СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающий мир "Все профессии важны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающий мир "Все профессии важны"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»








Тема «Все профессии важны»


Методическая разработка урока окружающий мир





Автор

Арефьева Анастасия Юрьевна

учитель начальных классов





















г. Черногорск, 2020

Методическая разработка урока окружающий мир по теме «Все профессии важны» 2 класс, УМК Школа России. Изучение нового материала представлено в виде урока-игры. Данный материал может быть использован учителями начальных классов, для проведения уроков окружающего мира во 2 классе.



























































Учебный предмет: окружающий мир

УМК: «Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 2 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2018 г.)

Тема: Все профессии важны.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок – игра.

Цель урока: расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о многообразии профессий.

Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Основные термины и понятия: профессия.

Планируемые результаты:

Предметные: знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики.

Личностные УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Познавательные УУД:

- строить сообщения в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Учебно-методическое обеспечение:

- для учителя: иллюстрации с изображе­нием людей разных профессий;

- для детей: учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир»; словарь Ожегова, карточки «Узнай про­фессию» разного цвета, бумажные звездочки; пред­меты, относящиеся к разным профессиям; плакат с кроссвордом; карточки с пословицами; рисунки с профессией, которую дети мечтают выбрать в будущем.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.


Ход урока

I. Орг. момент

- Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!


II. Самоактуализация к деятельности.

Начнём наш урок с разминки. Разгадав, кроссворд узнаете тему урока.

1. пекарь

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.

2. маляр

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

3. доктор

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять.

4. фотограф

Наведёт стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнят вас.

5. учитель

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

6. артист

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …

7. столяр.

Я пускал рубанок в дело-

Стружка весело летела.

Я теперь доску пилю

И свою пилу хвалю.

8. водитель

Встаем мы очень рано,

ведь наша забота –
Всех отвозить

по утрам на работу.

9. портниха

Шью я куртки и штаны,

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,

Потому что я…


- Прочтите ключевое слово.

- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (о профессиях)

- А какая профессия самая важная? (все профессии важны)

- Итак, какая же тема нашего урока? (Все профессии важны)

«На доске появляется запись: «Все профессии нужны, все профессии важны».

-Какие цели поставим перед собой? (узнаем о разнообразии профессий и их роли в жизни людей).

-Итак, сегодня на уроке мы должны поработать и решить: действительно ли все профессии важны и нужны.

-А вы согласны с этим высказыванием?


III. Работа по теме урока.

- Что такое профессия? (Это основное занятие человека, его трудовая деятельность).

Давайте посмотрим в словаре.

Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность, которой он посвящает иногда всю свою жизнь. Поэтому очень важно сделать правильный выбор, чтобы профессия доставляла вам и окружающим пользу и радость.

- А не рано ли вам думать об этом? Конечно, нет. В любой профессии нужны знания и навыки. Их вы получаете в школе. Поэтому сейчас ваша главная задача – хорошо учиться, чтобы потом стать хорошим специалистами, приносить людям пользу и обеспечивать свою семью.


IV. Решение проблемы в процессе игровой деятельности.

Сейчас мы поработаем в парах.


Задание 1. Дидактическая игра «Узнай профессию»

1.Название профессии. На доске.

Учитель. Вот правила игры. У каждого на столе лежит карточка-схема определённого цвета. По опорным словам, отгадайте профессию, впишите её в центр и смело поднимайте карточку. Кто быстрее выполнит задание, тот будет счи­таться победителем.

Карточки с опорными словами:

Карточка 1.

Небо, штурвал, самолет, аэропорт.


Карточка 2.

Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.


Карточка 3.

Ферма, коровы, ведро, молоко.


Карточка 4.

Книги, полки, выставка книг.


Карточка 5.

Деревья, цветы, ягоды, грибы, орехи.


Карточка 6.

Шлем, костюм, шланг.


Карточка 7.

Кисти, краски, мольберт.


Карточка 8.

Мел, указка, журнал, тетради.


Учитель. Дети, а сейчас расскажите о ре­зультатах работы, приведи те факты в под­тверждение своего мнения. Сначала нужно назвать опорные слова, а затем профессию. Если вы согласны с ответом, хлопните в ла­доши. Будьте внимательны.

Учитель учит детей гра­моте, пишет на доске, в журнале. Его про­фессия очень важна. Не станет учителей, ­люди будут неграмотными.


