СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа к международному Дню инвалидов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит материал для проведения классного часа к международному Дню Инвалидов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа к международному Дню инвалидов»


ДЕПАРТАМЕНТ

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Автомобильно-технический колледж»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ИНВАЛИДОВ

«СОСТРАДАНИЕ. ПРАВО НА ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ»



Автор:

Евстратенко О.П.,

преподаватель истории и обществознания КГБ ПОУ «АТК»

филиал п. Ярославский








п. Ярославский, 2018 год



Методическая разработка классного часа к Международному дню инвалидов

«Сострадание. Право на лучшую жизнь»

Цели:

  • Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.

  • Сформировать представление об "особых людях".

  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

  • Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

  • Охарактеризовать ситуацию в мире, в России, в Приморском крае


Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация «Люди с ограниченными возможностями», презентация «Сильные и знаменитые», видеоматериал «3 декабря – международный день инвалидов», «Великие люди с ограниченными возможностями», «Топ – 10 инвалидов, добившихся успеха», «Спортсмены – инвалиды», опросник


Место проведения: кабинет обществознания


Целевая аудитория: студенты 1-2 курсов

































ВВЕДЕНИЕ


Традиционно Международным днем инвалидов считают 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми?

А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей.

Есть люди, у которых есть проблемы с руками или ногами. Конечности могут быть малоподвижными или вовсе не подвижными, или нет руки или ноги, или обеих рук и ног.

Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?



Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным, 
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!



Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик! Почему он так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием.

Говорил всем известный кумир:
Красота..."Красота спасёт мир!"
Только спорю я с ним вновь и вновь -
Мир спасут доброта и любовь!
Кто с добром и любовью живёт,
Тот в ответ тоже самое жнёт.
Потому утверждаю я вновь:
Мир спасут доброта и любовь!

Инвалиды – группа населения, в которую включены лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в силу особенностей здоровья. Сегодня таких людей довольно много. Раньше статистика инвалидов не имела большого значения. Теперь она ведется очень тщательно. Статистика позволяет не только подсчитать количество людей с ограниченными возможностями, но и дает информацию об их жизни, трудностях, потребностях.

Эти данные важны для национальной политики. Они позволяют оценить, насколько качественные и результативные программы для инвалидов реализуются в стране.

РАЗДЕЛ 1. СИТУАЦИЯ В МИРЕ

Статистика инвалидов в мире составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно более 1 млрд. людей. По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается. Причины роста количества людей с ограниченными возможностями:

  • увеличение численности населения планеты;

  • значительный прогресс в медицине;

  • увеличение продолжительности жизни людей.

В странах, где люди живут 70 лет и более, многие люди в пожилом возрасте становятся недееспособными. Среди детей, молодежи и людей среднего возраста 80% инвалидов проживает в развивающихся странах, где у населения низкий уровень жизни и доходов. На картинке показано, сколько процентов инвалидов от общего количества жителей, в странах Европы.

Инвалидность среди детей – это огромная проблема. Не только медицинская и социальная, но также и экономическая. По статистике детей -  инвалидов в мире становится все больше. Это тревожная тенденция. По мнению ученых, цифры будут продолжать расти.

Первый чтец:

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаем.


Порой бывает – жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плаву.


Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.


Так не пугай нас трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.


Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда нам на подмогу, 
Надежда, вера, мудрость и любовь!


Занятость людей с ограниченными возможностями

Международная организация труда сообщает, что среди населения трудоспособного возраста почти 400 млн – инвалиды. Многие из них нигде не работают. Большинство работодателей считают их недееспособными. По статистике работающих инвалидов всего лишь 20% от их общего числа. Остальные 80% являются безработными. Например, в Индии, 70 млн инвалидов и только 0,1 млн из них сумели устроиться на работу. В США трудоустроенных граждан этой категории лишь 35%.


