СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Методическая разработка

«Христианский смысл в русских сказках»

Данная методика применяется при изучении православной культуры на традиционных уроках основного цикла.

Перед началом таких уроков должна быть проведена вступительная беседа, на которой выясняется уровень знаний детей о христианстве и Церкви и дается разъяснение главнейших понятий о Христе, Библии, Православии. Учитель подчеркивает, что русская письменная культура берет свое начало с момента принятия Русью христианства, и поэтому в литературе отражаются его понятия, о которых мы будем говорить на уроках православной культуры.

Изучение темы начинается с знакомства красочной природы. Здесь дается краткий рассказ о сотворении вселенной, о разнообразии и красоте растительного и животного мира, о божественной гармонии этого мира и любви Бога к миру. Далее дополняется материал о вере в Бога и Церкви.

Наиболее ярко христианский смысл рассматривается в русских сказках. Самой подходящей является сказка «Гуси – лебеди». Работая над ее идейным содержанием, надо обратить внимание на следующее. Почему гуси – лебеди унесли братца? Потому что сестрица нарушила запрет матери не ходить со двора, ослушалась. Здесь можно поговорить о первом нарушении запрета в истории человечества, рассказать о жизни первых людей в раю и об изгнании их из рая, прочитать отрывок из детской Библии. Важно показать, что непослушание Богу и родителям ведет к тяжелым последствиям. Отсюда один шаг к разговору о заповеди почитания родителей.

Дальше говорится, почему печка, яблоня и речка в первый раз не помогли девочке? Она заносчива, горда, в ней нет смирения, она не выполнила заповедь Христа «просящему у тебя дай». А когда они ей помогли? Когда она смирилась, сделала то, что ее просили, и поблагодарила за помощь. Здесь говорится о смирении, вспомнив слова из Нового Завета «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» или слова святого Аввы Дорофея «Желающий найти истинное смирение и покой душе своей, да научится смиренномудрию, увидит, что в нем всякая радость и всякая слава». Ну а самое главное – почему девочка отважно бросилась спасать братца, не побоявшись никаких трудностей? Наверное, потому что любит его. Здесь говорится о заповеди любви как самой основной в христианстве. О любви жертвенной, готовой на самоотречение.

В продолжении рассматриваем сказку о Старом бродяге. Который сидел под старым мостом и умирал от голода. Он попил холодной речной воды, завернулся в старую рогожку и начал думать про свою жизнь. Когда – то у него были родители, отец – сапожник мать – ткачиха, были братья и сестры, была жена и дети. Где теперь все они? Почему он сидит в одиночестве под этим мостом?

Вспомнил бродяга, как когда – то в детстве он в первый раз совершил кражу. Украл яблоки в соседском саду. Яблоки были незрелые, кислые и пахли прелой листвой, но ему казались вкусными потому, что были чужими.

На следующий день у него заболела мать. Он очень хотел чем – то утешить ее и украл на рынке кошелек, желая порадовать мать пряниками. Но на следующий день мать умерла.

С тех пор несчастья стали преследовать его. Когда он что – то воровал, тут же у него из жизни уходило что – то очень важное и дорогое. Так он потерял семью, стал бродягой и оказался под этим мостом, в холоде и голоде. Вспомнил бродяга о Боге, и его заповеди «Не укради» и о том, как мама учила его делиться со всеми даже последним, что имеешь. Тут шла мимо старуха и протянула бродяге кусочек хлеба. Он схватил хлеб и, подумав, отломил часть и кинул голодным птицам, расположившимся стайкой около него. Бродяга сделал это первый раз в жизни. Первый раз он поделился, причем последним, что имел. Птицы радостно зачирикали и кинулись на хлебные крошки.

Тут случилось странное и хорошее событие. Шедший мимо капитан корабля позвал бродягу на свой корабль служить матросом. Он обрадовался и начал молиться и благодарить Бога за свою удачу. В этой сказке говорится о том, что Бог все видит, от Него ничего нельзя скрыть. Ничего тайного для Бога не существует. Все тайное становится явным. Делая вывод по сказке, плавно подходим к заповеди – Не укради.

