СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Ценообразование"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока

Цель: проведение открытого  урока для трансляции педагогического опыта

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Ценообразование"»

Главное управление образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»






Рассмотрено на заседании ПЦК

экономических и бухгалтерских дисциплин, гостиничного сервиса

Председатель_____________

Объедкова Т.В

«_____»__________________2022 год

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий учебной

частью филиала


____________ Н.В Цеплакова

«_____»____________2022 год.












ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА


По дисциплине ОП.02 Экономические и правовые основы производственной деятельности


Тема Ценообразование




Специальность 19.01.04 Пекарь




Разработал: преподаватель

Белозерцева Галина Михайловна










2022 г.



Пояснительная записка

Дисциплина ОП.02 Экономические и правовые основы производственной деятельности изучается на третьем курсе профессии 19.01.04 Пекарь

Урок разработан по теме Ценообразование, которая входит в 2 раздел программы Рынок и рыночные отношения.

Методическая идея урока организация и проведение урока закрепление знаний и навыков с применением технологии проблемного и игрового обучения.

Выбранный тип урока поможет обучающимся применить полученные знания и навыки в процессе решения проблемных ситуаций, развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные умения, расширить словарный запас.

Продолжительность урока 90 минут.

В результате изучения темы, обучающиеся должны достичь следующих результатов :

уметь:

- отбирать и принимать оптимальные экономические решения, адекватные целям деятельности субъектов предпринимательства;

знать:

-основы законодательных актов в России;

-основы становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях российской экономики.

понимать:

-многообразие экономических процессов в современном мире, их взаимосвязь с другими процессами, происходящими в обществе, правильно ориентироваться в современной экономической среде.

В результате изучения темы обучающиеся должны освоить соответствующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.2. Готовить дрожжевую продукцию различных видов

ПК 2.1. Подготавливать и дозировать сырье.

ПК 2.2. Приготавливать тесто различными способами согласно производственным рецептурам.

ПК 5.1. Производить отбраковку готовой продукции.


Структура учебной деятельности на уроке:

  • организация мотивации обучающихся;

  • организация процесса целеполагания;

  • организация планирования деятельности по достижению цели;

  • работа с источниками информации;

  • организация учебного сотрудничества, совместной деятельности;

  • организация контроля учебных действий и деятельности;

  • организация оценивания достигнутых результатов;

  • организация рефлексивного осмысления.


Урок составлен с позиции системно - деятельностного похода на основе методики Ивана Павловича Подласого - доктора педагогических наук, профессора, автора одного из современных учебников по педагогике.

В структуре такого урока присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени совершается полноценный завершенный цикл педагогичес­кой переработки и позволяет освоить новые знания, обобщить единичные знания в систему.

На уроке применяется индивидуальная и фронтальная работа, позволяющая обучающимся научиться применять полученные знания и навыки, самостоятельно принимать решения.



























Технологическая карта урока

Учебная дисциплина: ОП. 02 Экономические и правовые основы производственной деятельности

Преподаватель: Белозерцева Галина Михайловна Группа: 301 Пф

Дата проведения: 09.11. 2022. Время: 90 минут Место проведения: ауд. № 309

Тема раздела: Рынок и рыночные отношения

Тема урока: Ценообразование

Тип урока: закрепление знаний и навыков

Вид урока: урок соревнование

Методическая цель: Показать организацию урока закрепления знаний и навыков с применением технологий проблемного и игрового обучения

Цели урока:

Образовательная: применить полученные знания и навыки в процессе решения проблемных ситуаций , развитие познавательных, исследовательских и коммуникативных умений, расширение словарного запаса.

Развивающая: создать условия для развития умений анализировать ситуации, обобщать информацию и принимать решение, применять знания в профессиональной деятельности

Воспитательная: воспитывать инициативу и самостоятельность, стремление к лидерству в трудовой деятельности, культуру речи, ответственность за результаты профессиональной деятельности

Методы обучения:

словесные: игра, блиц-опросная беседа, дискуссия

наглядные: рабочие листы

практические: самостоятельная работа

Оснащение занятия:

Наглядные пособия, раздаточный материал: рабочие листы.

ТСО, оборудование: калькуляторы.

Информационно-методическое обеспечение занятия:

Основная литература : Гербер И.А. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности : практическое пособие / Гербер И.А., Симоновская Л.Н. — Москва : Русайнс, 2020. — 176 с. — ISBN 978-5-4365-5079-4. — URL: https://book.ru/book/. — Текст : электронный.

Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) : учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — 11е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2017. — 416 с. — (Среднее профессиональное образование

Дополнительная литература: Райзберг Б.А. Стародубцева Е.Б Курс экономики: учебник под редакцией Райзберга Б.А. –М.: ИНФРА-М 2017.-720 с.



План-конспект урока

Этапы деятельности

Форма обучения

Методы обучения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Примечания

1

2

3

4

5

6

  1. Вводный этап

Цели:

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- настроить обучающихся на активную работу к команде, актуальной для будущей профессиональной деятельности

- подготовить к восприятию и анализу информации


1.1 Организационный момент


Фронтальная

Беседа

Приветствие и контроль посещаемости.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Поясняет правила работы с учебно-методическими материалами

Слушают, отвечают на вопросы преподавателя, задают вопросы

2 минуты


    1. Мотивация и целеполагание



Групповая


Индивидуальная

Постановка

проблемных вопросов


Дискуссия

Слайд 1
















Беседа

  1. Тема нашего урока связана с предметом, который каждый из нас обсуждает очень часто и сталкивается с ним ежедневно. Много загадок и пословиц придумано об этом, много разных определений, например, она бывает неподъёмной и ничего не значащей, стабильной или изменяться несколько раз в месяц. Мы желаем получить дёшево, а продать подороже. Мы можем огорчаться, что она выросла и, что снова снизилась. О чём идёт речь? Правильно это цена или ценообразование.

2)Хотите ли вы понимать, как образуются цены, и какие цены будут завтра? Почему это важно?

3)Каковы цели нашей работы сегодня?

Правильно. Наша цель – научиться использовать методы ценообразования



На рынке огромное количество продавцов и покупателей. Постоянно появляются новые товары, магазины и способы торговли.

Все мы должны ежедневно участвовать в товарно-денежном кругообороте и хотя бы примерно знать, почему цена на товары именно такая. Если что то продаём, то уметь правильно установить продажную цену, не продешевить.


Примерные ответы


1) цена, стоимость









Хотим знать, чтобы планировать покупки или продажи


2) Обсудить что такое цена, виды и признаки, как она образуется и почету растёт





Слушают и анализируют информацию, задают вопросы


8 минут





ОК. 01-


ОК. 09



1.3 Планирование деятельности

Групповая

Беседа

Мы должны знать как формируется цена и уметь определять её величину.

Сегодня мы должны:

1) Вспомнить методы ценообразования; 2)Применить знания в процессе решения задач.

Обсуждают информацию предлагают варианты ответов.


2 минуты


ОК. 01-09


2. Основной этап

Цели:

- установить уровень усвоения знаний;

- закрепить знания, актуальные на уроке;

- обеспечить выполнение заданий, направленных на закрепление знаний;

- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством использования проблемных вопросов, самостоятельной работы, организации дискуссии.


2.1 Реализация плана


Актуализация знаний





Групповая


Индивидуальная



Постановка проблемных вопросов

Беседа

Дискуссия


Наглядный










Беседа


Давайте выясним, что мы знаем по нашей теме. Ответьте на вопросы:

1) Что такое цена?

2) Есть три метода ценообразования, какие?

3)Что значит затраты на создание товара?

4) Когда товар попадает в магазин (на рынок) цена меняется? От чего это зависит?

5) Государство как то контролирует цены? Приведите примеры товаров, цены на которые назначает государство.

6) Может ли производитель устанавливать цену продажи?

7) А предприятия общественного питания (например рестораны) применяют одинаковые цены на свою продукцию, от чего это зависит? А днём или вечером

Слушают, обдумывают ответ, отвечают на вопросы

1.Это количество денег

2.Затратный, рыночный и административный

3. Затраты на сырьё, материалы, продукты, из которых сделан товар, зарплату рабочих, на оборудование.

4) Качество товара, спрос на товар, сезонность,

5. Государство устанавливает предельные цены, твёрдые цены. Например газ, электроэнергия, цена на коммунальные услуги.

6) Может рекомендовать продажную цену

7) Нет, разные цены в зависимости от категории. Люкс -350%, высшая категория 200%, первая категория 150%, вторая категория 70%.

В обеденное время все рестораны реализуют продукцию с наценкой 70%


20 минут






ОК. 01-09



2.2 Закрепление знаний и навыков

в форме игры



Индивидуальная


Фронтальная



Наглядный


Проблемно-поисковый





Вы хорошо усвоили информацию о ценах и методах ценообразования. А далее давайте применим их при решении задач.

