СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по Основам правовых знаний по теме "Права потребителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- Дать учащимся понятие «потребители», дать представление о правах потребителя. Познакомить учеников с основными положениями Закона «О защите прав потребителей».

-Развивать навыки учащихся: умение анализировать, сравнивать, делать самостоятельно выводы; развивать коммуникативные навыки во время групповой работы на уроке.

-Готовить учащихся защищать свои права как потребителей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по Основам правовых знаний по теме "Права потребителей"»








ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ








Методическая разработка урока по Основам правовых знаний (9класс)

учитель: Карамнова С. Е.





Цели. - Дать учащимся понятие «потребители», дать представление о правах потребителя. Познакомить учеников с основными положениями Закона «О защите прав потребителей».

-Развивать навыки учащихся: умение анализировать, сравнивать, делать самостоятельно выводы; развивать коммуникативные навыки во время групповой работы на уроке.

-Готовить учащихся защищать свои права как потребителей.

Основные понятия: потребители, защита прав потребителей. Повторение: 1. Повторить понятия, применяемые в законе «О защите прав потребителей».

Потребитель - гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных (бытовых) нужд. Изготовитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин - предприниматель, производящие товары для реализации;

Исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин - предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги.

Продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин - предприниматель, реализующие товары по договору купли -продажи.

Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Обязательная сертификация — подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта.

2. Закрепить понятие «потребитель» и рассмотреть ситуации: 1. Андрей учится в школе и одновременно подрабатывает, протирая стекла машин. Часть заработанных денег он отдает родителям, а часть тратит на лакомства и игрушки. По воскресениям он посещает платную секцию по теннису.

а) В каких случаях Андрей является потребителем? (При посещении теннисной секции, при покупке лакомств и игрушек).

б) Является Андрей продавцом? (Да, когда предлагает услуги по протирке окон).

2. Кто из перечисленных героев сказок выступал в качестве потребителя

а) Муха - Цокотуха, когда «пошла муха на базар и купила самовар». (К.И. Чуковский «муха - Цокотуха»)? (Да).

б) Старик по отношению к золотой рыбке (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и Рыбке»)? (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги.)

в) Ш. Перо «Кот в сапогах»? (Зависит от того, приравниваем ли мы кота к человеку. Если да, то он - потребитель, и если сапоги окажутся некачественными, вполне сможет предъявить претензию сапожнику; если же мы, несмотря на сказочную условность, считаем, что кот — это животное, то он потребителем не является (так же как не является им любой домашний кот, для которого хозяин покупает консервы или против облошиный ошейник)

д) Р. Крузо на необитаемом острове (Д. Дефо «Робинзон Крузо») (Нет, он ничего не покупает)

Вступительная (вводная) беседа к изучению темы. Изучая тему «Права потребителей», мы говорили , что потребитель объективно слабее продавца, менее профессионален, менее информирован, поэтому государство навязывает продавцу некие «правила игры» в отношении с потребителем. Иными словами, государство силой закона закрепляет определенные права потребителя и устанавливает ответственность за нарушение этих прав. Вопрос к учащимся. Назовите права, которые закреплены в Законе « О правах потребителя» и других нормативных документах? Сегодня мы рассмотрим некоторые права потребителей. Познакомить учащихся с целями урока. План:

  1. Право на безопасность.

  2. Право на качество.

  3. Право на информацию.

  4. Право на возмещение причиненного ущерба.

  5. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

6. Основные правила грамотного потребительского поведения. 1.Право на безопасность, (гл.1 ст.7 Закон «О защите прав

потребителей»)

Это право означает, что товары, работы и услуги при обычных условиях сохранения и использования не причинят вреда жизни здоровью и имуществу потребителя, а также окружающей среде. Если для безопасного использования товара необходимо соблюдать специальные правила, то изготовитель обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Показать и рассказать о знаках безопасности. Государство стремится исключить попадание опасных товаров (услуг) к потребителям, а если это произошло, принять меры к отзыву от потребителей самых опасных товаров. Товары , подлежащие сертификации, не могут продаваться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец. Работа с сертификатом. Однако даже самая совершенная система сертификации не способна полностью исключить поступление в торговую сеть товаров, которые могут причинять вред жизни и здоровью потребителей. Эти товары (при выяснении недостатков) или снимаются с производства или изымаются из торговой сети или от потребителя за счет изготовителя. 2.Право на качество.

Право не закреплено в руководящих принципах ООН, но присутствует в Российском законодательстве. Право на качество тесно связано с правом на безопасность.

Основной показатель качества — это возможность использовать товар для тех целей, для которых он приобретался. Работа с документами гл. 1 ср.4 (Качество товара)

Гл.1 ст.5 (Повторить: договор, условия договора)

Дополнение: Право потребителя на качество товара не только предполагает передачу потребителю пригодного для использования товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в pa^ojocnoco6HOM состоянии.

