СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: «Физические диктанты 7-8 класс»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме: «Физические диктанты 7-8 класс»                                       

Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля и относятся к  письменным методам проверки знаний и умений учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Физические диктанты 7-8 класс»»

Пшегалинская Наталья Васильевна, учитель физики

Методическая разработка по теме: «Физические диктанты 7-8 класс»

Физические диктанты являются одной из форм текущего контроля и относятся к  письменным методам проверки знаний и умений учащихся. Можно сказать, что в практике работы общеобразовательной школы они применяются не одно десятилетие и в работах известных методистов-физиков этой форме организации самостоятельной работы учащихся уделяется достаточное внимание. Однако необходимо отметить, что в настоящее время в школьном образовании произошел перенос акцента на результаты обучения, следствием чего парадигма знаний сменилась на компетентность, а подходы к разработке физических диктантов и к методике их применения практически не изменились. В связи с этим актуальным является поиск новых форм представления и применения этого вида учебной деятельности учащихся в современных условиях обучения. Анализ применения физических диктантов в школьной практике показывает, что в большинстве случаев, как в форме промежуточных, так и итоговых диктантов, все они носят обобщающий характер. При этом отмечается, что диктанты дают возможность не только провести обобщение изученного, но выявить умения школьников применять знания в учебной практике при решении задач, выполнении эксперимента. Применяя современные средства, можно  создать комфортные условия для каждого ученика на уроке, используя индивидуальный темп написания работы. К тому же при правильной организации подготовки учащихся к такой форме работы формируются умения выделять главное в учебном материале, происходит повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний. Диктант является одной из многих  форм проверки знаний и умений, а в зависимости от цели проверки и места ее в учебном процессе, от методов и средств, с помощью которых проводится проверка, она может выполнять различные функции: ориентирующую,  диагностирую­щую, обучающую, воспитательную, развивающую и контроли­рующую. В настоящее время происходит процесс перехода школы на новые государственные образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования. Реализация этого подхода должна обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. При этом важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих развитие у учащихся компетенции «научить учиться». Это, в первую очередь, связано с усилением мотивации обучения, расширением познавательной самостоятельности обучающихся, формированием у них способностей самостоятельно приобретать и усваивать новые знания. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как необходимое условие развитию их способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Положительным в этом виде работы является ито, что одновременно проверяется усвоение учебного материала всеми учащимися класса.

Внедрение физических диктантов обеспечивает так называемую обратную связь, то есть проверку, насколько учащиеся усвоили основное содержание материала, который изучается: формулировку аксиом и выводов, формулы

и зависимости между физическими величинами, единицы измерения; как они умеют решать устные задачи.

Ниже я привожу вопросы к теме «Тепловые явления» (8 класс),

« Механическое движе6ние. Равномерное и неравномерное движение(7 класс),

а также ответы, которые должны дать учащиеся. Вопросы подобраны так, чтобы учащийся мог дать ответ несколькими словами.

Желательно, чтобы учащиеся писали диктанты в тетрадях для контрольных работ. Если диктант дается с целью закрепления знаний, то проверить его необходимо на этом же уроке. Проанализировав ответы учащихся, учитель формулирует правильный ответ, а учащиеся проверяют свои ответы. В некоторых случаях рационально проводить взаимоконтроль, но после этого проверяет еще и учитель.

Физические диктанты можно применять при тематической аттестации учащихся, комбинируя вопросы разных диктантов.

Отдельные вопросы из физических диктантов можно использовать для

работы с учебником (поиск ответов на вопросы в тексте параграфов).

Диктанты по теме «Тепловые явления»

1. Виды теплопередачи.

1. На каком способе теплопередачи основано водяное отопление?

Ответы:

1. Теплопроводности. 2. Конвекции. 3. Излучении

2.Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух, находящийся между ними, обладает…… теплопроводностью?

Ответы:

1. Хорошей 2. Плохой

3. Какие вещества имеют наибольшую теплопроводность?

Ответы:

1. Бумага 2.Солома. 3. Серебро. 4.Чугун

4. . Какие вещества имеют наименьшую теплопроводность?

Ответы:

1. Бумага 2.Солома. 3. Серебро. 4.Чугун



5. В какой цвет окрашивают наружные поверхности самолетов, искусственных спутников Земли, воздушных шаров, чтобы избежать их перегрева?

Ответы:

1. В светлый, серебристый. 2. В темный.

6. В каком из перечисленных тел теплопередача происходит главным образом путем теплопроводности?

