СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Управление личными финансами. Как сохранить и преумножить» для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока «Управление личными финансами. Как сохранить и преумножить» составлена для  8 классов общеобразовательных школ, занимающихся по предметной линии учебников «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова. Но может быть реализована в рамках элективного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 9 класса.

Урок  проводится как  образовательное событие, расширяющее  предметные  рамки темы «Семейная экономика».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Управление личными финансами. Как сохранить и преумножить» для 8 класса»

Методическая разработка урока «Управление личными финансами. Как сохранить и преумножить» для 8 класса.

Методическая разработка урока «Управление личными финансами. Как сохранить и преумножить» составлена для 8 классов общеобразовательных школ, занимающихся по предметной линии учебников «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова. Но может быть реализована в рамках элективного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 9 класса.

Урок проводится как образовательное событие, расширяющее предметные рамки темы «Семейная экономика».

Цель урока: мотивировать учащихся на выработку личной стратегии поведения в ситуации планирования и управления личными финансами.

Задачи: - информировать о способах личных сбережений;

- оценить их риски и преимущества;

- определить стратегию выбора формы личных сбережений.

Планируемые результаты

Предметные:

– объяснять значение понятий: банковский депозит, доход по вкладу, простой процент, сложный процент, капитализация вклада, ценные бумаги, акция, облигация, прибыль, дивиденд;

– называть основные принципы принятия финансовых решений в ситуациях выбора банковского вклада и покупки ценных бумаг;

– умение анализировать информацию в финансовом контексте.

Личностные:

– понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

– понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Метапредметные:

– коммуникативные: развитие умений взаимодействовать с окружающими для подбора информации и обмена ею;

– регулятивные: нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач,; развитие умения устанавливать взаимосвязь между данными, представленными в информации и необходимостью этих данных для принятия финансовых решений.

– познавательные: анализ и интерпретация финансовой информации;

– развитие умений смыслового чтения.

Тип занятия: изучение нового материала.

Оборудование занятия: компьютер с выходом в Интернет для каждой группы; тексты заданий–приложений; конверты для ответов; листы самоанализа и самооценки.

Примерная продолжительность занятия – 45 минут.


Учитель на уроке выполняет роль менеджера: он направляет, организует деятельность учащихся в выполнении групповых заданий. Также учитель предварительно готовит презентационный материал для тематического погружения учащихся в тему занятия.

В ходе урока используются такие формы обучения:

работа в группах (основная)

индивидуальная

фронтальная.

Завершается урок сдачей учителю конвертов с ответами на вопросы, на основе которых каждый обучающийся получит оценку за урок, и листов самооценки и самоанализа.


Сценарий урока «Управление личными финансами»

План урока:

  1. Введение.

  2. Знакомство с ситуацией.

  3. Банковский депозит.

  4. Акция или облигация.

  5. Подведение итогов.


Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята. Какой раздел обществознания мы сейчас изучаем? О чём говорили на последних уроках? Почему это важно знать? (Раздел «Экономика». О доходах и расходах семьи, о бюджете, о потреблении. Эти знания необходимы при принятии решений в различных ситуациях собственной жизнедеятельности).

Посмотрите опорные записи на доске:

Дополните формулу: Доходы семьи – Расходы семьи = ____________ (сбережения)

Какие формы сбережений нам известны? (страхование, …)

  1. Погружение в ситуацию:

В начале сентября ко мне обратилась ваша одноклассница Лена с одной финансовой проблемой. Послушаем её. (Заранее подготовлено выступление)

Здравствуйте. У меня возникла финансовая проблема. Неделю назад на День рождения родители мне подарили 10 тыс. рублей. Я хотела купить телефон, но на сайте он подорожал. Поэтому покупку я решила отложить на полгода. Каким образом мне сохранить и преумножить свой капитал? Есть несколько вариантов. Какой выбрать?


Ребятам предлагается разделиться на группы и стать проектировщиками индивидуальной финансовой траектории (Атлас новых профессий: «Специалист, рассчитывающий модель личных инвестиций, опираясь на планируемые доходы- расходы. Он дает рекомендации по планированию семейного и личного бюджета, развитию карьеры и др.») – финансовыми консультантами.

Каждая группа по ходу урока будет рассматривать предложенные варианты управления финансами и принимать определенные решения. Решения записываются на отдельные бланки и вкладываются в конверт. На основе записей учитель позже выставит оценку.


  1. Родители девушки посоветовали положить деньги в банк под проценты. А при выборе банка обратить внимание на его надежность и доходность.


Задание1 1. Прочитайте список источников, которые дают информацию о банках. Какую информацию следует учитывать, чтобы не ошибиться с выбором банка. Что из них можно отнести к обязательным, необязательным и ненужным источникам? На бланке отметьте ответ в каждой строке.

