СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"»

Тема урока: «Химические свойства карбоновых кислот».

Тип урока: урок открытия новых знаний, приобретения новых умений и навыков с применением элементов технологии модульного обучения.
Планируемые результаты:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
формирование потребности в справедливой оценке достигнутых результатов;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
формирование уважительного отношения к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития естественнонаучных дисциплин;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной
деятельности.
метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
составлять план решения проблемы;
самостоятельно находить новые знания с использованием химического эксперимента, технологической карты;
осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
Познавательные УУД:
самостоятельно составлять алгоритм действий по изучению химических свойств органических веществ;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парной работе (определять общие цели, распределять роли, договариваться
друг с другом и т.д.);
вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
предметные:
«ученик научится»:
анализировать химические свойства карбоновых кислот в сравнении с неорганическими кислотами;
объяснять понятие «реакция этерификации», составлять формулы сложных эфиров;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
характеризовать применение карбоновых кислот и их производных на основе их свойств.
«ученик получит возможность научиться»:
объективно оценивать информацию о веществах;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.
Методы: проблемный, частично поисковый.
Средства обучения: химическое оборудование и реактивы, раздаточный материал (технологическая картаурока, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, периодическая система), видеофрагмент «Получение уксусноэтилового эфира».

Технологическая карта урока

Этапы и цели урока на
каждом этапе

Деятельность
учеников

Деятельность учителя

Ход урока, задания для учащихся, выполнение которых
приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный
этап
Цель данного этапа:
подготовить
учащихся к работе на
уроке.

Приветствуют
учителя, слушают
настраиваются на
работу на уроке.

Приветствует учеников,
проверяет готовность
учащихся к уроку,
создает эмоциональный
настрой.



Личностные УУД:
готовность к
равноправному
сотрудничеству;
доброжелательное
отношение к
участникам
образовательного
процесса.


Коммуникативные
УУД:
Проявление
внимания кокружающим.

Мотивационно-ориентировочный

этап

Цель данного

этапа: обеспечить

мотивацию и

принятиеучащимися целей изадач урока.

Воспринимают

информацию.


Анализируют

информацию.


Учащиеся

вспоминают то, что

им уже известно по

данной теме,

поочередно

высказываются.


Вспоминают

существенные

признаки карбоновых кислот.


Отвечают на

вопросы учителя.


Осознают

выявленное

затруднение

(проблему).


Формулируют цели

урока.


Предлагают пути

достижения

поставленной цели

урока, определяют

ход деятельности на

уроке.

Предлагает учащимся

вспомнить, что они уже

знают о карбоновых кислотах.


Выявляет затруднение: вчем сложность изучения

темы, какие

знания необходимы для

полного понимания

темы, что именно

создает проблему,

помогает найти

обучающимся

противоречия.

Каждый класс соединений имеет существенный признак, который позволяет нам отличить один класс соединений от другого класса. Назовите известные вам признаки карбоновых кислот, по которым они отличаются от уже изученных классов органических соединений.

Выполним задание – 2 учащихся заполняют схемы на доске:




Остальные в это время выполняют УЭ – 1 в технологической карте урока (устно с учителем).


Наш урок посвящен одному из классов

органических соединений – карбоновым кислотам.


Что вы уже знаете о карбоновых кислотах? (беседа с оформлением таблицы на доске)



А теперь посмотрите на нашу схему, что мы не знаем самого главного о кислотах?


Сформулируем цели урока.


Что нам нужно повторить?


Что нам нужно изучить?


Чему мы должны научиться?




Признаки классов

органических

соединений, по

которым можно

различить

органические

вещества;

классификация карбоновых кислот, структурные формулы, физические свойства и получение карбоновых кислот.

Личностные УУД:

положительное

отношение к

учению, желание

приобретать новые

знания.



Регулятивные

УУД:

умение определять

цели и ставить

задачи,

необходимые для

ее достижения;

планировать

деятельность в

сотрудничестве с

учителем и

одноклассниками.


Познавательные

УУД:

осознают

поставленную

задачу, слушают,

извлекают нужную

информацию,

осуществляют

анализ, делают

выводы.

Операционно-исполнительский

этап

Цель данного этапа:

Разработка плана

для решения

поставленной

проблемы,

рассмотрениепредложенных

обучающимися

вариантов, поиск

оптимального

решения.

Реализация

выбранного плана по

решению проблемы.

Работа обучающихся

вместе с учителем,

индивидуально и в

парах.

Устанавливают

причинно-следственную связь

«СТРОЕНИЕ-

СВОЙСТВА-

ПРИМЕНЕНИЕ».


Перечисляют

методы химии,

необходимые для

достижения цели

урока.


Работают с

технологической картойурока.


Слушают

объяснения учителя

о реакции этерификации, делают записи в

маршрутной карте.