Чтобы процесс был интереснее добавим материальную заинтересованность. У каждого есть конфеты –это ваш капитал. Перед решением задачи каждый выкладывает на общий стол по одной конфете, таким образом вы рискуете своим капиталом. Если ваше решение будет верным, получаете назад свои вложения с прибылью. Если нет – ваши конфеты уходят более удачливым игрокам.

Если вы примете не правильное решение, то ваши покупатели уйдут к конкурентам.

У каждого есть рабочий лист с описанием проблемной ситуации. На листе вы можете делать свои расчёты.

По каждой задаче проводим проверку правильности принятого вами решения


Спасибо! Молодцы хорошо

справились с заданиями.

(отмечает лидеров и оценивает работу).


Выполняют задания в рабочем листе (приложение 1), дают ответы, анализируют свои и чужие ошибки.






























48




























3. Заключительный этап

Цели:

- провести анализ успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы;

- дать оценку активности обучающихся и их работе;

- поставить цели самостоятельной работы для обучающихся;

3.1Рефлексия

Групповая

Словесный


Беседа

Дискуссия

Наглядный

Слайд 4

В начале урока мы составили план работы, давайте вернёмся к нему и определим все ли пункты плана мы выполнили.

Вопросы:

1) Какую цель ставили?

2) Удалось достичь поставленной цели?

3) Что было трудно?

4) Будет ли информация, полученная на занятии полезна в вашей будущей профессиональной деятельности?


Выразите Ваши чувства и настроение от урока. На рисунке воздушный шар, в корзине пассажиры будущие продавцы. Давайте наклеим смайлики и посмотрим с каким настроением мы отправляется в путешествие по освоению рынка

Спасибо всем. Молодцы!


Анализируют свою работу, делают выводы, отвечают на вопросы











На рисунок наклеивают смайлики зависимости от настроения


5 минут


ОК. 01-09

3.2 Итог урока

Беседа




В экономике все участники рынка важны.

Использование разных цен на товары даёт возможность покупателю выбрать наиболее приемлемую, а продавцам – возможность привлечь большое количество покупателей

Сегодня на уроке хотелось бы отметить отличную работу следующих обучающихся (называет фамилии отличившихся обучающихся и комментирует их работу).


Анализируют свою работу. Отвечают на вопросы







4 минуты



3.3 Домашнее задание

Фронтальная

Беседа



Дома прошу вас рассмотреть несколько ситуационных задач и сделать прогнозирование рыночной ситуации для конкретного продавца. Своё решение запишите в рабочем листе

Воспринимают информацию, знакомятся с заданием в рабочих листах, задают вопросы.

1 минута








Разработчик проекта открытого урока преподаватель _______________ / Белозерцева Г.М







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема урока: Ценообразование

План урока:

  1. Проверка знаний по теме «Методы ценообразования»

  2. Игра-соревнование по решению задач

  3. Оценка результатов игры

Теоретический материал

Методы ценообразования

1. затратный метод-суммирование расходов на производство товаров и добавление установленной наценки.

2. рыночный метод – цена определяется затратным методом, но при определении размера наценки учитывается спрос на товар и его цена у конкурентов.

3. административный метод- установление цены государством .

Прибыль магазина зависит от множества факторов. Одним из важнейших является розничная цена товаров. Для того чтобы бизнес приносил прибыль, она должна превышать стоимость товаров, которая складывается из закупочной стоимости и стоимости доставки, выкладки и т.д. Существует множество подходов к назначению розничной цены товара.

Маржа прибыли

В соответствии с данным методом, розничная цена может быть получена путем добавления определенной маржи прибыли (наценки) к стоимости товара. Она может быть разной для разных видов товаров.

Использование цен, рекомендованных производителем

Для большинства товаров существует розничная цена, рекомендованная производителем. Ее использование позволяет избежать ценовой конкуренции и при этом получать прибыль.
Используя рекомендованные цены, предприниматели, не участвуют в процессе принятия решения о цене.

Цена как у конкурентов

Обычно у покупателей есть выбор, где купить товары, и они ищут, где дешевле. Магазины розничной торговли, решившие устанавливать цены такие же, как у конкурентов должны предоставлять покупателям отличный сервис, чтобы получить конкурентное преимущество. Конкурентным преимуществом может быть так же удачно расположенное помещение для магазина.

