СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа – викторины по теме: «Великая Отечественная Война»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память о войне 1941-1945 года должна храниться в наших сердцах и передаваться из поколения в поколение. Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны. Именами этих героев названы улицы в городах России. И сегодня наша основная задача - помнить о подвигах наших воинов-защитников, отстоявших мир в ВОВ, проявлять любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины.

Цель викторины: сформировать у учащихся устойчивое представление о событиях ВОВ, воспитывать патриотизм и любовь к Родине, способствовать развитию у школьников интереса к истории России.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа – викторины по теме: «Великая Отечественная Война»»



Методическая разработка классного часа – викторины

по теме: «Великая Отечественная Война»











Цель викторины:

формирование у учащихся устойчивого представления о событиях Великой Отечественной войны и об источнике победы советского народа в борьбе с фашизмом;

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

- создание условий для формирования умений работать в группе.



Задачи:

Образовательные – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг.", полученные на уроках истории и из других источников. Сформировать у учащихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

Воспитательные - способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей; способствовать развитию у школьников интереса к истории.

Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять. Развивать навыки работы в группе.

Здоровьесберегаюшие - предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.



Данную разработку можно использовать в качестве классного часа. Викторина позволит расширить кругозор учащихся по теме: «Великая Отечественная Война». Перед классным часом можно дать ученикам опережающее задание по повторению материала Великой Отечественной войны. Викторина проходит между командами. Оптимальный вариант – 3 -4 команды, состоящих из 4-5 человек.



Начало урока –викторины

Приветствие учителя.

Память о войне 1941-1945 года должна хранится в наших сердцах и передаваться из поколения в поколение. Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны. Именами этих героев названы улицы в городах России. Про них написаны песни, стихи, повести и романы. И сегодня наша основная задача - помнить о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в Великой Отечественной войне, проявлять любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины.

Ведущий 1.

Помните! Через века, через года, — помните!

О тех, кто уже не придет никогда, — помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!



Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!

Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, — помните!

О тех, кто уже никогда не споет, — помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!



Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаю, — помните!



Роберт Рождественский



Ведущий 2

Давайте начнём нашу викторину. Для начала вам предлагается дать название вашей команде и выбрать капитана команды.

Правила первого этапа просты: каждая команда по очереди отвечает на предложенные вопросы. Если команда ответила верно, она получает 1 балл, если неверно или ответа нет, то другие команды могут ответить и получить этот балл.

Вопросы 1 этапа

«Блиц – турнир»

  1. Назовите дату начала и окончания битвы за Москву. (30сент.1941г.-20апр. 1942 г)

  2. Сколько дней длилась Великая Отечественная война? (1418 дней)

  3. Кто возглавил Ставку Верховного Главнокомандования? (И.В.Сталин)

  4. Назовите фамилию Героя Советского Союза, получившего это звание за оборону Брестской крепости. (Майор Гаврилов)

  5. Назовите имя диктора, читавшего все важнейшие новости Совинформбюро о боевых действиях по радио. (Юрий Борисович Левитан)

  6. На каком самом высоком месте города Сталинграда развернулись тяжелейшие кровопролитные бои? (Мамаев курган)

  7. Как переводится «блицкриг»? («молниеносная война»)

  8. Битва на Волге, ставшая крупнейшим военно-политическим поражением германского фашизма в ходе второй мировой войны (Сталинградская).

  9. Озеро на северо-западе России, ставшее зимней «дорогой жизни» для блокадного Ленинграда (Ладожское)

  10. Город в Крыму, место проведения международной конференции в феврале 1945 г. (Ялта)

  11. Место проведения совещания «Большой тройки» в 1943 г. (Тегеран)

  12. Как заканчивается крылатая фраза, актуальная и в наши дни: «Награда...» («нашла своего героя»)



Ведущий 1



На втором этапе нашей викторины, вам предлагается следующее задание. Перед вами два конверта. В первом конверте находятся листы с фамилиями полководцев и народных героев. Во втором конверте – их достижения и подвиги в годы Великой Отечественной Войны. У вас 3 минуты на то, чтобы сопоставить фамилии с достижениями. За каждое правильное сопоставление команда получает 1 балл.









