепция имеет целью совершенствование системы естественнонаучного образования в РФ

  • Физика» – системообразующий учебный предмет для предметной области «Естественнонаучные предметы»

Целями обучения физике в школе являются:

  • формирование интереса  и  стремления  учащихся  к  научному  изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
  • развитие представлений  о  научном  методе  познания  и  формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
  • формирование научного  мировоззрения  как  результата  изучения  основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации,

  • Протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн

Значение учебного предмета «Физика» в современной системе общего образования

Место в учебном плане

  • В начальной школе изучение элементов физики должно являться частью учебного предмета «Окружающий мир»
  • В 5-6 классах – частью интегрированного предмета «Естествознание».
  • В 7-9 классах изучается систематических курс физики с рекомендуемым объемом учебной нагрузки 2 часа в неделю в 7 классе, 2 часа в неделю в 8 классе и 3 часа в неделю в 9 классе.
  • В средней школе предполагается уровневый подход к изучению физики.
  • Для классов гуманитарной направленности предусмотрено изучение интегрированного курса естествознания, в рамках которого содержание физики занимает ведущую позицию. Для классов, где физика не выбирается в качестве одного из профильных предметов, но является необходимым условием получения качественного образования и востребована при получении будущей профессии (например, в химико-биологических, медицинских, спортивных классах) изучается базовый курс физики с рекомендуемым объемом учебной нагрузки 3 часа в неделю в 10 и 11 классах. В профильных классах (например, физико-математических или технологических), где физика выбирается обучающимися как предмет для получения дальнейшей профессии, изучается углубленный курс физики с объемом учебной нагрузки не менее 5 часов в неделю в 10 и 11 классах .
  • Для классов гуманитарной направленности предусмотрено изучение интегрированного курса естествознания, в рамках которого содержание физики занимает ведущую позицию.
  • Для классов, где физика не выбирается в качестве одного из профильных предметов, но является необходимым условием получения качественного образования и востребована при получении будущей профессии (например, в химико-биологических, медицинских, спортивных классах) изучается базовый курс физики с рекомендуемым объемом учебной нагрузки 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.
  • В профильных классах (например, физико-математических или технологических), где физика выбирается обучающимися как предмет для получения дальнейшей профессии, изучается углубленный курс физики с объемом учебной нагрузки не менее 5 часов в неделю в 10 и 11 классах .

Значение учебного предмета «Физика» в современной системе среднего общего образования

  • Задачи на уровне среднего общего образования:
  • приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, включая знания основ механики, молекулярной физики, электродинамики и квантовой физики, а также элементов астрономии и астрофизики;
  • приобретение умений применять теоретические знания для объяснения физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • освоение способов решения задач на основе самостоятельного создания физической модели, адекватной условиям задачи, в том числе задач инженерного характера;
  • понимание физических основ и принципов действия технических устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
  • овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного результата;
  • Приобретение умений проектно-исследовательской, творческой деятельности; развитие интереса к сферам профессиональной деятельности, связанной с физикой.

При обучении физики широко применять современные инновационные педагогические методы и технологии:

Тенденции современного образования

  • технология критического мышления- технология творчества, поиск новых знаний через различные методы, способы.
  • проектная деятельность - поиск , активное участие, исследование проблемы и решение конкретной поставленной задачи
  • Исследовательская деятельность -поиск и подтверждения/доказательство истины, возможно через выдвижение гипотезы.
  • дискуссионная технология , приемы в организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. «круглый стол», симпозиум, дебаты
  • коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность предполагает такую форму обучения “ учитель – ученик” , или более сложное соотношение “учитель – коллектив – ученик”.
  • Переход от «информационного» знания к «деятельностному»
  • Культура «усвоения» осуществляется культурой «поиска, дискуссии»
  • Фокусирование на необходимости получения образования в течении всей жизни
  • Индивидуализация как тренд современного образования
  • Самостоятельный допуск к учебным ресурсам и технологиям самообразования
  • Расширение пространства для инициативного действия учащегося

Инновационные методы обучения включают  активные и интерактивные формы

Активные формы   предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия " учитель = ученик» , дети выступают как равные участники и создатели урока

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия " учитель = ученик" и "ученик = ученик ". Теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика

  • Благодаря  интерактивным методам , происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися.  Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

виды заданий:

  • упражнения, носящие творческий характер;
  • групповые задания;
  • образовательные, ролевые, деловые игры;
  • уроки-экскурсии;
  • использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
Модернизация образования Модернизации образования требует от учителя перестройки методики преподавания, перехода на технологии развивающего обучения.  Эффективное использование ИКТ. Хороший видеофрагмент или анимация, компьютерная модель позволяют сократить время при объяснении материала, при этом качество его усвоения  выше. Применение активных и интерактивных методов обучения.  Учебники , как инструмент урока должны иметь понятный и доступный текст, проблемным, исследовательским характером изложения материала, много эксперимента и разного уровня качественных и количественных задач. ( А много ли таких учебников?)

