СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Блокада Ленинграда"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассных и внеаудиторных мероприятий посвященных освобождению Ленинграда

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Блокада Ленинграда"»

11


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ПОУПК «Донецкий экономико-правовой кооперативный техникум

имени Н.П. Баллина»



ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

_______________С.А. Вдовиченко

«____»______________ _______ г.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

часа куратора на тему:

«НЕ ПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД. К 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ХОЛОКОСТА.»













Донецк - 2018

Составитель: Пакулова Анастасия Евгеньевна, преподаватель правовых дисциплин.


Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации для проведения часа куратора на тему: «НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД. (К 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ХОЛОКОСТА) ».



Методическая разработка часа куратора на тему: «НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД. (К 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ХОЛОКОСТА) » может быть полезна преподавателям и кураторам студенческих групп при подготовке внеклассного мероприятия (часа куратора), посвященного Освобождению Ленинграда и Международному дню жертв Холокоста. Она направлена на расширение знаний об истории нашей Родины и защиты ее во время Второй мировой войны.






Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения кураторов студенческих групп

Протокол № _____ от «___» ________ 2018 год






Содержание


1. Пояснительная записка ......................................................................................4

2. План занятия........................................................................................................5

3. Изложение материала .........................................................................................7

4. Используемые источники…………………………………………………...20






















Пояснительная записка

Одним из составляющих воспитательного процесса является патриотическое воспитание, которое представляет собой систематическую и целенаправленную работу по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства уважения к армии своей Родины, ее защитникам и обычным людям.

Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране, государству в целом.

Задача педагогического коллектива техникума состоит в систематической, целенаправленной и скоординированной деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания. Наиболее значительное воздействие на студентов возможно только на внеклассных воспитательных мероприятиях – таких, как например, представляемая методическая разработка открытого урока – урока мужества.

День, посвященный 75-летию освобождению Ленинграда – это праздник смелых, сильных духом и беззаветно преданных своему делу людей, как и Международный день памяти жертв Холокоста. Этот открытый урок поможет погрузить студентов в атмосферу минувшего времени , они смогут увидеть как нелегко жилось людям в недалеком прошлом , пересмотрят свои взгляды на жизнь и скорее всего начнут ценить то, что имеют намного больше, чем ранее .

Методическая разработка часа куратора на тему: «НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД. (К 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ХОЛОКОСТА) » направлена на расширение знаний об освобождении Ленинграда от блокады и Международном дне памяти жертв Холокоста , знаний об истории нашей Родины и защиты ее во время Второй мировой войны.

План часа куратора

на тему: «НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД. (К 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ХОЛОКОСТА)».


Цель:

1. Методическая

– показать методику проведения часа куратора в форме открытого урока (урок мужества).


2. Дидактическая

- актуализировать представление студентов о содержании, истории возникновения Международного дня Холокоста ;

- формировать у студентов знания о 75-летии освобождения Ленинграда от блокады, истории ее возникновения.

- научить сопоставлять и анализировать факты.


3. Воспитательная

– воспитывать чувство патриотизма;

– воспитывать активную гражданскую позицию студентов;

– воспитывать чувство благодарности к людям того времени .


Вид занятия: Урок мужества в виде открытого урока.


Форма проведения занятия: внеклассное групповое мероприятие.

Ожидаемый результат:

  • Становление личности студента с активной жизненной позицией, обладающей чувством справедливости, глубоким уважением к людям Советского Союза, к защитникам Родины, приобщение к общечеловеческим ценностям;

 Становление человека с развитыми творческими способностями, возможностями реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами.


Возрастные группы участников: студенты 1-3 курса.


Дата проведения: 28 января 2019 года


Площадка, на которой будет проводиться час куратора: учебные аудитории ПОУПК «Донецкий экономико-правовой кооперативный техникум имени Н.П. Баллина»


Методическое обеспечение занятия:

— методическая разработка часа куратора на тему «НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД. (К 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ХОЛОКОСТА »;

— презентация;


Материально-технические средства:

— мультимедийный проектор;

— экран;

— компьютер.

