СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему: «Великие люди России. В.И. Вернадский».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему: «Великие люди России. В.И. Вернадский».»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)











Методическая разработка классного часа

на тему: «Великие люди России. В.И. Вернадский».















с. Прибрежное

2024 г.



ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

В методической разработке представлен классный час, посвященный памяти и приуроченный ко дню рождения советского мыслителя, естествоиспытателя и общественного деятеля Владимира Ивановича Вернадского.

Разработка предназначена для преподавателей, студентов и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования.





Разработчик: Васина Т.В., преподаватель первой квалификационной категории общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин.











Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии

общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин

протокол № ____ от ______________2024 г.

Председатель _____________ Е.С. Афанасьева







№ п/п

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

4

2.

Цели классного часа

5

3.

Введение

1.Чтец 1 (стихотворение о Вернадском)

2.Вступительное слово преподавателя.

7

4.

Чтение докладов

Докладчик 1. Детство

Докладчик 2. Семья

Докладчик 3. Общественные взгляды.

Докладчик 4. Научная деятельность

Докладчик 5. Учение о биосфере и ноосфере

Докладчик 6. Заграница и наука

Докладчик 7. Политика в жизни учёного, наука и философия

Докладчик 8. Главные достижения Владимира Вернадского.

Докладчик 9. Интересные факты

10

5.

Список использованной литературы

20

















I. Пояснительная записка

Методическая разработка создана для проведения студенческой творческой работы (классный час) по теме: «Великие люди России. В.И. Вернадский.».

Классный час является формой проектной деятельности студентов по теме: «Великие люди России. В.И. Вернадский.», посвящённый вкладу отечественных ученых в мировую науку и составленный группой студентов на основе заранее подготовленных докладов, отобранных видеоматериалов по данной теме.

Объект исследования: Деятельность академика В.И. Вернадского – ученого, естествоиспытателя, философа, энциклопедиста.

Предмет исследования: Роль В.И. Вернадского как ученого, мыслителя, основоположника нескольких направлений в науке XX и XXI вв.

В методической разработке представлен примерный сценарий проведения конференции с указанием целей и задач, списком рекомендованной литературы по теме и перечнем необходимого технического оснащения.

Актуальность выбора темы конференции связана с воспитательной целью и развития научного и творческого начала у студентов и с объявлением В.В. Путиным Десятилетия науки и технологии с 2022 по 2031год в Российской Федерации.

Эта инициатива помогает существенно обогатить отечественную науку и сферу технологий, а проекты в рамках десятилетия отражаются на качественном профессиональном росте каждого ученого, сотрудника, преподавателя и студента и нашего колледжа, а значит в конечном способствуют решению ключевых задач общественного и национального развития.





II Цели и задачи классного часа

Цель: ознакомить обучающихся с научным наследием наших «замечательных людей» и их ролью в мировой науке: с биографией, общественной и научной деятельностью В.И. Вернадского; сообщить интересные факты о выдающемся отечественном ученом.

- рассмотреть учение о биосфере и ноосфере.

Задачи:

1. Профессиональное воспитание обучающихся на основе развития истории отечественной науки и медицины для осознания себя как преемника наследия прошлого.

2. Воспитание профессиональной ориентации, мотивировании обучающегося для будущей выбранной профессии, развитие гражданского самосознания у студентов.

3. Формирование нравственной культуры обучающихся.

5. Воспитание профессионально значимых качеств:

- чувства ответственности за порученное дело;

- творческого подхода к выполнению задания;

- чувства товарищества при выполнении коллективного задания.

Подготовка и проведение данной конференции предусматривает участие обучающихся в проектной деятельности, в ходе которой у студентов формируются следующие компетенции:

учебно-познавательная компетенция – совокупность умений и навыков познавательной деятельности.

В ходе работы над проектом обучающиеся углубляют свои знания по теме: «Отечественные ученые», у них формируется познавательный интерес к своей профессии и истории своей страны.

Обучающиеся вначале самостоятельно готовят доклады-презентации, оценивают имеющийся материал, анализируют его, демонстрируют владение механизмами постановки цели, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, после чего преподаватель осуществляет корректировку (в случае необходимости).

информационная компетенция – способность, при помощи имеющихся средств информационных технологий (СМИ, компьютер, и т.д.) самостоятельно искать, отбирать, обрабатывать, передавать и, анализировать необходимую информацию.

