СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по теме "Природные ресурсы мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Природные ресурсы мира" на основе педагогической технологии  деятельностного подхода

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по теме "Природные ресурсы мира"»

Открытый урок по теме « Природные ресурсы мира».


Учебно – воспитательные задачи:


1.дать понятие «ресурсообеспеченность»;

2.сформировать представление об основных закономерностях размещения ресурсов по планете Земля, выделить главные районы их концентрации на земном шаре;

3.формировать умение определять по таблицам и картам степень обеспеченности мира и отдельных регионов природными ресурсами;

4.развивать умения и навыки работы с картами и текстом;

5.продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять планы, географические конспекты;

6.составить классификацию ресурсов и определить ресурсообеспеченность отдельных стран;

7.обосновать актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов;

8.на основе сравнительного анализа рассмотреть масштабы природопользования.

9.способствовать формированию у учащихся правильной природоохранной деятельности и экологической политики.


Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы, учебник под авторством В.П. Максаковского »География», учебник под авторством Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова «Экономическая и социальная география мира».


Тип урока: усвоение знаний на основе имеющихся с применением элементов практической работы.


Структура урока:


1.Организационный момент: готовность учащихся (наличие учебников, тетради, карандаша, атласа) и преподавателя ( подготовка аудитории, таблиц, статистических материалов) к уроку.

Визуальный обзор класса (выявление отсутствующих).


2.Повторение ранее изученного по вопросам:

-На планете более 200 стран мира, которые находятся на различных

ступенях социально – экономического развития. Откройте тему »Типология

стран мира» и определите, за счет какой продукции они выступают на

мировом рынке?


-Задаю вопросы по Японии, Италии, Франции и др. странам.

3.Изучение нового учебного материала.


Учитель: Сегодня мы знакомимся с географией природных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Неисчерпаемые ресурсы – это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объемы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов – исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объемах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. Возобновимые можно восстановить. К ним относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.


Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? Учащиеся отвечают на основе выполненных опережающих заданий. (Земельные – с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий – заповедников, заказников, национальных парков, водные – на основе круговорота воды и безотходного производства, лесные – на основе искусственного и естественного лесовозобновления, рыбных ресурсов – на основе марикульиуры.)


Обращаю внимание на таблицу «Типы природных ресурсов» - анализируем.


После этого обращаю внимание на таблицу более подробного содержания типов природных ресурсов.



Типы природных ресурсов.


По происхождению

По применению

По исчерпаемости

А) полезные ископаемые (минеральные ресурсы);

Б) климатические;

В) водные;

Г) земельные (почвенные);

Д) биологические;

Е) ресурсы Мирового океана.


Природные ресурсы для промышленности:

А) топливно – энергетические;

Б) металлургические;

В) химическое и прочее сырье.

Природные ресурсы для сельского хозяйства:

А) земельные;

Б) почвенные;

В) агроклиматические.

Для отдыха и туризма:

А) рекреационные ресурсы.


Исчерпаемые:

А) невозобновимые ( минеральные, руды металлов, соли, сера и т.д.);

б) Возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические);

Неисчерпаемые (энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов, отливов и течений).



Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.


Работа с учебником. Учащимся предлагается просмотреть текст учебника на стр.16-17 под авторством Ю.Н.Гладкого и ответить на вопрос «Как размещаются ресурсы на планете Земля?


Вопрос учащимся: Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить?


Анализ схемы. Для этого учащиеся должны изучить схему «Географическое ресурсоведение» и ознакомится с формулами вычисления (на сколько лет хватит ресурса и какого его количество на душу населения).



Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – эти государства обеспечены всеми видами природных ресурсов.


Учащимся предлагается сформулировать определение ресурсообеспеченности и записать в тетради.


Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.


На показатель ресурсообеспеченности, прежде всего, влияют:

А) богатство или бедность территории природными ресурсами;

Б) масштабы их извлечения (потребления);


Географическое ресурсообеспечение изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экологической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.


Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?


Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча полезных ископаемых постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

Зачитать данные об обеспеченности минеральными ресурсами.

Учебник: с.47 (новый), с. 25 (старый).

Анализ карты атласа «Минеральные ресурсы».


Практическая работа №1. Учащиеся работают в группах (5 групп), выполняют задание карточки №1., делают вывод о ресурсообеспеченности стран углем, нефтью, газом, топливом по регионам.


Водные ресурсы.


Учитель: Водные ресурсы – это весь объем вод гидросферы, заключенный в реках, озерах, подземных водах, морях и океанах. Мировой океан занимает 71% всей площади планеты. Необходимо учитывать при этом, что из всех вод гидросферы на долю Мирового океана приходится 96,4%, а из вод суши на долю ледников и подземных вод приходится большая часть 1,86% и 1,68% соответственно. Использование этих вод сильно затруднено. Поэтому когда говорят о водных ресурсах, то в основном имеют в виду пригодные для употребления пресные воды, которые составляют 2,64% от всех вод гидросферы. Почти все пресные воды законсервированы в ледниках Антарктиды, Гренландии, Арктики, а также в подземных водах. Главным источником пресной воды являются реки, доля которых очень мала. Вод рек не хватало бы для жизни людей, но благодаря тому, что продолжительность условного влагооборота в реках составляет в среднем 16 суток, то есть в течение года объем воды в них возобновляется 23 раза, то водные ресурсы рек больше.


Учащиеся анализируют под руководством преподавателя данные «Объем воды и активность водообмена различных частей гидросферы земного шара» по имеющимся данным.


