СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока на тему: "Ценообразование.Прибыль и рентабельность."

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  занятия:  Изучить  материал по теме «Ценообразование. Прибыль и рентабельность» и     научиться решать задачи по определению  цены на продукцию, рассчитывать показатели прибыли , рентабельности  продукции и производства.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему: "Ценообразование.Прибыль и рентабельность."»

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Нижегородской области

«Краснобаковский лесной колледж»

(ГБОУ СПО НО «КБЛК»)









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА




Профессиональный модуль ПМ.03 «Организация работы первичных трудовых коллективов».

МДК 03.01 «Организация работы и управление подразделением организации» Раздел. Экономика отрасли

Тема: Ценообразование, прибыль и рентабельность»








Разработала

Преподаватель

О.Ю.Игнатенко








р.п. Красные Баки

201..год

План учебного занятия

ПМ.03 «Организация работы первичных трудовых коллективов»

МДК 03.01 «Организация работы и управление подразделением организации»

Раздел 1.Экономика отрасли


Тема: «Ценообразование. Прибыль и рентабельность»


Цели урока:


1.Образовательные:

Изучить теоретический материал по теме «Ценообразование. Прибыль и рентабельность» и научиться решать задачи по определению цены на продукцию, рассчитывать показатели прибыли , рентабельности продукции и производства.

2.Развивающие:

Развивать познавательные способности, экономическое мышление, навыки самостоятельной работы, умения применять теоретические знания при решении практических задач и способность видеть взаимосвязь при расчете экономических показателей.

3.Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, экономическую культуру, профессиональный интерес, способность к активной трудовой деятельности.


Тип урока: комбинированный.


Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.


Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая.


Вид и формы контроля знаний: текущий, тематический контроль.


Средства контроля: решение задач, тестовый контроль.


Внутрипредметные связи: Издержки производства и себестоимость

продукции, работ , услуг.

Межпредметные связи: Математика, основы экономики, менеджмент.


Виды самостоятельной работы студентов:

Аудиторная – решение задач, ответы на вопросы тестовых

заданий, систематизация знаний.

Внеаудиторная – работа с учебником по теме «Ценообразование. Прибыль

и рентабельность», выполнение заданий в рабочей тетради.


Наглядные пособия: презентация Power Point


Технические средства: проектор, ПК, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник ,практикум.


Домашнее задание:

Петров А.П., Бельдиева А.А., Дикарева О.А., Климонтова Л.Я. «Экономика лесного хозяйства» стр.160-169.; Рабочая тетрадь стр.48-49 задания № 1,2.;

Подготовиться к практической работе.

Ход занятия

1.Организационный момент - 5мин.

2.Повторение материала - 15 мин.

2.1.Решение задач

2.2.Письменный тест - опрос

2.3 Устный тест – установить соответствие .

3.Объяснение нового материала с показом презентации – 45 мин.

План лекции:

3.1.Понятие цены. Виды цен. Рыночная цена равновесия.

3.2.Прибыль предприятия – ее сущность, виды и источники образования.

3.3.Налог на прибыль

3.4.Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

3.5.Рентабельность, ее виды. Расчет уровня рентабельности.

3.6.Пути повышения прибыльности и рентабельности

4.Закрепление изученного материала – 20 мин.

Решение задач .Показ презентаций.

5.Подведение итогов занятия, выставление оценок – 5 мин

6.Домашнее задание

Петров А.П., Бельдиева А.А., Дикарева О.А., Климонтова Л.Я. «Экономика

лесного хозяйства» стр.160-169.; Рабочая тетрадь стр.48-49 задания № 1,2.;

Подготовиться к практической работе.



Преподаватель: Игнатенко О.Ю.




1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ВСТУПЛЕНИЕ

Здравствуйте уважаемые гости и студенты!

Сегодня мы проводим урок по ПМ.03 «Организация работы первичных трудовых коллективов», МДК 03.01 «Организация работы и управление подразделением организации, Раздел 1.Экономика отрасли

Данный урок отражает взаимосвязь приобретенных знаний. Умений и навыков в процессе обучения.

Мы продолжаем изучать раздел 3.Себестоимость, прибыль, рентабельность. Маркетинговая деятельность предприятия.

Тема урока (Тема 3.2): «Ценообразование. Прибыль и рентабельность»

Цель занятия: Изучить материал по теме «Ценообразование. Прибыль и рентабельность» и научиться решать задачи по определению цены на продукцию, рассчитывать показатели прибыли , рентабельности продукции и производства.

