СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела программы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка Презентация по истории 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы»

   Методическая разработка учебной программы по разделу:  « Русь Древняя»  История России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс    Составила:  Широкова О.Н.  учитель истории  МБОУ Овсянковской основной  общеобразовательной  школы

Методическая разработка учебной программы по разделу: « Русь Древняя» История России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс

Составила:

Широкова О.Н.

учитель истории

МБОУ Овсянковской основной

общеобразовательной

школы

1. Пояснительная записка    Данный раздел программы по истории России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса разработан на основе программы , соответствующей требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории Программа А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений»М.: «Просвещение»,2008 год

1. Пояснительная записка

Данный раздел программы по истории России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса разработан на основе программы , соответствующей требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории

Программа А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений»М.: «Просвещение»,2008 год

2. Цели и задачи раздела

  • Цель : познакомить учащихся с предпосылками складывания государства у восточных славян и рассмотреть процесс становления Древнерусского государства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи.

Задачи:

  • Образовательные: дать ученикам общее представление об устройстве восточнославянского общества до образования государства, познакомить с особенностями формирования Древнерусского государства и деятельностью первых киевских князей; научить извлекать информацию из различных источников знаний.
  • Развивающие: развивать интерес к русской истории, развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, умение извлекать информацию из различных источников, развивать способности осмысливать изучаемые события на основе исторических знаний. формирование умения работать в группах, развивать речь через организацию монологического, диалогического общения на уроке.
  • Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, воспитание чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа.
  • Познавательная: заинтересовать учебным материалом.

 

3.Психолого-педагогическое обоснование

Основными принципами отбора содержания образования являются особенности развития детей среднего школьного возраста.

  • Учащиеся 6- 7 классов проявляют большой интерес к истории России как новому предмету: предмет предполагает изучение исторического прошлого нашей страны
  • наличие разнообразной и интересной информации о исторических событиях, субъектах, явлениях, об особенностях быта и культуры наших предков.
  • Возникает естественная потребность все понять, объяснить. Это качество личности необходимо использовать, но не ставить особый акцент на занимательность, иначе утратится отношение к истории.
  • Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.
  • Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.
  • Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.     
  •   Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Улучшается способность к абстрактному мышлению
  • В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

  • В ходе изучения первого раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России ; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.
  • Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны.
  • Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны.
  • Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефликсивно- оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
  • Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.

5. Используемые образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся

  • Объяснительно-иллюстративный

(Сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания. Н., «Восточные славяне и их соседи»-работа с картой.

  • Репродуктивный

( Использую для применения знаний и умений по образцу. Это задание с использованием типовых планов, инструкций.) Применим к уроку «Первые киевские князья» Составление таблицы «Деятельность первых князей»

  • Метод проблемного изложения

( Использую для показа образца доказательного решения проблемы. Формирую проблему и вместе с обучающимися решаем ее через научное рассуждение. Н., Выбор веры –урок «Принятие христианства»

  • Частично – поисковый

( Использую для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен.) Работа с историческими документами .

  • Исследовательский

(Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.)

  • Контроля и самоконтроля

(индивидуальный опрос, устная проверка знаний, контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль, контроль выполнения практических работ) Н., «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси»

При организации обучения особое место отводится новым педагогическим технологиям

6.Система знаний Общенаучные знания (формирование всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего исторической культурой через познание истории России, является целью исторического образования).  Научные знания ( история России формировалась в потоке многогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирной истории и культуры человеческой цивилизации в целом) Фундаментальные знания (чем глубже исторический кругозор обучающихся, тем больше у него возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру). Знания профильного характера (изучение курса истории на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал истории как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы исторических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области).

6.Система знаний

  • Общенаучные знания (формирование всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего исторической культурой через познание истории России, является целью исторического образования).
  • Научные знания ( история России формировалась в потоке многогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирной истории и культуры человеческой цивилизации в целом)
  • Фундаментальные знания (чем глубже исторический кругозор обучающихся, тем больше у него возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру).
  • Знания профильного характера (изучение курса истории на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал истории как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы исторических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области).

Система деятельности

  • Познавательная деятельность (при организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании истории: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал ).
  • Преобразующая деятельность (современный урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации).

