Методическая разработка урока «Управление личными финансами. Как сохранить и преумножить» для 8 класса.
Методическая разработка урока «Управление личными финансами. Как сохранить и преумножить» составлена для 8 классов общеобразовательных школ, занимающихся по предметной линии учебников «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова. Но может быть реализована в рамках элективного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 9 класса.
Урок проводится как образовательное событие, расширяющее предметные рамки темы «Семейная экономика».
Цель урока: мотивировать учащихся на выработку личной стратегии поведения в ситуации планирования и управления личными финансами.
Задачи: - информировать о способах личных сбережений;
- оценить их риски и преимущества;
- определить стратегию выбора формы личных сбережений.
Планируемые результаты
Предметные:
– объяснять значение понятий: банковский депозит, доход по вкладу, простой процент, сложный процент, капитализация вклада, ценные бумаги, акция, облигация, прибыль, дивиденд;
– называть основные принципы принятия финансовых решений в ситуациях выбора банковского вклада и покупки ценных бумаг;
– умение анализировать информацию в финансовом контексте.
Личностные:
– понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
– понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Метапредметные:
– коммуникативные: развитие умений взаимодействовать с окружающими для подбора информации и обмена ею;
– регулятивные: нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач,; развитие умения устанавливать взаимосвязь между данными, представленными в информации и необходимостью этих данных для принятия финансовых решений.
– познавательные: анализ и интерпретация финансовой информации;
– развитие умений смыслового чтения.
Тип занятия: изучение нового материала.
Оборудование занятия: компьютер с выходом в Интернет для каждой группы; тексты заданий–приложений; конверты для ответов; листы самоанализа и самооценки.
Примерная продолжительность занятия – 45 минут.
Учитель на уроке выполняет роль менеджера: он направляет, организует деятельность учащихся в выполнении групповых заданий. Также учитель предварительно готовит презентационный материал для тематического погружения учащихся в тему занятия.
В ходе урока используются такие формы обучения:
работа в группах (основная)
индивидуальная
фронтальная.
Завершается урок сдачей учителю конвертов с ответами на вопросы, на основе которых каждый обучающийся получит оценку за урок, и листов самооценки и самоанализа.
Сценарий урока «Управление личными финансами»
План урока:
Введение.
Знакомство с ситуацией.
Банковский депозит.
Акция или облигация.
Подведение итогов.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Какой раздел обществознания мы сейчас изучаем? О чём говорили на последних уроках? Почему это важно знать? (Раздел «Экономика». О доходах и расходах семьи, о бюджете, о потреблении. Эти знания необходимы при принятии решений в различных ситуациях собственной жизнедеятельности).
Посмотрите опорные записи на доске:
Дополните формулу: Доходы семьи – Расходы семьи = ____________ (сбережения)
Какие формы сбережений нам известны? (страхование, …)
Погружение в ситуацию:
В начале сентября ко мне обратилась ваша одноклассница Лена с одной финансовой проблемой. Послушаем её. (Заранее подготовлено выступление)
– Здравствуйте. У меня возникла финансовая проблема. Неделю назад на День рождения родители мне подарили 10 тыс. рублей. Я хотела купить телефон, но на сайте он подорожал. Поэтому покупку я решила отложить на полгода. Каким образом мне сохранить и преумножить свой капитал? Есть несколько вариантов. Какой выбрать?
Ребятам предлагается разделиться на группы и стать проектировщиками индивидуальной финансовой траектории (Атлас новых профессий: «Специалист, рассчитывающий модель личных инвестиций, опираясь на планируемые доходы- расходы. Он дает рекомендации по планированию семейного и личного бюджета, развитию карьеры и др.») – финансовыми консультантами.
Каждая группа по ходу урока будет рассматривать предложенные варианты управления финансами и принимать определенные решения. Решения записываются на отдельные бланки и вкладываются в конверт. На основе записей учитель позже выставит оценку.
Родители девушки посоветовали положить деньги в банк под проценты. А при выборе банка обратить внимание на его надежность и доходность.
Задание1 1. Прочитайте список источников, которые дают информацию о банках. Какую информацию следует учитывать, чтобы не ошибиться с выбором банка. Что из них можно отнести к обязательным, необязательным и ненужным источникам? На бланке отметьте ответ в каждой строке.
источники | обязательные | необязательные | ненужные |
«Народный рейтинг» в Интернете (отзывы клиентов банка) | | | |
Новостная лента банка (содержит заголовки новостей по данному банку за несколько лет. В том числе и нарушении банковских норм, участии в судебных процессах и пр.) | | | |
Реклама банка | | | |
Список системно значимых банков России, утвержденный Центральным Банком | | | |
Отзывы о банке других банков | | | |
Задание2 2. Собранную из надежных источников информацию следует проанализировать. Какие сведения должны будут насторожить клиента банка? Выберите ВСЕ верные ответы.