Работать будем индивидуально и в группах .

При выполнении заданий студенты могут высказать свое мнение, представить решение, дополнить или поправить ответ. Все ответы будут учитываться при подведении итогов занятия.

Повторим изученный материал по теме: Издержки производства и себестоимость продукции, работ , услуг. Часть студентов, по вариантам ответит на вопросы тестов, двое решают задачи у доски, остальные отвечают устно на тест – установить соответствие .





2. ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА

2.1.Решение задач

Задача 1

Составить калькуляцию технологической, производственной и полной себестоимости производства сруба садового домика при следующих условиях. Стоимость сырья - 34360 руб., стоимость вспомогательных материа­лом -5% стоимости сырья, основная заработная плата - 16140 руб., дополнительная заработная плата - 15% основной заработной платы, начисления на оплату труда -30% суммы основной и дополнительной заработной платы, топливо и энергия - 3000 руб., амортизационные отчисления - 245 руб., , общепроизводственные – 1400руб, общехозяйствен­ные расходы- 10% основной и дополнительной заработной платы, прочие расходы - 612 руб., коммерческие расходы - 890 руб.


Задача 2

Составить калькуляцию производственной и полной себестоимости I м3 обрезного пиломатериала при следующих условиях: норма расхода сырья на производство 1 м3 обрезного пиломатериала - 1.66 м3 пиловочника по цене 1800 руб./м3, стоимость вспомогательных материалов - 10% стоимости сырья, основная заработная плата – 150руб., дополнительная заработная плата - 12% основной заработной платы, начисления на оплату труда - 30% основной и дополнительной заработной платы, электроэнергия – 80 руб, амортизационные отчисления -45 руб. , общехозяйственные расходы – 10% основных затрат , прочие расходы -33 руб., коммерческие расходы - 225 руб.


2.2.Письменный тест - опрос


Тема: Себестоимость продукции, работ и услуг

Вариант № 1

1.Сырье и материалы относятся к затратам:

  1. коммерческим;

  2. прямым;

  3. косвенным.

2.Полная себестоимость продукции складывается из расходов, связанных с:

  1. Изготовлением продукции.

  2. Реализацией продукции.

  3. Изготовлением и реализацией продукции.

3.Первичный однородный вид затрат по основной деятельности предприятия, определяемый участием в производственном процессе одного определенного фактора, называется:

  1. Экономическим элементом затрат.

  2. Калькуляционной статьей затрат.

4.В прямые затраты не входят:

  1. топливо и энергия на технологические цели;

  2. заработная плата производственных рабочих;

  3. расходы на охрану труда.

5.В зависимости от участия в производственном процессе затраты де­лятся на:

  1. прямые и косвенные;

  2. производственные и коммерческие;

  3. основные и накладные

6.В статью общехозяйственных расходов включают:

1) командировочные расходы;

2) заработную плату производственных рабочих;

3) вспомогательные материалы.

7.Не относятся к прямым затраты на:

1) сырье и материалы;

2) заработную плату основных производственных рабочих;

3) расходы по эксплуатации и содержанию оборудования.

8.В группировку затрат по экономическим элементам входят расходы на:

  1. топливо и энергию на технологические цели;

  2. содержание и эксплуатацию оборудования;

  3. материальные затраты

9..Не используется при расчете амортизационных отчислений:

  1. балансовая стоимость оборудования;

  2. норма амортизации;

  3. остаточная стоимость оборудования.

10. Стоимостная оценка используемых в процессе производства и реализации про­дукции (работ, услуг) природных ресурсов, средств, предметов труда и трудовых ре­сурсов

называется ...

1)себестоимость продукции,

2)издержки производства

Тема: Себестоимость продукции, работ и услуг

Вариант № 2

1.Расходы, связанные с реализацией продукции потребителям, называются:

1) Производственными..

2) Коммерческими.

3) Общехозяйственными.

2.Производственная себестоимость продукции складывается из расходов, связанных с:

1)Изготовлением продукции.

2)Реализацией продукции.

3)Изготовлением и реализацией продукции

3.По отношению к производству основные материалы относят к расходам:

1) основным;

2) накладным;

3) комплексным.

4.По способу отнесения на себестоимость затраты делятся на:

1) основные и накладные;

2) простые и комплексные;

3) прямые и косвенные.