Летчик перевозит людей и грузы, помогает людям путешествовать, посещать разные страны, не тратя много времени на переезды. Разве можно предста­вить нашу жизнь без самолетов и летчиков? Взлет и посадка – самые ответственные моменты полета. Ведь вблизи аэродрома в воздухе может находиться несколько бортов самолетов.


Парикмахер

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый


Доярка

Утром солнце светит ярко,

Молочко несёт доярка.

Тёплое, коровье,

Детям на здоровье.


Библиотекарь. Проводит индивидуальную беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов.


Лесник

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.


Пожарный

Потушу пожар любой,

Быстро справлюсь я с бедой.

За опасный этот труд

Нас пожарными зовут


Художник

Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт

Сделаем вывод: все профессии нужны, все профессии важны.

- Говоря о профессии, можно сказать какой труд – физический или умственный – является основным в этой профессии. Например, в профессии учитель основным является умственный труд, а в профессии парикмахер основной труд – физический.

- Так что же можно еще рассказать о профессии? Какой труд используется в профессии? (на доске)


Задание 2.

На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Распределите карточки в две группы.

токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач


- По какому признаку распределяли? (По виду труда) На доске.

К физическому труду мы отнесли профессии токаря, строителя, фермера, водителя, портного, сапожника, спасателя.

К умственному труду мы отнесли профессии писателя, бухгалтера, учителя, экскурсовода, актера, библиотекаря, врача.

- Где трудится врач? Учитель? Тракторист? Библиотекарь?

– Что еще можно включить в план описания профессии?

Рабочее место. (На доске).


- А сейчас Задание №3. У вас на столе перфокарты. Соедините стрелочкой название профессии и место работы человека (работа в группах).


Котельная
Детский сад
Столовая
Автобус
Магазин

Шофер
Кочегар
Воспитатель
Продавец
Повар










- Сверим ваши ответы.


V. Физкультминутка.

А сейчас у вас есть возможность побывать в разных профессиях

Мы в профессии играли-

В миг мы летчиками стали!

В самолете полетали

И шоферами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет второй класс!

А теперь на стройке мы,

Кладем ровно кирпичи.

Раз-кирпич и два, и три-

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора


IV. Работа по теме урока (продолжение).

Дети рассаживаются по своим партам.


Продолжим. Что же делает тракторист? Учитель? Маляр?

Учитель вывешивает карточку на доску.


4. В чем заключается деятельность человека

Работа по учебнику. С. 125

Учитель читает вопросы.

- Кто пишет книги? Кто воспитывает детей в детском саду? Кто лечит людей? Кто играет роли в театре и кино? Кто изучает природу?


Игра «Узнай профессию по действию»

От каждой группы приглашается желающий показать пантомиму. (Актёр, фотограф, пекарь, художник).


- Сделайте вывод.


А сейчас мы поиграем в игру «Чей предмет».

- Вы называете предметы, говорите к какой профессии относится и доказываете, что каждая из профессий важна.


Ножницы, ткань – швея

Поварешка, тарелка – повар

Молоток, гвозди – плотник

Газета, журнал – почтальон

Мел, указка – учитель.

Шприц, таблетки – врач


Дети приводят доказательства.


Швея. Профессия швеи – самая важная, так как эти люди стараются, чтобы все ходили в красивой одежде.

Повар, самая важная, так как эти люди готовят нам еду, пекут пироги.

Плотник необходим везде. Он может работать на стройках городов, в строительных организациях сельского строительства, в строительно-ремонтных организациях, в ремонтных цехах заводов, на деревообрабатывающих комбинатах

Почтальон. Профессия почтальона – самая важная, так как эти люди приносят нам газеты и журналы, бабушкам и дедушкам приносят пенсии.

Учитель дает детям знания. Учит грамоте, воспитывает трудолюбие, аккуратность.

Врач. Лечит людей от всех болезней.


- А теперь вернемся к проблемному вопросу. Кто же из ребят прав? Какая профессия самая важная?

Ребята первой группы считают, что врач – самая важная профессия. Но врач хочет есть. Мясо, молоко, овощи ему предоставит фермер.

Кто поможет доктору доехать до больницы?

Кто насчитает врачу зарплату?

Доктор любит читать книги. Кто их напишет?


-Все профессии нужны, все профессии важны! (на доске)


Ребята, встречали ли вы представителей этих профессий в нашем городе?

– Что нужно для того, чтобы стать мастером своей профессии. (Знания.)

Знания каких наук нужны во всех профессиях? Уточните.

– Врач должен знать строение организма человека, химический состав лекарств, математику, чтобы рассчитать дозировку лекарств.