  • Общеучебная деятельность . Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.(Н., составление плана по тексту параграфа «Внутренняя и внешняя политика при Ярославе Мудром»)
  • Самоорганизующая деятельность: способы самостоятельной постановки целей, техника планирования, виды деятельности, самоанализ, самоконтроль, самооценка, осознание своего предложения. Для определения результативности работы учащегося на уроке используются личные оценочные листы.

1

Тема урока

Цель урока

Восточные славяне и их соседи.

2-3

Основное содержание

Сформировать у учащихся представление о происхождении, расселении, занятиями, верованиями и бытом восточных славян.

4

Формирование древнерусского государства.

Планируемый результат

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили. Анализировать фрагмент исторического документа

Познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

Первые киевские князья.

5

6

Познакомить с процессом становления Древнерусского государства, характеристика системы управления, а также внутренней и внешней политики первых русских князей

Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; Называть предпосылки образования государства у восточных славян

Владимир Святославович. Принятие христианства. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

7

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, крупные города, походы первых русских князей.

8.

Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством.

Культура Древней Руси.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославовича; давать оценку значения принятия христианства на Руси.

9.

Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства.

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Быт и нравы Древней Руси.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя».

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.

Урок-зачёт по теме «Русь Древняя»

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси, описывать памятники древнерусского зодчества, осуществлять поиск информации из различных источников

Показать учащимся особенности быта и нравов жителей Древней Руси

Проверить знания по теме

Систематизировать исторический материал по теме «Русь Древняя»

  • Показать на карте территорию расселения восточных славян

7.Тематическое планирование раздела

8.Разработка урока «Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси»

  • Тип урока: урок изучения нового материала, с использованием технологии развития критического мышления, элементов игровой технологии, ИКТ.
  • Цель урока:  познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославича; сформировать представление о значимости принятия Русью христианства для дальнейшего развития государства.
  • Образовательные задачи:
  • - составить исторический портрет князя Владимира;
  • - выяснить причины, ход и значение крещения Руси;
  • - развивать навыки работы с историческим источником, картой, текстом учебника.
  • Воспитательные задачи:
  • - формировать чувство взаимопомощи при работе в группах;
  • -способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
  • - воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям;
  • Развивающие задачи:
  • - развивать в ходе урока историческое мышление учащихся.
  • - на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;
  • - способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи.
  • Оборудование :
  • Компьютер и проектор.
  • Презентация «Князь Владимир и крещение Руси».
  • Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина
  • Исторические документы.
  • Карта
Первая стадия – вызов   Вступительное слово учителя : Сегодня мы с вами продолжим путешествие истории по Древнерусского государства   Прежде чем мы начнём изучение новой темы давайте разгадаем загадки по предыдущей теме. Вспомним даты и соотнесём их с историческими событиями Прием «Корзина» идей, понятий, имен…  - По ключевым словам,написанным на доске - определим тему урока. Что вам известно по этой теме?  - Вспомните и запишите в тетради все, что знает по этой теме ( индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Все сведения записываются в «корзинке» идей, т. е. тетради (без комментариев), даже если они ошибочны.

Первая стадия – вызов Вступительное слово учителя :

  • Сегодня мы с вами продолжим путешествие истории по Древнерусского государства

  Прежде чем мы начнём изучение новой темы давайте разгадаем загадки по предыдущей теме.

Вспомним даты и соотнесём их с историческими событиями

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

- По ключевым словам,написанным на доске - определим тему урока. Что вам известно по этой теме?

- Вспомните и запишите в тетради все, что знает по этой теме ( индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Все сведения записываются в «корзинке» идей, т. е. тетради (без комментариев), даже если они ошибочны.

Создание проблемной ситуации – инсценировка «Гости из прошлого» Работа с таблицей в рабочем листе, выводы записывают вместе с учителем

Этапы

I этап

крещения

Вопрос

Почему Владимир отклонил трех из четырех миссионеров?

II этап

Предполагаемый

Выводы

ответ

  • Немец - латынь - неэффективная проповедь Болгары — обрезание и отказ от вина — нарушение традиции дружинных пиров, на которых решались государственные вопросы, и князь выказывал свое уважение дружине (о тесной взаимосвязи между дружиной и князем см. задание 2 «Восстание древлян». Иудеи потеряли свою землю — и это неприемлемо для Владимира
  • Немец - латынь - неэффективная проповедь
  • Болгары — обрезание и отказ от вина — нарушение традиции дружинных пиров, на которых решались государственные вопросы, и князь выказывал свое уважение дружине (о тесной взаимосвязи между дружиной и князем см. задание 2 «Восстание древлян».
  • Иудеи потеряли свою землю — и это неприемлемо для Владимира

Что являлось для послов главным критерием в выборе религии?

