бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк»
города Смоленска
Методическая разработка
экологического проекта
«Покормите птиц зимой»
для обучающихся 1-4 классов
Куреленкова Маргарита Анатольевна
педагог дополнительного образования
Смоленск
2019
Содержание проекта
Раздел проекта | страница |
1.Введение | 3 |
1.1 Актуальность | 3 |
1.2 Методологические основы проекта | 4 |
2. Содержание проекта | 5 |
2.1 Цель, задачи проекта | 5 |
Информационная справка | 5 |
2.2 Гипотеза, стратегия и механизм достижения | 5 |
2.3 Ожидаемый результат | 6 |
2.4 Реализация проекта | 6 |
2.5 Мониторинг реализации проекта | 9 |
2.6 Перспективы дальнейшего развития | 10 |
3. Ресурсное обеспечение проекта | 14 |
Перечень используемых программ, технологий, пособий | 15 |
1. ВВЕДЕНИЕ
Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима там цветут цветы. Жаворонки, перепила, улетают на африканские степи, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Франции, Италии и Англии. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
С наступлением холодов жизнь в природе словно замирает. Многие птицы улетают на зиму в тёплые страны, а звери ложатся в долгую спячку. Но именно зимой у нас есть возможность понаблюдать за некоторыми зимующими у нас птицами. Ведь летом птицы сидят на гнёздах, выкармливают птенцов и стараются вести себя незаметно. Зимой многие из птиц прилетают к человеческому жилью в поисках пищи. Особенно трудно приходится пернатым, когда выпадает много снега.
Всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А
может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь
известно, что за счёт температуры своего тела они могут выдерживать
сильные морозы. Возможно, отлёт большинства птиц связан с отсутствием
необходимого количества корма. Эти вопросы были поставлены перед детьми, начиная проектно-исследовательскую деятельность.
1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение животному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Птицы - благодатный объект для наблюдений. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о зимующих птиц, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности.
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 обучающихся 10 человек узнали и назвали правильно почти всех птиц на карточках, каждый третий, а это 8 детей, смогли узнать и уверенно назвать 6 птиц, и только четверо детей смогли вспомнить и назвать только 4 птицы. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
1.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА
С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в весеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию микрорайона.
Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает гораздо дальше ткани и бумаги.
Были проведены познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Дети учились рисовать, лепить, способом оригами складывать птиц.
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились развивающие, дидактические, подвижные игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры» и другие.
Дети совместно с родителями оформили альбомы с фотографиями и рисунками о птицах. С детьми повесили кормушки на территории микрорайона. Каждый день добавляли в кормушки разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о зимующих птицах.
Сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки поодиночке.
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
2.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
4. Формирование мотивации к исследовательской деятельности.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта:
Обучающиеся 1- 4 классов
Классные руководители
Родители обучающихся
2.2 ГИПОТЕЗА, СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края.
Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
2.3 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Улучшение предметно-развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
2.3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
создание необходимых условий для реализации проекта;
перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
2 этап
Основной (практический)
Мероприятие | Задачи |
Формирование целостной картины мира«Знакомые незнакомцы»,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» | Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. |
Наблюдение за воробьями. Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает» | Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. |
Беседа «Птичья столовая» | Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. |
Трудовая деятельность: подкармливание птиц. | Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. |
Работа в кружке «Волшебный пластилин»:«Птицы на ветках» | Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки. |
Конструирование: «Голуби» (оригами) | Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях. |
Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей» | Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам. |
Рисование«Как мы кормили птиц» | Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения. |
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» | Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде. |
Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках» | Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. |
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо? | Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им. |
Работа с родителями:
Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
3 этап - заключительный
- Оформление результатов проекта в виде презентации,
- представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»
2.5 МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В период проведения акции проводилась следующая работа:
Ежедневное кормление птиц;
Наблюдение за их поведением;
Использование разных кормов;
Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
Синицы – 30;
Снегири – 4;
Воробьи – 15;
Вороны – 11;
Голуби – 14;
Свиристели – 13;
Сороки – 7.