Задания 2 этапа

«Сопоставления»



  1. Маршал Советского Союза, командовавший Парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. (К.К. Рокоссовский)

  2. Лётчик-истребитель, трижды Герой Советского Союза, лично сбивший за годы Великой Отечественной войны 59 фашистских самолётов. (А.И. Покрышкин)

  3. Маршал Советского Союза, подписавший акт о капитуляции Германии с советской стороны. (Г.К. Жуков)

  4. Советский генерал, командующий 62-ой армией под Сталинградом. (В.И. Чуйков)

  5. Майор Красной Армии, один из руководителей обороны Брестской крепости, гарнизон которой мужественно защищался с 22 июня до середины июля 1941 г. В 1957 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. (П.М. Гаврилов)

  6. Легендарный лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации голеней обеих ног вернувшийся в ряды воинов Красной Армии. (А. Маресьев)

  7. Один из героев, водрузивших над куполом рейхстага Красное Знамя Победы 30 апреля 1945 г. (М.В. Кантария)



Ведущий 2

Для выполнение этого задания приглашаются капитаны команды. Их задача в этом туре давать определения терминов, относящихся к теме Великой Отечественной и второй мировой войн. За каждый правильный ответ – 2 балла. Если участник не может дать ответ или даёт неверный, команда может помочь. В таком случае команда получает 1 балл.



Задания 3 этапа

«Конкурс капитанов»



  1. Партизан (лицо, ведущее вооружённую борьбу на территории, оккупированной противником, с использованием методов партизанской войны, член партизанского отряда)

  2. «Катюша» (советское реактивное орудие залпового огня времен Великой Отечественной войны, к которому гитлеровцы в самом начале относились с пренебрежением, а затем начали охоту за не уничтоженным экземпляром)

  3. Холокост (преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, и др.) в период существования нацистской Германии.

  4. Гетто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная»— части крупных городов, отведенные для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам)

  5. Депортация (лат. deportatio «изгнание, высылка» или выдворе́ние — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем)

  6. Форсирование (нем. forcieren — усиливать) ускорение, увеличение напряжённости или темпа в какой-либо деятельности)

  7. Стратегия (общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели)

  8. Фронт (сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью)

  9. Мобилизация (ряд мероприятий, которые проводятся государством для сосредоточения и приведения в активное состояние имеющихся сил, ресурсов и средств, для достижения политических и военных целей государства)

  10. Плацдарм (территория (или её часть) своего или другого государства, используемая при подготовке вторжения на территорию противника в качестве базы для сосредоточения и развёртывания вооружённых сил, может иметь стратегическое или оперативное значение)

  11. Демилитаризация (Ликвидация военных укреплений и сооружений на определенной территории, а также запрещение держать на этой территории вооруженные силы на основании договора между заинтересованными государствами)

  12. «Барбаросса» (немецкий план нападения на Советский Союз)





Музыкальная пауза. Каждой команде предлагается вспомнить песню военных лет и исполнить её. Подводятся и объявляются предварительные итоги игры.

Ведущий 1

На этом этапе викторины командам будут розданы листы с текстами. Команде надо определить, о каком сражении идёт речь в тексте. Время на выполнение этого задания 5 минут. Команда получает 2 балла, если правильно выполнит задание.

Задания 4 этапа

«Великая битва»

  1. Самое большое и упорное сражение первых месяцев войны. Оно проходило в трудных для Красной Армии условиях. Вечером 15 июля 1941 г. фашистские войска ворвались в южную часть города. Тем не менее, бои за ... продолжались ещё почти две недели. Советское командование принимало все меры, чтобы предотвратить дальнейшее продвижение вражеских войск. В ожесточённых боях воинские части и соединения проявляли подлинный героизм. Четыре лучшие дивизии первыми в Красной Армии стали гвардейскими. В ... сражении было применено новое оружие - реактивные установки (знаменитые «катюши»). Активными действиями части Западного фронта нанесли войскам противника значительный урон, его ударные группировки были измотаны и ослаблены. Гитлеровское командование 30 июля вынуждено было отдать приказ группе армий «Центр» прекратить наступление и перейти к обороне. Впервые во второй мировой войне германская армия была поставлена перед необходимостью обороняться на главном, решающем направлении своего наступления. В ходе ... сражения, в ночь с 21 на 22 июля 1941 г. немецкая авиация совершила крупный налёт на Москву, который продолжался пять с половиной часов. Бомбардировке подверглась и территория Кремля. (Смоленское сражение)

  2. Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжёлыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «фердинанд», новыми самолётами. Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали … направление. Им казалось, что выдвинутый на запад … выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы.