РАЗДЕЛ 2. СИТУАЦИЯ В РОССИИ

Статистика инвалидов в России в 2015 году насчитывала более 12 млн. человек. Практически половина из них – мужчины и женщины трудоспособного возраста. То есть на каждые 10 тыс. человек приходится приблизительно 59 граждан недееспособной категории. Среди них большинство относится к третьей группе. Меньше всего представителей первой группы.

Анализ статистики инвалидов по стране показывает, что у нас их гораздо меньше, чем в европейских государствах. Отечественные показатели одни из самых низких в мире. Но это не повод для гордости. Причина кроется не в том, что у наших сограждан прекрасное здоровье. В России чтобы получить, а потом ежегодно подтверждать свою инвалидность, людям с ограниченными возможностями приходится зачастую вступать в борьбу с несовершенной системой. Многим больным просто отказывают в присуждении недееспособности.  На диаграмме представлена статистика инвалидов в РФ. По ней видно, как менялось количество живущих в России людей с ограниченными возможностями с 1995 по 2015 год.


В последнее время статистика детей инвалидов неутешительна. Как и во всем мире, на территории РФ количество больных моложе 18 лет стремительно растет. Показатели увеличиваются с каждым годом. По данным Росстата детей-инвалидов в нашей стране приблизительно 600 тыс. человек. Однако эксперты считают, что цифры занижены. На самом деле их около трех миллионов человек. Многие родители не желают ставить ребенка на группу и официально оформлять его как больного, даже если сын или дочь страдают тяжелым недугом.

Приблизительно 12% юных граждан с ограниченными возможностями проживают в специализированных интернатах. Причины, из-за которых среди подрастающего поколения становится все больше недееспособных – плохая экология, возраст матери (чересчур молодой или старый), вредные привычки.

.Данные по видам заболеваний

В таблице показана статистика инвалидов по зрению, слуху и другим проблемам со здоровьем на 2014 год.

Вид инвалидности

Количество людей из данной категории в стране (тыс.)

Колясочники

320 000

По зрению

240 000

По слуху

190 000

По психическим заболеваниям

1 670 000

По опорно-двигательному аппарату

500 000

На диаграммах ниже, показано процентное соотношение причин, по которым взрослые и дети были поставлены на группу инвалидности.

Итак, статистика количества инвалидов в России и мире говорит о том, что число недееспособных жителей планеты неуклонно увеличивается. Это глобальная проблема всего человечества. Представителям власти следует задуматься о налаживании ситуации.

Инвалиды могут вести социально активный образ жизни, получать образование на разных уровнях, работать, заниматься любимым делом.





Особое место занимает участие российских спортсменов в соревнованиях на разных уровнях, в частности участие в Паралимпийских играх.

РАЗДЕЛ 3. СИТУАЦИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

В Приморском крае проживают более 120 тысяч человек, имеющих инвалидность, в том числе 5,3 тысяч детей-инвалидов.

Первый чтец

Кто такие дети-инвалиды? 
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли


Второй чтец
Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы, -это Грех? 


Третий чтец
Сколько раз их матери украдкой
Уводили в сторону детей своих
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей


Четвертый чтец
Немощны они не телом бренным.. 
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом бледным


Первый чтец 
Не грустите матеря не надо
Ваши дети-ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду, 
Чтобы в мир нести любовь, тепло


Второй чтец
Ну а тех кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных


Третий чтец 
Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе пусть покинет нашу душу


Четвертый чтец
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, и был покой


Первый и второй чтец 
Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...



По данным, из общего количества граждан, имеющих группу инвалидности, около 4,5 тысяч – это колясочники, 1 450 человек имеют нарушения слуха, почти тысяча граждан имеют проблемы по зрению. С 2014 года в Приморье приступили к созданию безбарьерной среды для таких граждан.

 Все мероприятия прописаны в региональной подпрограмме «Доступная среда». Главным образом они касаются адаптации к нуждам маломобильных граждан краевых и муниципальных учреждений культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты населения. Ведется подобная работа в муниципалитетах, а также на объектах дорожной инфраструктуры.