План проведения часа куратора:

  • Организационный момент;

  • Вводная часть;

  • Презентация темы часа куратора;

  • Постановка проблем и целей часа куратора;

  • Лекция;

  • Подведение итогов часа куратора


Изложение материала

Ровно 75 лет назад, 27 января 1944 года, Ленинград был полностью освобожден от фашисткой блокады. 872 дня и ночи, советский город непрерывно терзали бомбардировками и артиллерийскими обстрелами, морили голодом и проверяли на прочность непрекращающимися атаками. Но Ленинград выстоял. Остался непокоренным, непобежденным.

Говоря Ленинград, мы имеем в виду не дома и улицы, а его жителей. Тех, кто замерзал от холода и падал замертво на улицах Ленинграда, тех, кто голодал, кто ждал, когда в воронку от снаряда наберется вода, чтобы собрать ее в емкость и отнести домой, тех кто палил стулья и шкафы в своей квартире, чтобы не замерзнуть насмерть. Тех, кто работал, несмотря на всепоглощающее и непрекращающееся чувство голода, тех, кто копал окопы и разбирал завалы после бомбардировок. Тех, для кого после пережитой блокады даже ад показался бы санаторием…

На момент начала блокады, которую осуществляли войска фашисткой Германии и Финляндии, совместно с испанскими фашистами, население Ленинграда насчитывало чуть меньше 3 миллионов жителей. После окончательного снятия блокады, в январе 1944 года, в Ленинграде едва насчитывалось 540 тысяч жителей. Вдумайтесь в эти цифры! Официальная послевоенная статистика говорила нам о том, что во время блокады погибло чуть более 600 тысяч ленинградцев. Но уже сегодня, после того как стало известно, что только в первый год блокады в братских могилах было похоронено более 800 тысяч жителей города, можно с уверенностью говорить о том, что блокада унесла 1,5 миллиона жизни советских людей, которые, в большинстве своем были мирными жителями. Практически все потери среди мирного населения были вызваны нехваткой продуктов. Люди ложились спать для того, чтобы больше не проснуться, умирали на рабочих местах, на улице, в очереди за водой. Но Ленинград выстоял!

После мощного наступления гитлеровских войск 30 августа 1941 г. Ленинград оказался в тисках. Гитлер сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. Фашистские войска стремились уничтожить хлебозаводы, электростанции, водопровод и тем самым парализовать жизнь в городе. Они не скрывали даже, что задачей этих обстрелов было разрушение жилых зданий и истребление жителей Ленинграда. На их картах были отмечены такие «военные» объекты города, как его музеи, дворцы, школы, больницы.
Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся внезапно, в самое разное время суток, особенно в часы начала или окончания рабочего дня, вызывали большие жертвы среди населения. Снаряды разрывались в переполненных трамваях, в очередях, в общественных местах, на улицах.

Осенью 1941 г. в результате артиллерийских обстрелов в городе был убит 681 человек и 2268 ранены . Только с 4 сентября по 30 ноября 1941 г. город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 ч.

Действия немецкой артиллерии, обстреливавшей Ленинград, не оставались безнаказанными. Артиллерия Ленинградского фронта и Балтийского флота повела успешную контрбатарейную борьбу с противником. Большую помощь в организации контрбатарейной борьбы на Ленинградском фронте оказал генерал Н.Н. Воронов, находившийся осенью 1941 г. в Ленинграде как представитель Ставки Верховного Главнокомандования.
Осенью и зимой 1941-1942 гг. советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, орудия по дальности стрельбы в первое время уступали немецким. Поэтому вплоть до весны 1942 г. противодействие артиллерии противника носило оборонительный .

Острый недостаток в истребительной авиации, а также невысокие скоростные качества самолетов, осуществлявших противовоздушную оборону Ленинграда, позволили немецкой авиации получить осенью 1941 г. временное превосходство в воздухе. 6 сентября немецкие самолеты, прорвавшись к Ленинграду, подвергли массированной бомбардировке промышленные предприятия и жилые кварталы. 8 сентября на город было сброшено 6327 зажигательных и 48 фугасных бомб, в результате чего в различных районах вспыхнуло 183 пожара.