Ответы:

1. Воздух 2. Кирпич 3. Вода

7.Изменится ли температура тела, если оно больше поглощает энергии излучения, чем испускает?

Ответы:

1. Тело нагревается 2. Тело охлаждается 3. Температура тела не изменится

8.Можно ли предсказать, какое направление будет иметь ветер на берегу моря в жаркий летний день?

Ответы:

1.Нельзя 2. С моря на сушу 3. С суши на море 4. Днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.

9. В каком чайнике быстрее остынет вода: в чистом белом или закопченном?

Ответы:

1. Одинаково 2. В закопченном 3. В чистом белом

10. В каких телах теплопередача происходит путем конвекции?

Ответы:

  1. В воде 2. В песке 3. В воздухе

2. Способы передачи тепла.

1. Имеют два тела; одно при температуре -5°С, второе при -10°С. От какого тела к какому энергия

может перейти способом теплопередачи?

2. На ощупь одно из двух тел, имеющих температуру 20°С, кажется холоднее. Какое из двух тел имеет лучшую теплопроводность?

3. Кирпич кажется на ощупь теплее, чем мрамор при той же температуре. Какой материал имеет лучшие теплоизоляционные свойства?

4. У газов теплопроводность очень плохая. Как этоможно объяснить на основе знаний о расположении молекул?

5. Возможна ли в вакууме передача тепла теплопроводностью?

6. Почему вата, мех, пух, шерсть — плохие проводники тепла?

7. Как называется вид теплопередачи, когда энергия переносится потоками жидкости или газа?

8. Происходит ли конвекция в твердых телах? Почему?

9. Возможно ли в вакууме распространение тепла путем конвекции?

10. Чем отличается передача тепла. Излучением отпередачи тепла конвекцией и теплопроводностью?

11. Как зависит охлаждение тел излучением от цвета их поверхности?

12. Объяснить на основе молекулярных представлений, в чем состоит отличие между тремя способами передачи тепла от одних тел к другим.

13. Приведите примеры применения конвекции втехнике?

Ответы:

1. От первого ко второму.

2. То, которое кажется холоднее,

3. Кирпич.

4. У газов молекулы расположены далеко друг от друга.

5. Невозможно.

6. Они между волокнами содержат воздух, а он — плохой проводник тепла.

7. Конвекция.

8. В твердых телах молекулы не могут свободноперемещаться.

9. Нет.

10. Она может происходить в полном вакууме, т.е. при отсутствии молекул какого-либо вещества.

11. Тела с темной поверхностью охлаждаются быстрее.

12. Теплопроводность — передача тепла молекулами вещества вследствие их взаимодействия, Конвекция — перенос энергии потоками большого количества молекул вещества. Излучение — перенос энергии, происходящий вообще без вещества.

13. Тяга, центральное водяное отопление.

3. Количество теплоты.

1. Как называется физическая величина, характеризующая изменение внутренней энергии тела притеплопередаче?

2. Какая еще величина характеризует изменение внутренней энергии тела?

3. От чего зависит количество теплоты, которое передается телу при нагревании?

4. Назовите единицы измерения количества.

5. Какое количество теплоты необходимо, что нагреть 0,1 кг воды на 1°С?

6. Сколько тепла теряет 1 кг воды при охлаждении на 1°С?

7. Какой физический параметр определяет количества на 1°С?

8. Почему в качестве теплоносителя при установке отопления используют воду?

9. Удельная теплоемкость меди равна 380 Джкг0С.Что это означает?

10. На одинаковыхнагревателях нагревают по 1 кг следующих веществ;

1) масло; 2) серебро; 3) сталь; 4) спирт.

Какой график соответствует процессу нагревания каждого из этих веществ?

Ответы:

1. Количество теплоты.

2. Механическая работа, которую совершает тело, или которую совершают над телом.

3. От свойств вещества, от массы ‘тела, от величины изменения температуры.

4. Дж, кДж, кал, ккал.

5. 420 Дж.

6. 42 Дж

7. Удельная теплоемкость.

8. Благодаря большой удельной теплоемкости.

9. Это означает, что для нагревания 1 кг меди на10С необходимо 380 Дж тепла.

10. 1) серебро, 2) сталь, 3) масло, 4) спирт.

4. Расчет количества теплоты.

1. Запишите формулу, по которой вычисляют количество теплоты при нагревании тела.

2. Запишите формулу для вычисления удельной теплоемкости вещества.