При подготовке к конференции у обучающихся происходит формирование навыков работы со специальной литературой и другими информационными источниками по выбранной проблеме.

коммуникативная компетенция – владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, приобретения опыта выступления перед большой аудиторией.

компетенция личностного самосовершенствования – владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях (выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств).

Оборудование: компьютер, экран, проектор.











Введение.

Российский выдающийся ученый,

В науку внесший ценный вклад,

Наукой о Земле безмерно увлеченный,

Ей посвятивший свой недюжинный талант.

Он биогеохимии создатель,

Имевший свой космизма философский взгляд,

Он и мыслитель и естествоиспытатель,

Не знавший творческих преград.

Он лекции читал в Сорбонне,

Радиоактивный минерал искал,

Исследовал уран за ядерной энергией в погоне,

Взор в океан и в космос запускал.

Он сделал крупный шаг в познание природы,

Развитию науки важный импульс дал,

Его идеи пронеслись чрез годы,

Фундамент мощный для науки он создал!

Горбовец Марк

Преподаватель.

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. Его основные цели – привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки. Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны и помогают существенно обогатить отечественную науку и сферу технологий, а проекты в рамках десятилетия отражаются на качественном профессиональном росте каждого ученого, сотрудника, преподавателя и студента и нашего колледжа, а значит в конечном способствуют решению ключевых задач общественного и национального развития.

Как вы знаете, Прибрежненский аграрный колледж является филиалом Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, который расположен в городе Симферополе, является крупнейшим высшим учебным заведением Республики Крым и входит в десятку федеральных университетов Российской Федерации. Свою историю Крымский федеральный университет ведет от создания в Крыму Таврического университета – первого высшего учебного заведения на полуострове, созданного в 1918 году по инициативе Соломона Самойловича Крыма. У истоков создания Таврического университета стояли ученые Киевского университета, которые и избрали его первый Совет во главе с ректором – видным деятелем медицинской науки профессором Р. И. Гельвигом. 13 октября 1920 г., после кончины Гельвига, ректором университета был избран выдающийся советский учёный-естествоиспытатель, основоположник геохимии и биогеохимии – академик В. И. Вернадский.

Владимир Ива́нович Верна́дский - русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени/

Чтение докладов.

Биография

Докладчик 1. Детство

Владимир Вернадский родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года, всего через два года после отмены крепостного права в России.

Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е. М. Короленко,, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.

Владимир Вернадский был троюродным братом известного русского писателя Владимира Короленко.

В 1868 году из-за неблагоприятного климата семья Вернадских переехала в Харьков — один из ведущих научных и культурных центров Российской империи. В 1873 году Владимир стал первоклассником Харьковской классической гимназии. Рос в среде учёных, которые составляли гордость Российской империи.

В 1876 году после возвращения семьи Вернадских в Санкт-Петербург поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию. В 1885 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1890 году — приват-доцент кафедры минералогии Московского университета. В 1897 году защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. В 1898—1911 годах профессор Московского университета. Его учителя — создатель периодической системы элементов Дмитрий Менделеев, основоположник почвоведения Василий Докучаев, его товарищи и собеседники — не только современники, рядом живущие и работающие, но и духовные труженики веков человеческой истории: Аристотель и Кант, Ломоносов и Тютчев, Гете и Рамакришна, Гюйгенс и Пастер, не говоря уже о целой плеяде геологов, химиков, биологов, особенно близких русскому создателю биогеохимии.

Докладчик 2. Семья

В 1886 году Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862—1943), с которой прожил более 56 лет. В семье было двое детей: сын Георгий Владимирович Вернадский (1887—1973), известный исследователь русской истории, дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898—1985), врач-психиатр. У внучки Тани была болезнь Дауна; других детей не было ни у его сына, ни у дочери; род Вернадских прервался.

Докладчик 3. Общественные взгляды.

До революции был членом ЦК Конституционно-демократической партии (кадетов). В1918 году отказался принять украинское гражданство от гетмана Павла Скоропадского и считал себя русским человеком, отстаивал единство России и противостоял украинцам-самостийникам.

Владимир Вернадский негативно относился также к украинизации 1920—1930-х годов, считая её насильственной, называл язык вывесок и сочинения Михаила Грушевского «язычием». Своим главным культурно-общественным заданием он считал сохранение главенствующего положения русской культуры на Украине, объединение украинцев, которым дорога русская культура, и развитие связей с российскими научными учреждениями.

