СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит методический материал по подготовке к сжатому изложению.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению"»




















Конспект урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ» в 9 классе

















Плотникова Наталья Анатольевна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»,

п.Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия),

учитель русского языка
























Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Цель: Обучение написанию сжатого изложения на основе актуализации знаний учащихся.

Задачи как пути реализации цели урока по формированию:

Учебно- информационных компетентностей:

  • группировать информацию на этапе прослушивания;

  • выделять главную и второстепенную информацию;

  • использовать разные способы компрессии;

  • сжато и правильно излагать информацию, используя языковые средства и не нарушая логической последовательности;

  • обучать пониманию построения текста через аналитические и творческие упражнения.

Коммуникативных компетентностей:

  • развивать умение работать в паре, группе;

  • учить адекватно оценивать себя и других;

ИКТ-компетентности:

  • развивать базовые компьютерные навыки в работе с интерактивной доской;

  • формировать общие умения обрабатывать и систематизировать информацию.

Оборудование к уроку:

  • интерактивная доска,

  • мультимедиапроектор, экран,

  • компьютер учителя,

  • раздаточные листы с текстом для изложения,

  • конверты с аналитическими и творческими упражнениями для групп,

  • презентация к уроку,

  • бланки для анализа микротем.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент. Самоопределение к деятельности (сообщение цели и темы урока) (слайд №1)


На экране слова эпиграфа урока (слайд№2):

Скажите мне – я забуду,

покажите мне – я запомню,

вовлеките меня – я пойму.

Китайская народная пословица

Тема нашего сегодняшнего урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА ", актуализация знаний по теме «Смысловая цельность и последовательность изложения»

- Как вы думаете, в чём главное отличие сжатого изложения от подробного? ( Сжатые изложения учат выделять главную и второстепенную информацию, сохранять логику изложения, заставляют анализировать языковые средства, оценивать их роль в тексте)


II. Словарно-лексическая работа на интерактивной доске (поочерёдно у доски):


- Давайте вспомним, что необходимо для эффективного написания сжатого изложения. В этом нам поможет глоссарий, который необходимо восстановить , соединив верные утверждения стрелочками или перемещая квадраты стикером (слайд):
















- Итак, мы повторили основные определения, которые необходимы для написания сжатого изложения.


III. Логическая разминка.

Работа в группах по актуализации навыков работы с текстом в логической последовательности, абзацного членения (распределение прошло в начале урока: при входе учащиеся вытягивают карточки с порядковыми номерами, номер группы совпадает с цифрой на карточке – 1,2,3,4)

I группа:

Упражнение № 1. Прочитайте предложения и составьте с ними текст. Докажите, что это текст.

А) Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.

Б) Бойтесь пустого красноречия.

В) Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.

Г) А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. (Ответ: БАГВ)


II группа (На разрезанных листочках написаны абзацы текста):

Упражнение № 2. В тексте «перепутаны» абзацы. Восстановите логическую последовательность.

А) Лодка тонула. В отчаянии люди выпустили на волю голубку. Птица не подвела людей. Она принесла на берег записку с координатами терпящих бедствие. Моряки были спасены.

Б) Люди изобрели телеграф, телефон и другие быстрые средства связи. Но некоторые до сих пор пользуются помощью голубей. Голубиная почта не исчезла совсем.

В) В Англии стоит памятник почтовой голубке. Маленькая птичка спасла жизнь морякам подводной лодки. (Ответ: Б, В,А)


III группа

Упражнение № 3. В тексте «перепутаны» абзацы, но план составлен правильно. Восстановите и запишите текст по плану.

Книга

А) Но в книге не одно прошедшее. Она оставляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящим. Она программа будущего.

Б) Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге. Имена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством. В ней кристаллизовались все учения, что потрясали умы. В ней записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.

В) Книга – это духовное завещание одного поколения другому. Совет умирающего старца юноше, который начинает жить. Это приказ, который передаёт часовой, что отправляется на отдых.

Г) Итак, будем уважать книгу!

По А.И. Герцену.

План

1. Духовное завещание поколения.

2. Исповедь жизни человечества.

3. Программа будущего.

4. Нужно уважать книгу. (Ответ: В, Б, А,Г)


IV группа

Упражнение  № 4. Внимательно прочитайте текст. Сколько в нём микротем? Озаглавьте каждую микротему.

Известное нам слово «цитата» происходит от латинского слова, которое означает «призывать в свидетели». Конечно, сейчас при цитировании никого в свидетели не призывают. Цитирование – это дословная выдержка из какого-либо произведения или чьей-либо речи. Это чужие слова, которые используются для подтверждения или пояснения своей собственной мысли. Это слова , которые не просто тебе понравились, но стали близкими, понятными, почти родными. Однако просто «присвоить» чужие мысли нельзя.  При использовании цитаты необходимо указать автора слов, а сами слова заключить в кавычки. (Ответ: 3 микротемы)

1. «Цитата» - «призыв в свидетели»

2. Цитирование – это дословная выдержка для подтверждения собственной мысли.

3. Соблюдение авторских прав при цитировании.