3. три тела одинаковой массы и температуры – из латуни, чугуна, и свинца погрузили в горячую воду:

а) до одинаковой ли температуры нагрелись тела;

6) равное ли количество теплоты передала им приостывании вода;

в) одинаково ли изменилась внутренняя энергия каждого тела?

4. Как вычислить изменение внутренней энергии тела?

5. Можно ли вычислить изменение внутренней энергии тела, если известна его удельная теплоемкость, масса и что тело нагрели до 20°С?

6. Какой физический параметр определяет количество теплоты, выделяющееся при сгорании 1 кг

вещества?

7. Запишите в виде формулы правило: чтобы рассчитать количество теплоты, которое выделяется при сгорании топлива, нужно удельную теплоту сгораниятоплива умножить на массу сгоревшего топлива.

8. Что устанавливает закон сохранения и превращения энергии?

Ответы:

1. Q=cm (t2-t1)

2. с=Q/m (t2-t1)

3.а) да; б) нет; в) нет.

4.Q=cm (t2-t1)

5.Нет, т.к. неизвестна начальная температура.

6. Удельная теплота сгорания.

7. Q=qm.

8. Энергия никуда не исчезает и не возникает из ничего, она только превращается из одного вида вдругой или переходит от одного тела к другому.

5. Плавление и отвердевание тел.

1. Какой физической величиной определяется состояние тала?

2. Если температура тела не изменяется, а тело из твердого состояния вжидкое, то, как изменилась его внутренняя энергия? .

3. Какие тела в физике называют твердыми?

4. Как называют температуру, при которой телоотвердевает?

5. По графику определите, при какой температуре начали нагревать тело и какова его температура

плавления.

6. При какой температуре нарушается порядок врасположении молекул в кристаллах?

7. Какое тело имеет меньшую внутреннюю энергию: 1 кг воды при 0°С или 1 кг льда при этой же температуре?

8. Возможно ли такое явление: физическое телопередает окружающей среде некоторое количествотеплоты, но при этом не охлаждается?

9. Одинаковый ли физический смысл имеют выражения «Телу передают некоторое количество теплоты» и «тело нагревают»?

10. На сколько больше внутренняя энергия тела массой 1 кг при температуре плавления в жидком состоянии от внутренней энергии этого же тела приэтой же температуре з твердом состоянии?

11. Напишите формулу для расчета уменьшения внутренней энергии тела в процессе отвердевания при постоянной температуре.

12. Изменится ли общая кинетическая энергия молекул тела, если при плавлении к нему подводится некоторое количество теплоты? Изменяется ли при этом внутренняя энергия тела?

Ответы:

1. Энергией.

2. Увеличится.

3. Те, которые имеют кристаллическое строение.

4. Температурой плавления (кристаллизации).

5. 40°, 660°С.

6. При температуре плавления.

7. У льда меньше, чем у воды.

8. Возможно. Тело отвердевает.

9. Неодинаковый. Передача теплоты телу не повышает температуру.

10. На величину удельной теплоты плавления.

11. Q=m.

12. Общая кинетическая энергия молекул не изменяется, внутренняя энергия тела увеличивается (за счет увеличения общей потенциальной энергии молекул)

6. Парообразование и конденсация.

1. Какая зависимость между температурой тела и скоростью движения молекул?

2. Как называется процесс перехода молекул жидкости в пар?

3. Перечислитепричины от которых зависит скорость испарения жидкости?

4 Как изменяется внутренняя энергия испаряющейся жидкости?

5. Под действием какой силы пузырек воздуха, наполненный паром, всплывает на поверхность жидкости?

6. Какой физический параметр определяет количество теплоты, необходимое для обращения жидкого массой 1 кг в пар без изменения температуры?

7. Какая температура принята за 100°С?

8. В каком состоянии 1 кг воды имеет меньшую внутреннюю энергию; в жидком при 100°С или в газообразном при этой же температуре?

9. По графику нагревания и кипения жидкостипри нормальном атмосферном давлении, определить, какая это жидкость?

10. На что расходуется энергия, подводимая кжидкости при кипении?

11. Удельная теплота парообразования спирта равна 6-10 Дж/кг. Что это означает?

12. Чему равна энергия, выделяемая водяным паром массой 1 кг при конденсации?

13. Напишите формулу для вычисления количества теплоты, необходимого для превращения жидкости любой массы в пар при температуре кипения.

Ответы:

  1. Чем выше температура жидкости, тем больше средняя скорость движения молекул.

2. Испарением.

3. От рода жидкости, температуры жидкости, площади свободной поверхности.

4. Уменьшается.

5. Архимедова сила.

6. Удельная теплота парообразования.

7. Температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении.