Модернизация образования

Модернизации образования требует от учителя перестройки методики преподавания, перехода на технологии развивающего обучения.

Эффективное использование ИКТ. Хороший видеофрагмент или анимация, компьютерная модель позволяют сократить время при объяснении материала, при этом качество его усвоения  выше.

Применение активных и интерактивных методов обучения.

Учебники , как инструмент урока должны иметь понятный и доступный текст, проблемным, исследовательским характером изложения материала, много эксперимента и разного уровня качественных и количественных задач. ( А много ли таких учебников?)

«Электрические явления»

«Электрические явления»

5. Постановка более сложных задач «Электрические явления» 1. Закон Ома для участка цепи 2. Удельное сопротивление 3. Зависимость удельного сопротивления проводников от температуры 4. Реостат

5. Постановка более сложных задач

«Электрические явления»

1. Закон Ома для участка цепи

2. Удельное сопротивление

3. Зависимость удельного сопротивления проводников от температуры

4. Реостат

УМК по физике авторского коллектива Л.Э. Генденштейна, А.А. Булатовой, И.Н.Корнильева, А.В. Кошкиной  под ред. В.А. Орлова

УМК по физике авторского коллектива

Л.Э. Генденштейна, А.А. Булатовой, И.Н.Корнильева, А.В. Кошкиной под ред. В.А. Орлова

Примерное поурочное планирование Тема при 2 часах в неделю Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление при 3 часах в неделю  1 час 2 часа План и содержание параграфа: Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. 1 . Закон Ома для участка цепи. 2. Удельное сопротивление. 3. Зависимость удельного сопротивления проводников от температуры. 4. Реостат.

Примерное поурочное планирование

Тема

при 2 часах в неделю

Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление

при 3 часах в неделю

1 час

2 часа

План и содержание параграфа: Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление.

1 . Закон Ома для участка цепи.

2. Удельное сопротивление.

3. Зависимость удельного сопротивления проводников от температуры.

4. Реостат.

Мотивация Целеполагание Построение плана урока

Мотивация

Целеполагание

Построение плана урока

Чтобы найти ответ, поставим опыт

Чтобы найти ответ, поставим опыт

Актуализация знаний

Актуализация знаний

Можно ли сказать, что выше представлена задача? Почему ? Какие вопросы можно задать к ситуации? Сколько таких вопросов ? Активные методы решения задач

Можно ли сказать, что выше представлена задача? Почему ?

Какие вопросы можно задать к ситуации? Сколько таких вопросов ?

Активные методы решения задач

Активные методы решения задач

Активные методы решения задач

Работа со справочным материалом, применение полученных знаний на практике

Работа со справочным материалом, применение полученных знаний на практике

Работа со справочным материалом, применение полученных знаний на практике

Работа со справочным материалом, применение полученных знаний на практике

Включает: Задание может быть экспериментальным, исследовательским Развивающим Предполагает межпредметную связь Необходимость выражения величин через формулы
  • Включает:
  • Задание может быть экспериментальным, исследовательским
  • Развивающим
  • Предполагает межпредметную связь
  • Необходимость выражения величин через формулы
Вывод Применяются активные и интерактивные методы . Изучение темы с постановки опыта Задания разного уровня сложности, разного типа . Развивающие Задание опираются на полученные знания к применению в быту, технике

Вывод

  • Применяются активные и интерактивные методы .
  • Изучение темы с постановки опыта
  • Задания разного уровня сложности, разного типа .
  • Развивающие
  • Задание опираются на полученные знания к применению в быту, технике
Закон Ома для участка цепи Тема Базовый уровень Постоянный электрический ток Углубленный уровень  8 Закон Ома для участка цепи  18  1 Лабораторная работа «Исследование вольт-амперной характеристики лампы накаливания» 1 0 1

Закон Ома для участка цепи

Тема

Базовый уровень

Постоянный электрический ток

Углубленный уровень

8

Закон Ома для участка цепи

18

1

Лабораторная работа «Исследование вольт-амперной характеристики лампы накаливания»

1

0

1

Физика 10 класс(Базовый уровень) Постоянный электрический ток (18 ч)  Физика 10 класс, Базовый и углубленный уровни

Физика 10 класс(Базовый уровень) Постоянный электрический ток (18 ч)