Разрабатывая план летней кампании 1943 г., советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на … направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.

Войска Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов создали глубоко эшелонированную оборону.

Фашистское наступление началось 5 июля 1943 г. Советское командование, которому был известен этот срок, ещё до начала наступления провело мощную артиллерийскую подготовку, в результате которой враг понёс потери уже на исходных позициях. Противник бросил в бой большое количество танков, пехоты, самолётов. Число вражеских танков на километр фронта достигало 100 машин. Начавшееся сражение сразу же приняло грандиозный размах. (Курская дуга)

  1. В наступлении летом 1942 г. германское командование особое значение придавало взятию ... . Выход к Волге давал противнику возможность перерезать эту важную транспортную артерию, по которой в центральные районы доставлялись с юга хлеб и нефть, предрешить успех в битве за Кавказ. Обстановка под ... складывалась для советских войск крайне неблагоприятно. Наступавшая 6-я немецкая армия обладала подавляющим преимуществом в живой силе и вооружении. С 17 июля развернулись бои на подступах к ... . К концу августа положение стало критическим. Фашисты подвергали ... непрерывным бомбардировкам. Сотни зданий были разрушены, целые районы превращены в развалины, погибли многие жители. 25 августа в ... было введено осадное положение. Город стал фронтом.

Бои в городе продолжались более 140 дней. Фашистские самолёты сбросили на город около миллиона бомб, общим весом более 100 тыс. тонн. В отдельные дни враг бросал в бой по 10 дивизий и сотни танков, 200 крупных атак отразили только доблестные воины 62-ой армии. Закончился же разгром фашистов под ... окружением 300-тысячной армии врага (22 дивизии). План советского командования был выполнен полностью, враг остановлен, измотан, обескровлен и разбит наголову. Красная Армия взяла инициативу в свои руки. Это было начало коренного перелома в ходе войны. (Сталинградская битва)

  1. 250-дневная оборона ... составляет одну из самых героических страниц Великой Отечественной войны. С 30 октября 1941 г. защитники ... - воины Приморской армии (командующий - генерал-майор И.Е. Петров) и моряки Черноморского флота (командующий - вице-адмирал Ф.С. Октябрьский) - отражали одну за другой яростные атаки фашистских войск. Лишённые сухопутных связей с тылом, испытывая огромные трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, защитники ... самоотверженно вели борьбу. Враг не раз пытался штурмом овладеть городом, подвергал его жестоким бомбардировкам, но ... стоял непоколебимо. На оборонительных рубежах ... было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла на всех театрах военных действий до нападения на СССР. (оборона Севастополя)

Ведущий 2

Заключительное задание нашей игры называется «Супер-игра». Перед вами листы, на которых перечислены названия битв.

Расположите в хронологической последовательности военные операции: Берлинская операция, Московская битва, битва на Курской дуге, Сталинградская битва, оборона Брестской крепости, блокада Ленинграда.

Команда, которая первая правильно расположит и укажет даты этих сражений получает 5 баллов.

Задание 5 этапа

«Супер-турнир»

Расположите в хронологической последовательности военные операции: Берлинская операция, Московская битва, битва на Курской дуге, Сталинградская битва, оборона Брестской крепости, блокада Ленинграда.

Оборона Брестской крепости (июнь-июль 1941г.)



Московская битва (30 сент. 1941 г. - 20 аир.1942 г.)



Блокада Ленинграда (сент. 1941 г. - авт. 1944 г.}



Сталинградская битва (июль 1942 г.-2 февр. 1943 г.)



Битва на Курской дуге (июль 1943 г.)



Берлинская операция (16 апр. -2 мая 1945 г.)



Ребята смотрят фильм о ВОВ

Подведение итогов, награждение. Звучит песня военных лет.

Учитель

Вот и подошёл к концу наш классный час.

Сменяя друг друга, идут поколения,

Но память о прошлом не знает забвенья.

И грозные строки взывают с гранита: "Никто не забыт, ничто не забыто!"















Приложение 1



  1. Маршал Советского Союза, командовавший Парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 г.

  2. Лётчик-истребитель, трижды Герой Советского Союза, лично сбивший за годы Великой Отечественной войны 59 фашистских самолётов.

  3. Маршал Советского Союза, подписавший акт о капитуляции Германии с советской стороны.

  4. Советский генерал, командующий 62-ой армией под Сталинградом.