– Повар должен знать математику, чтобы рассчитать норму расхода продуктов.

- Электрик – физику, математику.

Учитель вывешивает карточку на доску.


5. Знания, используемые в профессии


– Можно быть прекрасным, знающим врачом, водителем, грузчиком. Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость. Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете, должен обладать человек.

На доске:

добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный

– Что вы не выбрали, почему

- Не выбрали слова эгоистичный, злой – они обозначают отрицательные качества человека.


- Ребята, а как вы думаете все ли виды профессий нам с вами известны?

Работа в рабочей тетради и с презентацией.


V.  Закрепление полученных знаний

Презентация - тест.

Зубы лечит: хирург, терапевт, стоматолог.

Детей учит: воспитатель, библиотекарь, учитель.

Книги пишет: писатель, читатель, поэт.

Дом строит: врач, плотник, токарь.

Хлеб печет: актер, лесник, пекарь.

Снег метет: хозяин, дворник, летчик.

Платье шьет: портной, швея, шофер.

Корову доит: пастух, телятник, доярка.

Игрушки продает: директор, продавец, парикмахер.


Игра « Кому принадлежит фраза?»

- А сейчас я хочу проверить, как внимательно умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?» Вы будете отвечать, человек, какой профессии мог сказать данную фразу:

1. Как вас постричь? А челку короче? (Парикмахер)

2. Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель)

3. Несите кирпичи, цемент. (Строитель)

4. Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник)

1. Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-а…» (Врач)

2. Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной)

3. Сколько килограммов картошки взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец)

4. Я сейчас заеду на заправку. А потом продолжу свой путь. (Шофёр)


Доскажи пословицу о труде.

Делу время, а потехе час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дело мастера боится.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Умелые руки не знают скуки.

Кто любит труд, того люди чтут.

Кто не работает, тот не ест.

Какие труды, такие и плоды.

Труд человека кормит, а лень портит.


Вы любите мечтать? Давайте помечтаем о ваших будущих профессиях. Подумайте, кем бы хотели стать вы?

- У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем мне заниматься?

- Об этом задумался герой произведения В.В. Маяковского.

- А вы мечтаете о том, кем вы будете, когда вырастете?


VI. Итог урока.

- Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться в полях и на заводах. В чём заключается ваш основной труд?

-Верно, учёба - ваш главный труд.

Школа-начало пути к любой профессии.


Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна. Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У нас в классе есть звезды. Они лежат у вас на партах. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках: с одной стороны – будущую профессию, с другой – фамилию. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание и какие у вас будут стремления в жизни.

Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе.

Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но, если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесёт радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

- На земле очень много профессий. 
О профессии каждый мечтал. 
Есть профессии – нежная песня. 
Есть профессии – литый металл. 
Но всегда – и как было когда-то, 
И сейчас в двадцать первый наш век – 
Я хочу пожелать вам, ребята, 
Чтобы вырос из вас Человек.


VII. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о профессиях своих родителей.


VIII. 7. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вас заинтересовало? Что удивило?

- Что такое профессия?

Рефлексия «Ладошка». У детей на столах шаблоны ладошек зеленого, желтого и красного цвета. Ладошки нужно приклеить к центру солнышка на доске.

-Если вам было скучно на уроке, возьмите зеленую ладошку. Если было интересно, но нового вы не узнали, возьмите желтую ладошку. Если вам понравился урок, и вы узнали много нового, возьмите красную ладошку.

-До свидания! Спасибо за урок!

Список литературы


1. Артёмова О. Я б в профессию пошел, пусть меня научат! / О. Артёмова // Здоровье детей: Прил. к газете. «Первое сентября» - 2007. - № 6. - С. 29-31.

2. Астахова Т. Н. «И каждой профессии - слава и честь!» / Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 6. - С. 85-89

3. Вострикова Е. Дорога в страну профессий: игра-путешествие / Е. Вострикова // Школьный психолог. - 2009. - № 2. - С. 4-10.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 c.

5. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2018. - 154 c.


































Приложение 1

Задание 1. Дидактическая игра «Узнай профессию»

Учитель. Вот правила игры. У каждого на столе лежит карточка-схема определённого цвета. По опорным словам, отгадайте профессию, впишите её в центр и смело поднимайте карточку. Кто быстрее выполнит задание, тот будет счи­таться победителем.










Приложение 2

Задание 2.

На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Распределите карточки в две группы.

токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач


Профессии 1 группы обведите красным цветом, второй группы синим.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!