Физика 10 класс, Базовый и углубленный уровни

Базовый уровень

Базовый уровень

https://lbz.ru/books/761/ Глава VIII. Постоянный электрический ток (8 ч) Урок № 1/61. Закон Ома для участка цепи. Лабораторная работа № 11 «Исследование вольтамперной характеристики лампы накаливания» Содержание урока: Сила тока. § 40 (п. 1); № 1—5. Закон Ома для участка цепи. § 40 (п. 2); № 6—9. Природа электрического сопротивления. Зависимость сопротивления от температуры. § 40 (п. 3). Демонстрации: Условия существования электрического тока в проводниках. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Действия тока. Материалы для домашнего задания: § 40 (пп. 1—3); № 33—35. Экспериментальное задание : Используя два небольших лимона, медную проволоку диаметром около 1 мм, цинковую пластинку и светодиод. Изготовьте в домашних условиях гальванический элемент и проверьте его работоспособность. Какие ещё фрукты и овощи могут служить основой для гальванического элемента? Закон Ома для участка цепи Из методического пособия

https://lbz.ru/books/761/

Глава VIII. Постоянный электрический ток (8 ч)

Урок № 1/61. Закон Ома для участка цепи. Лабораторная работа № 11 «Исследование вольтамперной характеристики лампы накаливания»

Содержание урока:

  • Сила тока. § 40 (п. 1); № 1—5.
  • Закон Ома для участка цепи. § 40 (п. 2); № 6—9.
  • Природа электрического сопротивления. Зависимость сопротивления от температуры.

§ 40 (п. 3). Демонстрации:

Условия существования электрического тока в проводниках.

Зависимость удельного сопротивления от температуры.

Действия тока.

Материалы для домашнего задания: § 40 (пп. 1—3); № 33—35.

Экспериментальное задание : Используя два небольших лимона, медную проволоку диаметром около 1 мм, цинковую пластинку и светодиод.

Изготовьте в домашних условиях гальванический элемент и проверьте его работоспособность. Какие ещё фрукты и овощи могут служить основой для гальванического элемента?

Закон Ома для участка цепи Из методического пособия

Лабораторная работа № 11 «Исследование вольтамперной характеристики лампы накаливания»

Лабораторная работа № 11 «Исследование вольтамперной характеристики лампы накаливания»

Все то, что было представлено в учебнике базового уровня плюс дополнение :  Электролиты  Сверхпроводимость( открытие, понятие, применение, роль советских физиков)  Большое количество задач

Все то, что было представлено в учебнике базового уровня плюс дополнение : Электролиты Сверхпроводимость( открытие, понятие, применение, роль советских физиков) Большое количество задач

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВОЙ СИТУАЦИИ Какие закономерности справедливы для данной ситуации? Как записать их в виде уравнений (или неравенств)формул ? Какие задачи можно поставить, используя эти уравнения (неравенства) формулы ?  Как можно видоизменить данную ситуацию, расширив область исследования?

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

  • Какие закономерности справедливы для данной ситуации?
  • Как записать их в виде уравнений (или неравенств)формул ?
  • Какие задачи можно поставить, используя эти уравнения (неравенства) формулы ?
  • Как можно видоизменить данную ситуацию, расширив область исследования?
Мультимедийный учебник https://lbz.ru/books/1246/14829 / Особенности учебника В корне отличается от ЭФУ Имеет огромное количество озвученных видео роликов и интерактивных заданий. Контекстные задачи. Задачи трех уровней сложности (базовый, повышенный, высокий) (наглядные, графические, расчетные, экспериментальные) Интерактивные практические работы Лекционный материал озвучен, одновременно происходит печатание основного озвученного текста на рабочем столе интерактивного учебника Возможен стоп-кадр. Отключение звукового сопровождения, возможность постановки дополнительных вопросов к представленному эксперименту. Работает учебник без сети Интернет. Ссылка просмотра вебинаров : Методика работы с интерактивным учебником по физике 10, 11 классы и заказ учебников    https://youtu.be/T9DE_Zjdd9w  https://lbz.ru/metodist/authors/physics/1/

Мультимедийный учебник

https://lbz.ru/books/1246/14829 /

Особенности учебника

В корне отличается от ЭФУ

  • Имеет огромное количество озвученных видео роликов и интерактивных заданий.
  • Контекстные задачи.
  • Задачи трех уровней сложности (базовый, повышенный, высокий)

(наглядные, графические, расчетные, экспериментальные)

  • Интерактивные практические работы
  • Лекционный материал озвучен, одновременно происходит печатание основного озвученного текста на рабочем столе интерактивного учебника
  • Возможен стоп-кадр.
  • Отключение звукового сопровождения, возможность постановки дополнительных вопросов к представленному эксперименту.
  • Работает учебник без сети Интернет.