Самостоятельно

проводят

химический

эксперимент по

химическим

свойствам карбоновых кислот.


Результаты

эксперимента

записывают в

тетрадь.


Делают выводы из

результатов

проведённыххимических опытов.

Проводит беседу,

актуализирующую

знания обучающихся о

строении кислот.


Организует работу

обучающихся по

проведению

химического

эксперимента,

выступает в роли

консультанта во время

выполнения

обучающимися

лабораторных опытов.


Объясняет обучающимся

понятия «реакция этерификации», «сложные эфиры».

От чего зависят химические свойства веществ? (от строения).

Какие особенности строения карбоновых кислот вы знаете?

При изучении химии мы придерживаемся общего правила изучаем строение, затем свойства веществ, а затем их применение (на доске схема:

СТРОЕНИЕ-СВОЙСТВА- ПРИМЕНЕНИЕ)


Какие методы химии вы знаете и какие из них могут быть применены на сегодняшнем уроке для того, чтобы мы могли в полной мере достичь цели урока?


Известный английский физик-экспериментатор и химик Майкл Фарадей говорил: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный

контроль опытом необходим…»


Слова «кислота» и «кислый» не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот кислы на вкус. Вы наверняка знаете, что уксусная, лимонная, аскорбиновая кислота кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т. к. они пищевые, т. е. входят

в состав продуктов питания и имеются на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, так как многие из них опасны и ядовиты. Мы знаем, что в лаборатории ничего нельзя пробовать на вкус. Время, когда у химика основным инструментом исследования были собственные органы чувств давно прошло.


А какие еще правила техники безопасности вы должны соблюдать при работе с кислотами?

- Склянку брать этикеткой в ладонь.

- Крышку класть верхней частью на стол.

- Приливать 1,5 мл, если прилили больше не выливать обратно.

- При приливании последнюю каплю снимать.

- Работать над лотками.


Что делать, если кислота попала на кожу?


Переходим к лабораторному эксперименту. Выполнение заданий будет осуществляться в парах.


Помним, что при выполнении химического эксперимента в классе нужно соблюдать тишину и еще одно правило – опытнаходится в одних руках. Распределите проведение эксперимента в своей паре. Запомните, что в любом коллективном деле нужна согласованность действий!


Работайте согласно заданиям, которые даны в технологической карте урока, задания выполнить письменно.


Рассмотренные при проведении лабораторных опытов свойства характерны для всех кислот органических и неорганических. Чем же тогда они отличаются?

(демонстрация видеофрагмента «Получение уксусноэтилового эфира»)


Самостоятельно запишите определения: «Реакция этерификации», «Сложные эфиры»


Рассмотрим механизм реакции этерификации (запись уравнения реакции: уксусная кислота + этанол)


Вещества, получающие в результате реакции этерификации, называются сложные эфиры. Они имеют широкое применение в жизни человека: В нормальных условиях сложные эфиры обладают фруктовым или цветочным запахом. Благодаря этому, их используют в парфюмерии и пищевой промышленности. Сложные эфиры имеют достаточно большой спектр применения. Их используют как добавку к моторным маслам, как растворители красок, лаков, смол, жиров, масел, целлюлозы и полимеров. Их также применяют для производства инсектицидов, гербицидов, смазок, пропиток для кожи и бумаги, моющих средств, глицерина, нитроглицерина, олиф, масляных красок, синтетических волокон и смол, полимеров, оргстекла, пластификаторов, реагентов для обогащения руд, и в фармацевтике (для изготовления лекарственных средств, например, витаминов А, Е, В1, валидола и т.д.).


Где же применяются карбоновые кислоты?

Выполните самостоятельно задание из технологической карты урока.

- Знать химические свойства карбоновых кислот;

- Знать правила

Техники безопасности при работе с кислотами;

- Знать понятия

«реакция этерификации», «сложные эфиры»;

- Уметь

анализировать

химические свойства

кислот;

- Знать применение карбоновых кислот.

Познавательные

УУД:

осуществляют

анализ, обобщение,

делают вывод;

осознают поставленную

задачу, выполняют

эксперимент;

устанавливают

причинно-следственные

связи.


Коммуникативные

УУД:

вступают в

учебный диалог с

учителем,

участвуют в общей

беседе, соблюдая

правила речевого

поведения;

формулируют

собственные

мысли,

высказывают и

обосновывают

свою точку зрения.

Осуществляют

совместную

деятельность в

парах с учётом

поставленных

учебно-познавательных

задач; умеют

работать с

различными

источниками

информации.


Регулятивные

УУД:

Самоконтроль и

самооценка

достигнутого

результата.


Личностные УУД:

Способность к

самооценке своих

действий.