Докладчик 4. Научная деятельность

Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост Академии Наук СССР.

Начиная с 1908 года В. И. Вернадский (в то время профессор Московского университета) постоянно проводил огромную работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов. Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук», в основном это были экспедиции на Урал, в Предуралье, Байкал и Забайкалье, Ферганскую область и Кавказ.

После Октябрьской революции выехал на юг, стал одним из основателей и первым президентом (27 октября 1918) Украинской академии наук, состоял профессором и с 1920 по 1921 год ректором Таврического университета в Симферополе. В 1921 г. вернулся в Петроград, участвовал в создании Радиевого института. В период с 1922 по 1926 год работал за границей в Праге и Париже, читал лекции в Сорбонне, работал в Музее естественной истории и Институте Кюри, где исследовал паризий — вещество, ошибочно принятое за новый радиоактивный элемент. В Париже на французском языке вышел его фундаментальный труд «Геохимия».

В 1915—1930 годах председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.

По возвращении в 1926 г. сформулировал концепцию биологической структуры океана, согласно которой, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» — географических пограничных слоях различного масштаба.

В 1927 году организовал в Академии наук СССР Отдел живого вещества. Однако термин «живое вещество» он употреблял как совокупность живых организмов биосферы.

Вернадским опубликовано более 700 научных трудов.

Основал новую науку — биогеохимию и сделал огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере.

Летом 1940 года по инициативе Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии. С началом войны был эвакуирован в Казахстан, где создал свои книги «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия» и «Химическое строение биосферы Земли и её окружения».

В 1943 году Вернадский возвратился из эвакуации и «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» к 80-летию был удостоен Сталинской премии I степени.

Докладчик 5. Учение о биосфере и ноосфере

В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:

- живое;

- биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);

- косное (абиотическое, образованное вне жизни);

- биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);

- вещество в стадии радиоактивного распада;

- рассеянные атомы;

- вещество космического происхождения.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

- расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

- развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

- открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

- победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

- всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Докладчик 6. Заграница и наука

Окончив университет, молодой учёный остался там для научной работы. Но вскоре уехал пополнять знания за рубеж. Швейцария, Франция, Италия, Англия, Германия. Два года он работал в этих странах, участвовал в геологических экспедициях, знакомился с новейшими достижениями в науке и философии. Вернувшись в Россию, он в 1897 году защищает докторскую диссертацию, а после этого начинает читать лекции по минералогии и кристаллографии в Московском университете. Он не чуждался и политики.

В 1906 году Вернадского избирают членом Государственного Совета. Но главным всегда оставалась наука. Через два года он стал академиком. В эти годы отдельными частями выходит его первый фундаментальный труд. Новое в его «Опытах описательной минералогии» заключается в идее эволюции минералов, и в необходимости их изучения в земной коре.

Докладчик 7. Политика в жизни учёного

Москва очень много дала учёному, но в 1911 году он покидает родной университет. Таким образом, он и ещё несколько крупных учёных выразили протест против введённого в учебных заведениях полицейского режима. Вернадский вернулся в родной Санкт-Петербург. Он занимается геохимией, проводит исследования по метеорике, что означает предсказание погоды в зависимости от воздушных перемен, пишет статьи о полезных ископаемых, истории естествознания. Кроме того, работает директором Геологического и минералогического музея Академии наук. Именно под его председательством впервые началось изучение естественных производительных сил России.

Наука и философия

Последние годы

Позже за рубеж учёного выпускать прекратили, но репрессии, стоившие жизни многим его коллегам, Вернадского не коснулись. Наступала атомная эпоха, а учёный и в этой сфере был незаменим. Но всё же главным его наследием стало учение о биосфере и, как его продолжение, ноосфере. По крайней мере, три течения научной и философской мысли, порождённые учёным, сохраняют значимость и популярность до сих пор. Умер В.И. Вернадский в 1945 году.

Докладчик 8. Главные достижения Владимира Вернадского.

  • Одной из заслуг Владимира Ивановича называют организацию экспедиций и создание лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов.

  • Владимир Иванович является создателем Украинской академии наук. Она появилась в 1918 году. Вернадский был ее первым президентом.

  • Владимир Вернадский сформулировал концепцию биологической структуры океана. Это было в 1926 году. По его концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» — географических пограничных слоях различного масштаба.

  • Вернадский — создатель науки биогеохимии. Под руководством Владимира Ивановича была создана первая биогеохимическая лаборатория. Сейчас она носит название Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН.

