СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по географии по теме "География вкуса"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по географии и общественному питанию по теме "География вкуса", для студентов 1 курса, обучающихся по профессии "Повар, кондитер", специальности "Поварское и кондитерское дело".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии по теме "География вкуса"»

Тема урока «География вкуса»

Цель урока: Найти связь между географическим положением страны, климатом и особенностями традиционной кухни.

Задачи:

1.Влияние природно-климатических факторов на формирование питания.

2.Знакомство с историей кулинарных блюд народов мира;

3. Воспитание культуры питания;

4.Выявление взаимодействия человека и природной среды;

Планируемые результаты урока:

Предметные - выявление особенностей питания и связь с климатом

Личностные - развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, ответственное отношение к выбору питания соответствующего нормам здорового образа жизни.

Метапредметные - планирование процесса познавательной деятельности, умение вести дискуссию, аргументированная защита в устной форме результатов своей деятельности, освоение исследовательской деятельности.

Оборудование: мультимедийное устройство, электронная презентация, географическая карта, флаги стран, таблички на столах с названиями группы, муляж рыб и морепродуктов, национальная одежда, музыкальное сопровождение - национальная музыка. Для практической работы – карточки –задания по географии, инструкции по приготовлению блюд, продукты, кухонный инвентарь для приготовления блюд и сервировки стола.

Тип урока: интегрированный

Форма урока: групповая.

Количество часов: 45 минут.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Мотивационно - целевой этап.

3.Разминка по использованию географических знаний

4.«Открытия» учащимися нового знания. Познавательно-дидактическая игра. (Презентация. Работа с картой - схемой, выполнение заданий по карточкам).

5.Ролевая костюмированная игра. Студенты, в национальных костюмах выступают с сообщениями об особенностях питания в странах: Греции, Вьетнама, России.

6.Работа в малых группах.

7.Практическая работа «Приготовление традиционных национальных блюд»

8.Дегустация блюд, приготовленных учениками. Рефлексия.

9.Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем интегрированном уроке объединились 2 предмета: география и технология общественного питания.

1 слайд

Посмотрите на слайд, какое облако нравится вам больше? Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, к концу урока хорошего настроения будет еще больше.

2 слайд 2. Мотивационно -целевой этап.

Посмотрите на слайды. Как бы вы назвали наше мероприятие?

3 слайд, 4 слайд

Наша цель: Найти связь между географическим положением страны, климатом и особенностями кухни.

3. Разминка по использованию географических знаний.

Первое задание «Зашифрованное название» Вы должны отгадать название страны. Карточки на столах.

Второе задание «Восстановить карту страны», сложить пазл «Карта страны».

5 слайд. Страны показать на карте.

Третье задание. «Географический лабиринт». Надо правильно определить географическое положение страны. Если вы правильно ответите, то в итоге составите слово, (приложение 2)

4. «Открытия» учащимися нового знания. Познавательно-дидактическая игра. (Презентация, работа с картой - схемой, выполнение заданий по карточкам). Учащиеся работают по карточкам: определяют тип климата страны, делают выводы о климате и растениях, которые произрастают в данной стране (приложение 3)

5.Ролевая костюмированная игра. Ученики - (гости), в национальных костюмах выступают с сообщениями об особенностях питания в странах: Греции, Вьетнама, России.

Преподаватель: Расскажут об особенностях питания в Греции, Вьетнаме, России наши гости из этих стран. (Выходят по очереди, дети - выступающие под музыку этих стран) 6,7 слайд.

Русская кухня. Национальная кухня России формировалась на протяжении многих веков. Россия- многонациональная страна. Здесь проживает 162 народа, и у каждого своя кухня, с национальными традициями. Поэтому трудно провести четкую границу русской кухни. Но существует целый определенный набор блюд, которые можно назвать исконно русскими. Традиционный русский обед состоит из трех блюд: первое -щи, солянка, уха всевозможные похлебки и борщи, второе-каша, тушеная капуста, рыба, третье-компот, кисель, квас, морс, сбитень –напиток из меда с травами. Пожалуй, самым древним блюдом, национальной кухни России, являются блины. Еще со времен «язычества», блины считались ритуальным блюдом.