Оценочный этап

Цель данного этапа:

Провести первичную

проверку знаний по

изученному материалу.

Отвечают на вопросы

Учителя.

Обеспечивает мотивацию

выполнения.


Акцентирует внимание на достижении цели урока.


Организует контроль

знаний обучающихся.

Фронтальная беседа:


  1. Какие вещества относятся к карбоновым кислотам?

  2. Какие особенности строения карбоновых кислот обуславливают их химические свойства?

  3. Перечислите характерные свойства карбоновых кислот?

  4. Что такое «реакция этерификации»?

  5. Какие вещества называются «сложными эфирами»?

  6. Каковы области применения муравьиной и уксусной кислот?


Регулятивные УУД:

принимают учебную

задачу, самостоятельно

планируют

дальнейшие действия;

самоконтроль и

самооценка

достигнутого

результата.


Познавательные УУД:

осознают

поставленную задачу,

самостоятельно

находят её в

материалах учебника и

в других источниках.


Личностные УУД:

- потребность в

справедливом

оценивании своей

работы.

Рефлексия

Цель: проведение

самоанализа

деятельности.

Анализ достижения

цели урока.

Побуждает

проанализировать

собственную деятельность

учащихся на уроке.


Вызывает интерес к

дальнейшему изучению

темы.


Разъясняет домашнее задание.


Собирает тетради на проверку.

Письменно выполните УЭ – 4 из технологической карты урока.





Регулятивные УУД:

самоконтроль и

самооценка

достигнутого

результата.





Технологическая карта для обучающихся по теме « Химические свойства карбоновых кислот».

Максимальное количество баллов за работу на уроке – 15.

Номер учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель: изучить химические свойства карбоновых кислот на примере их типичных представителей – муравьиной и уксусной кислот.


УЭ - 1

Цель: актуализировать исходный уровень знаний о карбоновых кислотах.

Последовательность действий:

  1. Составьте структурную формулу муравьиной кислоты и укажите еще один возможный вариант её названия, каковы её физические свойства?

  2. Составьте структурную формулу уксусной кислоты и укажите еще один возможный вариант её названия, каковы её физические свойства?

  3. Напишите реакцию «серебряного зеркала» для этаналя.




Работайте с учителем


УЭ - 2

Цель: изучить химические свойства карбоновых кислот

Последовательность действий:

  1. Лабораторный опыт №1. Диссоциация.

Добавьте в уксусную кислоту несколько капель индикатора метилоранж, запишите наблюдения

(1 балл)

  1. Составьте уравнение диссоциации уксусной кислоты (1 балл)


  1. Лабораторный опыт №2. Взаимодействие с металлами.

Добавьте в пробирку с магнием небольшое количество уксусной кислоты, запишите наблюдения

(1 балл)

  1. Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с магнием? (1 балл)

  2. С какими металлами взаимодействуют карбоновые кислоты? (1 балл)

  3. Запишите названиеполученной соли уксусной кислоты(1 балл)


  1. Лабораторный опыт №3. Взаимодействие с оксидами металлов.

Добавьте к оксиду меди (II) уксусную кислоту и немного нагрейте, запишите наблюдения (1 балл)

  1. Составьте уравнение взаимодействия уксусной кислоты с оксидом меди (II)? (1 балл)


  1. Лабораторный опыт №4. Взаимодействие с гидроксидами металлов.

Добавьте в пробирку с NaOH несколько капель фенолфталеина, а затем уксусной кислоты до изменения цвета, запишите наблюдения(1 балл)

  1. Составьте уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом натрия? (1 балл)


  1. Лабораторный опыт №5 Взаимодействие с солями более слабых кислот.

Смешайте в пробирке небольшие количества уксусной кислоты и карбоната натрия, запишите наблюдения(1 балл)

  1. Составьте уравнение взаимодействия уксусной кислоты с карбонатом натрия? (1 балл)


  1. Запишите определения «реакция этерификации».


  1. Запишите уравнение реакции получения этилацетата, определение «сложные эфиры».




Работайте в парах









Работайте в парах








Работайте с учителем

УЭ - 3

Цель: изучить применение карбоновых кислот.

Последовательность действий:

Письменно ответьте на вопросы:

  1. Где применяется муравьиная кислота? (1 балл)

  2. Где применяется уксусная кислота? (1 балл)



Работайте индивидуально

УЭ - 4

Цель: подвести итоги урока.

Последовательность действий:

Письменно ответьте на вопросы(1 балл):

  1. Удалось ли вам достичь интегрирующую цель урока?

  2. Что показалось наиболее сложным? А что было понятным?

  3. Запишите домашнее задание: §11, 12, изучить. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Карбоновые кислоты».




Работайте индивидуально

14-15 баллов – «5»

10-13 баллов – «4»

7-9 баллов – «3».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!