СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Богатыри земли русской

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по внеклассной работе посвящена  изучению истории и культуры России.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Богатыри земли русской»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №83
















Фестиваль методических разработок по изучению истории и культуры России

Занятие внеурочной деятельности

«Богатыри земли русской»





























Цели:

  1. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

  2. Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей: Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; с произведением Мусоргского «Богатырские ворота», с фрагментом из симфонии А.П. Бородина « Богатырская».

  3. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Материалы:

э кран для показа слайдов;

с лайды;

р епродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»;

м елодия: набатный звон;

з вукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова; звукозапись «Богатырские ворота» М. Мусоргского;

з вукозапись фрагмента симфонии А.П. Бородина « Богатырская»;

видео-отрывок из исторического эпоса Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».


Планируемые результаты:


Ход занятия

I. Звучит песня «Богатырская наша сила»

Учитель: Сегодня День защитника Отечества. А что такое Отечество?

Отечество – это наша Родина. Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.


Слайд 2. Карта России.

Учитель: Какая она – наша Родина?

Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Учитель: Но не всегда наша Родина была такой. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь.


Слайд 3. Изображение Древней Руси.

Учитель: Было оно вначале маленькое, но для наших предков - это была Родина. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети: Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Учитель:

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.


II. Звучит набатный звон: нажать

Учитель: Слышите, ребята. Это – набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг. Все русские люди, и стар, и млад поднимались на борьбу. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Дети: Богатыри.


Слайд 4.

Учитель: Кто такие богатыри? Какие они были?

Дети. Силачи, воины, борцы .Они были сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Ученик:

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!

Учитель: Откуда вы знаете о богатырях?

Дети: Из былин, русских народных сказок, поэм.

Учитель: Как вы думаете, что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.


Слайд 5. Изображение оружия и доспехов богатырей.

Учитель: Отгадайте загадки и соотнесите с изображением на слайде.

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

-Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

-Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

-Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)


Слайд 6. Дети примеряют на себя доспехи богатыря.


III. Работа по репродукции картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Слайд 7.

Учитель: Подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, в сказках, но и в творчестве художников и музыкантов.

Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». А великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский сочинил музыкальное произведение «Богатырские ворота». И сегодня мы с вами познакомимся с этими великими произведениями искусства.

З вучит запись «Богатырские ворота» Мусоргского: нажать

Учитель читает стихотворение.

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

Русь на воинов богата!

С поля боя нет возврата,

За спиною – Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копьё, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырь родной!


Вопросы по репродукции картины.

-Кто изображён на картине художника Васнецова?

-Кто находится в центре картины?

-Как вы догадались, что это Илья Муромец?

-Кто слева от Ильи Муромца? Расскажите о нём.

-Кто справа от Ильи Муромца?

-Какими качествами обладал Алёша Попович?

-Куда смотрит каждый из богатырей?

-Что охраняют богатыри?

-Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка).

-Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов).

- Что надето на головы богатырей? (Шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов).

-Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.( показ слайдов на экране)

Учитель: Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом. Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети: Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Учитель: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.


IV. Доклады детей о богатырях

Ученик 1. Илья Муромец (в доспехах богатыря)

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

Ученик 2. Добрыня Никитич (в доспехах богатыря)

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Ученик 3. Алёша Попович (в доспехах богатыря)

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

V. Композиторы и художники о теме «Богатыри»

Учитель: Многие русские композиторы обращались в своих произведения к теме

«Богатырей», к мелодиям, которые сочинял народ.

З вучит фрагмент симфонии А.П. Бородина «Богатырская»:нажать

Прослушав этот отрывок, какие у вас возникают чувства, что слышится в этой музыке? Можно ли под эту музыку вспомнить и представить картину С.Васнецова « Три богатыря»?

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Многие художники утверждают своими картинами, что богатыри земли Русской всегда готовы стать за честь Родины против недруга, за Отчизну в нужде сложить голову.

Рассмотрите картины великих художников.


Слайд 8. Художники прославляют защитников Родины. Хотят, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такие картины могли создать люди, которые очень любили свой народ, свою историю. Картины заставляют людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Учитель: Многие русские композиторы обращались в своих произведения к теме « Богатырей», к мелодиям, которые сочинял народ. Послушайте ещё одно музыкальное произведение.

З вучит фрагмент симфонии А.П. Бородина «Богатырская»:нажать


VI. Заветы потомкам

Учитель: Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. Послушайте, какой завет, оставили богатыри своим потомкам.


Слайд 9.

З ащищать свою Родину, беречь её.

З ащищать слабых, бедных, стариков и детей.

Б ыть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Л юбить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.


Заключением нашего мероприятия будут слова из исторического эпоса Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».


Слайд 10. Просмотр видео-отрывка из кинофильма.






Файгелева Елена Ивановна, учитель начальных классов МАОУ гимназия №83


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!