За годы реализации программы более 800 объектов здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, дорожно-транспортной инфраструктуры и других учреждений стали доступными для инвалидов. Показатель доступности возрос с 19% на момент начала программы до 45,3 % в 2016 году.

В 2017 году мероприятия по адаптации проводятся на 92 объектах. Доля доступных объектов увеличится до 54,2 %. Программа «Доступная среда» призвана помогать не только гражданам с инвалидностью. У нас немалое количество маломобильных людей среди пенсионеров почтенного возраста.

Мероприятия по повышению качества жизни маломобильных граждан прописаны в программе:

1. Организация совместных мероприятий для инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности. Это могут быть совместные творческие, спортивные мероприятия, к примеру, форум социально ориентированных некоммерческих организаций с участием общественных организаций инвалидов Приморского края, Всероссийский Олимпийский день, Всероссийский день физкультурника, праздники, интересные события разной тематики и направленности.

2. Впервые заложили в программу средства на обучение русскому жестовому языку. 44 человека получили необходимые навыки. Среди них социальные работники, специалисты отделов приема населения по социальным вопросам из Владивостока, Уссурийска, Артема, Спасска-Дальнего, Большого Камня.


Приморье присоединяется ко Всероссийской декаде инвалидов

В 2017 году подобное обучение прошли 22 специалиста краевых учреждений физической культуры и спорта, занимающихся с инвалидами. На  эти цели направили 130 тысяч рублей.

Финансовые средства для достижения этих результатов:

В 2014 – 2017 годах на программу всего выделено более 340 миллионов рублей из бюджетов всех уровней. Из них 143,6 миллионов рублей направил федеральный, 152 миллиона краевой бюджеты. 44,9 миллионов – расходы муниципалитетов и внебюджетных источников.

В текущем году в программе принимают участие 17 муниципальных образований края. На реализацию мероприятий муниципальных программ из средств федерального и краевого бюджета направлено 23,6 миллионов рублей.

Социальные услуги, предоставляемые инвалидам на дому: помощь социальных работников, патронаж, семейные и реабилитационные бригады, услуги сиделок, прокат технических средств реабилитации.

Если пожилой человек абсолютно одинок, нуждается в постороннем уходе или страдает серьезными психическими расстройствами, ему, наверное, комфортнее и безопаснее находиться под постоянным присмотром специалистов.

Постоянно в домах-интернатах проживают более четырех тысяч пожилых людей и инвалидов. Сотрудниками учреждений созданы условия для комфортного проживания постояльцев: предоставляется полный комплекс социально-бытовых, социально-медицинских и иных услуг, реализуются программы социально-бытовой и социально-средовой адаптации, проводятся разнообразные культурно-массовые мероприятия.

 В августе прошлого года началась реализация «Комплекса мер по развитию эффективных практик активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». 

Здания органов исполнительной власти делают доступными для маломобильных приморцев

Основная задача в ходе реализации данного проекта – помочь в социализации, преодолении социальной исключенности таких семей, повышении компетентности родителей в решении проблем, связанных со здоровьем ребенка, а также в обеспечении качества и доступности социальной помощи.

Еще один важный сегмент, позволяющий повысить качество жизни людей с инвалидностью, – это помощь в трудоустройстве, получении профессии, на которую есть спрос на рынке труда.

По данным отделения Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю, по состоянию на 1 ноября насчитывается 41,3 тысяч инвалидов трудоспособного возраста. Около 9 тысяч из них работают. Это чуть менее 22 % от общей численности.

При содействии службы занятости населения трудоустроены 588 инвалидов, что составляет 33,2% от общей численности обратившихся граждан с ограниченной трудоспособностью.



 Профессиональное обучение значительно повышает шансы успешного трудоустройства для всех категорий безработных. Люди с ограниченной трудоспособностью – не исключение.

Служба занятости взаимодействует с работодателями в вопросах трудоустройства инвалидов.

