Урок. Окружающий мир. 3 класс
Тема: Что такое деньги?
Цель: познакомить с ролью денег в экономике.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей(по количеству учащихся).
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Слайд 1
Фронтальный опрос
-Что такое экономика?(Удовлетворение разнообразных потребностей людей).
-Назовите отрасли экономики.
-Какие отрасли промышленности изготовляют : свет и тепло, мел, компьютер, одежду и обувь?
III.Самоопределение к деятельности. Слайд 2
Для определения нашего урока, отгадайте загадки.
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет.
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет
Тема нашего урока: Что такое деньги? Слайд 3.
Цель нашего урока? Слайд4
IV.Работа по теме урока
1. Беседа.
-Ребята, Что такое деньги?(ответы учеников)
Найдем определение в словаре С.И. Ожегова : Деньги-это… Слайд5
Молодцы!
-А как вы думаете, несколько тысяч назад люди знали деньги?
Несколько тысяч лет назад люди не знали , что такое деньги. Они просто обменивались товарами с друг с другом.
Гончары меняли горшки и кувшины, Слайд 6
Кузнецы-наконечники стрел, ножи, топоры.
Земледельцы зерно, растительное масло. Слайд 7.
Скотоводы-шерсть, кожу.
Но обмениваться товарами было не просто. Например за одного барана нужно было 2 топора или 4 кувшина. Слайд 8.
Обсудим ситуацию
-Представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глинянный кувшин, портному- сапоги, а гончару-рубашка. Как они будут обмениваться?
-Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. В разных местах деньгами служили разные предметы. Послушаем ваши сообщения и посмотрим на сл. слайды.
В древней Монголии деньгами служил прессованный чай. На Каролинских островах это были огромные камни. Сдвинуть с места такую «деньгу-камень» могли только несколько человек, а это достаточно проблемно. Слайд 9.
Среди народов Африки, Азии и Океании очень долгое время деньгами служили раковины. Раковины каури с Мальдивских островов были первыми мировыми деньгами. Слайд 10
В Мексике деньгами были какао-бобы; в Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей.
Кое-где деньгами служили зерно или соль. До изобретения монет одной из самых распространенных форм денег в древние времена был скот. Овца, бык, корова – это те деньги, которые использовали многие древние народы до того, как у них появились настоящие деньги.
Молодцы, ребята. Спасибо за интересные сообщения.
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Это были медные прутья, серебряные кольца, свинцовые шарики. Слайд 11
Чеканили деньги разной стоимости: из меди –подешевле, из серебра—подороже, а из золота-самые дорогие. Слайд 12
-А у этих денег были недостатки?
Важным недостатком оказалось тяжесть этих денег. Люди придумали выход, золото сдавали на хранение в банк, а за это брали бумажную расписку, на которой указывалось количество золота.
Так появились бумажные деньги. Слайд 13.
Вывод: Что такое деньги? Это особый товар, который можно обменять на любые другие товары.
2. Работа по учебнику.
-Прочитайте в учебнике текст на с.66-68.
-Назовите два способа обмена.Слайд.14
-Что такое бартер? Приведите примеры.
-Что такое купля-продажа?
-Что такое цена товара?
-Как называются металлические деньги?
-Как называются бумажные деньги?
-Назовите денежные единицы разных стран мира? Слайд 15
3. Практическая работа. Слайд 16
(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.).
Откройте Р.Т. с. 45.
Рассмотрите монеты , что изображено и написано на монетах? Сравните.
У вас 3 монеты разного номинала, это 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей. Запишите в практическую работу под цифрой 1).
Оборотная сторона, с номиналом. Это реверс или по-другому «решка». Решка это решетка. На монете Петра1, 4 переплетенные буквы П и римской цифры 1. Похоже на решетку, которая в разговоре стала «решкой».
Сторона, на которой изображен государственный герб двуглавый орел -это лицевая сторона. Она называется «аверс», или орел. Ребро монеты называется гурт. Надпись на монете это легенда.
2)Покажите стрелками части монеты у себя в тетради.
-Устно опишите 1рубль и 10 рублей, пользуясь словами, которые узнали в ходе практической работы.
Мы выполнили практическую работу. Достигнута ли наша цель? Запишите
Беседа: Кто такие нумизматы
-Ребята, а для чего нужны деньги? Для оплаты, покупки, продажи товаров и услуг.
-А еще, ребята, люди коллекционируют деньги. Изучают их.
-А как вы думаете, зачем они это делают?
(для интереса, узнать о прошлом и настоящем разных стран)
-А что вы можете сказать о коллекции «Российская мультипликация»
( о российских мультфильмах: «Кот Леопольд», «Вовка в тридевятом царстве», «Ну погоди». Коллекции монет очень разнообразны. Я тоже для вас принесла две коллекции: «Города воинской славы», «Древние города России». На перемене можете посмотреть их более внимательно.
VII. Рефлексия
-Что такое деньги?
-Что вы узнали о деньгах?
-Назовите способы обмена?
-Как вы думаете, будут ли деньги меняться?
Графический диктант: если осталось время
Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.-
Плата за работу – заработная плата.+
Деньги, которые откладывают на будущее, - сбережения. +
Оборотная сторона монеты – гурт.-
Надпись на монете называется легендой.+
Итак, деньги –особый товар, который можно обменять н любые другие товары и услуги.
Домашнее задание
Уч. с.66-69, ответить на вопросы «Проверь себя». Р.Т. №1, №2.
-Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? | Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? |
Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? | Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? |
Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? | Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? |
Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? | Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? |
Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? | Назовите два способа обмена. -Что такое бартер? -Что такое купля-продажа? -Что такое цена товара? -Как называются металлические деньги? -Как называются бумажные деньги? -Назовите денежные единицы разных стран мира? |
-