СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по дисциплине "Основы культуры профессионального общения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы культуры профессионального общения" является часть образовательной программы ПКРС в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер. исциплина входит в в ОП.00. Общепрофессиональный цикл.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по дисциплине "Основы культуры профессионального общения"»

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Димитровградский техникум профессиональных технологий

имени Героя Советского Союза М.С. Чернова»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.02 ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ



Профессия: 43.01.02 Парикмахер














г. Димитровград, 2020 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер



Рассмотрена

на заседании

предметно-цикловой комиссии (ПЦК)

Протокол заседания ПЦК

№ ______ от "_____" ___________20____г.

Председатель ПЦК

_________________________ О.Ю. Шибаева

Утверждаю

Зам.директора по учебной работе

__________ Н.И.Дьяконова

"____"___________ 20____г.







Авторы – разработчики: Рябова С.Ю.



СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13
















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.02 ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы ПКРС в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер


1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит вОП.00. Общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- соблюдать правила профессиональной этики;

- применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

- правила обслуживания населения;

- основы профессиональной этики;

- эстетику внешнего облика парикмахера;

- психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины направлена на формирование у студентов следующих общих компетенций и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции, соответствующими видам деятельности:

1. Выполнение стрижек и укладок волос.

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 1.2. Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними.

ПК 1.3. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские).

ПК 1.4. Выполнять укладки волос.

ПК 1.5. Выполнять стрижку усов, бороды, бакенбард.

ПК 1.6. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

2. Выполнение химической завивки волос.

ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 2.2. Выполнять химические завивки волос различными способами.

ПК 2.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

3. Выполнение окрашивания волос.

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 3.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.

ПК 3.3. Выполнять колорирование волос.

ПК 3.4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

4. Оформление причесок.

ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами.

ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.





1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 57 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 38 часа;

самостоятельной работы 19 часов.


1.5. Реализация образовательной программы по дисциплине ОП.02 Основы культуры профессионального общения с использованием дистанционных технологий обучения

На основании статьи Федерального закона от 08 июня 2020 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при условии возникновения отельных чрезвычайных ситуаций» (закрытие отдельной группы или всего техникума на карантин) изучение образовательной программы по дисциплине ОП.02 Основы культуры профессионального общения возможна с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а именно:

- в полном объеме при наличии у студента персонального компьютера с выходом в интернет и установленным пакетом прикладных программ Microsoft office.

- при отсутствии у студента персонального компьютера изучение программного материала возможно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в объеме 60%. Остальной объем - это выполнение практических работ по темам: Тема 1.2. Этическая культура; Тема 1.3. Этикет; Тема 1.4.

Эстетика внешнего облика парикмахера; Тема 2.1. Общение - основа человеческого бытия; Тема 2.2 Общение как взаимодействие; Тема 3.1. Темперамент; Тема 4.1.

Конфликт и его структура; Тема 4.2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

При изучении программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий возможно применение следующих электронных ресурсов и платформ:

- vkontakte

- zoom

- Электронно-библиотечная система BOOK.RU

- онлайн-тесты

- Российская электронная школа

- Якласс

- Skype

- Google Classroom и другие.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

16

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

19

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Основы культуры профессионального общения


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Деловая культура

15


Тема 1.1

Введение. Эстетическая культура.

ОК 1, 2, 4, 6

ПК 1.6, 2.3, 3.4, 4.3

Уметь: определять значение эстетической культуры в профессиональной деятельности, анализировать модные направления в прическах разных эпох.

Знать: основные категории эстетики, сущность эстетики быта.

Содержание учебного материала


2


2

Введение. Общие сведения об эстетической культуре. Сферы эстетической культуры. Эстетическое воспитание.

Тема 1.2

Этическая культура.

ОК 1, 2, 4, 6

ПК 1.6, 2.3, 3.4, 4.3

Уметь: действовать, опираясь на нормы и правила профессиональной этики.