источники

обязательные

необязательные

ненужные

«Народный рейтинг» в Интернете (отзывы клиентов банка)






Новостная лента банка (содержит заголовки новостей по данному банку за несколько лет. В том числе и нарушении банковских норм, участии в судебных процессах и пр.)




Реклама банка





Список системно значимых банков России, утвержденный Центральным Банком




Отзывы о банке других банков





Задание2 2. Собранную из надежных источников информацию следует проанализировать. Какие сведения должны будут насторожить клиента банка? Выберите ВСЕ верные ответы.

  1. банк существует менее года

  2. процент по вкладу превышает проценты в других банках

  3. есть возможность пополнения вклада

  4. банк имеет лицензию

  5. в отзывах клиентов есть информация о задержке выдачи денежных средств

  6. вклад автоматически пролонгируется (продлевается)


Задание 3. Лена заинтересовалась предложением банка «Триумф». Сейчас она выбирает между двумя депозитами: «Счастливый» и «Мечта».

Депозит «Счастливый»

Депозит «Мечта»

Начисляется 10 % годовых

От 3 месяцев

Простой процент

Возможно пополнение вклада

Начисляется 8 % годовых

От 6 месяцев

Сложный процент (ежегодная капитализация)

Пополнение вклада не предусмотрено

Какой депозит выбрать девушке, чтобы через полгода накопить больше денег?


Задание 4. Познакомьтесь со справочной информацией.

Вклад (депозит) – сумма денег, переданная человеком или организацией в банк с целью получения дохода. Банк проводит разные финансовые операции с этими деньгами, а за это вкладчик получает процентный доход.

Процентный доход (доход по вкладу) – доход, получаемый за предоставление денег в пользование кредитным организациям (банкам). Процентный доход зависит от величины процентной ставки и механизма начисления процентов, установленных банком.

Простой процент – исчисление процента дохода по вкладу, при котором наращивание применяется только к начальной сумме вклада.

Сложный процент – исчисление процента дохода по вкладу, при котором наращивание применяется к накопленной сумме. Капитализация процентов – добавление процентного дохода предыдущего периода к накопленной сумме вклада, позволяющее начислять сложный процент (проценты на проценты).


Рассчитайте, на какую сумму за два года увеличится вклад Лены в случае открытия депозита «Счастливый» и в случае открытия депозита «Мечта». Запишите свои ответы на вопросы в виде чисел.

При ответе можно воспользоваться калькулятором доходности вкладов из интернета https://www.banki.ru/services/calculators/deposits/

При вложении на депозит «Счастливый» вклад увеличится на ________ рублей

При вложении на депозит «Мечта» вклад увеличится на _________ рублей


Задание 5. Посоветовавшись с родителями, девушка выбрала депозит «Счастливый». Приведите аргумент, доказывающий целесообразность выбора девушки. Дайте развёрнутый ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Погружение в ситуацию.

Акция или облигация.

В воскресенье Лена встретилась со своей ровесницей двоюродной сестрой Аней и поделилась с ней своей проблемой. Оказывается, Аня летом заработала 5 тысяч рублей и обдумывает, как сохранить и преумножить свой капитал.

Я хочу всю сумму инвестировать, чтобы к окончанию школы скопить приличную сумму. Попрошу родителей дать мне письменное разрешение на покупку ценной бумаги, акции или облигации, – сказала Аня.

А какая разница между ними? – поинтересовалась Лена.

Я сейчас тебе прочитаю то, что выписала из справочника об акциях. Слушай.

Если купить акцию, то деньги, потраченные на неё, ты уже не вернёшь, но владельцы акций являются собственниками компании и могут участвовать в её управлении. При покупке облигации потраченные деньги возвращаются, причём с процентами и в строго указанный срок. Владельцам облигаций всё равно, как развивается компания, продавшая облигации, лишь бы она не разорилась. Причина в том, что процент прибыли по облигации заранее известен, он постоянен. Дивиденд по акции зависит от успешности бизнеса акционерного общества: он может быть и совсем маленьким, и достаточно большим. Поэтому её доход трудно предсказать. Но если дела у компании идут хорошо, то процент по дивиденду больше, чем по облигации. И ещё: если компания разорится, то владельцам облигаций долги выплачиваются в первую очередь, тогда как акционеры получают лишь остатки после того, как акционерное общество расплатится по всем другим обязательствам.


Задание3 6. Вместе с Леной выберите информацию, свидетельствующую о большей защищённости облигации. Выберите ВСЕ верные ответы.

  1. Деньги, потраченные на акцию, вернуть нельзя, а деньги, потраченные на облигацию, возвращаются с процентами.