банк существует менее года
процент по вкладу превышает проценты в других банках
есть возможность пополнения вклада
банк имеет лицензию
в отзывах клиентов есть информация о задержке выдачи денежных средств
вклад автоматически пролонгируется (продлевается)
Задание 3. Лена заинтересовалась предложением банка «Триумф». Сейчас она выбирает между двумя депозитами: «Счастливый» и «Мечта».
Депозит «Счастливый» | Депозит «Мечта» |
Начисляется 10 % годовых От 3 месяцев Простой процент Возможно пополнение вклада | Начисляется 8 % годовых От 6 месяцев Сложный процент (ежегодная капитализация) Пополнение вклада не предусмотрено |
Какой депозит выбрать девушке, чтобы через полгода накопить больше денег?
Задание 4. Познакомьтесь со справочной информацией.
Вклад (депозит) – сумма денег, переданная человеком или организацией в банк с целью получения дохода. Банк проводит разные финансовые операции с этими деньгами, а за это вкладчик получает процентный доход. Процентный доход (доход по вкладу) – доход, получаемый за предоставление денег в пользование кредитным организациям (банкам). Процентный доход зависит от величины процентной ставки и механизма начисления процентов, установленных банком. Простой процент – исчисление процента дохода по вкладу, при котором наращивание применяется только к начальной сумме вклада. Сложный процент – исчисление процента дохода по вкладу, при котором наращивание применяется к накопленной сумме. Капитализация процентов – добавление процентного дохода предыдущего периода к накопленной сумме вклада, позволяющее начислять сложный процент (проценты на проценты). |
Рассчитайте, на какую сумму за два года увеличится вклад Лены в случае открытия депозита «Счастливый» и в случае открытия депозита «Мечта». Запишите свои ответы на вопросы в виде чисел.
При ответе можно воспользоваться калькулятором доходности вкладов из интернета https://www.banki.ru/services/calculators/deposits/
При вложении на депозит «Счастливый» вклад увеличится на ________ рублей
При вложении на депозит «Мечта» вклад увеличится на _________ рублей
Задание 5. Посоветовавшись с родителями, девушка выбрала депозит «Счастливый». Приведите аргумент, доказывающий целесообразность выбора девушки. Дайте развёрнутый ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Погружение в ситуацию.
Акция или облигация.
В воскресенье Лена встретилась со своей ровесницей двоюродной сестрой Аней и поделилась с ней своей проблемой. Оказывается, Аня летом заработала 5 тысяч рублей и обдумывает, как сохранить и преумножить свой капитал.
– Я хочу всю сумму инвестировать, чтобы к окончанию школы скопить приличную сумму. Попрошу родителей дать мне письменное разрешение на покупку ценной бумаги, акции или облигации, – сказала Аня.
– А какая разница между ними? – поинтересовалась Лена.
– Я сейчас тебе прочитаю то, что выписала из справочника об акциях. Слушай.
Если купить акцию, то деньги, потраченные на неё, ты уже не вернёшь, но владельцы акций являются собственниками компании и могут участвовать в её управлении. При покупке облигации потраченные деньги возвращаются, причём с процентами и в строго указанный срок. Владельцам облигаций всё равно, как развивается компания, продавшая облигации, лишь бы она не разорилась. Причина в том, что процент прибыли по облигации заранее известен, он постоянен. Дивиденд по акции зависит от успешности бизнеса акционерного общества: он может быть и совсем маленьким, и достаточно большим. Поэтому её доход трудно предсказать. Но если дела у компании идут хорошо, то процент по дивиденду больше, чем по облигации. И ещё: если компания разорится, то владельцам облигаций долги выплачиваются в первую очередь, тогда как акционеры получают лишь остатки после того, как акционерное общество расплатится по всем другим обязательствам. |
Задание3 6. Вместе с Леной выберите информацию, свидетельствующую о большей защищённости облигации. Выберите ВСЕ верные ответы.
Деньги, потраченные на акцию, вернуть нельзя, а деньги, потраченные на облигацию, возвращаются с процентами.
Владельцы акции являются совладельцами акционерного общества, а владельцы облигаций являются лишь кредиторами (инвесторами).
Облигация действует строго определённый срок, а акция действует бессрочно.
В случае разорения компании долг владельцу облигации будет почти полностью возвращён, а владельцу акции, возможно, достанется лишь небольшая его часть.
Процент по облигации не может быть изменён в течение всего срока её действия.