Можно установить цены ниже, чем у конкурентов если:

  • есть возможность закупать товары по низким ценам

  • снизить затраты на доставку, хранение и упаковку товаров

  • проводить рекламную компанию.

Установление более высокой цены, чем у конкурентов, может быть оправдано в случае крайне удачного местоположения или уникального сервиса, который мог бы оправдать завышенные цены. Розничные магазины, продающие высококачественные товары, которые недоступны в других магазинах могут добиться успеха, устанавливая высокие цены.

Психологическое ценообразование

Психологические приемы рассчитаны на представлении покупателей о цене. Самый распространенный прием – назначение цены, которая кончается на 5, 7 или 9.Считается, что покупатели чаще округляют цену в меньшую сторону, то есть цена 1999 руб. часто может быть округлена покупателем до 1000 руб, а 5р 60 коп округляются до 5 рублей.

Удвоение. 

Ранее очень распространенный способ, который иногда используется и сейчас. Закупочная стоимость товара умножается на 2, и получается розничная цена. К преимуществам данного метода можно отнести его простоту.

Назначение одной цены за несколько товаров. 

В этом случае покупатель получает более 1 товара за некоторую цену. Это не только отличная стратегия для распродаж, но и стимул для клиентов покупать в больших количествах.

Назначение очень низкой цены на некоторые товары. 

Товары, продающиеся со скидкой, продаются практически по себестоимости. Магазин на них практически не зарабатывает. Но они приводят в магазин множество покупателей, которые обычно покупают другие товары, цена на которые не является заниженной. Вот на них-то магазин завышает цену и зарабатывает.



ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В общественном питании цены формируются исходя из прямых затрат на изготовление продукции, которые включают в себя стоимость сырья, торговые надбавки и наценки для получения прибыли.

Установление наценок на продукцию собственного производства и покупных товаров осуществляется в зависимости от наценочной категории и существующими различиями в технологии приготовления.

Предельный размер применяемых наценок для организаций общественного питания определен Инструкцией  и зависит от наценочной категории объекта . Например :

250 % - для заведений категории люкс;

200 % - для заведений высшей категории;

150 % - для заведений первой категории;

70 % - для заведений второй категории;

При формировании цен на блюда, реализуемые в обеденное время (по отдельному меню) предельный уровень наценки составляет 70 %.

Конкретные размеры наценок, но не выше предельных, определяются и утверждаются руководителем торговой организации.

Требования в установлению цены:

  • сырье и товары включаются в калькуляцию по ценам приобретения;

  • цены на покупные товары, поступившие в организации общественного питания и реализуемые без кулинарной обработки, устанавливаются с торговой надбавкой;

  • расходы по фасовке и стоимость упаковочных материалов, по цене приобретения, необходимо добавлять к отпускным ценам с взиманием торговой надбавки.

  • при организации выносной (выездной) торговли, при продаже напитков, бульонов и т.д. в розлив стоимость одноразовой посуды включают в стоимость товара.



ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ

Цель: научиться устанавливать оптимальные цены на товары и услуги

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Все игроки выкладывают на середину стола свои ставки

  2. На решение задачи отводится 1 минута, цена записывается на ценнике крупным шрифтом

  3. По истечении времени все игроки одновременно показывают установленную цену. Цена ориентирована на продавца (должна принести максимальную прибыль)

  4. Верно установленная цена, совпадающая с ценой ведущего даёт право забрать всю ставку. Если победителей несколько, то ставка делится между ними поровну. Если все указали правильно, то ставка не достаётся никому и переходит в следующий этап. Если все ошиблись, то ставку забирает ведущий.

  5. Если игрок не отвечает на вопрос или опоздал с объявлением ответа (написал свою цену после того, как все открыли свои ценники), то это считается проигрышем и ставка достаётся другим

  6. За правильное пояснение своего решения игрок может получить премию от ведущего.

  7. Если средства у игрока закончились, он выбывает их игры


Задача 1. Домохозяйка принесла продавать на рынок свои яблоки в вёдрах по 5 литров. Посмотрев на яблоки конкурентов, решила, что её яблоки мелковаты. На прилавках стояли вёдра только по 10 литров, цена 120 рублей за ведро.

ЦЕНА


Задача 2

Владелец магазина выставляет на продажу мясо кролика. Никто больше такое мясо не продаёт. Себестоимость мяса 200 рублей за кг. Покупателей много и они быстро разберут товар и за 500 рублей. Государственные органы ценообразования установили максимальную надбавку на мясо 200%.