Ссылка просмотра вебинаров : Методика работы с интерактивным учебником по физике 10, 11 классы и заказ учебников   

https://youtu.be/T9DE_Zjdd9w

https://lbz.ru/metodist/authors/physics/1/

Тетрадь лабораторных работ Особенности: Тренажеры(обучающиеся самостоятельно выбирают оборудование, приборы, материалы которые будут использовать при выполнении работы. Есть задания такие как , перевод величин из одной системы в другую, возможно решение задачи на повторение формулы, и качественные задачи. Пошаговое выполнение лабораторной работы Дополнительные задания, для тех кто мотивирован к учебе Представлены формулы для расчета погрешностей 9 класс- 15 лабораторных работ 10 класс-13 лабораторных работ 11 класс=9 лабораторных работ ссылка files.lbz.ru Как с помощью тетрадей подготовить к аттестации? Прежде чем начать выполнять работу, обучающиеся должны самостоятельно сделать выбор необходимого оборудования для выполнения работы.( Итак это происходит в течении всех лет обучения: готовим их к самостоятельному подбору оборудования , приборов , материалов ик проведению любых практических работ

Тетрадь лабораторных работ

Особенности:

  • Тренажеры(обучающиеся самостоятельно выбирают оборудование, приборы, материалы которые будут использовать при выполнении работы. Есть задания такие как , перевод величин из одной системы в другую, возможно решение задачи на повторение формулы, и качественные задачи.
  • Пошаговое выполнение лабораторной работы
  • Дополнительные задания, для тех кто мотивирован к учебе
  • Представлены формулы для расчета погрешностей
  • 9 класс- 15 лабораторных работ
  • 10 класс-13 лабораторных работ
  • 11 класс=9 лабораторных работ
  • ссылка files.lbz.ru

Как с помощью тетрадей подготовить к аттестации?

Прежде чем начать выполнять работу, обучающиеся должны самостоятельно сделать выбор необходимого оборудования для выполнения работы.( Итак это происходит в течении всех лет обучения: готовим их к самостоятельному подбору оборудования , приборов , материалов ик проведению любых практических работ

Динамика. От опыта к задачам  Дата и время:   23 октября 2020 года 14:00-15:00 по МСК  Ведущий:    Корнильев И.Н.  Ссылка для участия:    https://events.webinar.ru/12290983/6179135   Интерактивный учебник физики. Электромагнетизм (11 класс)  Дата и время:   09 октября 2020 года 15:30-16:30 по МСК  Ведущий:   Фишман А.И.  Ссылка для участия:    https://events.webinar.ru/28725329/6182619   Движение системы тел (10 класс)  Дата и время:   29 октября 2020 года 16:30-17:30 по МСК  Ведущий:    Кошкина А.В.  Ссылка для участия:    https://events.webinar.ru/28725329/6256621   Вебинары авторов и методиста размещены https://lbz.ru/video/fizika/ Ме ханические колебания (9, 11 класс)  Дата и время:   15 октября 2020 года 15:30-16:30 по МСК  Ведущий:    Генденштейн Л.Э.  Ссылка для участия:    https://events.webinar.ru/28725329/6317161

Динамика. От опыта к задачам Дата и время:   23 октября 2020 года 14:00-15:00 по МСК Ведущий:    Корнильев И.Н. Ссылка для участия:    https://events.webinar.ru/12290983/6179135

Интерактивный учебник физики. Электромагнетизм (11 класс) Дата и время:   09 октября 2020 года 15:30-16:30 по МСК Ведущий:   Фишман А.И. Ссылка для участия:    https://events.webinar.ru/28725329/6182619

Движение системы тел (10 класс) Дата и время:   29 октября 2020 года 16:30-17:30 по МСК Ведущий:    Кошкина А.В. Ссылка для участия:    https://events.webinar.ru/28725329/6256621

Вебинары авторов и методиста размещены https://lbz.ru/video/fizika/

Ме ханические колебания (9, 11 класс) Дата и время:   15 октября 2020 года 15:30-16:30 по МСК Ведущий:    Генденштейн Л.Э. Ссылка для участия:    https://events.webinar.ru/28725329/6317161

Будем рады сотрудничеству! E-mail: nadezhdalukienk@rambler.ru  E-mail : binom@lbz.ru ;   HTTP://www.lbz.ru Интернет-магазины: www.shop.prosv.ru  www.tdabris.ru  www.labirint.ru  my-shop.ru

Будем рады сотрудничеству!

E-mail: [email protected]

E-mail : [email protected] ;

HTTP://www.lbz.ru

Интернет-магазины:

www.shop.prosv.ru www.tdabris.ru www.labirint.ru my-shop.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!