СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проект «наша помощь птицам зимой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: “Наша помощь птицам зимой”.

Участники: педагог, музыкальный руководитель, ученики 2 класса и их родители.

Название и форма итогового мероприятия:  участие в областной экологической акции «Помогите птицам зимой»

Проблема: как мы, можем помочь птицам пережить зиму.

Цель: расширение и обогащение знаний воспитанников о зимующих птицах.

Задачи:

- расширять знания  о птицах, зимующих на Камчатке;

- изучить птиц, посещающих кормушки: их повадки, и особенности питания;

- провести наблюдения: чем питаются птицы и что влияет на посещаемость ими кормушек;

- развивать любознательность;

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;

- привлечь родителей к процессу изготовления кормушек и подкормки птиц.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проект «наша помощь птицам зимой»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Радищевская сш № 1 имени Героя Советского союза Д. П. Полынкина»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОЕКТ

«НАША ПОМОЩЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»










Разработала:

Зиновьева Татьяна Викторовна

Учитель I квалификационной категории







Р.п. Радищево

2020 г.

Содержание



Введение……………………………………………………………….…3

Основная часть…………………………………………………………..4

Список используемых источников……………………………………..14

Приложения………………………………………………………………15































Введение

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

А. Яшин

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому, активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Большой вклад в разработку проблемы экологического воспитания внесли такие педагоги, как П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, А.М. Голеева, А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др.

Основная часть

Актуальность

Идея проекта «Помогите птицам зимой» была предложена Районным центром детского творчества. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, то она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимние холода выживают только две. Поэтому им необходима помощь. Ребята решили спасти от гибели как можно больше птиц и стали думать, как им помочь? Сразу же появилась и цель нашего проекта.



Тема: “Наша помощь птицам зимой”.

Участники: педагог, музыкальный руководитель, ученики 2 класса и их родители.

Название и форма итогового мероприятия: участие в областной экологической акции «Помогите птицам зимой»

Проблема: как мы, можем помочь птицам пережить зиму.

Цель: расширение и обогащение знаний воспитанников о зимующих птицах.

Задачи:

- расширять знания о птицах, зимующих на Камчатке;

- изучить птиц, посещающих кормушки: их повадки, и особенности питания;

- провести наблюдения: чем питаются птицы и что влияет на посещаемость ими кормушек;

- развивать любознательность;

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;

- привлечь родителей к процессу изготовления кормушек и подкормки птиц.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Срок реализации проекта: долгосрочный (с 01.11.2016 г. по 20.03.2017 г.)

Прогнозируемые результаты:

Дети:

- сформированы элементарные представления о зимующих птицах нашего края, их повадках и особенностях питания;

- дети любознательны и проявляют интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;

- проявляют заботу о птицах в трудный зимний период.

Родители:

- активное участие родителей в реализации проекта;

Педагоги:

- ведут активную работу по экологическому воспитанию детей;

- используют различные формы и методы работы, интеграцию образовательных областей;

- распространяют и обобщают опыт.




Использованные в работе педагогические технологии:

- развивающего обучения;

- проблемного обучения;

- обучение в сотрудничестве;

- игровые;

- здоровьесберегающие;

- ИКТ.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный:

- обсуждение целей и задач воспитателем, детьми, родителями;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический):

- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;

- продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный:

- презентация проекта;

- оформление отчёта «Полевой дневник наблюдений».

Планирование проектной деятельности.

1 этап: Построение плана исследования и определение источников информации.

Основопологающий вопрос

Как живется птицам зимой?

Триада проблемных вопросов

  1. Почему птицы остаются зимовать?

2. Будут ли птицы пользоваться помощью человека?

3. Влияет ли правильная подкормка на видовой состав птиц, прилетающих к кормушкам?

Учебные вопросы

- Какие птицы остаются зимовать?

- Почему им не страшны морозы?

- Какие птицы зимуют в нашей местности?

- Почему птицы зимой прилетают ближе к жилью человека?