5.Общехозяйственные расходы - это расходы, которые от объема производства:

1) зависят;

2) не зависят;

3) возрастают.

6.Затраты на отопление, освещение, амортизацию основных фондов

входят в себестоимость

1) технологическую;

2) коммерческую;

3) производственную.

7. Расходы, связанные с организацией, обслуживанием производства и управле­нием им, называются:

  1. Основными.

  2. Накладными.

8.Затраты живого и овеществленного (прошлого) труда на изготовление и реали­зацию продукции, выполнение работ и оказание услуг называются ...

  1. себестоимость продукции,

  2. издержки производства

9.Затраты подлежат возмещению за счет:

  1. себестоимости;

  2. реализованной продукции;

  3. зарплаты.

10.Цель группировки затрат по экономическим элементам - это опре­деление:

  1. себестоимости продукции на запланированный объем производства;

  2. объема поставок материалов;

  3. производственных запасов.


2.3 Устный тест – установить соответствие .


Тема: Себестоимость продукции, работ и услуг

1.Установите соответствие:

Экономические понятия

Определения

А

Себестоимость

технологическая

1

Затраты цехов основного производства, включая общехозяйственные расходы и прочие производственные расходы.

Б

Себестоимость

производственная

2

Затраты живого и овеществленного труда на изготовление и реализацию продукции,

выполнение работ и оказание услуг.

В

Себестоимость полная

3

Затраты цехов основного производства на

изготовление продукции, выполнение работ или оказание услуг.

Г

Издержки производства

4

Величина расходов на производство и

реализацию продукции (работ, услуг) по

статьям калькуляции, рассчитанная исходя из действую­щих норм

Д


Нормативная

себестоимость

5

Прогнозное значение предельной величины расходов на производст­во и реализацию

продукции (работ, услуг) на определенный период

Е

Плановая

себестоимость

6.

Производственная себестоимость плюс коммерческие расходы.


2. Установите соответствие:



Виды расходов

А

Экономические элементы

1

Сырье и материалы

Б

Калькуляционные статьи

2

Заработная плата производственных рабочих


3

Прочие расходы

4

Общепроизводственные расходы

5

Материальные расходы

6.

Начисления на оплату труда

7.

Коммерческие расходы

8.

Суммы начисленной амортизации

9.

Расходы на оплату труда






3.Объяснение нового материала с показом презентации


Слайд 1

Тема: Ценообразование. Прибыль и рентабельность.


Слайд 2

План:

1.Понятие цены. Виды цен. Рыночная цена равновесия.

2.Прибыль предприятия – ее сущность, виды и источники образования.

3.Налог на прибыль

4.Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

5.Ретабельность, ее виды. Расчет уровня рентабельности.

6.Пути повышения прибыльности и рентабельности.



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ


1.Понятие цены. Виды цен. Рыночная цена равновесия

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации продукции.

Цены определяют все основные пропорции в экономике: они воздействуют на формирование потребительского спроса, влияют на структуру расходов населения, определяют формирование госбюджета.

Цена служит орудием конкурентной борьбы, а конкуренция – это мощный двигатель рыночной экономики.

Слайд 3

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Роль цены в экономике определяется ее функциями.

Различают учетную, стимулирующую и распределительную функции.

  • Учетнаяфункция отражает в цене общественно необходимые затраты труда на производство, обращение товаров и результаты хозяйствования. В данной функции цена служит средством исчисления стоимостных показателей деятельности предприятия: валового оборота, товарной продукции, объема реализации (выручки), финансового результата.

  • Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейших технологии и техники, ресурсосбережение, повышение качества продукции. Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, установления надбавок и скидок к основной цене.

  • Распределительная функция цены учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы.

Основное назначение цены — обеспечивать получение выручки от реализации продукции. Только сравнивая затраты с ценами, можно при­нять эффективные решения в области производства.

Цена предприятия (Ц) складывается из себестоимости продукции (Сп ) и прибыли ( П) :

Ц = Сп + П.

Социальная роль цены заключается в том, что с ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока.

Экономическая теория и практика позволяют использовать различные виды цен.

Слайд 4

Рассмотрим основные виды цен:

Цены производства - цены, определяемые как сумма издер­жек производства и средней прибыли на весь инвестированный капитал.

Цены базисные - согласованные между покупателями и продав­цами цены товара определенного качества и сорта.