Работа с учебником. Распределение рек неравномерно. Обратимся к рис.8, стр. 33. нового учебника.


Задания:

1.Определите среднемировой показатель обеспеченности ресурсами полного речного стока. (Он составляет 7.0 тыс. м в год на душу населения.)

2. Определите обеспеченность ресурсами полного речного стока по странам и регионам. (Страны мира обеспечены речной водой неравномерно. Наиболее обеспечены страны, расположенные в умеренном и экваториальном поясах. В первую десятку стран, имеющих наибольшую обеспеченность входят: Конго. Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Либерия, Венесуэла, Бразилия, Россия. Страны с многочисленным населением имеют низкий душевой показатель. Ниже мирового уровня обеспеченность водой рек у Китая, Индии, а также у стран с пустынным климатом.)


Страны Азии обеспечивают водой реки – Янцзы, Ганг, Брахмапутра. В Южной Америке важнейшее значение имеют Амазонка, Ориноко, Парана. В Северной Америке важную роль играет Миссисипи, в СНГ – Енисей и Лена, в Африке – Конго и Замбези.

На протяжении хх века водопотребление росло быстрыми темпами. Оно увеличилось в 6,8 раза. Сейчас около 1/3 населения проживают в странах, где существует недостаток пресной воды. Куда расходуется большая часть воды? 79% воды потребляет сельское хозяйство, 20% - промышленность, 10% - коммунальное хозяйство.

В сельском хозяйстве велико безвозвратное водопотребление. Безвозвратные потери воды составляют более высокие объемы от общего ее потребления. Самые высокие показатели душевого потребления характерны для стран с орошаемым земледелием. Рекордсменом является Туркмения ( 7000м на человека в год). За ней следуют Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Азербайджан, Ирак, Пакистан. Эти страны испытывают дефицит водных ресурсов.

В России структура водопотребления следующая: 56% идет на производство, 21% - на хозяйственно – питьевые нужды, 17% - на орошение и сельскохозяйственные нужды.


Групповая работа. Анализ структуры водопотребления мира и России по предложенным учащимся данным.


Дополнительная информация.

Ознакомление учащихся со статьей «Берегите воду!» из журнала География в школе».


Один из способов обеспечения населения пресной водой – опреснение соленых вод. Два тысячелетия назад люди научились получать пресную воду методом дистилляции. Первые установки по опреснению морских вод появились в начале хх века, для чего использовались солнечные опреснители, например, в пустыне Атакама (Чили). Во второй половине хх века стали применять атомные опреснительные установки. Больше всего их используют страны тропического климата: Тунис, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др. Больше всего опресненной воды в расчете на одного жителя получают в странах Персидского залива. В Кувейте 100% используемой воды – опресненная морская вода.

Большая часть пресной воды находится в ледниках. Особенно перспективны для использования ледники Антарктиды, которые состоят из материковых льдов, шельфовых льдов и айсбергов. В шельфовых ледниках содержится 600 тыс. км. воды, что превышает в 120 раз мировое потребление воды.

Ежегодно от берегов Антарктиды откалывается от 1400 до 2400 км. пресной воды в виде айсбергов. От ледников Гренландии ежегодно откалывается око 15 тысяч айсбергов. В результате поступления айсбергов в океане одновременно дрейфуют 12 тысяч ледяных гор. В среднем антарктические айсберги живут 10 – 13 лет, но гигантские айсберги, длиной в десятки километров плавают многие десятилетия.

В хх веке появилась и была реализована идея транспортировки айсбергов для получения пресной воды. Айсберг обнаруживают с вертолета и устанавливают специальные плиты для крепления буксирных тросов. Айсбергу придается обтекаемая форма, а носовой части – форма корабельного форштевня. Для уменьшения таяния льда, под дно айсберга подводят пластиковую пленку, а по бокам натянуто полотно с грузилами внизу. Айсберг длиной 1 км, шириной 600 м. и высотой 300 м. транспортируют 5-6 океанских буксиров. Скорость составляет 1852м. в час ( одна миля). После доставки к месту назначения айсберг разрезают на куски – блоки толщиной по 40 м. При таянии они по плавающему водопроводу будут снабжать пресной водой населенный пункт. Такой айсберг тает примерно один год.


Практическая работа:

  1. Проанализируйте карту атласа стр.6. Выделите районы и страны с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами. Приведите примеры стран.

Дополнительная информация о водохранилищах: новый учебник стр.48, старый учебник-стр.26.


Работа в тетради. Вывод по водным ресурсам записывают в тетради.


4.Подведение итогов работы группы по изученному материалу.


Учитель анализирует работу группы, делает выводы, оценивает работу учащихся.


5.Закрепление учебного материала.


Проводится на основе экспресс – опроса. Учитель предлагает учащимся шесть заданий, ознакомившись с которыми они должны напротив каждого задания поставить «плюс», если согласны с утверждением, и «минус», если с утверждением не согласны. Учащиеся знакомятся с результатами выполненных заданий и осуществляют самопроверку, оценивая свою работу по критерию, предложенному учителем.

Итоги выполненной работы подводятся сразу же: на основании критериев работы учащиеся поднимают руки: не допустили ни одной ошибки – оценка «пять», две ошибки – оценка «четыре», три ошибки – оценка «три».


6.Домашнее задание. Ю.Н.Гладкий География», стр.18-22, 27 – 29. Изучить карты атласа: стр.5, 6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!