  2. Владельцы акции являются совладельцами акционерного общества, а владельцы облигаций являются лишь кредиторами (инвесторами).

  3. Облигация действует строго определённый срок, а акция действует бессрочно.

  4. В случае разорения компании долг владельцу облигации будет почти полностью возвращён, а владельцу акции, возможно, достанется лишь небольшая его часть.

  5. Процент по облигации не может быть изменён в течение всего срока её действия.

Задание4 7.

– Какую же ценную бумагу лучше купить? – задумчиво проговорила Аня.

Проанализируйте информацию об инвестировании, приведенную ниже, и подсчитайте, каким образом можно получить наибольшую прибыль.

Акционерное общество «Рекорд» продаёт акции по 200 руб. за штуку, и дивиденд по акции составляет 10%. Общество «Вымпел» продаёт облигации по 1000 рублей за штуку, и годовой доход по облигации составляет 5%.


Рассчитайте размер годовой прибыли, которую можно получить при вложении 5000 рублей в акции или облигации.

Запишите свой ответ на вопрос в виде числа.

Годовая прибыль по акциям составит _______ рублей.

Годовая прибыль по облигациям составит ______ рублей.


Задание5 8.

Я думаю, что нужно купить акции. За два года накопления увеличатся, а если ещё подзаработаешь такую же сумму и снова купишь акции, то твоя прибыль возрастёт ещё, – сделала вывод Лена.

Ну, я бы с тобой согласилась, если бы не одно «но». Поскольку я собираюсь инвестировать на три года, то нужно учесть одну важную особенность инвестирования в акции. – возразила Аня.

О чём нужно помнить подругам, учитывая особенность инвестирования в акции?

Выберите ОДИН верный ответ.

  1. Акции выпускаются только акционерными обществами.

  2. Дивиденд по акции не стабилен, может меняться.

  3. Владельцы акций являются собственниками компании.

  4. Акции продаются на фондовом рынке.



Задание6 9.

И все-таки у меня остался вопрос о том, что же лучше купить: акцию или облигацию, – сказала Аня. – А давай их сравним, – предложила Лена.

Посмотрите на их особенности, чтобы решить, что предпочтительнее. Ниже представлены особенности ценных бумаг. Соотнесите их с видами инвестирования. Отметьте ответ в каждой строке

Особенности

акция

облигация

1 Деньги, потраченные на покупку ценной бумаги, не возвращаются




2 Если компания разорится, то долги владельцу ценной бумаги будут выплачены в первую очередь



3 Размер прибыли заранее определен и меняться не может




4 Размер прибыли может меняться в зависимости от успешности компании



5 Если компания разорится, то долги владельца ценной бумаги будут выплачены после исполнения всех других обязательств




Задание7 10.

Я думаю о долгосрочном инвестировании, – сказала Аня. – Это нужно помнить при выборе ценных бумаг.

Как вы думаете, какой вид инвестирования целесообразно выбрать при долгосрочном вложении?

(Справка: Долгосрочные инвестиции - это капиталовложения сроком от 1–5 лет и более. Они имеют ряд особенностей: Отсутствие необходимости постоянно следить за состоянием рынка. В данном случае значение имеют финансовые цели, поставленные с учетом долгосрочных перспектив. Текущие ситуации не требуют большого внимания. Это способствует значительной экономии времени инвестора. Отсутствие стрессовых ситуаций. ...) https://www.finam.ru/education/likbez/dolgosrochnye-investicii-kuda-mozhno-vkladyvat-dengi-na-dolgiiy-srok-i-kakie-pri-etom-est-riski-20210312-12280/ 

Приведите аргумент, обосновывающий ваш выбор. Дайте развёрнутый ответ.


  1. Спасибо! Надеюсь, ваши решения и советы будут полезны и девушки выберут правильную финансовую траекторию. Сбор конвертов.


Посмотрите опорные записи на доске:

Дополните формулу: Доходы семьи – Расходы семьи = ____________ (сбережения)

Какие формы сбережений нам известны? (страхование, покупка ценных бумаг, банковский депозит)


Теперь предлагаю вспомнить, с какими проблемами столкнулись девушки, какие вопросы вызвали у вас затруднения, как вам работалось в команде, и самостоятельно заполнить листы самоанализа и самооценки.

Лист самоанализа и самооценки.

Фамилия и имя, группа №


С какими формами сбережений вы сегодня познакомились?


Какие возрастные ограничения для пользования этими видами сбережений вас удивили/огорчили?


Командное взаимодействие

выработали единое мнение/остался при своем мнении


Итоги работы на уроке

получилось/не совсем получилось/не получилось




Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Подготовка учащимися необходимых для занятия учебных принадлежностей

  1. Актуализация знаний

Какой раздел обществознания мы сейчас изучаем? О чём говорили на последних уроках? Почему это важно знать?