Цены контрактные - фактические цены продажи в соответствии с условиями контракта. В зависимости от способа их фиксации различаются:

  • твердые цены, устанавливаемые в момент подписания контрак­та и не подлежащие изменению в течение срока его действия;

  • подвижные цены, которые фиксируются при заключении кон­тракта, но могут быть пересмотрены в дальнейшем;

  • скользящие цены, исчисляемые в момент исполнения контракта путем пересмотра базисной цены с учетом изменений в из­держках производства.

Цены мировые - денежное выражение цен производства, скла­дывающихся на мировом рынке.

Цены монопольные - устанавливаемые монополиями цены, ко­торые значительно выше или ниже цен производства.

Цены номинальные - цены, опубликованные в прейскурантах и справочниках.

Цены оптовые - цены при продаже товаров крупными партиями торговым и промышленным предприятиям.

Цены розничные - цены при продаже товаров и услуг индивиду­альным покупателям в малом количестве.

Цены рыночные - фактиче­ские цены, по которым осуще­ствляется купля-продажа това­ра на рынке.

Слайд 5

Самыми распространенными механизмами ценообразования являются:

  • затратный,

  • рыночный.

Слайд 6

Затратный механизм ценообразования

Такой механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Такой механизм ценообразования называется затратным. Его суть сводится к тому, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене, не только возмещать издержки, но и получать дополнительно доход в виде прибыли.

Только сравнивая затраты с ценами, можно при­нять эффективные решения в области производства. Цена предприятия Ц складывается из себестоимости продукции Сп и прибыли П. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет следующий вид:

Ц = Сп + П

Количественная взаимосвязь между оптовой и розничной ценой складывается по мере движения товаров, работ и услуг к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии.



Порядок формирования розничной цены продукции

Себестоимость продукции

Прибыль

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Надбавка посредника

Торговая надбавка

Затраты посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Издержки обращения торговли

Прибыль торговли

НДС

5000

2000

1260 (18% от 7000)

1000

500

270

(18% от 1500)

1000

1000

360 (18% от 2000)

Оптовая цена

(7000)








Оптово-отпускная цена

(8260)







Оптово-отпускная цена снабженческо-сбытовых организаций (10030)




Розничная цена (12390)

Слайд 7

Рыночный механизм ценообразования

Рыночный механизм ценообразования основан на равновесной цене, при которой величина спроса равна величине предложения. Это равенство называется точкой равновесия. Если покупатели пожелают купить товар по цене ниже равновесной, то величина спроса окажется большей, чем величина предложения, что ведет к дефициту товара и цена, вследствие этого будет возрастать до тех пор, пока предложение не уровняется со спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене выше равновесной, то величина предложения окажется выше величины спроса, образуется избыток товара, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравняется.

Между рыночной ценой то­вара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определен­ное соотношение. Эта взаимо­связь выражается графиком спроса или кривой спроса (ли­ния С). Из рисунка видно, что объем продукции (Q) и цена (Ц) находятся в обратной зависимости: когда цена снижается, объем продаж возрастает, этозакон постепенного убывания спроса. Соотношение изменения спроса (С) к изменению цены (Ц) называют коэффициентом эластичности(Е), который показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%.

Е = Q

Ц

Соотношение между рыночной ценой (Ц) товара и количеством продукции (Q) , которое производители готовы производить и продавать, называют кривой предложения (П). На рисунке кривые спроса и предложения пересекаются в точке (Р0). Эта точка представляет собой цену уравновешивающую спрос и предложение, ее называет точка равновесия или рыночная цена. При более высокой цене возникает избыток предложения над спросом (т.е. избыток товара), при цене ниже равновесной спрос превышает предложение (т.е. недостаток товара)

Слайд 8


Рис. 1.Формирование рыночной цены равновесия


2.Прибыль предприятия – ее сущность, виды и источники образования.

Прибыль основной источник финансовых ресурсов предприятия. Получение прибыли – важнейшее условие работы предприятия. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость, если затраты превышают выручку, то предприятие терпит убытки.

Слайд 9

Прибыль- чистый доход созданный прибавочным трудом работников, представляет собой превышение выручки над себестоимостью.