III этап

Главная задача, которую ставит перед собой Владимир при крещении укрепление государства при сохранении сложившихся традиций.

Личные ощущения, душевный комфорт.

Какова цель крещения Владимира в Корсуни?

IV этап

Религия подбирается так, чтобы она соответствовала менталитету (т.е. мировоззрению, мировосприятию и реакции народа на окружающий мир).

Получив руку принцессы Анны и став зятем византийского императора Владимир укрепил отношения со своим самым могущественным южным соседом — Византией.

Какими методами проводилось крещение?

С помощью принятия христианства укрепляется внешнеполитическое положение и международный авторитет Руси

Зачастую силовыми методами: «Добрыня крестил Новгород мечом, а Путята огнем».

Крещение Руси осуществлялось политическими методами

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ   Учитель: а сейчас вы получаете задание. 1-е пары изучают текст учебника на стр.39 пункта «Причины принятия христианства», обсуждают содержание и заполняют схему, представленную в рабочем листе к уроку. 2-е пары изучают отрывки из «Повести временных лет» о крещении Руси, обсуждают их содержание и отвечают на вопросы, представленные в рабочем листе к уроку. Слово предоставляется 1-ой паре, которая рассказывает, как они поняли причины принятия христианства. Ваша задача внимательно слушать рассказ и заполнять таблицу  Ответы учащихся, обсуждение, выводы. Физкультминутка.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Учитель: а сейчас вы получаете задание.

  • 1-е пары изучают текст учебника на стр.39 пункта «Причины принятия христианства», обсуждают содержание и заполняют схему, представленную в рабочем листе к уроку.
  • 2-е пары изучают отрывки из «Повести временных лет» о крещении Руси, обсуждают их содержание и отвечают на вопросы, представленные в рабочем листе к уроку.

Слово предоставляется 1-ой паре, которая рассказывает, как они поняли причины принятия христианства. Ваша задача внимательно слушать рассказ и заполнять таблицу

Ответы учащихся, обсуждение, выводы.

Физкультминутка.

Стадия – рефлексия   Каково значение принятия христианства? Ответ оформляют в виде кластера в тетради  Значение принятия христианства

Стадия – рефлексия

Каково значение принятия христианства? Ответ оформляют в виде кластера в тетради

Значение принятия христианства

Наше путешествие подошло к концу, вы хорошо подготовились к уроку и справились с поставленными задачами. Я учту ваши устные ответы, баллы, таблицу и за урок каждый получит оценку. Д. з. п.5, Составить кроссворд из новых понятий Спасибо за работу, урок окончен, до свидания!

Наше путешествие подошло к концу, вы хорошо подготовились к уроку и справились с

поставленными задачами. Я учту ваши устные ответы, баллы, таблицу и за урок каждый

получит оценку.

Д. з. п.5, Составить кроссворд из новых понятий

Спасибо за работу, урок окончен, до свидания!

Литература 1. Учебник «История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. Общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2011 2. Программа А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М. : «Просвещение»,2008 г. 3.  Белов О.А. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 320с.: ил. - с.10-13, 131. 4. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей: В 2 кн. Кн 1 / А.О. Ишимова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 460 с. – с. 23-26 5. В.В.Мильков. Н.Б.Пилюгина. Христианство и язычество: проблема двоеверия. М., “М”., 1987 г., с.270-271 6. Б.А.Рыбаков. Мир истории. Начальные века Русской истории. М. ”М.Г.” 1987 г. с.142 7. А.Д.Сухов. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и последствия крещения Руси. М. Мысль. 1987 г.

Литература

  • 1. Учебник «История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. Общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2011
  • 2. Программа А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М. : «Просвещение»,2008 г.
  • 3. Белов О.А. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 320с.: ил. - с.10-13, 131.
  • 4. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей: В 2 кн. Кн 1 / А.О. Ишимова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 460 с. – с. 23-26
  • 5. В.В.Мильков. Н.Б.Пилюгина. Христианство и язычество: проблема двоеверия. М., “М”., 1987 г., с.270-271
  • 6. Б.А.Рыбаков. Мир истории. Начальные века Русской истории. М. ”М.Г.” 1987 г. с.142
  • 7. А.Д.Сухов. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и последствия крещения Руси. М. Мысль. 1987 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!