 В краевой программе содействия занятости населения предусмотрены дополнительные мероприятия по трудоустройству особой категории безработных.

 Кем трудятся вчерашние выпускники с инвалидностью:

 Есть в списке администраторы, архивариус, агенты по закупкам, операторы ЭВМ,  мастера по ремонту бытовой техники, охранники, сторож, маляры, штукатуры, плотники, парикмахеры, контролер, делопроизводитель и другие. При направлении такого соискателя на обучение учитываются рекомендации, указанные в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.

Как привлечь таких безработных в центры занятости?

Повышение уровня занятости инвалидов в России – одна из приоритетных задач в социальной сфере, определенная Президентом России. Перед регионами поставлена задача к 2020 году увеличить численность занятых инвалидов трудоспособного возраста до 50%.

Необходимо рассчитывать на поддержку в этом вопросе общественных организаций инвалидов. Общественники могут помочь в информировании об услугах, которые предоставляют центры занятости соискателям с инвалидностью.


РАЗДЕЛ 4. СИЛЬНЫЕ И ИЗВЕСТНЫЕ

Презентация «Сильные и известные», видеоматериал «Великие люди с ограниченными возможностями», «Топ – 10 инвалидов, добившихся успеха», «Спортсмены – инвалиды».

Все эти люди сильны духом и живут или жили полной жизнью. Они не сдались, не опустили рук.

Вот у кого стоит поучиться мужеству.


РАЗДЕЛ 5. ОПРОСНИК

Готовность человека к общению с инвалидами в повседневной жизни, принятие их как «равных» – один из основных показателей уважительного отношения к инвалидам. Пожалуйста, ответьте на вопросы:



"Какие из следующих высказываний соответствуют Вашему мнению?"




"Насколько важно, на Ваш взгляд, интегрировать людей с ограниченными возможностями в культурно - досуговую среду (обеспечить для них возможность посещения концертов, театров, кино и т.д.)?"


"Какие ситуации Вы наблюдали за последний год, в которых проявлялось негативное отношение к инвалидам со стороны других людей (не инвалидов)?"





"Что из нижеперечисленного Вы делали хотя бы раз в течение последнего года?"



"Как Вы думаете, кто в первую очередь должен нести ответственность за обеспечение достойной жизни инвалидов?"



"Насколько Вы согласны с тем, что отношение к людям с ограниченными возможностями в нашем обществе вполне достойное и уважительное?"




"Как Вы думаете, кто в первую очередь должен нести ответственность за обеспечение достойной жизни инвалидов?"




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое, и у каждого из нас есть свои особенности.

Люди с ограниченными возможностями - такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, принимают определённые медицинские препараты или ограничены в приёме некоторой пищи и т.д. И для общения или совместной деятельности с этими людьми нет никаких особых преград.

Надеюсь, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый человек с ограниченными возможностями здоровья желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам».






































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

  2. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

  3. Пескова Ю.В. Некоторые проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3

  4. Радуто В.И. К вопросу об ответственности за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов // Социальное и пенсионное право. - 2010. - N 1.

  5. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2006.

  6. https://works.doklad.ru/view/RfqBJ28e8ZM/all.html

  7. Социальная защита инвалидов в РФ https://www.bestreferat.ru/referat-217776.html

  8. http://www.rg.ru/2007/02/02/deti-rossii-dok.html «Российская газета»

  9. http://primkraivoi.ru/

  10. http://primnic.ru/analitika/obshchestvo/otnoshenie-k-invalidam-v-primorskom-krae/

  11. https://www.dv.kp.ru/daily/26686/3709527/

  12. https://vlad.mk.ru/articles/2017/07/05/programma-dostupnaya-sreda-izmenyaet-primore.html

  13. http://www.vl.aif.ru/society/primore_prisoedinyaetsya_k_vserossiyskoy_dekade_invalidov

  14. ttp://tululu.org/sam/doc/29882/

  15. https://www.primorsky.ru/news/153553/

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!