Методическая разработка учебной программы по разделу: « Русь Древняя» История России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс
Составила:
Широкова О.Н.
учитель истории
МБОУ Овсянковской основной
общеобразовательной
школы
1. Пояснительная записка
Данный раздел программы по истории России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса разработан на основе программы , соответствующей требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории
Программа А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений»М.: «Просвещение»,2008 год
2. Цели и задачи раздела
- Цель : познакомить учащихся с предпосылками складывания государства у восточных славян и рассмотреть процесс становления Древнерусского государства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи.
Задачи:
- Образовательные: дать ученикам общее представление об устройстве восточнославянского общества до образования государства, познакомить с особенностями формирования Древнерусского государства и деятельностью первых киевских князей; научить извлекать информацию из различных источников знаний.
- Развивающие: развивать интерес к русской истории, развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, умение извлекать информацию из различных источников, развивать способности осмысливать изучаемые события на основе исторических знаний. формирование умения работать в группах, развивать речь через организацию монологического, диалогического общения на уроке.
- Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, воспитание чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа.
- Познавательная: заинтересовать учебным материалом.
3.Психолого-педагогическое обоснование
Основными принципами отбора содержания образования являются особенности развития детей среднего школьного возраста.
- Учащиеся 6- 7 классов проявляют большой интерес к истории России как новому предмету: предмет предполагает изучение исторического прошлого нашей страны
- наличие разнообразной и интересной информации о исторических событиях, субъектах, явлениях, об особенностях быта и культуры наших предков.
- Возникает естественная потребность все понять, объяснить. Это качество личности необходимо использовать, но не ставить особый акцент на занимательность, иначе утратится отношение к истории.
- Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.
- Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.
- Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.
- Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Улучшается способность к абстрактному мышлению
- В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
- В ходе изучения первого раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России ; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.
- Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны.
- Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны.
- Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефликсивно- оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
- Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.
5. Используемые образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся
- Объяснительно-иллюстративный
(Сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания. Н., «Восточные славяне и их соседи»-работа с картой.
( Использую для применения знаний и умений по образцу. Это задание с использованием типовых планов, инструкций.) Применим к уроку «Первые киевские князья» Составление таблицы «Деятельность первых князей»
- Метод проблемного изложения
( Использую для показа образца доказательного решения проблемы. Формирую проблему и вместе с обучающимися решаем ее через научное рассуждение. Н., Выбор веры –урок «Принятие христианства»
( Использую для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен.) Работа с историческими документами .
(Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.)
(индивидуальный опрос, устная проверка знаний, контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль, контроль выполнения практических работ) Н., «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси»
При организации обучения особое место отводится новым педагогическим технологиям
6.Система знаний
- Общенаучные знания (формирование всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего исторической культурой через познание истории России, является целью исторического образования).
- Научные знания ( история России формировалась в потоке многогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирной истории и культуры человеческой цивилизации в целом)
- Фундаментальные знания (чем глубже исторический кругозор обучающихся, тем больше у него возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру).
- Знания профильного характера (изучение курса истории на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал истории как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы исторических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области).
Система деятельности
- Познавательная деятельность (при организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании истории: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал ).
- Преобразующая деятельность (современный урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности
Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации).
- Общеучебная деятельность . Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.(Н., составление плана по тексту параграфа «Внутренняя и внешняя политика при Ярославе Мудром»)
- Самоорганизующая деятельность: способы самостоятельной постановки целей, техника планирования, виды деятельности, самоанализ, самоконтроль, самооценка, осознание своего предложения. Для определения результативности работы учащегося на уроке используются личные оценочные листы.
№
1
Тема урока
Цель урока
Восточные славяне и их соседи.
2-3
Основное содержание
Сформировать у учащихся представление о происхождении, расселении, занятиями, верованиями и бытом восточных славян.
4
Формирование древнерусского государства.
Планируемый результат
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили. Анализировать фрагмент исторического документа
Познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.
Первые киевские князья.
5
6
Познакомить с процессом становления Древнерусского государства, характеристика системы управления, а также внутренней и внешней политики первых русских князей
Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; Называть предпосылки образования государства у восточных славян
Владимир Святославович. Принятие христианства. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
7
Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства.
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, крупные города, походы первых русских князей.
8.
Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством.
Культура Древней Руси.
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославовича; давать оценку значения принятия христианства на Руси.
9.
Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства.
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Быт и нравы Древней Руси.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя».
Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
Урок-зачёт по теме «Русь Древняя»
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси, описывать памятники древнерусского зодчества, осуществлять поиск информации из различных источников
Показать учащимся особенности быта и нравов жителей Древней Руси
Проверить знания по теме
Систематизировать исторический материал по теме «Русь Древняя»
- Показать на карте территорию расселения восточных славян
7.Тематическое планирование раздела
8.Разработка урока «Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси»
- Тип урока: урок изучения нового материала, с использованием технологии развития критического мышления, элементов игровой технологии, ИКТ.
- Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославича; сформировать представление о значимости принятия Русью христианства для дальнейшего развития государства.
- Образовательные задачи:
- - составить исторический портрет князя Владимира;
- - выяснить причины, ход и значение крещения Руси;
- - развивать навыки работы с историческим источником, картой, текстом учебника.
- Воспитательные задачи:
- - формировать чувство взаимопомощи при работе в группах;
- -способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
- - воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям;
- Развивающие задачи:
- - развивать в ходе урока историческое мышление учащихся.
- - на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;
- - способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи.
- Оборудование :
- Компьютер и проектор.
- Презентация «Князь Владимир и крещение Руси».
- Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина
- Исторические документы.
- Карта
Первая стадия – вызов Вступительное слово учителя :
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие истории по Древнерусского государства
Прежде чем мы начнём изучение новой темы давайте разгадаем загадки по предыдущей теме.
Вспомним даты и соотнесём их с историческими событиями
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
- По ключевым словам,написанным на доске - определим тему урока. Что вам известно по этой теме?
- Вспомните и запишите в тетради все, что знает по этой теме ( индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Все сведения записываются в «корзинке» идей, т. е. тетради (без комментариев), даже если они ошибочны.
Создание проблемной ситуации – инсценировка «Гости из прошлого» Работа с таблицей в рабочем листе, выводы записывают вместе с учителем
Этапы
I этап
крещения
Вопрос
Почему Владимир отклонил трех из четырех миссионеров?
II этап
Предполагаемый
Выводы
ответ
- Немец - латынь - неэффективная проповедь Болгары — обрезание и отказ от вина — нарушение традиции дружинных пиров, на которых решались государственные вопросы, и князь выказывал свое уважение дружине (о тесной взаимосвязи между дружиной и князем см. задание 2 «Восстание древлян». Иудеи потеряли свою землю — и это неприемлемо для Владимира
- Немец - латынь - неэффективная проповедь
- Болгары — обрезание и отказ от вина — нарушение традиции дружинных пиров, на которых решались государственные вопросы, и князь выказывал свое уважение дружине (о тесной взаимосвязи между дружиной и князем см. задание 2 «Восстание древлян».
- Иудеи потеряли свою землю — и это неприемлемо для Владимира
Что являлось для послов главным критерием в выборе религии?
III этап
Главная задача, которую ставит перед собой Владимир при крещении укрепление государства при сохранении сложившихся традиций.
Личные ощущения, душевный комфорт.
Какова цель крещения Владимира в Корсуни?
IV этап
Религия подбирается так, чтобы она соответствовала менталитету (т.е. мировоззрению, мировосприятию и реакции народа на окружающий мир).
Получив руку принцессы Анны и став зятем византийского императора Владимир укрепил отношения со своим самым могущественным южным соседом — Византией.
Какими методами проводилось крещение?
С помощью принятия христианства укрепляется внешнеполитическое положение и международный авторитет Руси
Зачастую силовыми методами: «Добрыня крестил Новгород мечом, а Путята огнем».
Крещение Руси осуществлялось политическими методами
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Учитель: а сейчас вы получаете задание.
- 1-е пары изучают текст учебника на стр.39 пункта «Причины принятия христианства», обсуждают содержание и заполняют схему, представленную в рабочем листе к уроку.
- 2-е пары изучают отрывки из «Повести временных лет» о крещении Руси, обсуждают их содержание и отвечают на вопросы, представленные в рабочем листе к уроку.
Слово предоставляется 1-ой паре, которая рассказывает, как они поняли причины принятия христианства. Ваша задача внимательно слушать рассказ и заполнять таблицу
Ответы учащихся, обсуждение, выводы.
Физкультминутка.
Стадия – рефлексия
Каково значение принятия христианства? Ответ оформляют в виде кластера в тетради
Значение принятия христианства
Наше путешествие подошло к концу, вы хорошо подготовились к уроку и справились с
поставленными задачами. Я учту ваши устные ответы, баллы, таблицу и за урок каждый
получит оценку.
Д. з. п.5, Составить кроссворд из новых понятий
Спасибо за работу, урок окончен, до свидания!
Литература
- 1. Учебник «История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. Общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2011
- 2. Программа А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М. : «Просвещение»,2008 г.
- 3. Белов О.А. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 320с.: ил. - с.10-13, 131.
- 4. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей: В 2 кн. Кн 1 / А.О. Ишимова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 460 с. – с. 23-26
- 5. В.В.Мильков. Н.Б.Пилюгина. Христианство и язычество: проблема двоеверия. М., “М”., 1987 г., с.270-271
- 6. Б.А.Рыбаков. Мир истории. Начальные века Русской истории. М. ”М.Г.” 1987 г. с.142
- 7. А.Д.Сухов. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и последствия крещения Руси. М. Мысль. 1987 г.