- Какую помощь люди оказывают зимой?

- Из чего можно сделать кормушку?

- Как правильно подкармливать птиц зимой?

- Как мы заботимся о птицах зимой?



Мероприятия, направленные на реализацию подготовительного этапа проекта «Наша помощь птицам зимой».

Мероприятия

Ответственные

1.

Изучение интереса детей, родителей для определения целей проекта.

воспитатель

2.

Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников проекта

воспитатель

родители

3.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта: иллюстрации, картины, пособия, дидактические игры, материалы для творческой и деятельности детей и взрослых (Приложение 9

воспитатель

родители

4.

Посещение краеведческого музея

воспитатель, специалисты

5.

Разработка перспективного плана реализации проекта

воспитатель

6.

Работа с родителями:

  • анкетирование (Приложение 7);

  • оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья»;

  • консультация для родителей «Чем нельзя подкармливать птиц» (Приложение 8);

  • выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»


воспитатель



В ходе проекта

- подобрали книги о птицах;

- создали дневник наблюдения о птицах у кормушек и поместили его в уголок природы;

- приобрели плакат с изображением птиц (Приложение 9);

- изготовили и поместили макет кормушки в уголок природы (Приложение 9);

- подобрали трафареты птиц для свободного рисования (Приложение 9);

- приобрели аудиодиск с записью пения птиц (Приложение 9);

- создали картотеку подвижных игр, считалок.



2 этап. Основной (практический)

Мероприятия, направленные на реализацию основного этапа проекта «Наша помощь птицам зимой».

Виды деятельности


Содержание


Участники проекта

1

























2

























3
























4
















5





























6













7
















8




Игровая

Дидактические игры

(Приложение 1)










Игра-диалог






Сюжетно – ролевая игра




Театрализованное представление


«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «В мире животных», «Гнездо, улей, нора», «Сосчитай птиц», «Меню для птиц», «Перышки»,

«Времена года»

Цель: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.


«Чем питаются зимующие птицы?»

Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.


«Мы юные экологи»

Цель: формировать общие представления о птицах.


«Как сорока клеста судила»

Цель: развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь.


Воспитатель,

воспитанники

Коммуникативная


Тематическое занятие





Беседы на тему







Составление творческих рассказов на тему






Ситуативный разговор



«Зимующие птицы»

Цель: закрепление знаний о зимующих птицах в наших краях.


«Птицы зимой», «Забота о зимующих птицах»

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.



«Расскажи, как вы делали кормушку»

Цель: развивать связную речь, совершенствовать умение составлять рассказ-описание.



«Что мы знаем о птицах?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?» «Жалобная книга птиц»

Цель: повторить основные правила поведения на природе, дать представления об особенностях образа жизни птиц в зимний период.

Воспитатель,

воспитанники











Воспитатель,

воспитанники,

родители





Воспитатель,

воспитанники

Двигательная


Физкультминутки






Гимнастика для глаз




Пальчиковая гимнастика





Подвижные игры

(Приложение 2)

«Скачет шустрая синица», «Снегири», «Про птиц»

Цель: способствовать оздоровлению детей через смену деятельности.


«Птичка полетела вверх»

Цель: снятие зрительного напряжения.


«Маленькие птички»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений рук.


«Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Стайка»

Цель: развивать ритмическую и выразительную речь, координацию движений; учить выполнять двигательные задания, стремиться к достижению цели; активизировать словарь по теме «Птицы»;


Воспитатель,

воспитанники

Изобразительная


Выставка детских рисунков

Рисование

(Приложение 3)



Аппликация

(Приложение 3)






Лепка

(Приложение 3)



«Птицы зимой»

Цель: учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество.


«Снегирь»

Цель: закреплять умение вырезать части предмета разной формы, составлять из них изображение.


«Наши пернатые друзья»

Цель: учить передавать образ птиц в лепке, развивать мелкую моторику.