Знать: основные категории этики, "золотое правило" нравственности, правила профессиональной этики парикмахера, особенности работы с клиентами разных возрастов.

Содержание учебного материала


1



2

Общие сведения об этической культуре. Профессиональная этика.

Практическое занятие № 1. Составление диалога с применением правил профессиональной этики в профессии парикмахер.


1


Самостоятельная работа

1. Формирование личности – доклад

2. Этика Средневековья – реферат


2


Тема 1.3

Этикет.

ОК 1, 2, 4, 6

ПК 1.6, 2.3, 3.4, 4.3

Уметь: соблюдать правила делового этикета,вести разговор с клиентом в соответствии с правилами речевого этикета, вести телефонные переговоры и деловую переписку.

Знать: виды этикета, принципы делового этикета, основные показатели культуры речи, правила проведения телефонных переговоров, требования, предъявляемые к деловой переписке.

Содержание учебного материала


2


2

Этикет как составляющая деловой культуры. Речевой этикет. Культура телефонного общения. Деловая переписка.


Практическое занятие № 2. Отработка навыков по построению взаимоотношений мастера и клиента.


2


Самостоятельная работа

1. Что такое этикет? – сообщение



2



Тема 1.4.

Эстетика внешнего облика парикмахера.


ОК 1, 2, 4, 6, 7

ПК 1.6, 2.3, 3.4, 4.3

Уметь: создать благоприятный имидж сотрудника парикмахерской.

Знать: принципы подбора гардероба деловых людей, составляющие имиджа парикмахера.

Содержание учебного материала


2


2

Составляющие имиджа. Манеры поведения, речь. Составляющие внешнего облика: прическа, макияж, аксессуары, деловой стиль костюма.Осанка, походка, жесты.

Практическое занятие № 3.Составление таблицы: подбор одежды по стилевым направлениям с использованием журналов мод.

2



Практическое занятие № 4. Составление таблицы: подбор аксессуаров к одежде.

2


Контрольная работа № 1 по теме "Этика и культура поведения".

1


Самостоятельная работа

1. Фирменная одежда парикмахера - презентация


1


Раздел 2. Основы делового общения

8


Тема 2.1.

Общение - основа человеческого бытия.

ОК 2, 6

ПК 4.3

Уметь: корректировать ошибки восприятия в деятельности, связанной с обслуживанием людей.

Знать: типы межличностного общения, его функции и виды, механизмы восприятия, типичные искажения в общении.

Содержание учебного материала


2



2

Характеристика общения. Восприятие в процессе общения. Психологические механизмы восприятия.


Практическое занятие № 5. Составление таблицы: виды и средства общения.

1


Тема 2.2

Общение как взаимодействие.


ОК 2, 6

ПК 4.1, 4.3


Уметь: построить доверительные отношения с клиентом.

Знать: формы и типы взаимодействия, способы преодоления барьеров в общении, правила и рекомендации по установлению доверительных отношений между парикмахером и клиентом.

Содержание учебного материала



2



2

Типы человеческого взаимодействия. Коммуникативная сторона общения, виды речи. Барьеры в общении. Методы развития коммуникативных способностей.

Практическое занятие № 6. Практическое использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.


1


Тема 2.3.

Деловая беседа.

ОК 3, 4

ПК 1.1, 4.3


Уметь: готовить публичное выступление.

Знать: этапы деловой беседы, рекомендации по подготовке публичного выступления, законы аргументации.

Содержание учебного материала


1


2

Закономерности и традиции деловой беседы. Аргументация, группы аргументов. Законы аргументации и убеждения.

Контрольная работа № 2 по теме "Психология общения".

1


Самостоятельная работа

1. Деловое общение в сфере профессиональной деятельности человека - доклад

2. Этика делового общения в западноевропейской культуре - сообщение


4



Раздел 3. Индивидуальные особенности личности

6


Тема 3.1.

Темперамент.


ОК 2, 4, 5, 6

ПК 2.3, 3.4, 4.3

Уметь: определить тип темперамента по поведению человека.