Различают три источника получения прибыли:

  • прибыль от реализации готовой продукции (работ, услуг) основной деятельности предприятия; определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без учета НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции;

  • прибыль от прочей реализации, т.е. прибыль от продажи выбывших основных фондов, от реализации подсобных и побочных цехов, от продажи сверхнормативных запасов сырья и материалов;

  • внереализационная прибыль, т.е. прибыль от сдачи в аренду, доходы от операций с ценными бумагами, штрафы, пени, неустойки.

Различают прибыль от реализации продукции, балансовую (валовую), чистую прибыль предприятия.

Слайд 10,11,12,13

Виды прибыли:

1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), включает в себя:

- реализацию готовой продукции;

- реализацию полуфабрикатов собственного производства;

- выполнение работ на сторону;

- оказание услуг.

Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на производство реализуемой продукции, работ, услуг.

Пр = В – С ,

Прприбыль от реализации продукции,

В - выручка реализованной продукции

С - полнаясебестоимость реализованной продукции

при этом В = Q х Ц


Qобъем реализованной продукции,

Ц– цена единицы продукции

2. Балансовая (валовая) прибыль, включает в себя:

- прибыль (или убыток) от реализации продукции;

- прибыль (убыток) от прочей реализации (продажа на сторону различных видов имущества, числящихся на балансе субъекта хозяйствования);

- прибыль (убыток) от внереализационных операций (суммы полученных или уплаченных штрафов, пеней, неустоек, стихийных бедствий, списание долгов и других санкций).

Балансовая прибыль определяется сложением прибыли от реализации продукции с суммой от прочей реализации и вычитанием внереализационных расходов.

Пвал= Пр± П

П–внереализационные доходы и расходы

3. Чистая прибыль, составляет разницу между балансовой прибылью и общей суммой налогов, перечисляемых в бюджет из прибыли.

Пч = Пвал- Опл

Оплобязательные платежи ( сумма налогов)

Слайд 14


3.Налог на прибыль

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Глава 25. все предприятия обязаны уплачивать налог на прибыль.

Плательщиками налога являются:

-российские организации;

-иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу признается балансовая (валовая) прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

К доходам относятся:

- доходы от реализации;

- внереализационные доходы.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговые ставки. Общая налоговая ставка установлена в размере 20 % и делится по бюджетам:

- федеральный – 2,0 %;

- региональный – 18 % .

Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты.

Налоговый период - календарный год.

Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.


4.Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль.

Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его Уставе и определяется положением, которое разрабатывается подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.

На предприятиях распределение прибыли основано на выполнении трех основных принципов:

1) Обеспечить работников предприятия материальной заинтересованностью для достижения наилучших результатов, и при низких затратах;

2) Увеличение капитала предприятия;

3) Выполнять все обязательства перед государством, то есть через уплату налогов

Направления распределения прибыли определяется законодательством РФ. В настоящее время в условиях рынка очень большая часть прибыли взимается в форме налогов, которые затем пополняет бюджет доходов государства.

Слайд 15



Рис.2.Распределение прибыли.

Чистый доход предприятия после уплаты налогов и отчислений (предпринимательский доход) используется для формирования:

фонда развития (фонда накопления), что соответствует приросту основных и оборотных фондов предприятия (прирост капитала);

фонда потребления (для повышения материальной заинтересованности работников предприятия в повышении эффективности и рентабельности предприятия);

резервного фонда, предназначенного для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной деятельности, других фондов, если они предусмотрены учредительными документами, законами, требованиями практики.

Размер фондов жестко не регламентируется, за исключением отдельных направлений их использования.

Фонд накопления и фонд потребления - это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами.

Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующих субъектов, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т. п. Фонд накопления свидетельствует о росте имущественного состояния предприятия, увеличения собственных его средств.

Фонд потребления - источник средств, зарезервированных хозяйственным субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. Фонд потребления направляется на выплату единовременных вознаграждений по итогам работы за год; на выплату пособий; на оплату проезда; на выдачу беспроцентных ссуд; на установление надбавок к пенсиям работающим пенсионерам и т.д.

Резервный фонд создается хозяйствующим субъектом на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерного общества, кооператива, товарищества, предприятия с иностранными инвестициями



5.Рентабельность, ее виды. Расчет уровня рентабельности.

Слайд 16

Рентабельность – прибыльность, доходность предприятия.

Рентабельность - обобщающий показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Рентабельность – показатель характеризующий степень доходности, выгодности и прибыльности деятельности предприятия, т.е. соизмерение прибыли с затратами или ресурсами. Показатель рентабельности позволяет оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в производство.

