МБОУ «Хиславичская СШ»
Методическая разработка классного часа
Тема: «ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!»
(ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
физическое воспитание и формирование культуры здоровья)
Подготовила и провела
Классный руководитель:
Прудникова С.Ф.
Хиславичи 2022 год
РАЗДЕЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ :
1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Тема «ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!»
Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц?
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни. В этой разработке освещаются вопросы физического воспитания и здорового образа жизни учащихся.
2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 10-11 лет
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Методическая разработка воспитательного мероприятия «ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!» играет важную роль в системе работы классного руководителя. Каждый классный руководитель должен ставить на первое место здоровье детей. Поэтому так важно сформировать у обучающихся правила здорового образа жизни.
4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Целью данной разработки является приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций самоопределение.
Задачи:
помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни;
развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия – «круглый стол», беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на сложные вопросы и решением задач.
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой
Для достижения планируемых результатов применялась учебно-исследовательская деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы;
- ознакомление с литературой по данной проблеме;
- овладение методикой исследования;
- сбор материала;
- анализ;
- обобщение;
- выводы.
В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:
• гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
• умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• умение грамотно работать с информацией;
• коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них;
• умение самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
1. Подготовка воспитательного мероприятия
1.1 Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться.
Учащиеся обсуждают и принимают решение по данной теме
1.2 Учитель выделяет подтемы
Учащиеся делятся на группы и работают над подтемами
2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию
2.1 Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы
2.2 Учащиеся в группах самостоятельно находят нужный материал
3. Ход воспитательного мероприятия
3.1 Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
3.2 Учащиеся сначала в группах, зачем на класс озвучивают результаты своей работы, обсуждают, дискутируют
4. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – буклета о здоровом образе жизни.
4.1 Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, помогает в создании продукта внеклассного мероприятия – совместного проекта
4.2 Учащиеся в начале в своих группах, а затем во взаимодействии со всем классом приступают к созданию продукта воспитательного мероприятия – буклета
5. Рефлексия
5.1 Учитель оценивает свою деятельность как педагога и наставника, учитывает оценивание учителя учащимися
5.2 Учащиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других учащихся.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет. Если у учащихся возникают сложности с поиском информации учитель оказывает помощь.
При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, ноутбук, колонки.
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. более осознанно подходить к социальному самоопределению.
Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!»
Цель - формировать у учащихся здоровый образ жизни.
Задачи:
помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни;
развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Ход мероприятия
Организационный момент;
Учитель: Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Мы провели тестирование о состоянии здоровья учеников в нашем школе. Результаты теста таковы.
( Подготовленные уч-ся представляют эти результаты)
Чувствуют себя здоровыми и в хорошей форме -…. количество учащихся;
Уже расстроили довольно основательно свое здоровье - ….количество учащихся.
Вывод: Учащимся нужно немедленно менять свой образ жизни и всерьез взяться за сохранность своего здоровья.
Учитель:
Давайте задумаемся о своем образе жизни и поговорим о том, как сохранить свое здоровье. Ребята, как вы думаете, что для этого нужно делать?
(Выслушивает ответы детей)
- соблюдать режим дня; правильно питаться.
- делать зарядку;
- принимать водные процедуры утром и вечером:
- держать в чистоте вещи и предметы личной гигиены;
- соблюдать гигиену тела.
-нельзя курить, употреблять алкоголь и наркотики.
- быть жизнерадостным
На экране (доске)
Основные правила здорового образа жизни
1. Правильное питание;
2.Режим дня;
3. Активная деятельность и активный отдых;
4. Отсутствие вредных привычек.
Учитель: Остановимся на каждом пункте отдельно.
1. Правильное питание—основа здорового образа.
Благодаря правильному питанию снижается заболеваемость, поднимается настроение, а самое главное — повышается работоспособность.
Скажите какое блюдо полезнее всего на завтрак? Кашу! Правильно. Каша – это исконно русское блюдо. Самые древние каши – пшённая, манная, овсяная. Каши- очень полезное блюдо, недаром в народе про хилых людей говорят «мало каши съел». В старину существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят « с ним каши не сваришь».
Послушайте вредные советы.
Если ты проголодался
То беги скорее к маме
Чтоб она как можно больше
Денег на киоск дала.
А в киоске- то, что рядом
Пообедать можно вкусно:
чипсы с сыром и с беконом,
Взять ещё там кириешки
И запить все это пепси
И ещё немного спрайтом,
На десерт пойдёт и чупик
Можно взять ещё и хрустик.
Похрустев таким обедом
День, второй, затем и третий,
Обнаружишь ты внезапно
Где находится желудок,
Потому что врач в больнице
Будет больно его щупать.
Беда нашей школы, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков. Чем же они вредны?
(Доклад первой группы о чипсах и сухариках)
Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов. Существуют чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство ребят предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой.
Известен код каждой пищевой добавки, которой по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики:
(распечатать и раздать детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Вы хотите чипсов и сухариков?
Практическая работа с обвёртками от чипсов, сухариков и др.
Учитель: После большой перемены в мусорном ведре лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?
Важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред.