а) срок службы (время, в течение которого изготовитель несет ответственность за возникшие по его вине недостатки.) Если он не определен, то закон определяет его в течение 10 лет со дня передачи его потребителю.

б) срок годности, то есть период времени, по истечению которого товар (работа) считается не пригодным для использования по назначению. Продажа товаров с истекшим сроком годности запрещена.

в) гарантийный срок - период времени, в течение которого изготовитель (продавец) отвечает за недостатки товара перед потребителями.

г) гарантийный талон - в нем указывается не только срок гарантии, но и права потребителей при покупке некачественного товара, адреса сервисных центров и другая информация.

Если купленный потребителем товар имеет недостаток, то у потребителя возникает право:

  • на безвозмездное устранение недостатка;

  • на замену товара;

  • на соразмерное уменьшение цены;

  • на расторжение договора купли-продажи; Закрепление: учебник ст.118 задание № 1.

3. Право на информацию.

Право предполагает, что потребителю должна быть предоставлена информация о товаре (работе, услуге), об изготовите (о продавце).

Информация должна быть представлена только на русском языке (иными словами , если вы покупаете магнитофон, и если вам вручают информацию на английском или японском языках, то знайте - фирма нарушает закон)

Задание: Подумайте и ответьте: «Как покупатель может узнать

необходимую информацию:

а) об изготовителе (продавце)

б) о товаре.

Работа в группах.

Почему необходимо уметь читать информацию?

Какую информацию можно узнать о товаре? О производителе?

1)Работа с документом «Вывеска фирмы».

2)Раздать товар (шоколад) время работы 5 минут.

Должно получиться:

1)кто произвел (сведения о производителе);

2)название товара;

3)состав;

4)срок годности;

5)условия хранения;

6)вес;

7)дата изготовления.

На товаре стоит штрих-код. Что указывает?

- Обратите внимание на стенд ( объяснение штрих-кодов)

- Можно ли из рекламы получить достаточную информацию о товаре? ( о производителе?)

Беседа.

Вывод: Все рекламы объединяет одно - стремление подтолкнуть

человека к покупке конкретного товара, к тому, чтобы воспользоваться услугами конкретной фирмы. В рекламе , кроме информации, содержится зашифрованный призыв купить рекламируемый продукт или стать клиентом рекламной фирмы. В ней сознательно подчеркиваются положительные моменты и замалчиваются недостатки.

Задание группам. Работа с рекламой (на стенде). Выяснить «+» и «-» рекламы.

Беседа (понятие «недобросовестная реклама»), бдительность потребителя.

Возможный вариант работы.

Работа с иллюстрациями и ответы на вопросы.

  • Кто, по вашему мнению, заплатил за это объявление?

  • Какая информация в нем содержится?

  • Какие рекламные приемы использованы?

4.Право на возмещение причиненного ущерба.

Причиненный вред потребителю должен быть возмещен.

Вред

Материальный Моральный

(денежные затраты) (переживания, страдания,

которые испытывает человек, если права его нарушены) определяется судом

Продавец (изготовитель) товара освобождается от ответственности за вред, причиненный потребителю, если :

а) возникновение вреда вследствие непреодолимой силы ;

б)в случае нарушения потребителем установленных правил пользования товаром.

5.Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

Работа с учебником ст. 116.

Продемонстрировать ученикам газеты «Известия», «Аргументы и факты», журнал «Спрос».

  • Сталкивались ли вы с нарушением своих потребительских прав?

  • Как действовали?

Права потребителей - это не просто декларация, вы должны требовать и добиваться соблюдения своих прав.

6.Основные правила грамотного потребительского поведения. Самозащита - это грамотное действие потребителя в любой ситуации.

Задание: Разработайте правила грамотного потребительского

поведения.

Работа по группам. Подведение итогов.

Должно получиться:

  • дорогостоящие вещи покупайте в магазине;

  • следите за информацией, которую вам дает продавец;

- при покупке следите за правильностью заключения договора; опытный продавец владеет целым арсеналом психологических приемов для того, чтобы убедить, «обработать» потребителя сделать покупку. Как себя вести? Назвать продавца по имени, улыбаться, делать комплименты, терпеливо слушать.

Если конфликт, в связи с покупкой товара, не удалось решить, то можно подать заявление в суд.

Организации, защищающие права потребителей:

  • Госторгинспекция;

  • Санэпиднадзор;


  • Территориальное управление Государственного комитета по антимонопольной политике;

  • Орган по защите прав потребителей при местной администрации.

При наличии времени познакомить учащихся с образцами заявлений об обнаружении недостатка в товаре. Закрепление: Учебник ст. 118 задание № 2. Составление кластера (права потребителей)

Домашнее задание: Учебник ст. 115— 118. Вопросы ст. 118.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!