Осенью 1941 г. на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 64930 зажигательных и 3055 фугасных бомб. Всего же за время блокады противник сбросил на Ленинград 102520 зажигательных и 4643 фугасные бомбы.
Обстрелы и бомбежки изматывали людей психически и физически, нарушали работу предприятий, вызывали большие жертвы среди населения. В результате бомбежек и обстрелов за период блокады было убито 16747 и ранено 33782 мирных жителя Ленинграда. В сентябре 1941 г. совместными действиями нашей зенитной артиллерии и авиации были отражены напеты 2712 вражеских самолетов, из которых только 480 прорвались к Ленинграду, причем 272 были сбиты

Так, в ночь на 5 ноября 1941 г. младший лейтенант А.Т. Севастьянов, участвуя в отражении налета немецкой авиации, совершил в ленинградском небе воздушный ночной таран, в результате которого сбил вражеский бомбардировщик.
Советское правительство принимали все меры, чтобы обеспечить доставку продовольствия в осажденный Ленинград. Главная трудность состояла в том, что доставить грузы в Ленинград можно было только водным и воздушным путями. Но берега Ладожского озера в то время не имели крупных портовых сооружений и причалов. Водные перевозки по т.н. Дороге жизни начались 12 сентября по маршруту Гостинополье - Новая Ладога - Осиновец. По железной дороге грузы доставлялись через Вологду, Череповец и Тихвин до Волхова, где переваливались на водную пристань Гостинополье.

По дороге жизни вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.
Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 г. для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации. Транспортировка продуктов питания осуществлялась с ближайших к Ленинграду аэродромов в Тихвине, Кушевере и Хвойной. С сентября по декабрь 1941 г. благодаря героическим усилиям летчиков в блокированный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660т боеприпасов и вооружения.

С каждым днем продовольственные ресурсы сокращались, население и войска начали голодать, но положение было таково, что нормы выдачи продуктов питания приходилось сокращать еще больше. С 1 октября 1941 г. рабочим и инженерно-техническим работникам стали выдавать по 400 г хлеба в день, а остальным категориям населения - по 200 г. На Ленинград надвигался голод. С 20 ноября 1941 г. ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки.

Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода. В довершение всего вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов.

В конце декабря голод принял невиданные масштабы. Начались случаи людоедства. Многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. Весной 1942 г. после таяния снега в городе было обнаружено 13 тыс. трупов.
От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек. Однако, по некоторым оценкам, на самом деле потери выше - до 850 тыс. человек.
Массовая смертность не смогла поставить на колени защитников города. Моральной дистрофии, на которую так надеялось немецко-фашистское командование, блокируя Ленинград, не было в осажденном городе. «Как много лишений приходится переносить нам, ленинградцам! - писал в декабре 1941 г. рабочий Кировского завода Н.А. Балясников. - Кажется, больше уже и придумать нечего. Но не возьмут нас немцы, не сломят! Ни голодом, ни холодом, ни обстрелом. Умрем, а не пустим врага сюда!»
«Когда- нибудь наши дети, потомки, живя в счастливой и радостной стране нашей, будут по книгам изучать историю героической обороны Ленинграда в 1941-1942 гг., будут изучать традиции ленинградцев в период суровых испытаний, - писал в те дни в своем дневнике партийный работник Кировского завода Л.П. Галько. - Да, изучать это будущему поколению надо... Голодные люди падают и умирают на улицах, предприятиях, но умирают они как герои, без единого слова, без стона и жалоб».
В течение 1942 года Красная армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады. Однако Любанская и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом.
Ставка Верховного Главнокомандования, разрабатывая план стратегических действий на зимнюю кампанию 1942-1943 годов, главной задачей считала разгром группировки немецко-фашистских войск, прорвавшейся к Волге и в предгорья Кавказа. Но в то же время планом предусматривалось еще несколько операций, среди которых важное место занимала операция по снятию фашистской блокады с Ленинграда. Она получила кодовое наименование «Искра».
Утром 12 января 1943 г. части Волховского и Ленинградского фронтов одновременно началинаступление.
С утра 13 января наступление продолжалось. Но на следующий день контратаки противника усилились, и бои приняли затяжной характер: немецкое командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии. С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся большие потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенносжималось.
В течение 17 суток были проложены железная и автомобильная дороги. Произошло то, чего так долго ждали все граждане Советского Союза. Созданный коридор позволил восстановить сухопутные коммуникации города со страной.