Задание4 7.
– Какую же ценную бумагу лучше купить? – задумчиво проговорила Аня.
Проанализируйте информацию об инвестировании, приведенную ниже, и подсчитайте, каким образом можно получить наибольшую прибыль.
Акционерное общество «Рекорд» продаёт акции по 200 руб. за штуку, и дивиденд по акции составляет 10%. Общество «Вымпел» продаёт облигации по 1000 рублей за штуку, и годовой доход по облигации составляет 5%. |
Рассчитайте размер годовой прибыли, которую можно получить при вложении 5000 рублей в акции или облигации.
Запишите свой ответ на вопрос в виде числа.
Годовая прибыль по акциям составит _______ рублей.
Годовая прибыль по облигациям составит ______ рублей.
Задание5 8.
– Я думаю, что нужно купить акции. За два года накопления увеличатся, а если ещё подзаработаешь такую же сумму и снова купишь акции, то твоя прибыль возрастёт ещё, – сделала вывод Лена.
– Ну, я бы с тобой согласилась, если бы не одно «но». Поскольку я собираюсь инвестировать на три года, то нужно учесть одну важную особенность инвестирования в акции. – возразила Аня.
О чём нужно помнить подругам, учитывая особенность инвестирования в акции?
Выберите ОДИН верный ответ.
Акции выпускаются только акционерными обществами.
Дивиденд по акции не стабилен, может меняться.
Владельцы акций являются собственниками компании.
Акции продаются на фондовом рынке.
Задание6 9.
– И все-таки у меня остался вопрос о том, что же лучше купить: акцию или облигацию, – сказала Аня. – А давай их сравним, – предложила Лена.
Посмотрите на их особенности, чтобы решить, что предпочтительнее. Ниже представлены особенности ценных бумаг. Соотнесите их с видами инвестирования. Отметьте ответ в каждой строке
Особенности | акция | облигация |
1 Деньги, потраченные на покупку ценной бумаги, не возвращаются | | |
2 Если компания разорится, то долги владельцу ценной бумаги будут выплачены в первую очередь | | |
3 Размер прибыли заранее определен и меняться не может | | |
4 Размер прибыли может меняться в зависимости от успешности компании | | |
5 Если компания разорится, то долги владельца ценной бумаги будут выплачены после исполнения всех других обязательств | | |
Задание7 10.
– Я думаю о долгосрочном инвестировании, – сказала Аня. – Это нужно помнить при выборе ценных бумаг.
Как вы думаете, какой вид инвестирования целесообразно выбрать при долгосрочном вложении?
(Справка: Долгосрочные инвестиции - это капиталовложения сроком от 1–5 лет и более. Они имеют ряд особенностей: Отсутствие необходимости постоянно следить за состоянием рынка. В данном случае значение имеют финансовые цели, поставленные с учетом долгосрочных перспектив. Текущие ситуации не требуют большого внимания. Это способствует значительной экономии времени инвестора. Отсутствие стрессовых ситуаций. ...) https://www.finam.ru/education/likbez/dolgosrochnye-investicii-kuda-mozhno-vkladyvat-dengi-na-dolgiiy-srok-i-kakie-pri-etom-est-riski-20210312-12280/
Приведите аргумент, обосновывающий ваш выбор. Дайте развёрнутый ответ.
Спасибо! Надеюсь, ваши решения и советы будут полезны и девушки выберут правильную финансовую траекторию. Сбор конвертов.
Посмотрите опорные записи на доске:
Дополните формулу: Доходы семьи – Расходы семьи = ____________ (сбережения)
Какие формы сбережений нам известны? (страхование, покупка ценных бумаг, банковский депозит)
Теперь предлагаю вспомнить, с какими проблемами столкнулись девушки, какие вопросы вызвали у вас затруднения, как вам работалось в команде, и самостоятельно заполнить листы самоанализа и самооценки.
Лист самоанализа и самооценки.