А старинный праздник – «Масленица», просто не мыслим без блинов. Подают их со сметаной. Изюминкой русской кухни считается черная и красная икра, шашлык из осетрины, пельмени, окрошка, холодец, винегрет. И уж точно ни в одной кухни мира вы не найдете квашеной капусты, соленых грибочков и малосольных огурчиков. Не менее знаменит и русский черный хлеб. Проявился он в 9 веке (белый стали выпекать в начале 20 века). Есть и другие мучные изделия, которые по праву пользуются заслуженным успехом: московские калачи, тульские пряники самое любимое блюдо-пирог. Пироги бывают с рыбой, мясом, луком, яйцами, грибами, творогом, капустой, репой. Десертные пироги с яблоками, малиной, черникой, брусникой, вишней.8,9,10 слайд.

Греческая кухня. Типичная Средиземноморская.

Наиболее характерным и древним элементом питания греков, отличительная особенность греческой кухни, — обилие оливкового масла, изготавливаемое из плодов оливковых деревьев, которое присутствует практически во всех блюдах. Оно не только добавляется практически во все блюда и используется как ароматная приправа, но и используется во время термической обработки пищи. Ещё одним незаменимым компонентом является лимон. Основными зерновыми в Греции являются пшеница и ячмень, использующийся в последнее время все более широко.

Наиболее популярные овощи: томаты, баклажаны, картофель, зелёная фасоль, бамия, перец и лук.

Мёд в Греции в основном цветочный — из нектара фруктов и цитрусовых деревьев (лимон, апельсин). Используется также тимьяновый и сосновый мёд.

В греческой кухне травы и специи используются гораздо чаще, чем в других средиземноморских кухнях. Как правило, это сельдерей, орегано, мята, чеснок, лук, укроп, соль и лавровые листья. Другие популярные специи — это базилик, чабрец и семена укропа. Во многих греческих рецептах, особенно в северных районах страны, используются «сладкие» специи (например, корица или гвоздика) в сочетании с мясом. Греческие блюда характеризуются частым использованием мяты и мускатного ореха.

Другие наиболее популярные ингредиенты для блюд — это оливки, выращенные в Мессинии, сыр фета, виноградные листья, цуккини и йогурт (последнее время в мире стал весьма популярен так называемый греческий йогурт).

Особая гордость греков — сыр. В Греции его производится не менее 50 сортов (в каждом регионе свой особенный рецепт). Греческая кухня использует большое количество сыров: фета, гравьера, мецовон, кефалотири, касери, манури и так далее. Греки потребляют сыра больше всех в мире — более 25 кг в год на человека. Самый популярный сорт носит название «Фета»: именно он используется в приготовлении знаменитого «греческого салата» (в Греции этот салат называется «хориатики» (деревенский).

Не менее популярно в Греции мясо. Предпочтение отдаётся свинине, баранине и козлятине. Из-за особенностей рельефа Греции, который не благоприятствует разведению крупного рогатого скота, наиболее употребляемыми продуктами стали баранина и козлятина. Мусака — одно из самых известных блюд, приготовленное с добавлением как мяса, так и традиционных для Греции овощей. Пастицио — другое любимое греками блюдо. В древние времена была популярна креокакавос свинина под кисло-сладким соусом из мёда, тимьяна и уксуса, подаваемая с гарниром из бараньего гороха с чесноком.

Популярна рыба, моллюски и другие морепродукты — рыбные блюда распространены, особенно в прибрежных районах и на островах.

В десертах преобладает мёд и орехи.

Типичная греческая еда является простой, красочной и ароматной. На многих блюдах сказывается влияние греческой истории. Но весь калейдоскоп греческих блюд чаще всего остаётся неоткрытым туристами.


Вьетнамская кухня.

Характеризуется использованием рыбного соуса, соевого соуса, риса, свежей зелени, фруктов и овощей. Вьетнамские рецепты включают широкий набор зелени, в том числе лимонное сорго, мяту, вьетнамскую мяту, листья кориандра и базилика. Во всех регионах Вьетнама блюда традиционно сервируют со свежими овощами и соусами для макания. Наиболее распространенными видами мяса являются свинина, курятина, креветки и другие морепродукты. Говядина используется реже, в основном для супов фо и знаменитого Bò 7 món (семь смен блюд из говядины). Утятина и козлятина встречается ещё реже. Экзотическое мясо змей, черепах, оленей употребляется в основном в качестве закусок к алкогольным напиткам и не рассматриваются как каждодневная пища.