Военный обозреватель английского агентства Рейтер позже писал, что «прорыв германской укрепленной линии южнее Ладожского озера является таким же ударом по престижу Гитлера, как и сокрушительное поражение германских войск у Сталинграда».
Советские воины продемонстрировали при прорыве блокады возросшее воинское мастерство, массовый героизм. За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистами, 25 воинов удостоились высокого звания Героя Советского Союза, около 22 тыс. были награждены орденами и медалями. 136-я и 327-я стрелковые дивизии преобразованы соответственно в 63-ю и 64-ю гвардейские дивизии, а 61-я танковая бригада - в 30-ю гвардейскую танковую бригаду, 122-я танковая бригада награждена орденом Красного Знамени.

С успешным завершением операции «Искра» наступил переломный момент в битве за город на Неве. Отныне инициатива ведения боевых действий под Ленинградом перешла всецело к советским войскам.

Победы Красной армии в 1943 г. под Сталинградом и на Кавказе, под Курском и на Днепре знаменовали собой коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны в пользу СССР.

В развернувшемся в 1944 г. грандиозном наступлении Красной армии одной из первых была операция по разгрому немецко- фашистских войск под Ленинградом и Новгородом. Цель операции состояла в том, чтобы полностью ликвидировать блокаду Ленинграда, освободить от фашистских захватчиков Ленинградскую область и создать условия для последующих боевых действий по освобождению Прибалтийских советских республик. Решение этой задачи было возложено на войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке войск 2-го Прибалтийского фронта, Балтийского флота, авиации дальнего действия и партизан.
В заключительных сражениях за Ленинград на Карельском перешейке и в Южной Карелии советские воины, ведя наступление в труднейших условиях лесисто-болотистой местности, без дорог, преодолевая яростное сопротивление противника, проявили несгибаемую волю к победе, высокое мужество и массовый героизм. Более 93 тыс. человек были награждены орденами и медалями. 78 воинов получили звание Героя СССР.

14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.
Летом и осенью 1944 г. советские Вооруженные Силы нанесли поражение гитлеровским войскам и на других участках советско-германского фронта.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание «Город-герой».

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2018 № 799 «О награде Правительства Санкт-Петербурга — памятном знаке 'В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» учрежден памятный знак «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

В соответствии с указанным постановлением в дни празднования 75 годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады награду Правительства Санкт-Петербурга — памятный знак «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» планируется вручить 96 тыс. граждан из числа лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», проживающих как в Санкт-Петербурге, так и за его пределами, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим в странах ближнего и дальнего зарубежья, из числа лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Торжественное вручение памятных знаков гражданам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», проживающим в Санкт-Петербурге,  будет осуществлено в первом квартале 2019 года администрациями районов Санкт-Петербурга с участием районных общественных объединений ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Вручение памятных знаков гражданам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», проживающим за пределами Санкт-Петербурга будет организовано Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга.

Сегодня, в этот памятный день, мы преклоняем колени перед каждым жителем Ленинграда. Перед теми, кто пережил эту страшную блокаду, и перед теми, кто пережить ее не смог. Перед женщинами, детьми, мужчинами и стариками, перед павшими на передовой. Мы преклоняем колени перед всеми, кому довелось пережить ужасы той страшной, бесчеловечной, войны. Мы помним о Вашем подвиге. Помним, и не позволим забыть ни своим детям, ни своим внукам. А пока мы помним, мы сделаем все, чтобы не допустить подобного впредь! Вечная слава Вам, всем тем, кто прожил эти 872 кошмарных дня, всем тем, кто защищал Сталинград, кто брал Берлин и освобождал Киев! Вечная слава каждому солдату той ужасной войны! Вечная слава тем, кто недоедая и недосыпая ковал победу в тылу! Вечная слава народу победителю, народу освободителю!