Воспитатель,

воспитанники

Познавательно-исследовательская


Заготовка корма для птиц







Ведение дневника наблюдений за птицами

(Приложение 4)






Посещение городской выставки в краеведческом музее




Создание картотеки считалок о птицах

(Приложение 2)



Создание книги

(Приложение 10)



«Птичья столовая»

Цель: дать знания о том, как правильно кормить птиц, какой корм они больше всего любят, а что ни в коем случае нельзя давать птицам.


« Дневник наблюдений за птицами у кормушек»

Цель: наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.


«Птицы нашего края»

Цель: формировать на основе экологических знаний бережное и созидательное отношение у дошкольников к миру птиц.


«Считалочка»

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.


«Птицы нашего края»

Цель: развивать умение находить нужную информацию из разных источников, воспитывать бережное отношение к птицам.


Воспитатель,

Воспитанники,

родители





Воспитатель,

воспитанники







Воспитатель,

Воспитанники,

родители




Воспитатель,

воспитанники



Воспитатель,

воспитанники,

родители


Музыкальная


Слушание музыки

«Песня птички», «Песнь жаворонка» П. Чаковский, «Мы хотим, что бы птицы пели», «В мире животных», «Птицы мои птицы», «Пляска птиц» (из оперы «Снегурочка») Н. Римского-Корсакова

Цель: обогащать впечатления детей, способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, словарного запаса.


Воспитатель, воспитанники,

музыкальный руководитель


Восприятие художественной литературы


Пословицы и поговорки, потешки, загадки


Чтение рассказов, стихов и заучивание стихотворения наизусть





Русский фольклор.



В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц».

«Покормите птиц зимой!» А. Яшин

Цель: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно.



Воспитатель, воспитанники


Конструирование


Изготовление кормушек

(Приложение 5)




Оригами











Конструирование из природного материала

(Приложение 6)

«Столовая для птиц»

Цель: формировать заботливое отношение к птицам.


«Зимующие птицы»

Цель: учить делать поделку из бумаги путем складывания, стремиться к достижению результата, активизировать познавательные способности, воспитывать доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь.



«Птицы»

Цель: учить делать поделку, состоящую из природного материала, объединяя его для достижения результата, развивать воображение творчество, воспитывать доброе отношение к объектам живой природы.

Воспитатель, воспитанники,

родители


Воспитатель, воспитанники










Воспитатель, воспитанники



3 этап. Заключительный

- отчет «Полевой дневник наблюдений»;

- участие в акции (конкурсе) «Покормите птиц - 2017»;

- презентация проекта на неделе педагогического мастерства, проводимой в учреждении.

Итоги проекта:

В ходе реализации проекта «Наша помощь птицам зимой» у детей обогатились знания о зимующих птицах нашего края, их повадках и особенностях питания. Воспитанники узнали, что у большинства видов птиц любимый корм нежареные подсолнечные семечки. Наблюдая за птицами у кормушек, сделали вывод, что каждому виду птиц нравится определенная кормушка. Заметили, что чем больше кормушка, тем крупнее птицы будут прилетать. Поняли, что для привлечения разных птиц, нужен разнообразный корм.

Дети всегда с большим удовольствием принимали участие в подкормке и с интересом наблюдали за птицами, которые прилетели к нам в гости за угощением. Я надеюсь, мои воспитанники всегда будут помнить, как трудно птицам зимой и будут помогать им.

Птицы - наши друзья! Теперь им не страшны холода и морозы, ведь мы всегда сможем прийти на помощь братьям нашим меньшим.







Список использованных источников:

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. –М:ЦГЛ, 2005. – 246с.

Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М: Мозаика – Синтез, 2006. – 144с.

Знакомство дошкольников с биоразнообразием Камчатки: методическое пособие по экологическому образованию детей дошкольного возраста/ сост. Е.А. Бурдун, А.И. Волков. – Петропавловск-Камчатский: изд-во КИПКПК, 2009.- 113с.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

























15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!