Рентабельность характеризует:

1. итоги деятельности предприятия (т.е. сколько прибыли в процентах получается на 1 рубль основных производственных фондов и оборотных средств);

2. уровень использования оборудования и материалов;

3. состояние производительности труда и заработной платы.

Слайд 17,18,19,20,21.

Рассчитывают следующие показатели рентабельности:

1.Рентабельность реализованной продукции.Данный показатель определяет величину прибыли с каждого рублязатраченного на производство и реализацию продукции.

Пр

Rрп= ----------х 100%

Сп

Пр– сумма прибыли от реализации продукции, руб.

Сп– полная себестоимость производства продукции, руб.

2.Рентабельность продаж, характеризует эффективность предпринимательской деятельности и определяет величину прибыли с рубля продаж.

Пр

Rпр= ----------х 100%

В

Пр– прибыль от реализации продукции, руб.

В – сумма полученной выручки, руб.

3.Общая рентабельность. Этот показатель используют для характеристики типов роста прибыли и эффективности производства, он показывает величину балансовой прибыли приходящуюся на каждый рубль производственных фондов. Данный показатель характеризует работу предприятия с точки зрения использования производственных фондов, а также текущих затрат, уровень которых отражается на величине прибыли.

Пвал

Rо= --------------х 100%

Fср + СО

Пвал – прибыль балансовая, руб.

Fср – стоимость основных производственных фондов, руб.

СО – стоимость оборотных средств, руб.

4.Расчетная рентабельность - показывает величину чистой прибыли приходящуюся на каждый рубль производственных фондов.

Пч

Rр= --------------х 100%

Fср + СО


ПчЧистая прибыль

Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения и обновления производства за счет собственных накоплений.


6.Пути повышения прибыльности и рентабельности.

Слайд 22

Пути роста прибыли будут следующие:

  • увеличение объема производства и реализации продукции на основе хорошо поставленного маркетинга, максимального использования наличных производственных мощностей, а при необходимости ее расширения, рационального использования производственного потенциала и всех ресурсов;

  • снижение себестоимости продукции по всем элементам затрат и статьям калькуляции;

  • проведение грамотной, научно-обоснованной ценовой политики в условиях рынка;

  • увеличение производства и реализации доли более рентабельных, прибыльных видов продукции.

Как было отмечено, преобладающая часть прибыли предприятия отрасли при нормально функционирующей экономикеполучается от реализации продукции от основной деятельности. Однако общая прибыль в любом случае складывается из прибыли от реализации основной продукции, на которую специализируется отрасль, прибыли от прочей реализации и внереализационной прибыли. Поэтому, разрабатывая меры по увеличению прибыли как конечной цели предпринимательской деятельности следует, безусловно, увеличивать все составляющие общей, балансовой прибыли. Необходимо как можно больше извлечь прибыли из общей реализации, действуя аналогично как с мерами по росту прибыли от основной деятельности с использованием тех же факторов и путей, а также рационально использовать все возможности от получения прочей, внереализационной прибыли.

Повышение уровня рентабельности свидетельствуют об ускорении окупаемости средств, вложенных в производство, это создает предпосылки для более быстрого роста производства и удовлетворения потребностей населения.

Слайд 23

Пути повышения рентабельности:

  • эффективность использования основных производственных фондов, как по мощности, так и по времени;

  • совершенствование основных производственных фондов за счет научно-технического прогресса;

  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;

  • осуществление режима экономии и сокращения текущих затрат;

  • рост производительности труда;

  • организация и управление производством.

Слайд 24 Спасибо за внимание.


4.Закрепление изученного материала

Задача 3

По условиям задачи 2 определите цену 1 м3 пиломатериала обрезного (используя затратный механизм расчета цены), если нормативная прибыль составит -20% полной себестоимости.

Задача 4

Определите прибыль от реализации пиломатериала обрезного и рентабельность его производства, если объем реализации составил 120 м 3 , цена 1 м 3 – 5400 руб (себестоимость 1 м 3 по решению задачи 2)

Домашнее задание: Петров А.П., Бельдиева А.А., Дикарева О.А., Климонтова Л.Я. «Экономика лесного хозяйства» стр.160-169.; Рабочая тетрадь стр.48-49 задания № 1,2.; Подготовиться к практической работе

Преподаватель: О.Ю.Игнатенко


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!