СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Стихи и музыка".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. На примере произведения Г. Свиридова показать, что музыка делает стихи более зримыми и эмоционально насыщенными, а литературный текст, в свою очередь, определяет жанр, форму, развитие музыки.
  2. Добиться осмысленности и интонационной выразительности в работе над динамикой и звуковедением в песне
  3. Создать атмосферу коллективного творческого сотрудничества.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Стихи и музыка".»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе

Тема урока: «Стихи и музыка»


Цель урока: В процессе решения проблемы «Нужна ли стихам музыка» привести детей к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.

Задачи:

  1. На примере произведения Г. Свиридова показать, что музыка делает стихи более зримыми и эмоционально насыщенными, а литературный текст, в свою очередь, определяет жанр, форму, развитие музыки.

  2. Добиться осмысленности и интонационной выразительности в работе над динамикой и звуковедением в песне

  3. Создать атмосферу коллективного творческого сотрудничества.

Цель урока: - Показать взаимосвязь музыки и литературы.

Задачи:

- личностные УУД - формировать самоопределение гражданской идентичности личности россиянина.

-метапредметные – коммуникативные УУД:

1. Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе инфомации. 2.Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД:

1.Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-предметные – познавательные УУД:

1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.

2.Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.

3.Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (звук, интонация, жизнь, общность жанров) и специфики языка каждого из них.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Музыкальный центр, диск с записью музыкальных произведений, текст стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает», проектор, экран, компьютер, презентация к уроку.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Вокально-хоровые упражнения .вокализ песня жаворонок


  1. Звучит музыка: слайд

- Вы узнали музыку?

Вспомните, что связывает стихи и музыку мы уже обнаружили?

- рифма – повторность окончания;

- фразировка;

- ритмичность;

- интонационная природа.


Задание 1. Каким одним словом можно объединить все эти слова

1 Мелодия.

2. Песня.

3.Вокализ.

4. Танец.

5. Марш.

ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА

1. Стихотворение.

2. Сказка.

3. Повесть.

4. Рассказ.


  1. Над какой темой мы продолжим работать продолжаем разбирать различные стороны связи музыки и слова и решаем такую проблему: «Нужна ли стихам музыка?»

- Какие предположения можете высказать по этому поводу?

слайд

Актуализация знаний. Я с вами согласна, а вы согласны с утверждениями?

Задания на карточках

  • Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, опера, романс являются вокальными жанрами:
    а) да;
    б) нет?

  • Согласны ли вы, что поэма, басня, роман являются литературными жанрами:
    а) согласен (а);
    б) не согласен (а)?

  • Вокализ – это исполнение мелодии без слов:
    а) да;
    б) нет.

Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.

Стихи многих поэтов послужили поэтической основой музыкального произведения. В первую очередь нам, конечно, вспоминается имя А.С.Пушкина и его настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки. Но мне бы хотелось вспомнить другое не менее известное имя.

Работа по учебнику с.29 (Дети называют имя С.Есенина и вспоминают стихотворение «Поёт зима - аукает»)рассмотрите иллюстрацию в учебнке к стихотворению. С.17

Ученик читает стихотворение С.Есенина «Поет зима аукает».

«Пёстрая лента»

1задание: Внимательно прочитайте стихотворение. Попытайтесь представить себе зрительные образы, как кинорежиссеры. Делайте записи на одной стороне листа. Подсказка: разделите текст на части, как режиссеры делят сценарий на отдельные кадры.


2задание: Выполняем на другой половине листа. Теперь представим себя в роли композиторов и составим план музыкального развития: какой могла бы быть музыка? Определите построение каждой части, характер музыки, средства музыкальной выразительности.


3задание: в парах Есть ли здесь такие места, где можно вставить оркестровый эпизод, чтобы усилить значимость данного фрагмента?

(Обсуждается и выполняется устно)



  1. Слушаем музыку Г.Свиридова. «Поет зима, аукает».

Теперь сравните свои записи с тем, что вы услышали.

(Высказывания учащихся) Сейчас мы услышим воплощение этих стихов композитором Георгием Свиридовым..

Г.Свиридов, кантата «Памяти С.Есенина».

- Не случайно обращаясь к этому стихотворению, русский композитор Г.Свиридов, видел, в нем возможность хорошего претворения.

Слушая музыку поэмы мы убеждаемся, как необходимо для достоверной передачи образа хоровое многоголосие, в котором отчётливо выражены и шум ветра и сила вьюги, и весь суровый, лишённый маленького тепла зимний мир, а партия оркестра так ярко и зримо передает непрерывное звучание и движение зимний метели.


- насколько оправдались ваши ожидания?

- восприятие стихов после прослушивания изменилось или осталось прежним?

- музыка помогает «увидеть» стихи?

- зачем стихам музыка?


  1. Возвращаемся к проблеме урока.

Поиск путей примирения.

Язык слов и язык музыки…

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но с другой стороны они очень похожи:

  • нота(звук) – интонация – фраза – предложение;

  • буква(звук) – слово – фраза – предложение,

- Нужна ли стихам музыка?

Обращаемся к записям на доске. Смотрим, что предположили в начале урока, убираем лишнее. Дописываем, чего не хватает. Делаем выводы.

Слайд Вставьте необходимое слово в предложение:

  • Романс – это … и музыка. (литература)

  • Балет – это …, танец и музыка. (литература)

  • Опера – это …, …, музыка, танец, театр.(литература, изобразительное искусство или прикладное)

Слушание и исполнение песни

Рефлексия


Синквейн

1 строка – одно ключевое слово;

2 строка – два прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – короткое предложение;

5 строка –одно существительное


Обобщение темы урока.

Сегодня на уроке мы убедились, что литература и музыка - два вида искусства, которые тесно связаны между собой? «Нужна ли стихам музыка?»


Д.з. выучить стихотворение







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!