В конце беседы предлагаются вопросы и задания. Выбрать из произведений загадку, пословицу, поговорку и т.д. Одна из пословиц такова: «Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори». Здесь обращается внимание детей на то, что источником ее является Библия, слова Христа из Нагорной проповеди: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7,12).

Далее разговор продолжаем о русских писателях. Вспоминая биографию А.С Пушкина, можно сказать детям, что родился великий поэт в большой церковный праздник в день Вознесения Господня, когда во всех храмах шли торжественные службы и праздничные молебны. Что в детстве большое влияние на него оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна и дядька Никита Козлов, которые были людьми православными, ходили в церковь, читали маленькому Саше Библию и жития святых.

Для примера «Сказка о рыбаке и рыбке». Надо просто прочитать и понять содержание текста. Необходимо объяснить значение непонятных слов. В представленных пушкинских сказках для нас очень важны слова, значение которых выводит нас на разговор о понятиях Православия. Это такие слова, как Бог, взмолился, очи. Они выводят на рассказ о церковнославянском языке. В свою очередь, такой рассказ может вывести на очень большую тему о святых братьях Кирилле и Мефодии и священном смысле первой славянской азбуки. При более глубоком языковом анализе дети сравнивают речь старика и рыбки и речь старухи. Упоминают ли они в своей речи Бога? (старик да, старуха нет). Почему? Бог – это любовь и добро. Рыбка и старик добры, а старуха нет.

Наконец, самое главное – осмысление идейного содержания сказки. Осуждение таких пороков старухи, как жадность, властность, жестокость по отношению к старику, грубость, заносчивость, дают возможность поговорить о понятии «греха». Учитель рассказывает о том, что грех, с точки зрения верующего человека, - это проявление зла. Как появилось зло в жизни человека? Уместен рассказ о сатане как падшем ангеле, о том, что именно он подговорил первых людей в раю ослушаться Бога, и зло вошло в жизнь человека. Проявляется оно в виде различных отрицательных черт и дурных поступков. Христос призывал бороться с пороками, чтобы заслужить вечную жизнь. И здесь в сказке Пушкин рассказывает о таких пороках в характере старухи, за которые она, в конце концов, наказывается рыбкой.

Как рыбка реагирует на желания старухи? Она их выполняет достаточно долго. Почему рыбка все – таки выполняет сумасбродные желания старухи? Потому что просит за нее старик, человек добрый, смиренный. Теперь наш Иисус Христос справедлив, любвеобилен, платит человеку добром за зло. Поэтому надо творить добро, и Бог тебя не оставит, а если начинаешь активно делать зло, то в конце концов получишь наказание от Бога. Так думали и жили наши предки, эту мысль выразил гениальный А.С. Пушкин. Здесь же уместна притча о богаче и Лазаре, подтверждающую эту мысль.

Разбирая сказку В. И. Даля «Девочка Снегурочка», делаем акцент на хитрости лисы, которая обманула и выгнала на улицу Жучку. Говорим, что в старых русских книгах лиса всегда сравнивалась с сатаной, потому что лжива и хитра. Соответственно ложь от сатаны и ведет к беде. Акцентируем внимание на милосердии Снегурочки по отношению к Жучке, несправедливо наказанной. Говорим о милосердии, о том, что, помогая людям, мы принимаем и славим Бога. От делания добра должна радоваться душа человека.

Таким образом, мы видим, что простые русские сказки являются источником для разговора о Православии. И в целом это не является натяжкой, потому что изначально русская литература имеет своим истоком Священное Писание и богослужебную литературу, что подспудно сформировало менталитет русской нации, который не утратился и в советские годы и который выражается в творчестве русских писателей всех времен. Главное – найти этот фундамент, этот смысл и показать его православную основу детям. Это является средством воспитания нравственности и глубокого умственного развития, которое требует не описательности мира, а глубокого проникновения в законы мироустройства.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!