СТИХОТВОРЕНИ ПОСВЕЩЕННОЕ КО ДНЮ 75-ЛЕТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА

Когда умрёт последний ветеран,
В своей холодной старческой постели.
Не от болезней, старости и ран,
А от того, что просто не согрели
В железной кружке сладкого чайку
(Он и сейчас желтеет одиноко).
Он слишком много видел на веку
В своих очках без дужек и без стёкол.

Тогда умрёт последний ветеран
В своей коморке в центре Ленинграда,
Когда замкнёт полтавский губерман
Кольцо на горле
Помните блокаду!


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА

Вторая мировая война, в которой принимала участие большая часть европейских государств, стала периодом жестокого геноцида еврейского народа. По общеизвестным данным, Холокост пережило такое же количество евреев, как и погибло. Только в бывшем СССР в годы войны было уничтожено более полутора миллионов человек этой национальности. Этому трагическому явлению посвящен всемирный памятный день.

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Он был установлен 1 ноября 2005 г. резолюцией № 60/7 Генеральной Ассамблеи ООН. В 2019 году дату справляют 14-й раз.

В некоторых странах есть свои дни почтения памяти пострадавших в период Холокоста, связанные с конкретными событиями:

  • Израиль – 27 нисана (еврейский календарь);

  • Латвия – 4 июля;

  • Венгрия – 16 апреля;

  • Румыния – 9 октября.

27 января жители всей планеты вспоминают о мучениках Холокоста: почитают оставшихся в живых и скорбят по погибшим.

История и традиции праздника

Дата Международного дня памяти жертв Холокоста имеет символическое значение. Она приурочена ко дню освобождения узников нацистского концлагеря в Освенциме советскими войсками. Данное событие произошло 27 января 1945 года.

Само слово «холокост» взято из древнегреческого языка и в переводе на русский означает «всесожжение, уничтожение огнем». В современном мире оно используется в контексте жестокой политики нацистов, направленной на уничтожение еврейского народа.

С каждым годом участников ужасных событий становится все меньше, но воспоминания о них продолжают оставаться в сердцах многих людей. Это не просто памятная дата, но и международный протест любым проявлениям антисемизма и геноцида.

В мире возведено множество памятников и организована работа музеев в честь памяти более 6 млн. евреев, ставших жертвами нацистов.

В этот день проходят международные конференции, всемирные тематические форумы под девизом «Жизнь народу моему». Главной целью таких заседаний и сопутствующих мероприятий является формирование соответствующей культуры предупреждения подобных событий в будущем, борьба с предрассудками и воспитание толерантности к традициям и культуре других народов. Человечеству стоит научиться извлекать уроки из прошлого. Начинать нужно, как известно, с самих себя.

Исторически сложилось так, что евреи на протяжении долгих веков жили за пределами своей Родины. Проживая на территории других народов, они сохраняли свой язык и религию. По внешнему облику, одежде и традициям они отличались от европейцев. Когда возникло христианство, начали формироваться и юдофобские представления о евреях. Католическая церковь обвиняла их в убийстве Иисуса Христа.
В 5 веке Августином Блаженным было сформулировано «правильное» христианское отношение к людям еврейского происхождения: убивать евреев нельзя, но унижать можно и нужно. Таким образом, религиозное сознание воспринимало образ еврея, как нечто негативное, нечистое. Вследствие этого евреям приходилось проживать в отдельных кварталах, властями ограничивалась их рождаемость и свобода передвижения. Они изгонялись из разных государств, в том числе, и из России. Связь религиозной юдофобии с государственной была очень тесной.
Понятие «антисемитизм» впервые появилось в 19 веке. Особенной популярностью антисемитские настроения пользовались в Германии. Гитлер, который пришел к власти, унифицировал их в нацистской идеологии и приговорил евреев к полному уничтожению. Нацистская идеология предполагала, что вина евреев заключается в самом факте их рождения.

