Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Радищевская сш № 1 имени Героя Советского союза Д. П. Полынкина»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОЕКТ
«НАША ПОМОЩЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»
Разработала:
Зиновьева Татьяна Викторовна
Учитель I квалификационной категории
Р.п. Радищево
2020 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….…3
Основная часть…………………………………………………………..4
Список используемых источников……………………………………..14
Приложения………………………………………………………………15
Введение
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
А. Яшин
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому, активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Большой вклад в разработку проблемы экологического воспитания внесли такие педагоги, как П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, А.М. Голеева, А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др.
Основная часть
Актуальность
Идея проекта «Помогите птицам зимой» была предложена Районным центром детского творчества. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, то она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимние холода выживают только две. Поэтому им необходима помощь. Ребята решили спасти от гибели как можно больше птиц и стали думать, как им помочь? Сразу же появилась и цель нашего проекта.
Тема: “Наша помощь птицам зимой”.
Участники: педагог, музыкальный руководитель, ученики 2 класса и их родители.
Название и форма итогового мероприятия: участие в областной экологической акции «Помогите птицам зимой»
Проблема: как мы, можем помочь птицам пережить зиму.
Цель: расширение и обогащение знаний воспитанников о зимующих птицах.
Задачи:
- расширять знания о птицах, зимующих на Камчатке;
- изучить птиц, посещающих кормушки: их повадки, и особенности питания;
- провести наблюдения: чем питаются птицы и что влияет на посещаемость ими кормушек;
- развивать любознательность;
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;
- привлечь родителей к процессу изготовления кормушек и подкормки птиц.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный (с 01.11.2016 г. по 20.03.2017 г.)
Прогнозируемые результаты:
Дети:
- сформированы элементарные представления о зимующих птицах нашего края, их повадках и особенностях питания;
- дети любознательны и проявляют интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;
- проявляют заботу о птицах в трудный зимний период.
Родители:
- активное участие родителей в реализации проекта;
Педагоги:
- ведут активную работу по экологическому воспитанию детей;
- используют различные формы и методы работы, интеграцию образовательных областей;
- распространяют и обобщают опыт.
Использованные в работе педагогические технологии:
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- обучение в сотрудничестве;
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- ИКТ.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
- обсуждение целей и задач воспитателем, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический):
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
- продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный:
- презентация проекта;
- оформление отчёта «Полевой дневник наблюдений».
Планирование проектной деятельности.
1 этап: Построение плана исследования и определение источников информации.
Основопологающий вопрос | Как живется птицам зимой? |
Триада проблемных вопросов | Почему птицы остаются зимовать? | 2. Будут ли птицы пользоваться помощью человека? | 3. Влияет ли правильная подкормка на видовой состав птиц, прилетающих к кормушкам? |
Учебные вопросы | - Какие птицы остаются зимовать? - Почему им не страшны морозы? - Какие птицы зимуют в нашей местности? | - Почему птицы зимой прилетают ближе к жилью человека? - Какую помощь люди оказывают зимой? - Из чего можно сделать кормушку? | - Как правильно подкармливать птиц зимой? - Как мы заботимся о птицах зимой? |
Мероприятия, направленные на реализацию подготовительного этапа проекта «Наша помощь птицам зимой».
№ | Мероприятия | Ответственные |
1. | Изучение интереса детей, родителей для определения целей проекта. | воспитатель |
2. | Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников проекта | воспитатель родители |
3. | Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта: иллюстрации, картины, пособия, дидактические игры, материалы для творческой и деятельности детей и взрослых (Приложение 9 | воспитатель родители |
4. | Посещение краеведческого музея | воспитатель, специалисты |
5. | Разработка перспективного плана реализации проекта | воспитатель |
6. | Работа с родителями: анкетирование (Приложение 7); оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья»; консультация для родителей «Чем нельзя подкармливать птиц» (Приложение 8); выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!» | воспитатель |
В ходе проекта
- подобрали книги о птицах;
- создали дневник наблюдения о птицах у кормушек и поместили его в уголок природы;
- приобрели плакат с изображением птиц (Приложение 9);
- изготовили и поместили макет кормушки в уголок природы (Приложение 9);
- подобрали трафареты птиц для свободного рисования (Приложение 9);
- приобрели аудиодиск с записью пения птиц (Приложение 9);
- создали картотеку подвижных игр, считалок.
2 этап. Основной (практический)
Мероприятия, направленные на реализацию основного этапа проекта «Наша помощь птицам зимой».
