СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка экологического проекта "Покормите птиц зимой"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к животному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка экологического проекта "Покормите птиц зимой"»

бюджетное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк»

города Смоленска















Методическая разработка

экологического проекта

«Покормите птиц зимой»

для обучающихся 1-4 классов






Куреленкова Маргарита Анатольевна

педагог дополнительного образования






Смоленск

2019




Содержание проекта



Раздел проекта

страница

1.Введение

3

1.1 Актуальность

3

1.2 Методологические основы проекта

4

2. Содержание проекта

5

2.1 Цель, задачи проекта

5

Информационная справка

5

2.2 Гипотеза, стратегия и механизм достижения

5

2.3 Ожидаемый результат

6

2.4 Реализация проекта

6

2.5 Мониторинг реализации проекта

9

2.6 Перспективы дальнейшего развития

10

3. Ресурсное обеспечение проекта

14

Перечень используемых программ, технологий, пособий

15























1. ВВЕДЕНИЕ

Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима там цветут цветы. Жаворонки, перепила, улетают на африканские степи, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Франции, Италии и Англии. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

С наступлением холодов жизнь в природе словно замирает. Многие птицы улетают на зиму в тёплые страны, а звери ложатся в долгую спячку. Но именно зимой у нас есть возможность понаблюдать за некоторыми зимующими у нас птицами. Ведь летом птицы сидят на гнёздах, выкармливают птенцов и стараются вести себя незаметно. Зимой многие из птиц прилетают к человеческому жилью в поисках пищи. Особенно трудно приходится пернатым, когда выпадает много снега.

Всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А

может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь

известно, что за счёт температуры своего тела они могут выдерживать

сильные морозы. Возможно, отлёт большинства птиц связан с отсутствием

необходимого количества корма. Эти вопросы были поставлены перед детьми, начиная проектно-исследовательскую деятельность.

1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ

Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение животному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Птицы - благодатный объект для наблюдений. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о зимующих птиц, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности.

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 обучающихся 10 человек узнали и назвали правильно почти всех птиц на карточках, каждый третий, а это 8 детей, смогли узнать и уверенно назвать 6 птиц, и только четверо детей смогли вспомнить и назвать только 4 птицы. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

1.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА

С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в весеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию микрорайона.

Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает гораздо дальше ткани и бумаги.

Были проведены познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни.     Дети учились рисовать, лепить, способом оригами складывать птиц.

Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились развивающие, дидактические, подвижные игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры» и другие.

Дети совместно с родителями оформили альбомы с фотографиями и рисунками о птицах. С детьми повесили кормушки на территории микрорайона. Каждый день добавляли в кормушки разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о зимующих птицах.

Сделали выводы:

- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

- В ветреные дни птицы не прилетают.

- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки поодиночке.

- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

4. Формирование мотивации к исследовательской деятельности.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта:

  • Обучающиеся 1- 4 классов

  • Классные руководители

  • Родители обучающихся

2.2 ГИПОТЕЗА, СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:

  1. Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края.

  2. Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

2.3 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.

Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

  • Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

  • Улучшение предметно-развивающей среды.

  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

  • Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

2.3 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА



1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;

  • создание необходимых условий для реализации проекта;

  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;

  • продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

  • презентация проекта,

  • отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».

 

1 этап

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1.  Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

 2 этап

Основной (практический)

Мероприятие

Задачи

Формирование целостной картины мира«Знакомые незнакомцы»,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»

Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Наблюдение за воробьями. Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает»

Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. 

Беседа «Птичья столовая»

Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.

Трудовая деятельность: подкармливание птиц.

Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. 

Работа в кружке «Волшебный пластилин»:«Птицы на ветках»

Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.

Конструирование: «Голуби» (оригами)

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.

Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей»

Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Рисование«Как мы кормили птиц»

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»

Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.

Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»

Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

Работа с родителями:

Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

 

3 этап - заключительный

- Оформление результатов проекта в виде презентации,

- представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»



2.5 МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В период проведения акции проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц;

  • Наблюдение за их поведением;

  • Использование разных кормов;

  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

  • Синицы – 30;

  • Снегири – 4;

  • Воробьи – 15;

  • Вороны – 11;

  • Голуби – 14;

  • Свиристели – 13;

  • Сороки – 7.

В результате проведенной работы дети узнали:

  • Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

  • Как различить птиц по окраске;

  • Какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

  • Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

  • В ветреные дни птицы не прилетают;

  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;

  • Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночке;

  • Кормушку посетили 7 видов птиц;

  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.



2.6 ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ



Основные виды деят-ти детей, организуемые педагогом

Дни недели

Понедель

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1.Непосредственно образовательная деят-ть

1.Познание «Птицы-наши друзья»

2.Лепка «Угощение для птиц»

1.Развитие речи – рассматривание картины «Птицы на кормуш

ке»

1.Рисование «Ягоды рябины для снегиря»

1.Математика «Считаем птиц»

1.Аппликация «Наклей птицу»

2.Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Наблюдение на прогулке «Как ведут себя птицы зимой?»

