Методическая разработка урока музыки в 5 классе
Тема урока: «Стихи и музыка»
Цель урока: В процессе решения проблемы «Нужна ли стихам музыка» привести детей к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.
Задачи:
На примере произведения Г. Свиридова показать, что музыка делает стихи более зримыми и эмоционально насыщенными, а литературный текст, в свою очередь, определяет жанр, форму, развитие музыки.
Добиться осмысленности и интонационной выразительности в работе над динамикой и звуковедением в песне
Создать атмосферу коллективного творческого сотрудничества.
Цель урока: - Показать взаимосвязь музыки и литературы.
Задачи:
- личностные УУД - формировать самоопределение гражданской идентичности личности россиянина.
-метапредметные – коммуникативные УУД:
1. Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе инфомации. 2.Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
1.Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
-предметные – познавательные УУД:
1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.
2.Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.
3.Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (звук, интонация, жизнь, общность жанров) и специфики языка каждого из них.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Музыкальный центр, диск с записью музыкальных произведений, текст стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает», проектор, экран, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вокально-хоровые упражнения .вокализ песня жаворонок
Звучит музыка: слайд
- Вы узнали музыку?
Вспомните, что связывает стихи и музыку мы уже обнаружили?
- рифма – повторность окончания;
- фразировка;
- ритмичность;
- интонационная природа.
Задание 1. Каким одним словом можно объединить все эти слова
1 Мелодия.
2. Песня.
3.Вокализ.
4. Танец.
5. Марш.
ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА
1. Стихотворение.
2. Сказка.
3. Повесть.
4. Рассказ.
Над какой темой мы продолжим работать продолжаем разбирать различные стороны связи музыки и слова и решаем такую проблему: «Нужна ли стихам музыка?»
- Какие предположения можете высказать по этому поводу?
слайд
Актуализация знаний. Я с вами согласна, а вы согласны с утверждениями?
Задания на карточках
Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, опера, романс являются вокальными жанрами:
а) да;
б) нет?
Согласны ли вы, что поэма, басня, роман являются литературными жанрами:
а) согласен (а);
б) не согласен (а)?
Вокализ – это исполнение мелодии без слов:
а) да;
б) нет.
Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.
Стихи многих поэтов послужили поэтической основой музыкального произведения. В первую очередь нам, конечно, вспоминается имя А.С.Пушкина и его настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки. Но мне бы хотелось вспомнить другое не менее известное имя.
Работа по учебнику с.29 (Дети называют имя С.Есенина и вспоминают стихотворение «Поёт зима - аукает»)рассмотрите иллюстрацию в учебнке к стихотворению. С.17
Ученик читает стихотворение С.Есенина «Поет зима аукает».
«Пёстрая лента»
1задание: Внимательно прочитайте стихотворение. Попытайтесь представить себе зрительные образы, как кинорежиссеры. Делайте записи на одной стороне листа. Подсказка: разделите текст на части, как режиссеры делят сценарий на отдельные кадры.
2задание: Выполняем на другой половине листа. Теперь представим себя в роли композиторов и составим план музыкального развития: какой могла бы быть музыка? Определите построение каждой части, характер музыки, средства музыкальной выразительности.
3задание: в парах Есть ли здесь такие места, где можно вставить оркестровый эпизод, чтобы усилить значимость данного фрагмента?
(Обсуждается и выполняется устно)
Слушаем музыку Г.Свиридова. «Поет зима, аукает».
Теперь сравните свои записи с тем, что вы услышали.
(Высказывания учащихся) Сейчас мы услышим воплощение этих стихов композитором Георгием Свиридовым..
Г.Свиридов, кантата «Памяти С.Есенина».
- Не случайно обращаясь к этому стихотворению, русский композитор Г.Свиридов, видел, в нем возможность хорошего претворения.
Слушая музыку поэмы мы убеждаемся, как необходимо для достоверной передачи образа хоровое многоголосие, в котором отчётливо выражены и шум ветра и сила вьюги, и весь суровый, лишённый маленького тепла зимний мир, а партия оркестра так ярко и зримо передает непрерывное звучание и движение зимний метели.
- насколько оправдались ваши ожидания?
- восприятие стихов после прослушивания изменилось или осталось прежним?
- музыка помогает «увидеть» стихи?
- зачем стихам музыка?
Возвращаемся к проблеме урока.
Поиск путей примирения.
Язык слов и язык музыки…
На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но с другой стороны они очень похожи:
нота(звук) – интонация – фраза – предложение;
буква(звук) – слово – фраза – предложение,
- Нужна ли стихам музыка?
Обращаемся к записям на доске. Смотрим, что предположили в начале урока, убираем лишнее. Дописываем, чего не хватает. Делаем выводы.
Слайд Вставьте необходимое слово в предложение:
Романс – это … и музыка. (литература)
Балет – это …, танец и музыка. (литература)
Опера – это …, …, музыка, танец, театр.(литература, изобразительное искусство или прикладное)
Слушание и исполнение песни
Рефлексия
Синквейн
1 строка – одно ключевое слово;
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – короткое предложение;
5 строка –одно существительное
Обобщение темы урока.
Сегодня на уроке мы убедились, что литература и музыка - два вида искусства, которые тесно связаны между собой? «Нужна ли стихам музыка?»
Д.з. выучить стихотворение