Вьетнамская кухня разделяется на три категории, каждая из которых представляет отдельный регион. Север страны, будучи колыбелью вьетнамской цивилизации, представлен наиболее известными блюдами, такими как фо и банькуон (bánh cuốn), появившимися в этом регионе. Кухня северного Вьетнама более традиционная и строга в выборе специй и ингредиентов.

Кухня южного Вьетнама исторически развивалась под влиянием традиций иммигрантов из южного Китая и французских колонистов. Южане предпочитают сладкий вкус во многих блюдах. Южные районы характеризуются более разнообразной растительностью, поэтому в кухне этого региона используется более широкий набор трав.

Кухня центрального Вьетнама отличается от кухонь севера и юга использованием многочисленных небольших закусок, подаваемых к основному блюду. Блюда более острые, чем у соседей.

Основой вьетнамской кухни является рис. Родиной риса является север Таиланда и Вьетнама. Именно эти страны занимают первое и второе место в мире по объёму экспорта риса. В 2006 году Вьетнам и его сосед, Таиланд, подписали двухстороннее соглашение об отказе от производства генетически модифицированного риса.

Очертания территории Вьетнама часто сравнивают с изогнутым коромыслом с двумя корзинами риса: одно на севере в дельте реки Красной, второе на юге в дельте реки Меконг. Это рисовые житницы не только вьетнамского, но и мирового значения. Рис во Вьетнаме и главная пища на столе, и основа для приготовления множества традиционных блюд, и одна из главных статей экспорта. Каждый житель этих стран в среднем съедает не менее двухсот килограммов риса в чистом виде в год.

Рис появился примерно шесть тысячелетий назад. Предки вьетнамцев видели влаголюбивость дикого риса и начали высаживать его на заливных полях. Около четырёх тысяч лет назад рис стал разделяться на несколько сортов.


6. Показ видео «Социологического опроса студентов 1 курса»16,17,18,19,20 слайд.

Преподаватель: ваш одногруппник подготовил проект «География вкуса».

Студент: На уроках технология общественного питания мы используем разные продукты разных производителей. Я задался вопросом «А задумываемся ли мы о странах-производителях, когда совершаем покупки. И где в основном мы покупаем продукты?»

Я хочу познакомить вас с моей работой. Видео. (Социологический опрос) Делает вывод: Своей работой я удовлетворен. Все опрошенные педагоги и ученики нашего колледжа обдумывают свои покупки, покупая российские товары, тем самым поддерживая отечественного производителя.

7. Работа в малых группах. Практическая работа «Приготовление традиционных национальных блюд»

8.Преподаватель:

Сейчас ваши группы приступят к практической работе «Приготовление традиционных национальных блюд». Вы будете готовить традиционные национальные блюда Греции, Вьетнама и России. Давайте вспомним ТБ и санитарные нормы, но и конечно же, куда без культуры поведения во время приготовления и приема пищи.

Вспоминаем ТБ.

1.При выполнении кулинарных работ должна использоваться спецодежда: косынка и фартук. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2. Соблюдать правила личной гигиены (перед началом работы (тщательно вымыть руки), содержать в чистоте рабочее место.

3. Перед включение электроплиты и других приборов встать на диэлектрический коврик.

4. Использовать разделочные доски.

5. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки

6.При пользовании режущими инструментами соблюдать максимальную осторожность

7. Передавать ножи друг другу только ручками вперед.

8. Соблюдать осторожность при чистке овощей.

9. Пищевые отходы убирать в мешки для временного хранения

10. Тщательно вымыть рабочие столы, снять спецодежду и тщательно вымыть руки.

У вас на столах лежат наборы продуктов, из которых вы приготовите блюдо. Приступайте к работе, используя инструкции по приготовлению блюда. (приложение 4,5,6)

Выполнение учащимися практической работы.

1 группа «Россия» -приготовление блинов с начинкой из творога, варенья. Сервировка стола.