Знать: типы темперамента и их сущность.

Содержание учебного материала


1


2

Типы темперамента. Основные свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.


Практическое занятие № 7. Подготовка и представление публичного выступления.

1


Практическое занятие № 8. Составление схемы ведения деловой беседы.

1


Самостоятельная работа

1. Определение темперамента и характера человека по его внешнему виду - реферат

2. Правильность устной речи - сообщение

4


Тема 3.2.

Характер и воля.


ОК 2

ПК 1.1, 1.6, 2.1, 2.3, 3.1, 3.4, 4.1, 4.3

Уметь: дать характеристику "идеального" характера человека, работающего в сфере услуг.

Знать: основные черты характера,волевые качества.

Содержание учебного материала


1


2

Характер и его черты. Типы акцентуации характера. Воля и основные волевые качества человека.

Тема 3.3.

Эмоции и чувства.

ОК 2, 3

ПК 3.4, 4.3


Уметь: отличать эмоции и чувства,контролировать свои эмоции.

Знать: виды эмоций и их значение в жизни человека.

Содержание учебного материала

1


Классификация эмоций. Виды эмоций. Виды чувств.


Контрольная работа № 3 по теме “Индивидуальные особенности личности”.

1


Раздел 4. Конфликты в деловом общении

9


Тема 4.1.

Конфликт и его структура.

ОК 2, 4, 6

ПК 1.1, 2.1

Уметь: разрешать конфликт.

Знать: типы конфликтов и стратегии и способы их разрешения.

Содержание учебного материала


1


2

Понятие конфликта. Типы конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов.

Практическое занятие № 9. Составление личных правил поведения в конфликтах.

1


Практическое занятие №10. Составление таблицы: спор, диспут, полемика, дискуссия.

1


Самостоятельная работа

1. Конфликтная личность - сообщение

2.Саморегуляция поведения, как основа бесконфликтного общения – доклад

3. Профилактика конфликтов в организации - сообщение


6


Тема 4.2.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации.


ОК 2, 3, 6

ПК 1.6, 2.3, 3.4, 4.3

Уметь: контролировать эмоции во избежание конфликта.

Знать: правила поведения и реагирования в конфликте.

Содержание учебного материала


2


2

Способы разрешения конфликтов. Запреты в конфликтах. Правила поведения парикмахера в ситуации возникшего конфликта.

Практическое занятие №11. Составление таблицы: методы профилактики конфликтов в профессиональной деятельности.

2


Зачет

2


Максимальное количество часов

57




3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета "Социально-профессиональной адаптации".

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

-рабочее место преподавателя,

-посадочные места по количеству учащихся,

-стенды с учебной информацией,

- иллюстрированный материал,

- рефераты,

- дидактические материалы.

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Учебники и учебные пособия:

1. ШеламоваГ.М. Основы культуры профессионального общения: учебник для студ. учреждений нач. проф. образования. М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 160 с.

2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: Академия, 2010.

Дополнительная литература:

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Архангельская М.Д. Бизнес - этикет, или Игра по правилам. - М.: 2001.

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М.: Дело, 2001.

4. Морозов А.В. Деловая психология. - СПб.: Союз, 2000.

5. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001.

6. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. - М.: 2005.

7. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: Академия, 2010.

8. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. М.: Академия, 2009.

Современные интернет-ресурсы:

  1. http://www.topstylist.ru

  2. http://www.uaprom.net

  3. http://www.psyfactor.org

  4. http://www.psychlogov.net

  5. http://www.sovbuh.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, и лабораторных работ, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


- соблюдать правила профессиональной этики;

- применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.


Аудиторные практические занятия №№ 1-11, контрольные работы №№ 1-3.


Знания:


- правила обслуживания населения;

- основы профессиональной этики;

- эстетику внешнего облика парикмахера;

- психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.

Контрольные работы №№ 1-3, внеаудиторные самостоятельные работы, зачет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!