СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастный оборот»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  русского языка в 7 классе по теме:  «Причастный оборот»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастный оборот»»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме

«Причастный оборот»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии, презентация

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: находить опознавательные признаки причастного оборота, способность видеть причастный оборот, правильно опреде­лять его границы, заменять конструкции со словом «ко­торый» причастным оборотом.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: знакомство учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — пред­ложением с союзным словом «который».

Попутное повторение орфографии: непроверяемые глас­ные

Оборудование: карточки, иллюстрации, презентация.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности

Вступительное слово учителя.
Цель: Объяснить учащимся цель урока.

Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете уди­вительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы по­смотрим, как образуются причастия и при­частные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении при­частных оборотов.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложе­ниями с причастным оборотом

Учитель. В далёкой стране правил в давние времена ко­роль Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма не-обычно (каждый ученик получает карточки):

Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен:

Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения кото­рый..., каждая крошка — которая..., каж­дое дитя — которое...

Солнце, которое всходило, цветы, ко­торые расцветали, птицы, которые щебета­ли, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, - поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, - вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля!

3. Выявление места и причины затруднения

Работа по образованию причастий

Цель: показать на примерах процесс образования причас­тий

Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмеша­тельства принцессы Причастие.

(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает — рассказывающий, ко­торый смеётся — смеющийся, который думает — думаю­щий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который уска­кал — ускакавший, который убежал — убежавший, который ушёл — ушедший, который замолчал — замолчавший, ко­торый устал — уставший))

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Выполним упражнение

Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами

Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной ис­торией и выполним упражнение.

(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту)

Задание.Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами.

Образец. Галикарнасский мавзо­лей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. Галикарнасский мавзолей, причис­ленный к семи чудесам света, очень интересен.

  1. Это ш…девр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.

  2. По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и од­новременно женой карийского царя Мавсола.

  3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.

  4. На первом этаже, который представлял собой пря­моугольное закрытое помещение, находилась по­гребальная кам…ра.

  5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колон…адой.

  6. На многоступенчатой пир…миде размещалась мрамор­ная кв…дрига, которой уп­равляли те, чей прах поко­ился внизу.

КВАДРИГА – двухколёсная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми

  1. Около двух тысяч лет с шестидеся­тиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепен­но менялся у подножия м…взолея.

  2. Подобные постройки, которые воз­водились для знатных особ, стали называться м…взолеями.

Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.


5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошиб­ки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов

Учитель. Правильно употреблять причастные оборо­ты в своей речи должен уметь каждый, но это не все­гда удаётся. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматичес­кие ошибки.

Исправьте грамматические ошибки

1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.

(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)

КЛЮЧ

Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древ­него мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.

2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекто­рам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

КЛЮЧ

Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

3. Особое внимание привлекала окружённая усыпаль­ница 39 колоннами.

(Подсказка: определяемое слово не должно входить в при­частный оборот)

КЛЮЧ

Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых заданий

Цель: в занимательной форме познакомить с эти­мологией некоторых слов, встретившихся в упражнении

Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать кар­точку определенного уровня сложности, который соответствует оценке.

Закончите таблицу

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»


Греческое

«помещение со сводооб­разным потолком»


Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»


Греческое

«глыба, блестящий ка­мень»


Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»


Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах

Закончите таблицу, используя слова из упражнения

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»


Греческое

«помещение со сводооб­разным потолком»


Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»


Греческое

«глыба, блестящий ка­мень»


Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»


КЛЮЧ

Происхождение

Значение

Пример из текста

Французское

«труд, достойный мастера»

шедевр

Греческое

«помещение со сводооб­разным потолком»

камера

Латинское

«деньги, пособие, срок выдачи пособия»

эра

Греческое

«глыба, блестящий ка­мень»

мрамор

Старославянское

его происхождение связано со словом «порох»

прах


8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Подведение итогов урока

Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союз­ным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложе­ния с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих кон­струкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождени­ем некоторых слов. Вспомните их (дети называют сло­ва).

Домашнее задание

Учитель. Человек, знающий возможности родного язы­ка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.


Шарик, который летит, — летящий.

Снежок, который хрустит, — хрустящий.

Ручей, который журчит, — …

Речь, которая звучит, — …

Дома вы должны попытаться продолжить это сти­хотворение.

Другой (сложнее) вариант домашнего задания: Написать небольшое сочинение с употреблением в предложениях причастных оборотов.

Внимание: перед вами на партах лежат смайлики, ответьте ими, как вами понят урок, какое ваше настроение.

Спасибо за урок!

Итак, урок окончен.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!