  • Еще одно важное достижение - его учение о ноосфере. Вернадский выделял в структуре биосферы следующие виды веществ: живое, биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке), косное (абиотическое, образованное вне жизни), биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва), вещество в стадии радиоактивного распада, рассеянные атомы, вещество космического происхождения.

  • В 1940 году по инициативе ученого начали проводить исследования урана на получение ядерной энергии.

  • Он связал геологическую мощь человечества с повышением степени цивилизованности социума — расширением технического и промышленного прогресса, в котором человек усмотрел источник силы. По Вернадскому, в процессе исторического динамизма Homo sapiens (человек разумный) трансформируется в Homo sapiens faber (человека разумного производящего), что выводит деятельность человечества на уровень геологического, планетарного масштаба.

  • Вернадский разработал концепцию «автотрофности человечества», когда человек становится относительно независимым от естественной среды обитания. Реализацию стратегии социальной автотрофности В.И. Вернадский связывал с целенаправленной модернизацией цивилизации. Он выделил несколько направлений ее возможной стратегической трансформации: использование нетрадиционных источников энергии, создание и масштабное производство полимерных материалов, принципиально не отличающихся по своим характеристикам от природных соединений, промышленный выпуск искусственной (и синтетической) пищи, что представлялось В.И. Вернадскому альтернативой традиционному аграрному сектору, фатально зависящему от природной среды. Время искусственной пищи еще впереди. Но уже сегодня создаются питательные вещества, ориентированные на улучшение пищи и организма.

  • Концепция автотрофности человечества, сформулированная В.И. Вернадским, — это его ответ на глобальные вызовы конструктивного развития цивилизации настоящего, а в особенности — будущего. Человечество как часть живого вещества не только радикально меняет лик планеты, но и включает механизмы, открывающие пути лучшей жизни. Принципиальное отличие стратегии XXI века - крен в сторону интенсивного развития. Не больше - а рациональнее. Рациональнее добывать, использовать, потреблять. И думать не только о потреблении, но в равной степени и об утилизации отходов. В качестве подтверждения можно в заключение привести слова В. И. Вернадского: "Будущее человечества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймет свою связь с Природой (Богом, Духом, Высшим Paзумом, Мировой Информацией) и примет на себя ответственность не только за развитие общества, но биосферы в целом".

  • Вернадский организовал Уральскую радиевую экспедицию, действовавшую вплоть до Февральской революции в Ильменских горах близ, которые позднее, уже в советское время, благодаря В. И. Вернадскому и (продолжительно) сотрудничавшему с ним академику А. Е. Ферсману, были объявлены заповедными. Ныне непосредственно возле Миасса располагается Государственный минералогический заповедник.

  • Из 416 опубликованных при жизни трудов Вернадского 100 работ посвящены минералогии; 70 — биохимии; 50 — геохимии; 43 — истории науки; 29 — кристаллографии; 21 — радиологии; 14 — почвоведению; 37 — организации науки и истории.

Докладчик 9. Интересные факты

  • Долгие годы он посвятил работе в Московском университете. Когда по политическим мотивам был уволен ряд преподавателей, он в знак солидарности с ними подал в отставку.

  • В течение жизни Вернадский написал 473 научных труда в самых разных научных областях.

  • Он также стал одним из основателей Украинской академии наук.

  • Владимир Вернадский был не чужд поэзии, и он сам сочинял стихи. Правда, славу ему принесла именно его научная деятельность.

  • Широко известная концепция ноосферы была разработана именно им.

  • Вернадский стал отцом новой науки — радиогеологии. Одно лишь это сильно продвинуло человечество вперёд во множестве отраслей, это неоспоримый факт.

  • Самым важным веществом на Земле он считал воду.

  • В вопросах религии Владимир Вернадский был агностиком. Кроме того, он интересовался различными эзотерическими учениями.

  • Учиться и практиковаться ему довелось в Германии, Швейцарии, Великобритании, Франции и Италии.

  • Владимир Вернадский стоял у истоков ядерной программы СССР.

  • Он не раз заявлял, что рано или поздно человечество придёт к тому, что у власти будут стоять не самые сильные, а самые умные. Сам он называл это «диктатурой разума».

  • По разнообразию наук, в которых учёный блестяще разбирался, его нередко сравнивали с Ломоносовым

  • Вернадский одним из первых поставил вопрос защиты экологии, настаивая на преступности вторжения человека в биосферу без учёта особенностей её развития.