В результате проведенной работы дети узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают;
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночке;
Кормушку посетили 7 видов птиц;
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
2.6 ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Основные виды деят-ти детей, организуемые педагогом | Дни недели |
Понедель ник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1.Непосредственно образовательная деят-ть | 1.Познание «Птицы-наши друзья» 2.Лепка «Угощение для птиц» | 1.Развитие речи – рассматривание картины «Птицы на кормуш ке» | 1.Рисование «Ягоды рябины для снегиря» | 1.Математика «Считаем птиц» | 1.Аппликация «Наклей птицу» |
2.Наблюдения (экскурсии, прогулки) | Наблюдение на прогулке «Как ведут себя птицы зимой?» | Экскурсия вокруг детского сада «Кто к нам прилетел?» | Наблюдение на прогулке «Кто как двигается?»(прыгает, ходит и т.д.) | Наблюдение из окна за снегирями «Полюбуй ся-снегири» | «Покормим птиц» (вынести на участок кормуш ку, насыпать корм, понаблюдать за поведением птиц) |
3.Рассказыва ние | | Рассказывание М.Зощенко «Умная птичка» | | «Присказки о птицах» | |
Чтение художествен ной литературы | Чтение рассказа Е.Авдеенко «Воробей» | Заучива ние потешки «Сорока -сорока» | Чтение С.Маршака «Где обедал воробей?» | Разучивание дразнилки «Андрей-воробей» | Чтение стихотворения А.Барто «Птичка» |
4.Экспериментирование, моделирова ние | Опытно-экспериментальная деят-ть «Почему птичкам не холодно?»(рассматривание перьев птиц) | | Игра с элементами моделирования «Узнай птицу» | | |
5.Игры (настольно-печатные и дидактичес кие) | Д/игра «Покажи такую же птичку» | Настоль но-печатная игра «Картин ки-половин ки» | Д/игра «Назови птицу» | Д/игра «Где чей домик?» | Д/игра «Кто лишний?» |
6.Художественно-творческая деятельность: |
рисование | Работа с трафаретами, шаблонами | | | | Раскрашивание птиц в книжках-раскрас ках |
аппликация | | Выкладывание и наклеивание птицы из готовых форм | «Укрась птицу» (украшение силуэта птицы заготовками разных форм) | Д/игра «Выложи птицу» | «Посади птичку на веточку» (ориентировка –вверху, внизу, слева, справа) |
лепка | «Угостим птичку червячком» | | «Приго товь угощение птичкам»(ягоды, зернышки) | | |
художественное конструирование | | Изготовление кормушки из коробки | | Построй ка домиков, кормушек для птиц | |
восприятие произведений изобразительного искусства | Рассматривание птички-свистульки (народной игрушки) | | | | Рассматривание картины «Птицы на кормушке» |
7.Музыка | Разучивание попевки «Птица и птенчики» | Слуша ние произве дения «Птичка» Э.Грига | Музыкальная игра «Воробышки и автомобиль» Муз.Радивергера | «Куда летишь, кукушеч ка?» Муз. Боратен ко | |
8.Физкультура и здоровье | Комплекс утренней гимнастики «Птички» | Разучивание хороводной игры «Сидит ворон на дубу» | Пальчиковая гимнастика «Десять птичек-стайка» | П/игра «Воробышки и автомобиль» | Игра-имитация «Покажи птичку» |
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
Совместно с ребенком сделать кормушку.
Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Беседы с детьми: Птицы, какие они? Зимующие и перелетные птицы. Учитесь жалеть и беречь. Разрешение проблемных ситуаций: Что бы вы сделали, если бы увидели. «Кто весной к нам прилетел?»
НОД: Познание (ФЦКМ) «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»
Коммуникация: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц»
Центр литературы: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона», Стихи: Александрова А. «Скворцы», А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Просмотр презентаций: "Зимующие птицы".
Центр искусства: Аппликация, лепка, рисование: «Снегири - как розовые яблоки», «Птицы прилетели», «Волшебный птичий хоровод». «Учимся лепить птиц».
Центр экспериментирования: Что дальше улетит? В воде купался - сух остался.
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».
Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде».
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».
Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?. Домашнее задание: «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы!».
Проводя наблюдения за птицами у кормушек и других местах села, выяснил,
что зимуют в нашей местности птицы, приспособленные к выживанию в
суровых погодных условиях: воробьи, синицы, сороки, голуби, вороны.
Прилетали из леса свиристели, дятлы. Редкими гостями в эту зиму были
поползни, щуры. (Приложение 8)
Больше посещают птицы кормушки в более морозную погоду, чем в
оттепели. Частые посетители мест кормления: воробьи, синицы, голуби,
сороки.
Думаю, что птицы успешно перезимуют, если вокруг будет подходящий
корм и заботливое отношение людей. Вполне возможно, если птиц
постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края. Наблюдения в
ходе работы над темой подтверждают выдвинутую мной гипотезу.
На следующую зиму начатую работу буду продолжать и привлеку к этому
других ребят. Сделаем ещё больше кормушек и скажу такие слова:
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, АДРЕСА САЙТОВ
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
«Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).
В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.
Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2
Журнал «Обруч» - 2011.- №2
Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172 http://festival.1september.ru/articles/419784/ http://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103
13