Мотивационно-ориентировочный этап Цель данного этапа: обеспечить мотивацию и принятиеучащимися целей изадач урока. | Воспринимают информацию. Анализируют информацию. Учащиеся вспоминают то, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. Вспоминают существенные признаки карбоновых кислот. Отвечают на вопросы учителя. Осознают выявленное затруднение (проблему). Формулируют цели урока. Предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке. | Предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о карбоновых кислотах. Выявляет затруднение: вчем сложность изучения темы, какие знания необходимы для полного понимания темы, что именно создает проблему, помогает найти обучающимся противоречия. | Каждый класс соединений имеет существенный признак, который позволяет нам отличить один класс соединений от другого класса. Назовите известные вам признаки карбоновых кислот, по которым они отличаются от уже изученных классов органических соединений. Выполним задание – 2 учащихся заполняют схемы на доске: Остальные в это время выполняют УЭ – 1 в технологической карте урока (устно с учителем). Наш урок посвящен одному из классов органических соединений – карбоновым кислотам. Что вы уже знаете о карбоновых кислотах? (беседа с оформлением таблицы на доске) А теперь посмотрите на нашу схему, что мы не знаем самого главного о кислотах? Сформулируем цели урока. Что нам нужно повторить? Что нам нужно изучить? Чему мы должны научиться? | Признаки классов органических соединений, по которым можно различить органические вещества; классификация карбоновых кислот, структурные формулы, физические свойства и получение карбоновых кислот. | Личностные УУД: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания. Регулятивные УУД: умение определять цели и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать деятельность в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД: осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы. |
Операционно-исполнительский этап Цель данного этапа: Разработка плана для решения поставленной проблемы, рассмотрениепредложенных обучающимися вариантов, поиск оптимального решения. Реализация выбранного плана по решению проблемы. Работа обучающихся вместе с учителем, индивидуально и в парах. | Устанавливают причинно-следственную связь «СТРОЕНИЕ- СВОЙСТВА- ПРИМЕНЕНИЕ». Перечисляют методы химии, необходимые для достижения цели урока. Работают с технологической картойурока. Слушают объяснения учителя о реакции этерификации, делают записи в маршрутной карте. Самостоятельно проводят химический эксперимент по химическим свойствам карбоновых кислот. Результаты эксперимента записывают в тетрадь. Делают выводы из результатов проведённыххимических опытов. | Проводит беседу, актуализирующую знания обучающихся о строении кислот. Организует работу обучающихся по проведению химического эксперимента, выступает в роли консультанта во время выполнения обучающимися лабораторных опытов. Объясняет обучающимся понятия «реакция этерификации», «сложные эфиры». | От чего зависят химические свойства веществ? (от строения). Какие особенности строения карбоновых кислот вы знаете? При изучении химии мы придерживаемся общего правила изучаем строение, затем свойства веществ, а затем их применение (на доске схема: СТРОЕНИЕ-СВОЙСТВА- ПРИМЕНЕНИЕ) Какие методы химии вы знаете и какие из них могут быть применены на сегодняшнем уроке для того, чтобы мы могли в полной мере достичь цели урока? Известный английский физик-экспериментатор и химик Майкл Фарадей говорил: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим…» Слова «кислота» и «кислый» не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот кислы на вкус. Вы наверняка знаете, что уксусная, лимонная, аскорбиновая кислота кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т. к. они пищевые, т. е. входят в состав продуктов питания и имеются на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, так как многие из них опасны и ядовиты. Мы знаем, что в лаборатории ничего нельзя пробовать на вкус. Время, когда у химика основным инструментом исследования были собственные органы чувств давно прошло. А какие еще правила техники безопасности вы должны соблюдать при работе с кислотами? - Склянку брать этикеткой в ладонь. - Крышку класть верхней частью на стол. - Приливать 1,5 мл, если прилили больше не выливать обратно. - При приливании последнюю каплю снимать. - Работать над лотками. Что делать, если кислота попала на кожу? Переходим к лабораторному эксперименту. Выполнение заданий будет осуществляться в парах. Помним, что при выполнении химического эксперимента в классе нужно соблюдать тишину и еще одно правило – опытнаходится в одних руках. Распределите проведение эксперимента в своей паре. Запомните, что в любом коллективном деле нужна согласованность действий! Работайте согласно заданиям, которые даны в технологической карте урока, задания выполнить письменно. Рассмотренные при проведении лабораторных опытов свойства характерны для всех кислот органических и неорганических. Чем же тогда они отличаются? (демонстрация видеофрагмента «Получение уксусноэтилового эфира») Самостоятельно запишите определения: «Реакция этерификации», «Сложные эфиры» Рассмотрим механизм реакции этерификации (запись уравнения реакции: уксусная кислота + этанол) Вещества, получающие в результате реакции этерификации, называются сложные эфиры. Они имеют широкое применение в жизни человека: В нормальных условиях сложные эфиры обладают фруктовым или цветочным запахом. Благодаря этому, их используют в парфюмерии и пищевой промышленности. Сложные эфиры имеют достаточно большой спектр применения. Их используют как добавку к моторным маслам, как растворители красок, лаков, смол, жиров, масел, целлюлозы и полимеров. Их также применяют для производства инсектицидов, гербицидов, смазок, пропиток для кожи и бумаги, моющих средств, глицерина, нитроглицерина, олиф, масляных красок, синтетических волокон и смол, полимеров, оргстекла, пластификаторов, реагентов для обогащения руд, и в фармацевтике (для изготовления лекарственных средств, например, витаминов А, Е, В1, валидола и т.д.). Где же применяются карбоновые кислоты? Выполните самостоятельно задание из технологической карты урока. | - Знать химические свойства карбоновых кислот; - Знать правила Техники безопасности при работе с кислотами; - Знать понятия «реакция этерификации», «сложные эфиры»; - Уметь анализировать химические свойства кислот; - Знать применение карбоновых кислот. | Познавательные УУД: осуществляют анализ, обобщение, делают вывод; осознают поставленную задачу, выполняют эксперимент; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач; умеют работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: Самоконтроль и самооценка достигнутого результата. Личностные УУД: Способность к самооценке своих действий. |