Кроме того, в список жертв Холокоста попали все «недочеловеки» и «неполноценные», которыми считались все славянские народы, гомосексуалисты, цыгане, психически больные.

Нацисты поставили перед собой цель — стереть с лица земли евреев, как биологический вид, сделав Холокост своей официальной политикой.
Количество жертв Холокоста имеет ужасающие цифры: во время Второй мировой войны нацисты уничтожили 6 миллионов евреев. Однако в настоящее время многие исследователи утверждают, что на самом деле нацистских лагерей существовало значительно больше, чем принято было считать еще несколько лет назад. Соответственно, и количество жертв также возрастает.

Историки обнаружили около 42 тысяч учреждений, в которых нацисты изолировали, наказывали и уничтожали как еврейские, так и другие группы населения, считавшиеся неполноценными. Эту политику они проводили на обширных территориях — от Франции и до СССР. Но наибольшее количество репрессивных учреждений находилось в Польше и Германии.

Так, в 2000 году был запущен проект, цель которого — поиск лагерей смерти, исправительно-трудовых лагерей, медицинских центров, в которых беременным женщинам делали аборты, лагеря для военнопленных и бордели, содержанки которых по принуждению обслуживали немецких военных. Всего в проекте участвовало более 400 ученых, учитывающих реальные факты и воспоминания жертв холокоста.
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Этот день утвердила Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году, призвав все страны-члены к разработке и просветительству программ, направленных на то, чтобы уроки Холокоста сохранили в памяти все последующие поколения. Люди всего мира должны помнить об этих ужасных событиях, чтобы иметь возможность предотвратить акты геноцида в будущем. Многие страны мира создали мемориалы и музеи, которые посвящены памяти жертв Холокоста. Ежегодно 27 января там проводятся траурные церемонии, памятные мероприятия и акции.

Такие мероприятия в этот день также проводятся и в лагере памяти Освенциме — комплексе нацистских концлагерей и лагерей смерти, где в 1940-1945 годах массово гибли славяне и евреи — жертвы Холокоста.

Как считают многие ученые, человеческому разуму очень сложно полностью осознать геноцид, зародившийся в государстве, богатом духовными традициями и развитой культурой. Эти чудовищные события происходили в цивилизованной Европе практически на глазах у всего мира. Чтобы иметь гарантию того, что подобный Холокост больше никогда не повторится, люди должны стремиться осознать его истоки и последствия.

Дату памятного дня Генеральная Ассамблея ООН выбрала не случайно: именно 27 января 1945 года Советской армией был освобождён самый крупный лагерь смерти Освенцим. Сегодня это музей жертв Холокоста.

По разным данным в нём погибло 1,5-4 миллиона человек. Поскольку нацисты не трудились вести учет жертв, а все имеющиеся документы они уничтожили в последний момент, о точном количестве погибших сегодня остаётся только предполагать.

В настоящее время в мире много таких музеев. Самые известные из них находятся в Берлине, Вашингтоне и Иерусалиме.


СТИХОТВОРЕНИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ КО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХАЛАКОСТА

Разве это порок - еврей?
Кто позволил истреблять народ.
Убивать стариков и детей,
Ведь каждого создал Бог!
За что помещали их в гето,
Ведь это такое зверство,
Обида для всей планеты,
Которой на ней нет места.
Такое тяжелое время,
Нам вспоминать не просто,
Но помним былые потери,
И последствия холокоста.
























Используемые источники

  1. Бенедиктов К. С.,  «Блокада», 2010г.

  2. Ломагин  Н.А., «Неизвестная блокада», 2002г.

  3. Никулин Н.Н.,  «Воспоминания о войне» (серия «Хранитель»), 2008г.

  4. Пузанов Б.П., Бородина О.И., учебник  История России 9класс, 2003г.

  5. Школьная энциклопедия, История России XX век, 2003г

















Скачать

© 2019, 1647 20

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!