Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 29
Рабочая программа
по музыке
( 6 классы – 35 часов )
Учитель музыки: Пакулина И.П.
(первая квалификационная категория)
г. Калининград
2019
Рабочая программа по музыке для 6 класса
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обуающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися (личностные, метапредметные, предметные)
В основе программы лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Основными видами музыкальной деятельности школьников являются: Пение, слушание музыки, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизация музыкальных произведений
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в результате освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знания культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности обучающихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умения устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловые чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующем уровне общего образования и отражают:
сформированности основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированности потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированности мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицировании, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;
использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2. Содержание учебного предмета, курса
Содержание раскрывается следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» и представлено темами: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки».
тема I полугодия:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесноепение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тема II полугодия:
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 часов)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
График прохождения учебной программы по четвертям
Четверть | I | II | III | IV |
Раздел программы | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | Мир образов камерной и симфонической музыки | Мир образов камерной и симфонической музыки |
№ уроков | 1 - 16 | 17 - 35 |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Учебно-тематический план Разделы и темы, включая внутрипредметный модуль «Я - солист » 10 часов | |
| тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 17 часов | |
1. | Удивительный мир музыкальных образов | 1 |
2. | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Мир чарующих звуков | 1 |
3. | Два музыкальных посвящения .Песня-романс | 1 |
4. | «Великие исполнители романсов» | 1 |
5. | Портрет в музыке и живописи | 1 |
6. | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 |
7. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 |
8. | ВПМ Жанровое разнообразие музыки | 1 |
9. | ВПМ Жанровое разнообразие музыки | 1 |
10. | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов | 1 |
11. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 |
12. | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 |
13. | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 |
14. | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт | 1 |
15. | ВПМ Роль песни в переломные моменты истории | 1 |
16. | ВПМ Роль песни в переломные моменты истории | 1 |
| тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 1 |
17. | «Фрески Софии Киевской» | 1 |
18. | «Перезвоны». Молитва | 1 |
19. | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 |
20. | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 |
21. | Авторская песня: прошлое и настоящее. ВПМ Песня в жизни человека | 1 |
22. | Джаз – искусство 20 века. ВПМ Песня в жизни человека | 1 |
23. | Вечные темы искусства и жизни. | 1 |
24. | Образы камерной музыки. ВПМ История гимнов России | 1 |
25. | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж | 1 |
26. | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | 1 |
27. | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. | 1 |
28. | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 1 |
29. | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен | 1 |
30. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 |
31. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 |
32. | Мир музыкального театра ВПМ Песня на войне | 1 |
33. | Образы киномузыки. Проверочная работа | 1 |
34. | ВПМ Бардовская песня | 1 |
35. | ВПМ Заключительный урок-концерт | 1 |
| | 35 |