Экскурсия вокруг детского сада «Кто к нам прилетел?»

Наблюдение на прогулке «Кто как двигается?»(прыгает, ходит и т.д.)

Наблюдение из окна за снегирями «Полюбуй

ся-снегири»

«Покормим птиц» (вынести на участок кормуш

ку, насыпать корм, понаблюдать за поведением птиц)

3.Рассказыва

ние


Рассказывание М.Зощенко «Умная птичка»


«Присказки о птицах»


Чтение художествен

ной литературы

Чтение рассказа Е.Авдеенко «Воробей»

Заучива

ние потешки «Сорока -сорока»

Чтение С.Маршака «Где обедал воробей?»

Разучивание дразнилки «Андрей-воробей»

Чтение стихотворения А.Барто «Птичка»

4.Экспериментирование, моделирова

ние

Опытно-экспериментальная деят-ть «Почему птичкам не холодно?»(рассматривание перьев птиц)


Игра с элементами моделирования «Узнай птицу»



5.Игры (настольно-печатные и дидактичес

кие)

Д/игра «Покажи такую же птичку»

Настоль

но-печатная игра «Картин

ки-половин

ки»

Д/игра «Назови птицу»

Д/игра «Где чей домик?»

Д/игра «Кто лишний?»

6.Художественно-творческая деятельность:

рисование

Работа с трафаретами, шаблонами




Раскрашивание птиц в книжках-раскрас

ках

аппликация


Выкладывание и наклеивание птицы из готовых форм

«Укрась птицу»

(украшение силуэта птицы заготовками разных форм)

Д/игра «Выложи птицу»

«Посади птичку на веточку» (ориентировка –вверху, внизу, слева, справа)

лепка

«Угостим птичку червячком»


«Приго

товь угощение птичкам»(ягоды, зернышки)



художественное конструирование


Изготовление кормушки из коробки


Построй

ка домиков, кормушек для птиц


восприятие произведений изобразительного

искусства

Рассматривание птички-свистульки (народной игрушки)




Рассматривание картины «Птицы на кормушке»

7.Музыка

Разучивание попевки «Птица и птенчики»

Слуша

ние произве

дения «Птичка» Э.Грига

Музыкальная игра «Воробышки и автомобиль»

Муз.Радивергера

«Куда летишь, кукушеч

ка?»

Муз. Боратен

ко


8.Физкультура и здоровье




Комплекс утренней гимнастики «Птички»




Разучивание хороводной игры «Сидит ворон на дубу»




Пальчиковая гимнастика «Десять птичек-стайка»



П/игра «Воробышки и автомобиль»



Игра-имитация «Покажи птичку»






  • Оформление результата проекта в виде презентации.

  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

  • Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».

Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

1. Рекомендации на совместные прогулки.

  • Совместно с ребенком сделать кормушку.

  • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Беседы с детьми: Птицы, какие они? Зимующие и перелетные птицы. Учитесь жалеть и беречь. Разрешение проблемных ситуаций: Что бы вы сделали, если бы увидели. «Кто весной к нам прилетел?»

НОД: Познание (ФЦКМ) «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»

Коммуникация: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц»

Центр литературы: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона», Стихи: Александрова А. «Скворцы», А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Просмотр презентаций: "Зимующие птицы".

Центр искусства: Аппликация, лепка, рисование: «Снегири - как розовые яблоки», «Птицы прилетели», «Волшебный птичий хоровод». «Учимся лепить птиц».

Центр экспериментированияЧто дальше улетит? В воде купался - сух остался.

Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».

Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».

Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?. Домашнее задание: «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы!».

Проводя наблюдения за птицами у кормушек и других местах села, выяснил,

что зимуют в нашей местности птицы, приспособленные к выживанию в

суровых погодных условиях: воробьи, синицы, сороки, голуби, вороны.

Прилетали из леса свиристели, дятлы. Редкими гостями в эту зиму были

поползни, щуры. (Приложение 8)

Больше посещают птицы кормушки в более морозную погоду, чем в

оттепели. Частые посетители мест кормления: воробьи, синицы, голуби,

сороки.

Думаю, что птицы успешно перезимуют, если вокруг будет подходящий

корм и заботливое отношение людей. Вполне возможно, если птиц

постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края. Наблюдения в

ходе работы над темой подтверждают выдвинутую мной гипотезу.

На следующую зиму начатую работу буду продолжать и привлеку к этому

других ребят. Сделаем ещё больше кормушек и скажу такие слова:

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.



4. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, АДРЕСА САЙТОВ



  1. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.

  2. Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.

  3. «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).

  4. В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.

  5. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.

  6. Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2

  7. Журнал «Обруч» - 2011.- №2

  8. Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172 http://festival.1september.ru/articles/419784/ http://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103









13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!