  5. Майор Красной Армии, один из руководителей обороны Брестской крепости, гарнизон которой мужественно защищался с 22 июня до середины июля 1941 г. В 1957 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

  6. Легендарный лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации голеней обеих ног вернувшийся в ряды воинов Красной Армии.

  7. Один из героев, водрузивших над куполом рейхстага Красное Знамя Победы 30 апреля 1945 г.







Приложение 2



Самое большое и упорное сражение первых месяцев войны. Оно проходило в трудных для Красной Армии условиях. Вечером 15 июля 1941 г. фашистские войска ворвались в южную часть города. Тем не менее, бои за ... продолжались ещё почти две недели. Советское командование принимало все меры, чтобы предотвратить дальнейшее продвижение вражеских войск. В ожесточённых боях воинские части и соединения проявляли подлинный героизм. Четыре лучшие дивизии первыми в Красной Армии стали гвардейскими. В ... сражении было применено новое оружие - реактивные установки (знаменитые «катюши»). Активными действиями части Западного фронта нанесли войскам противника значительный урон, его ударные группировки были измотаны и ослаблены. Гитлеровское командование 30 июля вынуждено было отдать приказ группе армий «Центр» прекратить наступление и перейти к обороне. Впервые во второй мировой войне германская армия была поставлена перед необходимостью обороняться на главном, решающем направлении своего наступления. В ходе ... сражения, в ночь с 21 на 22 июля 1941 г. немецкая авиация совершила крупный налёт на Москву, который продолжался пять с половиной часов. Бомбардировке подверглась и территория Кремля.



Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжёлыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «фердинанд», новыми самолётами. Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали … направление. Им казалось, что выдвинутый на запад … выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы.Разрабатывая план летней кампании 1943 г., советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на … направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление. Войска Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов создали глубоко эшелонированную оборону. Фашистское наступление началось 5 июля 1943 г. Советское командование, которому был известен этот срок, ещё до начала наступления провело мощную артиллерийскую подготовку, в результате которой враг понёс потери уже на исходных позициях. Противник бросил в бой большое количество танков, пехоты, самолётов. Число вражеских танков на километр фронта достигало 100 машин. Начавшееся сражение сразу же приняло грандиозный размах.




В наступлении летом 1942 г. германское командование особое значение придавало взятию ... . Выход к Волге давал противнику возможность перерезать эту важную транспортную артерию, по которой в центральные районы доставлялись с юга хлеб и нефть, предрешить успех в битве за Кавказ. Обстановка под ... складывалась для советских войск крайне неблагоприятно. Наступавшая 6-я немецкая армия обладала подавляющим преимуществом в живой силе и вооружении. С 17 июля развернулись бои на подступах к ... . К концу августа положение стало критическим. Фашисты подвергали ... непрерывным бомбардировкам. Сотни зданий были разрушены, целые районы превращены в развалины, погибли многие жители. 25 августа в ... было введено осадное положение. Город стал фронтом.

Бои в городе продолжались более 140 дней. Фашистские самолёты сбросили на город около миллиона бомб, общим весом более 100 тыс. тонн. В отдельные дни враг бросал в бой по 10 дивизий и сотни танков, 200 крупных атак отразили только доблестные воины 62-ой армии. Закончился же разгром фашистов под ... окружением 300-тысячной армии врага (22 дивизии). План советского командования был выполнен полностью, враг остановлен, измотан, обескровлен и разбит наголову. Красная Армия взяла инициативу в свои руки. Это было начало коренного перелома в ходе войны.

250-дневная оборона ... составляет одну из самых героических страниц Великой Отечественной войны. С 30 октября 1941 г. защитники ... - воины Приморской армии (командующий - генерал-майор И.Е. Петров) и моряки Черноморского флота (командующий - вице-адмирал Ф.С. Октябрьский) - отражали одну за другой яростные атаки фашистских войск. Лишённые сухопутных связей с тылом, испытывая огромные трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, защитники ... самоотверженно вели борьбу. Враг не раз пытался штурмом овладеть городом, подвергал его жестоким бомбардировкам, но ... стоял непоколебимо. На оборонительных рубежах ... было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла на всех театрах военных действий до нападения на СССР.









Приложение 3



«СУПЕР – Турнир»



Расположите в хронологической последовательности военные операции, укажите даты данных сражений:

Берлинская операция

Московская битва

Битва на Курской дуге

Сталинградская битва

Оборона Брестской крепости

Блокада Ленинграда.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!