СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Рабочая программа по музыке 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

на  основе  авторской  : «Музыка» 5-7 классы, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2017г., рабочей программы «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2017г.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Рабочая программа по музыке 5 класс»


Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 29









Рабочая программа


по музыке


( 5 классы – 35 часов )











Учитель музыки: Пакулина И.П.


(первая квалификационная категория)



















г. Калининград


2019

Рабочая программа по музыке для 5 класса


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

специфику музыки как вида искусства;

значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

основные формы музыки;

характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить обучающимся 5 класса возможность:

понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах);

передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.

Планируемые результаты освоения программы обучающимися (личностные, метапредметные, предметные)

  • В основе программы лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

  • Основными видами музыкальной деятельности школьников являются: Пение, слушание музыки, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизация музыкальных произведений

  • Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в результате освоения учебного предмета «Музыка»:

  • - чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знания культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • - компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • -коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • - участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • - признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • - принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • - эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности обучающихся:

  • - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • - умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • умения устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловые чтение текстов различных стилей и жанров;

  • - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующем уровне общего образования и отражают:

  • сформированности основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированности потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированности мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицировании, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:

формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса вмузыкальному искусству и музыкальной деятельности;

знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;

общие представление о интонационно-образной основе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям



  1. Содержание учебного предмета, курса



Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Му­зыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкаль­ная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориенти­рованы на сохранение преемственности с курсом музыки в на­чальной школе.

Тема 1-го полугодия:  “Музыка и литература” (16часов)

Тема первого полугодия развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирование и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема  2-го  полугодия:  “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Тема второго полугодия: строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.  

   Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора, который способствует  обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у обучающихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.



График прохождения учебной программы по четвертям



Четверть

I

II

III

IV


Раздел программы

Музыка и литература

Музыка и литература

Музыка и изобразительное искусство


Музыка и изобразительное искусство


№ уроков

1 - 16

17 - 35



  1. Тематическое планирование



№ п/п

Учебно-тематический план

5 класс

Разделы и темы,

включая внутрипредметный модуль «Я- солист » 10 часов

Кол-во часов

1.

Что роднит музыку с литературой.

1

2.

Вокальная музыка. Песня.

1

3.

Вокальная музыка. Романс

1

4.

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

5.

Фольклор в музыке русских композиторов. 1.ВПМ «Музейные уроки» «Калининградский областной дом народного творчества»

1

6.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

7.

Вторая жизнь песни

1

8.

Вторая жизнь песни

1

9.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1

10.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

11.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

12.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. ВПМ Введение. Лад: мажор – минор.

1

13.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. 3. ВПМ Темп: быстро - медленно.

1

14.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

15.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. 4. ВПМ Динамика: громко – тихо.

1

16.

Мир композитора.

ВПМ Жанры: песня, танец, марш.

1

17.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

18.

Небесное и земное в звуках и красках.

1

19.

Звать через прошлое к настоящему

ВПМ Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.

1

20.

Звать через прошлое к настоящему

1

21.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

22.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

ВПМ Формы песни: запев, куплет, припев, кода.

1

23.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

24.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. 5. ВПМ Типы голосов.

1

25.

Волшебная палочка дирижера.

ВПМ Типы дыхания.

1

26.

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

1

27.

Застывшая музыка.

1

28.

Полифония в музыке и живописи.

1

29.

Музыка на мольберте.

1

30.

Импрессионизм в музыке и живописи.


1

31.

О подвигах, о доблести и славе...

1

32.

В каждой мимолетности вижу я миры

1

33.

Мир композитора. С веком наравне.

1

34.

ВПМ Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания

1

35.

Заключительный урок – обобщение

.ВПМ Единство художественного и технического

1



35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!