  • Владимир Вернадский на досуге занимался музыкой и сочинял стихи.

Награды В.И. Вернадского за вклад в отечественную науку

Награды и премии

Орден Святого Станислава II степени (1901)

Орден Святой Анны III степени (1904)

Орден Святой Анны II степени (1907)

Орден Трудового Красного Знамени (20 марта 1943) — за выдающиеся заслуги в развитии геохимии и генетической минералогии, в связи с 80-летием со дня рождения

Сталинская премия I степени (1943) — за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники

Почётный крымчанин (19 февраля 2003, посмертно) — за выдающийся личный вклад в развитие науки в Крыму, плодотворную научную, преподавательскую и общественную деятельность, участие в создании, становлении первого в Крыму высшего учебного заведения — Таврического университета, профессором и ректором которого В. И. Вернадский был в 1920—1921 годах, в связи с 140-летием со дня его рождения и с целью чествования памяти выдающегося учёного"[72]

Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых»

Медаль «В память царствования императора Александра III».

Память

Вернадоведение — наука изучающая биографию, историографию и научное наследие В. И. Вернадского.

Названы именем В. И. Вернадского

Минералы

Вернадит — обнаружен в метаморфизованных осадочных марганцевых рудах на Южном Урале.

Вернадскит —Описан как агрегат бледно-зелёных кристаллов, ассоциирующих с долерофанитом, англезитом.

Организмы

Psammothidium vernadskyi, 2013 — вид водоросли.

Oseillatorites wernadskii — водоросли, верхний протерозой европейской части СССР.

Топонимы

Вернадского горы — горная подлёдная система в Восточной Антарктиде. Открыты в 1964 году советской антарктической экспедицией и названы в честь В. И. Вернадского.

Копь Вернадского. Памятник природы. Сибирский федеральный округ.

Карстовая полость Вернадского в Крыму на Бабуган-яйле, зал в пещере Мраморной на нижнем плато горного массива Чатыр-Даг.

Горный хребет Вернадского — на севере острова Парамушир (Сахалинская область).

В Индийском океане расположена вулканическая гора Вернадского.

Портрет для Большого театра на 125-летие В. И. Вернадского.

Гора Вернадского — в хребте Сунтар-Хаята в Якутии.

Вулкан Вернадского — на курильском острове Парамушир (1946).

Полуостров Вернадского — в Море Космонавтов Земли Эндбери в Антарктиде (1957).

Вернадский (лунный кратер) на обратной стороне Луны (назван в 1970 году)

2809 Vernadskij — малая планета № 2809, открытая в 1978 году Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории

Учреждения и организации

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского в Симферополе

Институт геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН

Государственный геологический музей имени В. И. Вернадского РАН

Всесоюзный народный университет биосферных знаний имени В. И. Вернадского.

Неправительственный экологический Фонда имени В. И. Вернадского.

Волгоградский политехнический колледж имени В. И. Вернадского.

Другие названия

Улица и Проспекты Вернадского в разных городах

Станции: Проспект Вернадского (станция метро, Сокольническая линия), Проспект Вернадского (станция метро, Большая кольцевая линия)

Академик Вернадский (судно) (1968—2010) Научно-исследовательское судно.

Награды и премии

Премия имени В. И. Вернадского (1945, постановление СНК СССР, в АН СССР — докторантская (1300 руб. в месяц) и аспирантская (800 руб. в месяц), в МГУ — две аспирантские (по 800 руб. ежемесячно).

Золотая медаль имени В. И. Вернадского — c 1965 года в АН СССР, с 1993 года в РАН, за выдающиеся научные работы в области наук о Земле, присуждается раз в три года.

Звезда Вернадского — c 1998 года Международным межакадемическим союзом (I, II и III степени).

Медаль В. И. Вернадского — с 2005 года Международным союзом радиоэкологии, вручается раз в 4 года за выдающийся вклад в радиоэкологию.

Памятники и памятные доски

Памятная доска на здании Радиевого института

Метро Проспект Вернадского

1949 — на фасаде Дома академиков, где жил В. И. Вернадский, установлена мемориальная доска в память об учёном.

1988 — на Главном здании Ленинградского университета открыта мемориальная доска в честь академика В. И. Вернадского, а его портрет находится в Мемориальной галерее выдающихся деятелей науки и культуры, выпускников Санкт-Петербургского университета в здании Двенадцати коллегий.

