СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Методы формирования мотивации на уроках литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Методы формирования мотивации на уроках литературы»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Методы формирования мотивации на уроках литературы»»

М.Б. Алферьева,

МБОУ СШ№74,

г. Ульяновск



ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ



Мотивация является основополагающим средством развития личности, одним из главных условий успешного обучения. Вопрос о её формировании в учебной деятельности широко рассмотрен в современных научных исследованиях. Большинство авторов рассматривают организацию процесса обучения как мотивирующий фактор, способный воздействовать как на внешнее, так и на внутреннее побуждение к освоению учениками школьных предметов [2, с. 64]. Для современного педагога необходим поиск новых оптимальных форм организации учебного процесса, выступающих в качестве мотивационной сферы. Поисково-технологическая модель обучения литературе реализуется при инновационном подходе, построенном на принципе «предвосхищения результата». Данный принцип означает, что мотивация возникает в том случае, если учебная деятельность, направленная на выполнение требований учителя, соотносятся с достигнутой намеченной целью. То есть предвосхищение положительного результата своих усилий мотивирует на сам процесс обучения, поскольку осознание в уверенности своих действий способствует стремлению к достижению успеха. Поэтому выполнение заданий по литературе должно сопровождаться получением от учителя информации, стимулирующей деятельность учащихся [2, с. 170]. В процессе работы над изучением нового материала учителю целесообразно предлагать небольшие конкретные задания и на протяжении всего урока информировать об успешности их выполнения, учащиеся должны быть обеспечены оперативной обратной связью. Принцип «предвосхищения результата» реализуется через применение учителем следующих инновационных методов стимулирования положительной мотивации учащихся к обучению на уроках литературы: метод проблемной наглядности, метод творческого анализа, метод активизации ассоциативных связей.

Метод проблемной наглядности предполагает использование новой и необычной для учеников формы преподнесения материала [3, с. 208]. Наглядность на уроках литературы обеспечивается использованием изобразительных и музыкальных средств. Например, учитель готовит выставку иллюстраций к произведению и просит ответить на вопрос: «Какой из художников лучше передал характер героя». Также изучение художественной литературы может сопровождаться прослушиванием музыки, когда ученики определяют, какой из композиторов наиболее точно передал эмоциональный фон событий произведения. При использовании данного метода учащиеся испытывают удивление, реакцию «новизны», сталкиваются с проблемой, для решения которой необходимо творчески подойти к определению стратегии ответа. Ученик попадает в ситуацию интеллектуального затруднения, испытывая эмоционально-логическую неопределенность от того, что необходимо идентифицировать и описать свои чувства и образы от прочитанного произведения. Однако работа над текстом не сводится к формулированию субъективного мнения, свои ответы учащиеся должны аргументировать цитатами из произведения. Всё это мотивирует класс на активную познавательную деятельностью.

Метод творческого анализа направлен на развитие способности выявлять в текстах лингвистическую аллюзию. Данный метод применим на итоговых уроках, когда учитель предлагает рассмотреть какое-либо явление в литературе определенной эпохи через художественные тексты. Учащимся предлагается найти в предложенном учебном материале намёк на общеизвестный исторический факт, видоизменённые крылатые выражения, реминисценции, библеизмы. Творческий анализ текста требует речевого оформления в виде письменного или устного ответа, что предполагает самостоятельное конструирование высказывания [5, с. 167].

Метод активизации ассоциативных связей направлен на развитие как устной, так и письменной речи. В качестве проблемного задания ученикам предлагается найти логическую связь и установить ассоциативный переход между различными понятиями. Для возникновения ассоциаций в практике обучения учитель использует различные метафоры. Использование метода ассоциирования позволяет учащимся ощутить связь между средствами художественной выразительности текста [4, с. 75]. Применяя данный метод, учитель задействует разработанный дидактический материал  «тексты с прозрачным ассоциативным рядом»  важное инновационное средство обучения в условиях формирования положительной мотивации [1, с. 44]. В данных текстах содержится теоретический материал о литературоведческих терминах, понятиях, явлениях. На этапе знакомства с новым понятием учащиеся предлагают свои ассоциации к нему, после изучения дидактического материала и лекционного объяснения учителем новой темы учащиеся возвращаются к первичным ассоциациям, анализируя их субъективные стороны. Значение метода ассоциирования достаточно велико в реализации принципа предвосхищения положительного решения учебной ситуации, где результатом является текст сочинения. Данный метод активизирует самостоятельность и самоконтроль учащихся при работе над текстом сочинения. Творческое восприятие и анализ материала способствует развитию наблюдательности, создаёт условия для возникновения мотивации.

Подводя итоги, необходимо отметить, что реализация вышеперечисленных методов требует следующих специфических условий для включения учащихся в творческую деятельность: использование нетрадиционных для работы на уроке источников информации (вместо текста учебника предлагается наглядное изучение и анализ картин, музыкальных произведений, исторических материалов (например, газет определённого периода), а также подготовленных учителем текстов с «прозрачным ассоциативным рядом»); смена активных видов учебной деятельности (творческое наблюдение, самостоятельный поиск и интерпретация эмоций преобладают над слушанием, объяснением учителя).

Использование инновационных методов формирования мотивации, задействуя эмоционально-волевую сферу, трансформирует методику обучения, положительно влияет на отношение учащихся к предмету «литература», что приводит к формированию наблюдательности, самостоятельности в речемыслительной деятельности.

Список литературы:

  1. Алексеева М.А. Методика преподавания литературы. Практикум: учеб. пособие для вузов / М.А. Алексеева. − М.: Издательство Юрайт, 2017. − 98 с.

  2. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. − М.: Издательство Юрайт, 2019. − 410 с.

  3. Мандель Б.Р. Методика преподавания педагогики в современном высшем учебном заведении. Учебное пособие / Б.Р. Мандель . − М.: Директ-Медиа, 2018. − 403 с.

  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. − М.: Издательство Юрайт, 2019. − 134 с.

  5. Утёмов В.В. Креативная педагогика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина, П. М. Горев. − М.: Издательство Юрайт, 2019. − 237 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!