2 группа «Греция» -приготовление Мусака. Сервировка стола.

3 группа «Вьетнам» -приготовление Ча Гио (роллы из рисовой бумаги с мясной начинкой). Сервировка стола.

8. Дегустация блюд, приготовленных учениками.

Рефлексия

Преподаватель: Ребята, вы молодцы, вы успешно справились с практической работой. Давайте мы посмотрим, какие продукты вы использовали. Совпадают они с традиционной национальной кухней?

Преподаватель подходит к командам.

(подошла к Греции) Греция! Питание греков очень сбалансированное, даже есть такая диета, Средиземноморская! Какие продукты вы использовали?

(подошла к Вьетнаму) Вьетнамская кухня, как и все восточные, отличается широким применением морепродуктов и риса. Блюда богаты микроэлементами. Какие продукты были использованы?

(подошла к России) Старинный праздник «Масленица» немыслим без блинов. Символ круга олицетворяет семейный очаг.

Как вы считаете, мы достигли цели урока? Если вы согласны, поднимите флаг страны. Спасибо за урок! Нам с вами было приятно работать, мы продолжим путешествие по странам мира и изучать кулинарные пристрастия этих народов. Итогом урока будет дегустация.

9. Домашнее задание. Ну а теперь домашнее задание. Рассчитайте стоимость блюд, которые вы приготовили на уроке.



















Приложение 1

Первое задание «Зашифрованное название»


ИRQNZТSFАJLЛGИDWYЯQ


РRQNZОSFСJLСGИDWYЯQ


ЯRQNZПSFОJLНGИDWYЯQ





Приложение 2

«Географический лабиринт»

Географический лабиринт «Россия»

Инструкция по выполнению.

Если ты согласен с утверждением в клетке –иди по стрелке, из пройденных клеток выпиши выделенные буквы

Пересекает Северный полярный круг О

Россия является самым большим по площади государством Я

Границей между частями света служат горы Кавказ В

Омывается Атлантическим океаном, Тихим океаном, Северным Ледовитым океаном. С

Россию омывают 13 морей И





Географический лабиринт «Греция»

Инструкция по выполнению: Если ты согласен с утверждением в клетке – иди по стрелке, из пройденных клеток выпиши выделенные буквы.

Находится на материке Евразия Г

Государство расположено на Пиренейском полуострове Р

Государство Греция не граничит с Турцией Т

Государство Греция граничит с Северной Македонией, Албанией Е

Государство расположено на Балканском полуострове Ц

Омывается Эгейским морем. И

На территории страны есть город Лариса. Я



Географический лабиринт «Вьетнам»

Инструкция по выполнению. Если ты согласен с утверждением в клетке – иди по стрелке, из пройденных клеток выпиши выделенные буквы.

Столица Вьетнама – г. Хошимин В

Территория омывается Южно-Китайским морем Е

Граничит с Китаем, Лаосом и Камбоджей Т

Территория Вьетнама делится на 61 провинцию Н

На территории Вьетнама есть город с названием Хайфон М

Приложение 3

Задание «Найти соответствие»: определить тип климата страны, природную зону и сельскохозяйственную культуру.

Климатический пояс

Субтропический

Умеренный

Тропический

Преобладающие ветра

Муссоны

Западные

Пассаты

Северо-Восточные

Температура января

От + 8 °С до -5°С

от +21°С до –18°С-16°С

от 25 °С до 30 °С

Температура июля

От + 10 °С до 15°С+24°С

от +16°С до +32°С

от 24°С до +32°С

Тип климата

Умеренно-континентальный

Муссонный Средиземноморский

Арктический

Умеренный




Сельскохозяйственные культуры

Природная зона


Виноград, цитрусовые, фрукты, овощи, инжир, гранат, лавр

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники (средиземноморская)

Арбузы, дыни

Полупустыни

Картофель, лён , рожь, ячмень, пшеница, гречиха, овес, пшено

Смешанные леса

Подсолнечник, сахарная свёкла, пшеница

Степи

Магнолии, рис, соя, бамбук, вишня, слива, камфарный лавр,чай

Переменно- влажные в том числе муссонные леса







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!