( Доклад ученика 1 группы о вреде газированных напитков)
Во-первых, это сахар. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Он откладывается в жировые складки и способствует развитию диабета. В газированную воду добавляют различные подсластители, которые могут вызывать аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит. Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса, а также углекислый газ, кофеин. Если злоупотреблять напитком – появятся беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр.
Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.
История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 баллона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии. Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.
Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.
Кола поможет избавиться от пятен при стирке. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли. Кока колу можно использовать для очистки моторов грузовиков. Единственный безвредный компонент газировок - вода.
Ученик: Все еще хотите бутылочку Колы?
Учитель: Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовите продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым. (фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д.)
Учитель: В овощах и фруктах очень много витаминов. Овощи как бы « приглашают аппетит», так как в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются. Обед поэтому рекомендуется начинать с салатов ,а затем обязательно первое блюдо.
(Ученики рассказывают о полезных продуктах, что необходимо есть и каши, и щи, и овощи, и рыбу: А вместо сладостей нужно больше употреблять в пищу фруктов, сухофруктов).
Учитель:- Расскажите, что произойдёт, с человеком, если он будет неправильно питаться? (Если кушать только сладости…)
Учитель: Кушать надо по режиму, для этого организовано горячее питание в школе. Также очень вредно переедать. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем.)
Составление меню
Учитель: Сейчас каждая группа составит меню. Первая - завтрак, вторая и третья –обед и четвёртая –ужин.
( Заслушивание составленных меню)
Учитель: -Давайте сформулируем с вами Золотые правила питания.
(Выслушиваются ответы детей)
На экране (доске)
Золотые правила питания.
Правило первое - Питаться разнообразно.
Правило второе - Питаться регулярно.
Правило третье – Не переедать.
Учитель:
2.Второй пункт нашего мероприятия это режим дня.
( Доклад уч-ся 2 группы)
Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим дня. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.
Работа с пословицами
Учитель: Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.
Пословицы:
1. От хорошего сна … Молодеешь
2. Сон – лучшее … Лекарство
3. Выспался – будто вновь… Родился
3. Активная деятельность и активный отдых.
Учитель: Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. Одна из причин - избыточное питание, что в итоге приводит к разным заболеваниям. Другая – отсутствие активной деятельности. Ребята сейчас покажут сказку о репке, о дружбе и спорте.
Ю.Кушак.
Сказка «Репка» на новый лад. слушать
Учитель:
- К чему призывает сказка? (Заниматься зарядкой, быть сильными).
( Доклад уч-ся 3 группы)
Чтобы сохранить здоровье, нужно заниматься физкультурой, делать ежедневную зарядку. Во время физической нагрузки наши мышцы работают напряженней, поэтому им нужно больше кислорода. Сердце вынуждено перекачивать больше крови, чтобы доставить кислород к мышцам. Если вы ежедневно занимаетесь гимнастикой, ваше сердце становится сильнее. Сегодня двигательная активность детей — проблема! В большом городе непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать родители, закладывая привычку с ранних лет.Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.
Учитель: последний пункт нашего мероприятия
4.Отсутствие вредных привычек.
- Как вы думаете, о каких вредных привычках пойдет речь?
( Доклад уч-ся 4 группы)
Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере; В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади; В Турции курильщиков сажали на кол; В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»
В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки помогут вам задуматься, стоит ли начинать
(фотографии: легкое здорового человека, легкое курильщика)
Учитель: -Просьба к первой группе перечислить причины, которые оправдывают курение, алкоголизм и наркоманию.
- Вторая группа запишет причины, по которым лучше не курить, не употреблять алкоголь и наркотики.
Вопрос: -Трудным ли вам показалось перечисление причин в пользу курения? Почему?
Как поступить, если вам предложили попробовать закурить?
Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – Буклетов о здоровом образе жизни
Итог:
- Как вы думаете, для чего мы проводили этот классный час?
- Как по-вашему нужно жить, чтобы оставаться здоровым?
(Ответы детей)
( каждое утро делать зарядку и принимать водные процедуры;соблюдать режим дня;
соблюдать гигиену; закаляться; правильно питаться, есть по режиму не голодать, не переедать, есть здоровую, полезную пищу; не курить и не дышать дымом курильщиков;
не употреблять алкоголь и наркотики; быть весёлым и жизнерадостным, иметь много друзей, не злиться, много улыбаться и дарить радость окружающим).
Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час, спасибо всем, кто активно работал сегодня! Я надеюсь, что вы будете соблюдать правила здорового образа жизни, и всё у вас в жизни сложится удачно. Будьте здоровы!
Рефлексия
- Я хочу……
-Я могу……..
-Я должен……..
Выбрать подходящие слова( Движение, отказ от вредных привычек, режим дня, положительные эмоции, питание)
Источники:
http://go.microsoft.com/fwlink/?LinkId=69157
https://dzen.ru/media/inmoment/mediki-obiasnili-pochemu-kokakola-opasna-dlia-zdorovia-5e329a7cf5f9695471f0f4c1
https://dzen.ru/media/inmoment/mediki-obiasnili-pochemu-kokakola-opasna-dlia-zdorovia-5e329a7cf5f9695471f0f4c1
http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/2963
16