8. Внутренняя энергия воды меньше, чем внутренняя энергия пара.

9. Эфир.

10. На образование пара.

11. Для превращения спирта массой 1 кг в пар при температуре кипения потребуется 6* 10° Дж энергии.

12. 2,3*10 Дж/Кг.

13. Q=Lm.

7 класс

1.Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

Диктант проводится с целью повторения основных понятий темы, проверки умения переводить единицы измерения. Состоит из 3-х вариантов, в каждом по 6 заданий. Задания зачитываются учителем, повторяются не более 3-х раз. Задания под № 6 можно записать на доске, слайде презентации. Ответы к заданиям и критерии оценивания также готовятся заранее.

  1. Что называется …

1 вариант- Механическим движением


2 вариант -Равномерным движением


3 вариант- Неравномерным движением


  1. Какие величины необходимы для вычисления…

1 вариант- Скорости тела


2 вариант- Времени движения


3 вариант- Пройденного пути


  1. Запишите формулу для определения…

1 вариант- Пройденного пути


2 вариант- Времени движения


3 вариант- Скорости


  1. Назовите единицы измерения…

1 вариант- Времени


2 вариант- Пути


3 вариант- Скорости


  1. Какими буквами обозначаются…

1 вариант - Путь


2 вариант - Скорость


3 вариант- Время


  1. Выразите скорость …

1 вариант- 5,4 км/ч в м/с, 15 м/с в км/ч



2 вариант- 7,2 км/ч в м/с, 5 м/с в км/ч



3вариант - 54 км/ч в м/с, 20 м/с в км/ч



II. Диктант с выбором ответа:

Вариант 1


  1. Изменение положение тела относительно другого тела с течением времени называют…..

Ответы:

  1. Пройденным путем 2. Траекторией 3.Механическим движением

  2. Движение при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковы расстояния, называют… ?

Ответы:

  1. Механическим 2. Равномерным 3. Неравномерным

3.Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся вагоне, покоится?

Ответы:

1. Вагона 2. Земли 3.Других пассажиров, сидящих в вагоне

4. Колес вагона

4.Пассажирский поезд за каждые 0,5 часа проходит расстояние 60 км, за 15 мин-30 км, за 1 мин- 2км и т. д. Какое это движение?

Ответы:

  1. Неравномерное 2. Равномерное 3. Равномерное на некоторых участках пути.



Вариант 2

1. Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся вагоне, находится в состоянии покоя?

А. земля
Б. вагон
В. колеса вагона

2. Какое из перечисленных движений равномерное?

А. движение Земли вокруг своей оси
Б. движение маятника в часах
В. движение автомобиля при торможении

3. Как называют линию, которую описывает тело при своем движении?

А. прямая линия
Б. пройденный путь
В. траектория

4. Пассажирский поезд за каждые 20 мин проходит расстояние 40 км, за 10 мин — 20 км, за 1 мин — 2 км и т. д. Какое это движение?

А. неравномерное
Б. равномерное
В. равномерное на отдельных участках пути

5. Велосипедист за 20 мин проехал 6 км. С какой скоростью двигался велосипедист?

А. 30 м/с
Б. 5 м/с
В. 0,5 м/с

6. Электровоз движется со скоростью 80 км/ч. Какой путь он пройдет за 30 мин?

А. 40 км
Б. 400 км
В. 20 км

7. За какое время конькобежец, движущийся со скоростью 12 м/с, пройдет дистанцию 600 м?

А. 5 с
Б. 50 с
В. 72 с

8. Велосипедист за 10 мин проехал 2400 м, затем в течение 1 мин спускался под уклон 900 м и после этого проехал еще 1200 м за 4 мин. Вычислите среднюю скорость велосипедиста.

А. 5 м/с
Б. 18 м/с
В. 15 м/с

9. На рисунке представлен график зависимости пути равномерного движения тела от времени. Определите скорость движения тела.

А. 80 м/с
Б. 40 м/с
В. 5 м/с

10. На рисунке 49 представлен график зависимости скорости равномерного движения тела от времени. Определите путь, пройденный телом за 4 с.

А. 80 м
Б. 20 м
В. 100 м






Литература:

  1. Проверка знаний учащихся по физике 7 классы. А.В. Постников. Москва «Просвещение», 1986 г.

2.  Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя . А.В. Усова, В.П. Орехов, С.Е. Каменецкий и др.; 4-е изд., перераб.–Москва. «Просвещение», 1990г

  1. Учебник : Физика-7, автор В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Москва «Просвещение», 2016г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!