Дополните формулу: Доходы семьи – Расходы семьи= ____________ (сбережения)

Какие формы сбережений нам известны? (страхование, …)


Устные ответы:

Говорили о доходах и расходах семьи, о бюджете, о потреблении. Эти знания необходимы при принятии решений в различных ситуациях собственной жизнедеятельности

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Знакомство с ситуацией: выступление Лены.

Краткая информация о профессии из Атласа новых профессий «проектировщик индивидуальной финансовой траектории».

Определение учебной задачи: выступить в роли финансовых консультантов и дать героине советы по управлению личными финансами.

Делятся на группы и получают конверт и первое задание.

  1. Изучение нового материала

Погружение в ситуацию.

Последовательное выполнение заданий по темам «Банковский депозит» и «Акции и облигации».


Работают в группах. Изучают предложенные материалы. Обсуждают и отвечают на поставленные вопросы. Заполняют бланки ответов.

  1. Первичное осмысление и закрепление

Скажите, с какой финансовой проблемой столкнулись девушки?

С какими видами сбережений вы сегодня познакомились?

Какая форма сбережений вас привлекла?

Дополняют запись «Формы сбережений»

  1. Подведение итогов урока

Лист самооценки и самоанализа

Заполняют лист самооценки и самоанализа


Список использованных источников

  1. Сборник информационных и методических материалов для педагогов. Москва, ВШЭ, 2020. https://ciur.ru/deb/deb_mc/DocLib21/Сборник%20информ%20и%20метод%20материалов%20для%20педагогов%20Москва%20ВШЭ%202020.pdf

  2. Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/finansovaya-gramotnost.php

  3. Открытый банк заданий по функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

  4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 2 для 5–9 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – https://centr-nashi-deti.gov35.ru/images/documents/metod_obespechenie/sbornik_zadach_5-9.pdf

  5. Атлас новых профессий https://storage.tusur.ru/files/133096/Atlas_3.0.pdf

  6. Сборник методических разработок педагогов по финансовой грамотности. Материалы Республиканского конкурса методических и проектных разработок «Повышение финансовой грамотности». Сыктывкар, 2020 https://fingram.rkomi.ru/uploads/documents/sbornik_metod_razrabotok_zimina_2020_pdf_2020-07-10_01-09-13.pdf


Приложение

Система оценивания

Задание 1. Ответ:

источники

обязательные

необязательные

ненужные

«Народный рейтинг» в Интернете


+


Новостная лента банка

+



Реклама банка



+

Список системно значимых банков России, утвержденный Центральным Банком

+



Отзывы о банке других банков



+

Система оценивания:

Содержание критерия

Балл

Дан верный ответ

2

В ответе допущены одна-две ошибки

1

В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ.

0


Задание 2. Ответ: 125

Содержание критерия

Балл

Дан верный ответ

2

В ответе допущены одна-две ошибки

1

В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ.

0


Задание 3. Ответ: Выбрать вклад «Счастливый». (1 балл)


Задание 4. Ответ: на 2000 р., на 1664 р.

Содержание критерия

Балл

Дан верный ответ

2

В ответе допущены одна-две ошибки

1

В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ.

0


Задание 5. Ответ: Целесообразность выбора можно объяснить тем, что в течение всего срока вклад можно пополнять, тогда проценты будут начисляться и на сумму дополнительного вложения. (1 балл).


Задание 6. Ответ: 145.

Содержание критерия

Балл

Дан верный ответ

2

В ответе допущены одна-две ошибки

1

В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ.

0


Задание 7. Ответ: 500 р. и 250 р.

Содержание критерия

Балл

Дан верный ответ

2

В ответе допущены одна-две ошибки

1

В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ.

0


Задание 8. Ответ: 2. (1 балл)


Задание 9. Ответ: 1. Акция 2. Облигация. 3. Облигация. 4. Акция. 5. Акция.

Содержание критерия

Балл

Дан верный ответ

2

В ответе допущены одна-две ошибки

1

В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ.

0


Задание 10. Ответ: При долгосрочном инвестировании покупка акции выгоднее: даже если размер дивиденда будет меняться, все равно общая сумма прибыли будет выше, чем по облигации. ИЛИ: По акции можно получить больший доход, чем по облигации, так как прибыль компании может значительно вырасти. (1 балл).


Оценка за урок ставится по накопительной системе. «5» - 16 -14 баллов, «4» - 11-13 баллов., «3» - 8-10 баллов.

1 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_8_2020_задания.pdf


2 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_8_2020_задания.pdf


3 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf


4 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf


5 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf


6http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf


7http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!