«Наши трудные дети»
(Родительское собрание)
Автор: Братерская Надежда Александровна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.
Задачи:
- познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей;
- развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми.
Оборудование: свод законов.
Ход родительского собрания.
Вступительное слово воспитателя.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса. Учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе с вами найти причины трудностей в поведении учащихся.
Трудный ребёнок… Что за этими словами? Какой он?
Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребёнка. Пока родители говорят, воспитатель записывает характерные слова на доске.
- Что может стать причиной проблем в поведении ребёнка?
Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.
«Узелки на память».
Воспитатель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить:
- за сравнение не в свою пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- унижение друг друга членами семьи;
- разводы и появление в доме нового члена семьи;
- несправедливость и невыполненные обещания;
- чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина четвёртая – неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителями, низкой самооценкой.
Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка.
Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила поведения терпеливо и постепенно.
Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.
Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.
Подведение итогов собрания.
Обсуждение с родителями притчи о перевёрнутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай» Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы – в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе. И мы всё преодолеем».