1990 — на здании Государственного Радиевого института им. В. Г. Хлопина по Каменноостровскому проспекту, 23 (г. Ленинград) установлена мемориальная доска: «Здесь работал в 1922—1938 гг. великий учёный, мыслитель, естествоиспытатель, основатель Радиевого института, академик Владимир Иванович Вернадский».

2003 — в Полтаве существуют два памятника учёному: на территории Полтавской государственной аграрной академии (открыт 12 ноября 2003 года) и Полтавского национального технического университета (открыт в мае 2013 года).

2013 году в Городском саду им. А. С. Пушкина в городе Челябинске была открыта Аллея в честь В. И. Вернадского и установлен мемориальный камень.

23 апреля 2013 года у главного корпуса Таврического национального университета в Симферополе открыт памятник его ректору Владимиру Вернадскому.

18 ноября 2014 года в Тамбове был открыт памятник В. И. Вернадскому.

1 июня 2018 года Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского торжественно открыл бюст В. И. Вернадского на Аллее Российской Славы во Всероссийском детском центре .

В кинематографе

Почтовая марка СССР, 1963

О жизни и творчестве великого учёного создан ряд документальных и научно-популярных фильмов:

Жизнь — явление космическое (СССР, 1988), режиссёр: Леонид Волков;

Закон Вернадского (СССР, 1983), режиссёр: Роллан Сергиенко;

Владимир Вернадский, из цикла «Острова» (Россия, 2005), режиссёр: Виталий Трояновский;

Тайны забытых побед. Озарение Вернадского (Россия, 2007), режиссёр: Олег Рябохлыст;

Пророк. Эпизоды жизни академика В. И. Вернадского (Россия, 2008), режиссёр: Алексей Колесников[112][113];

«Владимир Вернадский. Атомная бомба для русского царя» (Россия, 2013), режиссёр: Ольга Дроздова[114];

«Новый Век Вернадского» (Россия, 2015), режиссёры: Юлия Колесник, Алексей Шутов[115].

В СССР сняты два художественные фильма:

1974 — «Выбор цели», сценариста и режиссёра Игоря Таланкина, в котором роль академика Вернадского сыграл киноактёр Сергей Курилов;

1986 — «Набат на рассвете», сценарист и режиссёр: Аркадий Кордон. В главной роли — актёр Московского театра им. Моссовета Георгий Тараторкин.

В филателии, бонистике и нумизматике

В феврале—октябре 1963 года к 100-летию со дня рождения выпущена почтовая марка «Академик В. И. Вернадский (1863—1945)» в серии: «Учёные нашей Родины»; в 1971 году — конверт с маркой «Международный геологический конгресс»; в 2003 году к 140-летию В. И. Вернадского почтой России введён в обращение конверт с маркой, погашенной спецгашением № 33 ш-2003, Тамбов; в 2013 году — конверт с маркой «150 лет со дня рождения В. И. Вернадского (1863—1945), учёного, естествоиспытателя»[116]. 28 февраля 2013 года Укрпочтой введена в обращение почтовая марка № 1272 «Володимир Вернадський. 1863—1945»[117], а 2 августа 2018 года — художественный конверт «Национальная библиотека Украины им. В. Вернадского.100 лет»[118].

25 февраля 1993 года Банк России выпустил в обращение юбилейную монету номиналом в 1 рубль, посвящённую 130-летию со дня рождения В. И. Вернадского «Вернадский В. И., 130 лет со дня рождения».

1 февраля 2013 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом в 2 рубля, посвящённую 150-летию со дня рождения естествоиспытателя В. И. Вернадского серии «Выдающиеся личности России».

























Список литературы:

  1. Вернадский В. И. Собрание сочинений: в 24 т / Под ред. Э. М. Галимова. — М.: Наука, 2013. — ISBN 978-5-02-038093-6.

  2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / АН СССР; Ред. колл. А. Л. Яншин, С. Р. Микулинский, И. И. Мочалов; сост. М. С. Бастракова и др. — М.: Наука, 1988. — 520 с. — ISBN 5-02-003325-1.

  3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / Отв. ред. А. Л. Яншин. — М.: Наука, 1991. Архивная копия от 8 декабря 2014 на Wayback Machine

  4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 576 с. — (Библиотека истории и культуры). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8112-4512-3.

  5. Вернадский В. И. О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. — 576 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!