Фамилия и имя, группа № | |
С какими формами сбережений вы сегодня познакомились? | |
Какие возрастные ограничения для пользования этими видами сбережений вас удивили/огорчили? | |
Командное взаимодействие выработали единое мнение/остался при своем мнении | |
Итоги работы на уроке получилось/не совсем получилось/не получилось | |
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Подготовка учащимися необходимых для занятия учебных принадлежностей |
Актуализация знаний | Какой раздел обществознания мы сейчас изучаем? О чём говорили на последних уроках? Почему это важно знать? Дополните формулу: Доходы семьи – Расходы семьи= ____________ (сбережения) Какие формы сбережений нам известны? (страхование, …) | Устные ответы: Говорили о доходах и расходах семьи, о бюджете, о потреблении. Эти знания необходимы при принятии решений в различных ситуациях собственной жизнедеятельности |
Мотивационно-ориентировочный этап | Знакомство с ситуацией: выступление Лены. Краткая информация о профессии из Атласа новых профессий «проектировщик индивидуальной финансовой траектории». Определение учебной задачи: выступить в роли финансовых консультантов и дать героине советы по управлению личными финансами. | Делятся на группы и получают конверт и первое задание. |
Изучение нового материала | Погружение в ситуацию. Последовательное выполнение заданий по темам «Банковский депозит» и «Акции и облигации». | Работают в группах. Изучают предложенные материалы. Обсуждают и отвечают на поставленные вопросы. Заполняют бланки ответов. |
Первичное осмысление и закрепление | Скажите, с какой финансовой проблемой столкнулись девушки? С какими видами сбережений вы сегодня познакомились? Какая форма сбережений вас привлекла? | Дополняют запись «Формы сбережений» |
Подведение итогов урока | Лист самооценки и самоанализа | Заполняют лист самооценки и самоанализа |
Список использованных источников
Сборник информационных и методических материалов для педагогов. Москва, ВШЭ, 2020. https://ciur.ru/deb/deb_mc/DocLib21/Сборник%20информ%20и%20метод%20материалов%20для%20педагогов%20Москва%20ВШЭ%202020.pdf
Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/finansovaya-gramotnost.php
Открытый банк заданий по функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 2 для 5–9 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – https://centr-nashi-deti.gov35.ru/images/documents/metod_obespechenie/sbornik_zadach_5-9.pdf
Атлас новых профессий https://storage.tusur.ru/files/133096/Atlas_3.0.pdf
Сборник методических разработок педагогов по финансовой грамотности. Материалы Республиканского конкурса методических и проектных разработок «Повышение финансовой грамотности». Сыктывкар, 2020 https://fingram.rkomi.ru/uploads/documents/sbornik_metod_razrabotok_zimina_2020_pdf_2020-07-10_01-09-13.pdf
Приложение
Система оценивания
Задание 1. Ответ:
источники | обязательные | необязательные | ненужные |
«Народный рейтинг» в Интернете | | + | |
Новостная лента банка | + | | |
Реклама банка | | | + |
Список системно значимых банков России, утвержденный Центральным Банком | + | | |
Отзывы о банке других банков | | | + |
Система оценивания:
Содержание критерия | Балл |
Дан верный ответ | 2 |
В ответе допущены одна-две ошибки | 1 |
В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ. | 0 |
Задание 2. Ответ: 125
Содержание критерия | Балл |
Дан верный ответ | 2 |
В ответе допущены одна-две ошибки | 1 |
В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ. | 0 |
Задание 3. Ответ: Выбрать вклад «Счастливый». (1 балл)
Задание 4. Ответ: на 2000 р., на 1664 р.
Содержание критерия | Балл |
Дан верный ответ | 2 |
В ответе допущены одна-две ошибки | 1 |
В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ. | 0 |
Задание 5. Ответ: Целесообразность выбора можно объяснить тем, что в течение всего срока вклад можно пополнять, тогда проценты будут начисляться и на сумму дополнительного вложения. (1 балл).
Задание 6. Ответ: 145.
Содержание критерия | Балл |
Дан верный ответ | 2 |
В ответе допущены одна-две ошибки | 1 |
В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ. | 0 |
Задание 7. Ответ: 500 р. и 250 р.
Содержание критерия | Балл |
Дан верный ответ | 2 |
В ответе допущены одна-две ошибки | 1 |
В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ. | 0 |
Задание 8. Ответ: 2. (1 балл)
Задание 9. Ответ: 1. Акция 2. Облигация. 3. Облигация. 4. Акция. 5. Акция.
Содержание критерия | Балл |
Дан верный ответ | 2 |
В ответе допущены одна-две ошибки | 1 |
В ответе допущено более двух ошибок ИЛИ дан неверный ответ. | 0 |
Задание 10. Ответ: При долгосрочном инвестировании покупка акции выгоднее: даже если размер дивиденда будет меняться, все равно общая сумма прибыли будет выше, чем по облигации. ИЛИ: По акции можно получить больший доход, чем по облигации, так как прибыль компании может значительно вырасти. (1 балл).
Оценка за урок ставится по накопительной системе. «5» - 16 -14 баллов, «4» - 11-13 баллов., «3» - 8-10 баллов.
1 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_8_2020_задания.pdf
2 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_8_2020_задания.pdf
3 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf
4 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf
5 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf
6http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf
7http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ФГ_9_2020_задания.pdf