III. Основная часть. Работа над текстом.

- Главная задача для вас сегодня – научиться составлять тезисы, так как они составляют основное содержание изложения. До этого необходимо иметь чёткое представление о структуре трёх понятий: план, тезис и конспект (слайд).

План –это микротемы

Тезисы – это тема (микротема) + основная мысль

Конспект – это тезисы + примеры, доказательства.

 

Практическая работа над текстом:


1. Чтение текста учителем

Человек, личность, индивидуальность… Если всерьез не вдумываться в эти понятия, то все они кажутся близкими, почти тождественными. Во всяком случае, на повседневном, обыденном уровне мы часто сближаем их настолько, что порой не способны провести между ними точную границу. Между тем эта граница, безусловно, существует. Просто мы ее как-то не видим, не осознаем. В том, что каждый человек – личность, не сомневается никто. Но если спросить, можно ли считать любого человека индивидуальностью, вы, скорее всего, услышите: конечно, нет! Почему? Да потому, что в глубине души мы все-таки понимаем: каждый – личность, но далеко не каждый – индивидуальность. Когда мы говорим, что нас интересует личность какого-то человека, то подразумеваем, что хотим узнать, какими качествами и способностями наделен этот человек. Добр ли он, способен ли к сочувствию, не склонен ли ко лжи или трусости. Нам важно знать, как от относится к своим родным и близким, к друзьям… При этом подчас основные личностные черты у совсем не похожих друг на друга людей могут совпадать. О многих можно, к примеру, сказать, что они добросовестны и любознательны, а о других – что они ленивы и нелюбопытны. Но о многих ли мы скажем, что они – индивидуальности ? В старину таких людей называли недюжинными, то есть такими, счет которым ведется не дюжинами, а единицами. Сейчас к слову «индивидуальность» часто прибавляют «яркая». Яркая индивидуальность – это человек особенный, выделяющийся среди прочих. И не одеждой, прической или достатком, а силой характера, свойствами души или талантом. Но и это не все. Подлинной индивидуальностью никогда не стать тому, у кого недостает смелости для того, чтобы отстоять свою неповторимость. (По С. Герасимову) (250 слов)

2.Информационная обработка текста

- Для того чтобы осмыслить текст, составить план, необходимо его переработать. Начнём с общих вопросов:

-Определите тип текста? (рассуждение) Докажите, назовите признаки рассуждения.

-О чём идёт речь в тексте? (размышления автора о том, в чем разница между понятиями «человек», «личность», «индивидуальность» и какого человека можно назвать яркой индивидуальностью )

-Сколько микротем можно выделить? (Ответ:4) Назовите их.


3.Работа в группах по микротемам (учащиеся получают листы с текстом)

- Каждой группе необходимо заполнить таблицу, сформулировав микротемы и выделив ключевые слова:

I группа- 1 микротема

II группа- 2 микротема

III группа -3 микротема

IV группа- - 4 микротема

  Формулировка тезисов по абзацам:


Микротемы (О чём идёт речь?)

ТЕЗИСЫ

Ключевые слова

1.Если не вдумываться в понятия «человек», «личность», «индивидуальность», границу между ними провести трудно.

 1. Тождественны ли понятия «человек», «личность», «индивидуальность»

2. Но граница между этими понятиями существует: каждый человек-личность, но далеко не каждый –индивидуальность.

2. Может ли быть человек личностью и/или индивидуальностью.

3.  В понятие «личность» мы вкладываем качества и способности человека, причём основные личностные черты могут совпадать у совсем не похожих друг на друга людей.

3.Личностные качества человека: доброта, сочувствие, ложь, трусость, добросовестность, лень, любознательность.

4. Ярких индивидуальностей немного: это особенные люди, выделяющиеся среди других силой характера, свойствами души или талантом и обязательно - способностью отстаивать свою неповторимость.

4. Яркая индивидуальность-человек с силой характера, свойствами души, таланта и способностью отстаивать свою неповторимость.

4. Обобщение по тексту, корректировка микротем и составление  информационной схемы текста (слайд):

- Каждая группа представляет свои рабочие материалы. В итоге мы должны составить информационную схему текста:

  • Проблема (вопрос, который ставит автор в тексте)

(Ответ: Какого человека можно назвать яркой индивидуальностью?)

  • Тема (Что делает автор, чтобы решить эту проблему? )

(Ответ: Сравнение понятий «человек», «личность», «индивидуальность» через категории нравственности: качества характера и способности человека)

  • Основная мысль. (К какому выводу приходит)

(Ответ: Яркая индивидуальность-человек с силой характера, свойствами души, таланта и способностью отстаивать свою неповторимость)

-Что получилось в правой колонке? (примерный план)

5. Сжатие текста (слайд):

-Какие приёмы сжатия текста известны? (обобщения, исключения ).Рассмотрим примеры, назовем приёмы сжатия. (слайд)

IV. Подведение итогов:

-Какие понятия сегодня конкретизировали? (план, тезисы, конспект )

-Назовите составляющие информационной схемы текста.

V.Домашнее задание: используя рабочие материалы таблицы, написать конспект текста.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!