ЦЕНА


Задача 3

Предприниматель имеет пекарню и один может продавать горячий хлеб. Цена такого хлеба в других магазинах 30 рублей. Затраты на производство одной булки у предпринимателя составили 15 рублей, расходы на доставку и продажу 10 рублей, наценка возможна от 10 до 30 %

ЦЕНА


Задача 4

В ателье ввели новый вид услуги – пошив инновационных чехлов для автомобиля, которые намокая остаются сухими и тёплыми, грязь быстро высыхает и скапливается в микроячейках, оставляя поверхность чистой. Себестоимость товара 3000 рублей. Ближайшее ателье изготавливающее такие чехлы по индивидуальным заказам в г. Новосибирске за 5000 рублей

ЦЕНА



З адача 5

Диаграмма характеризует продажу чехлов для автомобилей, изготовленных в ателье в течение года. Средняя цена в январе -8000 рублей, в июле 5000 рублей. Какова цена в декабре, если маржа не может быть меньше 33%


ЦЕНА



Задача 6

Производитель товара указал желательную цену продажи 200 рублей. Товар продают много магазинов. Предприниматель приобрёл 2000 единиц товара по оптовой цене 150 рублей. Наценка может быть не более 32%

ЦЕНА


Задача 7

Магазин продаёт диваны, закупочная стоимость которых 25000 рублей. Ассортимент намного шире чем у конкурентов, есть бесплатная доставка и разгрузка в квартиру. По желанию покупателя изготавливаются чехлы и подушки на любой диван. Доступна услуга изготовления дивана по индивидуальному дизайну. Цена конкурентов на диваны 30000 рублей.

ЦЕНА




Задача 8

В кафе продают пирожные трёх видов

Корзиночка с белковым кремом – 35 рублей, Медовое с заварным кремом -42 рубля, Штрудель ореховый с мороженым – 120 рублей

Штрудель покупают редко, а к концу дня нужно продать ещё много. Разработайте ценовую стратегию по распродаже Штруделей, не потеряв запланированного дохода от продажи всех пирожных.

ЦЕНА



Задача 9

Каждый чётный день месяца в вашем магазине проводятся скидки от 10 до 30%. В эти дни выручка увеличивается на 12%. Какую цену можно установить на йогурты за 40 рублей если их надо быстро продавать и в другие дни. Потеря в выручке не должна быть более 1%

ЦЕНА


Задача 10

В вашем магазине продают кондитерские и хлебобулочные изделия. Цена на торты и пирожные всегда высокая и обеспечивает магазину нужный размер прибыли. Хлебобулочные изделия вы продаёте сразу после выпечки. Средняя цена хлебобулочных изделий у конкурентов 50 рублей. Ваша себестоимость хлебобулочных изделий 25 рублей. Какую цену лучше установить на хлебобулочные изделия.

Объяснить почему.

ЦЕНА



Задача 11

Получив профессию стоматолога Александр приехал работать в своё село. В государственной больнице бесплатно лечат зубы, других конкурентов нет. Качество вашей работы по сравнению с больничными составляет 260%. Расходы на лечение одного зуба составляют 900 рублей. Определите минимальную цену лечения 1 зуба. Аналогичная услуга в городе (240 км) стоит 4000 рублей.

ЦЕНА



Задача 12

Мясокомбинат реализует полуфабрикаты котлет по 40 рублей за штуку. Полуфабрикаты покупают:

Ресторан категории люкс «Охотничий», Ресторан первой категории «Русь» . Ресторан первой категории «У причала». Определите цену котлет в вечернее и дневное время.

ЦЕНА

«Охотничий»

«Русь»

«У причала»


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Задание: Рассмотреть ситуационные задачи, спрогнозировать последствия принятого продавцом решения. Решение записать в рабочую тетрадь.


Задача 1. Молодой ветеринар закончил курсы организации и ведения предпринимательской деятельности, за которые он заплатил 30000 рублей. Стоимость обучения в институте по основной специальности обошлось ему в 200000 рублей (за 5 лет). Приехав в село, он открыл ветеринарную клинику и магазин и установил высокие цены на услуги и товары так как у него нет конкурентов в данном селе. По сравнению с ценами в городе (100 км) они выше в два раза.

Задача 2. Пекарня производит 3000 батонов в день и продаёт их по 35 рублей. В последнее время спрос на батоны снизился до 2000 штук. Как увеличить продажи и получить прежнюю выручку, не увеличивая затраты на производство?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!