№ | Виды деятельности | Содержание | Участники проекта |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Игровая |
Дидактические игры (Приложение 1) Игра-диалог Сюжетно – ролевая игра Театрализованное представление | «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «В мире животных», «Гнездо, улей, нора», «Сосчитай птиц», «Меню для птиц», «Перышки», «Времена года» Цель: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности. «Чем питаются зимующие птицы?» Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление. «Мы юные экологи» Цель: формировать общие представления о птицах. «Как сорока клеста судила» Цель: развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь. | Воспитатель, воспитанники |
Коммуникативная |
Тематическое занятие Беседы на тему Составление творческих рассказов на тему Ситуативный разговор | «Зимующие птицы» Цель: закрепление знаний о зимующих птицах в наших краях. «Птицы зимой», «Забота о зимующих птицах» Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. «Расскажи, как вы делали кормушку» Цель: развивать связную речь, совершенствовать умение составлять рассказ-описание. «Что мы знаем о птицах?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?» «Жалобная книга птиц» Цель: повторить основные правила поведения на природе, дать представления об особенностях образа жизни птиц в зимний период. | Воспитатель, воспитанники Воспитатель, воспитанники, родители Воспитатель, воспитанники |
Двигательная |
Физкультминутки Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика Подвижные игры (Приложение 2) | «Скачет шустрая синица», «Снегири», «Про птиц» Цель: способствовать оздоровлению детей через смену деятельности. «Птичка полетела вверх» Цель: снятие зрительного напряжения. «Маленькие птички» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений рук. «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Стайка» Цель: развивать ритмическую и выразительную речь, координацию движений; учить выполнять двигательные задания, стремиться к достижению цели; активизировать словарь по теме «Птицы»; | Воспитатель, воспитанники |
Изобразительная |
Выставка детских рисунков Рисование (Приложение 3) Аппликация (Приложение 3) Лепка (Приложение 3) | «Птицы зимой» Цель: учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество. «Снегирь» Цель: закреплять умение вырезать части предмета разной формы, составлять из них изображение. «Наши пернатые друзья» Цель: учить передавать образ птиц в лепке, развивать мелкую моторику. | Воспитатель, воспитанники |
Познавательно-исследовательская |
Заготовка корма для птиц Ведение дневника наблюдений за птицами (Приложение 4) Посещение городской выставки в краеведческом музее Создание картотеки считалок о птицах (Приложение 2) Создание книги (Приложение 10) | «Птичья столовая» Цель: дать знания о том, как правильно кормить птиц, какой корм они больше всего любят, а что ни в коем случае нельзя давать птицам. « Дневник наблюдений за птицами у кормушек» Цель: наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц. «Птицы нашего края» Цель: формировать на основе экологических знаний бережное и созидательное отношение у дошкольников к миру птиц. «Считалочка» Цель: развитие логического мышления, памяти, речи. «Птицы нашего края» Цель: развивать умение находить нужную информацию из разных источников, воспитывать бережное отношение к птицам. | Воспитатель, Воспитанники, родители Воспитатель, воспитанники Воспитатель, Воспитанники, родители Воспитатель, воспитанники Воспитатель, воспитанники, родители |
Музыкальная |
Слушание музыки | «Песня птички», «Песнь жаворонка» П. Чаковский, «Мы хотим, что бы птицы пели», «В мире животных», «Птицы мои птицы», «Пляска птиц» (из оперы «Снегурочка») Н. Римского-Корсакова Цель: обогащать впечатления детей, способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, словарного запаса. | Воспитатель, воспитанники, музыкальный руководитель |
Восприятие художественной литературы |
Пословицы и поговорки, потешки, загадки Чтение рассказов, стихов и заучивание стихотворения наизусть | Русский фольклор. В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц». «Покормите птиц зимой!» А. Яшин Цель: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно. | Воспитатель, воспитанники |
Конструирование |
Изготовление кормушек (Приложение 5) Оригами Конструирование из природного материала (Приложение 6) | «Столовая для птиц» Цель: формировать заботливое отношение к птицам. «Зимующие птицы» Цель: учить делать поделку из бумаги путем складывания, стремиться к достижению результата, активизировать познавательные способности, воспитывать доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь. «Птицы» Цель: учить делать поделку, состоящую из природного материала, объединяя его для достижения результата, развивать воображение творчество, воспитывать доброе отношение к объектам живой природы. | Воспитатель, воспитанники, родители Воспитатель, воспитанники Воспитатель, воспитанники |
3 этап. Заключительный
- отчет «Полевой дневник наблюдений»;
- участие в акции (конкурсе) «Покормите птиц - 2017»;
- презентация проекта на неделе педагогического мастерства, проводимой в учреждении.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта «Наша помощь птицам зимой» у детей обогатились знания о зимующих птицах нашего края, их повадках и особенностях питания. Воспитанники узнали, что у большинства видов птиц любимый корм нежареные подсолнечные семечки. Наблюдая за птицами у кормушек, сделали вывод, что каждому виду птиц нравится определенная кормушка. Заметили, что чем больше кормушка, тем крупнее птицы будут прилетать. Поняли, что для привлечения разных птиц, нужен разнообразный корм.
Дети всегда с большим удовольствием принимали участие в подкормке и с интересом наблюдали за птицами, которые прилетели к нам в гости за угощением. Я надеюсь, мои воспитанники всегда будут помнить, как трудно птицам зимой и будут помогать им.
Птицы - наши друзья! Теперь им не страшны холода и морозы, ведь мы всегда сможем прийти на помощь братьям нашим меньшим.
Список использованных источников:
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. –М:ЦГЛ, 2005. – 246с.
Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М: Мозаика – Синтез, 2006. – 144с.
Знакомство дошкольников с биоразнообразием Камчатки: методическое пособие по экологическому образованию детей дошкольного возраста/ сост. Е.А. Бурдун, А.И. Волков. – Петропавловск-Камчатский: изд-во КИПКПК, 2009.- 113с.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
15