Основание новой системы счисления выразить в десятичной системе счисления и все последующие действия производить в десятичной системе счисления; Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока получим неполное частное, меньшее делителя; Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления; Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего частного. Пример 1: Перевести число 37 из десятичной в двоичную систему счисления. (Ответ: 3710=1001012) 37:2=18 целых и 1 в остатке, значит, а0=1 18:2=9 и 0 в остатке, значит, а1=0 9:2=4 и 1 в остатке, значит, а2=1 4:2=2 и 0 в остатке, значит, а3=0 2:2=1 и 0 в остатке, значит, а4=0, результат от деления - это а5=1. Теперь составим число а5а4а3а2а1а0=1001012 Пример 2: Перевести число 315 из десятичной в восьмеричную систему счисления. (Ответ: 31510=4738) 315:8=39 и 3 в остатке, значит, а0=3 39:8=4 и 7 в остатке, значит, а1=7, результат от деления - это а2=4. Составляем число а2а1а0=4738 Пример 3: Перевести число 315 из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления. (Ответ: 31510=13В16) 315:16=19 и 11 в остатке, значит, а0=11, что соответствует числу В в 16-ричной системе счисления 19:16=1 и 3 в остатке, значит, а1=3, результат от деления - это а2=1. Составляем число а2а1а0=13В16 Пример 4: Для достаточно больших чисел можно использовать следующую запись алгоритма перевода: Число | 363 | 181 | 90 | 45 | 22 | 11 | 5 | 2 | 1 | Делитель | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Остаток | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | |