СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»

Педагогический институт

Кафедра ТОПО











ОТЧЁТ ПО УЧЕБНО-ВЫЕЗДНОЙ ПРАКТИКЕ

По дисциплине «Естествознание»















Выполнила: Кохановская Н.П

Студентка группы: 07561с



Проверил: К.Г.Н.; доц.Бабиков В.А.





Улан-Удэ

2018г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1. Методика изучения геологических обнажений………………………..3

    1. Изучение геологического обнажения…………………………………6

Глава 2. Методика работы с климатом……………………………………………7

2.1. Наблюдение за климатом………………………………………………11

Глава 3. Методика работы с водными объектами………………………………..12

3.1.Изучение водного объекта………………………………………………14

Глава 4. Методика собирания и оформления гербария…………………………15

4.1.Сбор и составление гербария по лесным зонам……………………….18

Глава 5.Методика изучения видового состава наземных позвоночных……….19

5.1. Наблюдение за собакой…………………………………………………23

Глава 6. Методика организации экскурсий для младших школьников………..26

6.1.Экскурсия на реке Куйтунка…………………………………………….28

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………………..30

Приложения…………………………………………………………………………31























ВВЕДЕНИЕ

Учебно-выездная практика студентов направлена на отработку знаний и умений, полученных в процессе естественно– научной подготовки учителя начальных классов

Цели и задачи практики:

-углубление и закрепление теоретических знаний по основам земледелия, краеведения, ботаники, зоологии, экологии;

- знакомство с объектами растительного и животного мира своей местности;

- освоение методов изучения растительных и животных организмов в единстве с условиями их жизни;

- фенологические наблюдения за животными и растениями;

- выработка навыков собирания и оформления гербария и простейших коллекций;

- подготовка к самостоятельному проведению экскурсий на природу.

Учебно-выездная практика имеет выездной характер и основана на ознакомлении с объектами растительного и животного мира своей местности. Камеральная обработка материалов осуществляется с использованием оборудования и литературы кабинета естествознания.

В процессе проведения учебно-выездной практики предполагается последовательность работы студентов:

- установление темы, целей, оборудования занятия;

- знакомство с содержанием соответствующего раздела программы;

- изучение литературы, ответов на вопросы, включенных в рубрику «Содержание самостоятельной подготовки»;

- знакомство с содержанием соответствующей темы изучения в программе начальной школы;

- проведение практических работ;

- проведение камеральной обработки полученных результатов;

- предъявление преподавателю отчета о проведённой работе по каждой теме.

В конце практики студентами представляется отчёт.







Глава 1 Методика изучения рельефа и геологических обнажений.

Рельеф Земли – это та природная основа, на которой мы живем. Рельеф представляет собой арену жизни – одну из главных составляющих биосферы и является результатом длительного и сложного взаимодействия земной поверхности с атмосферой, гидросферой, биосферой, геологической деятельностью и антропогенными преобразованиями. Он формируется в результате тесного взаимодействия внутренних (геологических), внешних (географических) и космических (вращение Земли) факторов.

Рельеф – совокупность всех неровностей земной поверхности. Особенности рельефа во многом определяют условия жизни и хозяйствования человека, поэтому значение знаний о рельефе огромно и разнообразно. Но человек и сам все сильнее преобразует лик Земли, прокладывая каналы и дороги, углубляясь в землю карьерами, насыпая терриконы и отвалы. На многие природные процессы оказывается косвенное влияние: в результате распашки земель изменяются грунты, реки и озера превращаются в водохранилища. По силе воздействия эти меры настолько значительны, что по интенсивности часто во много раз превышают природные процессы.

Наука о рельефе земной поверхности называется геоморфология. Геоморфология изучает и объясняет все формы рельефа и их системы: от материковых поднятий и океанических впадин до самых мелких – промоин, рытвин и кротовин.

Обнажение горных пород — выход коренных горных пород на земную поверхность. Различают естественное О. г. п. (обычно по берегам рек, на склонах горн.хребтов и т.п.) и искусственное (в горн. выработках) …

Поскольку обнажения дают непосредственный доступ к породам в их неповреждённом виде, они имеют большое значение для исследований и широко используются при геологической съёмке.

Природные обнажения могут быть результатом эрозии — водной, ветровой или ледниковой — а также осыпания рыхлых пород под действием силы тяжести. Такие обнажения обычно встречаются по берегам рек, на склонах оврагов и хребтов.

Искусственные обнажения горных пород могут быть созданы намеренно или образовываться как побочный эффект при различных горных работах (создании выемок, канав, карьеров и др.)

Великолепие природы Бурятии определяется, прежде всего, разнообразием форм рельефа и их неповторимостью. Повсюду чувствуешь созидательную работу древних ледников. Здесь не встретишь двух мест, похожих друг на друга. Среди наиболее распространенных форм рельефа Бурятии выделяются грядово-холмисто-увалистые древнеледниковые образования с пологоволнистыми равнинами, низинами озерных котловин, долинами больших и малых рек. Их неповторимость подчеркивается индивидуальными очертаниями внешнего облика, размеров и происхождения.



Изучение рельефа целесообразно проводить в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.

В подготовительный этап рекомендуется провести практическое занятие в классе. Его цель – научить школьников читать рельеф по топографической карте крупного масштаба (1:10 000), ознакомить учащихся с составлением орогидрографического описания. Орографией называется раздел геоморфологии, изучающий внешние морфологические и морфометрические особенности рельефа земной поверхности. Гидрография занимается изучением водных объектов – озер, рек, ручьев, прудов, водохранилищ. Аквальные (водные) формы теснейшим образом связаны с рельефом и необходимы для познания любых компонентов географии.

Основной задачей этого занятия является привитие школьникам навыков описания и анализа рельефа. В процессе выполнения задания дети должны научиться:

– быстро и четко определять на карте положительные и отрицательные формы рельефа (долины рек, русла, поймы, террасы, овраги, лощины, вершины холмов и их склоны и т.д.);

– находить превышения форм относительно друг друга, устанавливать величину уклона земной поверхности и водных потоков, размеры отдельных форм, их ориентировку на местности;

– графически изображать в виде поперечных и продольных профилей сложную систему эрозионно-аккумулятивных образований;

– выделять по внешним признакам генезис отдельных форм и их совокупностей;

– выделять современные рельефообразующие процессы.

Задание выполняется индивидуально, каждому учащемуся необходимо иметь линейку, циркуль-измеритель, карандаши, миллиметровую бумагу, ученическую тетрадь в клетку.

Получив фрагмент топографической карты, знакомятся с масштабом, высотой сечения рельефа, шкалой заложения горизонталей, условными обозначениями, географическими особенностями территории. Ознакомившись с картой, можно приступать к последовательной характеристике рельефа.

Исходя из морфометрических показателей, дается обоснование общего характера рельефа (равнинный или горный). Выделяются отдельные формы рельефа: простые, сложные, замкнутые, открытые. Определяются участки, отличные друг от друга по морфологическому строению.

Затем проводится беседа об организации и проведению полевого этапа исследований рельефа. Дается информация о местоположении участка проведения полевых работ, демонстрируется топографическая основа, определяются сроки выполнения. Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

В процессе беседы учащиеся должны ознакомиться с основными способами и общей методикой наземных полевых исследований, научиться следующему:

1. Анализировать рельеф на местности, т.е. выделять объекты по их основным характеристикам (морфологии, морфометрии, подстилающим породам).

2. Фиксировать результаты наблюдений в дневнике и на топографической карте.

3. Уметь делать зачистки для описания горной породы.

4. Пользоваться для наблюдений необходимыми инструментами и приборами.

5. Научиться делать ватерпасовочное нивелирование, составлять продольные и поперечные профили и их анализировать.

6. Обрабатывать и обобщать полевой материал и записи полевых дневников, сделанных по маршруту следования.

Во время экскурсии учитель дает информацию о географическом положении и основных чертах геоморфологического комплекса, истории его формирования, о современных геоморфологических процессах.

По ходу экскурсии учащиеся знакомятся с общими чертами рельефа, основными методами и приемами полевых исследований. Изучаются естественные обнажения, которые фиксируют особенности развития отдельных форм, их генезис. Необходимо обратить внимание на взаимосвязи между рельефом, слагающими породами, почвами, растительностью. Выявляются современные геоморфологические процессы: склоновые, эрозионные, заболачивания, торфообразования, русловые, пойменные, антропогенные, природно-антропогенные и т.п., а также использование территории в сельскохозяйственных целях, степень антропогенной преобразованности. В целом оценивается эколого-геоморфологическая ситуация.

О составе пород, слагающих рельеф, можно судить по механическому составу почв, растительному покрову. В каждом слое отмечают микро- и нанаформы, связанные с современными процессами (плоскостной смыв и намыв, склоновая линейная эрозия, осыпи, эоловые процессы и др.). По возможности фиксируют и другие наблюдения: глубину залегания грунтовых вод в колодцах, условия выхода грунтовых вод и их качество, характер хозяйственного использования территории.

















    1. Изучение рельефа и геологического обнажения



Географическое положение: По своему географическому расположению относится к центральным районам  и занимает площадь 330,4 тыс. га., в том числе, земли сельскохозяйственного назначения  -183,7,сельскохозяйственные угодья 85,1 тыс.га., приусадебные земли 4,7 тыс. га., лесов и кустарников 216,7 тыс. га., прочие земли 23,9 тыс. га., земли запаса -26,3 га, земли лесного фонда – 107 ты.га, водного фонда – 1,79 тыс.га, земли населенных пунктов – 2874 га и т.д.


По рельефу территория района охватывает Тарбагатайское межгорье, понижение и  отроги хребта Цаган-Дабан. Рельеф района сложный, расчлененный т.е.: горные цепи, отделяющиеся межгорными узкими падями, пологие горные увалы, приречные равнины.


По территории района протекают две крупные реки, это река Селенга, река Хилок и  множество мелких речек и ручьев.


Район граничит: на севере с городом Улан-Удэ (Октябрьский район), на востоке с Заиграевским районом, на юге - с Мухоршибирским и Селенгинским районами, на западе по реке Селенга с Иволгинских районом.


Через территорию района проходит железная дорога (г. Улан-Удэ – Наушки), федеральная дорога Москва – Владивосток и автодорога республиканского подчинения Улан-Удэ – Подлопатки. 

( Приложения 1)


Растительный покров, его состав и распределение находятся в тесной зависимости от рельефа. Высота гор, их направление, конфигурация, степень расчлененности в определенной форме влияет на растительный мир территории. Леса занимают наиболее повышенные элементы рельефа и покрывают значительные пространства. Лесной фонд в  основном состоит из светлохвойного леса: сосны обыкновенной, лиственницы сибирской и широколиственных пород - березы и осины (мягко-лиственных). Пониженные пространства, долины рек, пади заняты сообществом луговой растительности. В речных долинах и падях наблюдаются площади кустарниковых зарослей из ивы, березы, черемухи.


Фауна лесов не богата, встречаются косули, изюбры, кабаны, белки и зайцы. Для промысловой охоты практически имеющаяся фауна не пригодна. Флора представлена, в основном, степными, горными и таежными цветковыми растениями.


В недрах района имеются богатейшие запасы молибдена, встречаются золото и общераспространенные полезные ископаемые: глина, песок, гравий, известняк и щебень.


Специализация: Тарбагатайский район - сельскохозяйственный район. Основная отрасль сельского хозяйства -  мясо-молочное животноводство.




Глава 2. Методика работы с климатом.

Состояние атмосферы в данной местности в определенный отрезок времени называется погодой. Погода характеризуется элементами и явлениями. Элементы погоды: температура воздуха, влажность, давление. К явлениям относятся: ветер, облака, атмосферные осадки. Иногда явления погоды носят необычайный, даже катастрофический характер, например, ураганы, грозы, ливни, засухи. Погода характеризуется не только элементами и явлениями, но и их совокупностью. При одинаковой температуре, но при разной влажности воздуха, с осадками или без осадков, с ветром или без него погода не будет одинаковой.

Погода изменчива. Главные причины — изменение количества солнечного тепла, получаемого в течение суток и в течение года, перемещение воздушных масс, атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Более четко и устойчиво изменение погоды в течении суток выражено в экваториальных широтах. Утром — ясная, солнечная погода, а после полудня выпадают ливневые осадки. Вечером и ночью опять ясно и тихо. В умеренных широтах закономерные изменения погоды в течение суток, обусловленные поступлением солнечного тепла, часто нарушаются сменой воздушных масс, прохождением атмосферных вихрей и фронтов.

Климат — многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, который с небольшими колебаниями удерживается на протяжении веков. Он проявляется в закономерной смене всех наблюдаемых в данной местности погод. Как и погода, климат зависит от количества солнечной радиации (от широты), от перемещения воздушных масс, атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов (от циркуляции атмосферы), от свойств и форм земной поверхности. Основные показатели климата: температура воздуха (средняя годовая, января и июля), преобладающее направление ветров, годовое количество и режим осадков. Географические карты, на которых нанесены показатели климата, называют климатическими.

Климат, как и все метеорологические величины, зонален. Выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относятся: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных и два полярных. Названия переходных поясов тесно увязаны с названиями основных климатических поясов и характеризуют их расположение на Земле: по два субэкваториальных, субтропических и субполярных (субарктический и субантарктический). В основу выделения климатических поясов положены тепловые пояса и господствующие типы воздушных масс и их перемещение. В основных поясах в течение года господствует один тип воздушной массы, а в переходных типы воздушных масс зимой и летом меняются в связи со сменой времен года и смещением зон атмосферного давления.

Климат не остается неизменным. О том, что он изменяется, свидетельствуют данные наблюдений над состоянием атмосферы почти за 200 лет. Сведения о погоде и о климате имеются в летописях, в трудах ученых древнего мира. О климате доисторического прошлого позволяют судить некоторые горные породы (коралловые известняки, каменный уголь, соли, ленточные глины и др.), формы рельефа, остатки организмов, пыльца растений. Причин изменения климата много, они накладываются друг на друга, что затрудняет его изучение.

В наше время большое влияние на климат оказывает деятельность людей: изменяет состояние атмосферы (увеличение содежания СО2, запыленность, выбросы тепла и т.д.), подстилающую поверхность (сведение лесов, создание водохранилищ, орошение и осушение территорий). Влияние людей на климат можно рассматривать как стихийное и неблагоприятное.

Прогнозы погоды составляют на незначительный срок - от 1 до 4 дней, средний - 4-10 дней и на большой период времени - месяц, сезон. К сожалению, долгосрочные прогнозы погоды часто неточны, поэтому ученые ищут новые методы таких прогнозов.

На основании проведенных наблюдений и анализа собранной информации составляют карты погоды, которые называют синоптическими. Синоптические карты - это географические карты, на которых обозначены метеорологические станции, а вокруг них цифрами и значками нанесены результаты наблюдений за погодой за определенный срок. Они отражают реальное состояние атмосферы.

Местные признаки погоды. Прогнозы погоды составляют обычно для больших территорий, поэтому в каждой местности их следует уточнять. Для этого часто используют местные признаки погоды - явления природы, которые указывают на устойчивость погоды или на ее изменение в ближайшее время. Это, например, внешний вид неба и облаков, изменения в поведении некоторых животных и растений. Местные признаки погоды имеют определенное обоснование, их легко понять.

По местным признакам составляют прогноз погоды преимущественно на несколько часов (6-12), а иногда даже на сутки и более. О погоде, что нас ожидает, можно узнать, наблюдая за Луной, звездами, восходом и заходом Солнца, облаками. Так, признаками ясной, сухой погоды является безоблачное небо в течение всего дня, роса утром, чистый закат Солнца и др.. Признаками же неустойчивой погоды являются красный закат Солнца, неровный ветер в течение дня, наличие облаков различной окраски.

Очень много растений и животных часто называют «живыми барометрами». Например, одуванчик и фиалка заранее чувствуют приближение дождя и закрывают свои цветки. Акация и жимолость перед дождем усиленно выделяют нектар.

Клен, злаковые растения «плачут» перед осадками.

С большой точностью предсказывают погоду пауки. Появление их рано утром означает приближение непогоды, а во время жары - сильного ветра или грозы. Добрый «синоптик» - рыба голец. В ясную погоду она неподвижно лежит на дне аквариума. Если голец начнет суетиться, то скоро будет дождь.

Наблюдая за животными, можно складывать и долгосрочные прогнозы. Так, чем больше муравейники построили осенью лесные муравьи, тем суровее будет зима. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, лето будет холодным.

Примеров местных признаков много. Главное - научиться их анализировать, сопоставлять. Пытаясь предсказать погоду по местным признакам, следует помнить, что лучше провести наблюдение за несколькими признаками и сравнить их.

Наблюдения за погодой можно организовать и в школе. Для этого на школьном дворе обустраивают метеорологическую площадку. Желательно, чтобы она имела форму прямоугольника, две стороны которого совпадали бы с направлением север - юг. На этой площадке должен быть флюгер, осадкомер, психрометрические будка, в которую поместите термометры и гигрометр, снегомерная рейка и грунтовые термометры. В помещении школы следует установить барометр-анероид. Показания приборов нужно снимать каждый день в одно и то же время и желательно в 9-м часу утра, 15-й и 20-м часу. Данные наблюдений следует заносить в специальные дневники, анализировать их и делать витрину погоды для всей школы. Отмечайте существенные погодные изменения, например: выпал первый снег, прошли ливни, продолжается морось. Пользуйтесь условными знаками элементов погоды.

Как составить розу ветров

Роза ветров - это векторная схема, наглядный рисунок, который характеризует режим ветров в определенной местности за определенный период. Именно она помогает при планировании строительства домов и развития городов, а зачастую и определяет благополучие определенных городских районов. Розу ветров можно составить за месяц или за несколько дней. Вам понадобится:

Карандаш, листок бумаги в клеточку, таблица данных направления ветра с любого метеосайта.

  1. Н ачинать составлять розу ветров стоит с осей координат. В данном случае, правда, их не 2, как обычно, а 8: по всем сторонам света и их сочетаниям. От центра координат нужно отложить оси во всех направлениях по горизонтали, вертикали и диагонали под углом 45 градусов. Подписать оси как Ю (юг), С (север), З (запад), В (восток), а также ЮВ (юго-восток), ЮЗ (юго-запад), СЗ (северо-запад) и СВ (северо-восток). Теперь можно приступить непосредственно к построению розы.

  2. Выписать ряд результатов наблюдений ветра за определенный период в определенной местности. Эти данные легко взять на любом метеорологическом сайте. Результаты должны выглядеть как: 1-й день наблюдения – направление СЗ, 2-й – СЗ, 3-й – С и т.д. до последнего дня измерений. Проще всего выписать данные в виде двухстрочной таблицы.

  3. Сгруппировать результаты по направлениям ветра. Должно получиться 8 цифр по количеству направлений, среди которых могут быть и 0, если ветра данного направления за выбранный период не было ни разу. Сумма всех цифр должна быть равна количеству дней измерений.

  4. Построение. Для этого необходимо обозначить на каждой оси единичный отрезок. Теперь по каждой оси нужно отложить посчитанное количество дней ветра данного направления, например – по ЮЗ – 3 ед, по Ю – 5 ед. и т.д. После того, как все точки на 8 осях отложены, нужно просто соединить их отрезками до получения замкнутого многоугольного контура. Получившийся разнобокий «цветок» с острыми лучами будет похож на розу – это и будет роза ветров для данной местности за выбранный период. Нужно заметить, что для каждого региона есть типичные по месяцам и сезонам розы ветров, которые во многом характеризуют климат данной местности.

С оставление графика изменения температур(за день, неделю, месяц)
Эту работу можно начать с составления графика изменения средних температур в течение суток. Для этого используют данные, которые ученики определяют по термометрам. График изменения суточной температуры позволит ребятам сделать вывод о зависимости между высотой солнца над горизонтом и температурой. График может быть достаточно наглядным, если рядом с температурой в утренние полуденные и вечерние часы отмечать и положение солнца над горизонтом. Показатели, характеризующие отрицательные температуры, целесообразно отмечать синим цветом, а положительные – красным.Построение графика изменения температур воздуха за неделю (месяц) формирует у учеников представление о том, что, несмотря на одинаковое положение солнца над горизонтом в определенные часы различных дней недели, температура этих дней иногда существенно различается из-за влияния направления движения ветра, облачности на температуру и на состояние погоды в целом.
Можно предложить ученикам построить график изменения температур в течение года, взяв за основу средние температуры отдельных месяцев всех сезонов года. Сопоставление графиков позволит ученикам самостоятельно сделать вывод о прямой зависимости между высотой солнца над горизонтом и средней температурой, объяснить наличие температурной разницы по сезонам года, влияние и роль температуры на развитие растительного и животного мира.



2.1. Наблюдение за климатом.

Природные условия: Климатические условия территории района, как и всей Восточной Сибири резко континентальные. Это подтверждается значительными колебаниями ночных и дневных температур воздуха в течение всего вегетационного периода, который продолжается 100-130 дней. Максимальная температура зимой достигает 45 градусов ниже нуля, а летом 37 градусов выше нуля. Район характеризуется сухим жарким летом и малоснежной зимой.




Глава 3. Методика работа с водными объектами

Река – естественный водный поток, протекающий постоянно в сформированном его русле. Реки являются важным звеном кругооборота на земле и служат источниками питьевой и технической (промышленной) воды для полива полей, санитарных целей, естественными водными путями, источниками гидроэнергии. В зависимости от условий формирования режима различают реки: равнинные, горные, озерные, болотные, карстовые.

Равнинные – реки с относительно медленным течением и широкими террасированными долинами.

Горные – реки с быстрым течением и узкими долинами.

Болотные – протекают по болоту, могут иметь в составе своего водосбора значительно заболоченные пространства.

Карстовые – получают полностью или в значительной части водное питание из подземных вод, заполняющих пустоты карста.

Исток – начало реки.

Устье – место впадения в другой водоем или реку. Реки берут начало из озер, болот, ледников. Питаются реки дождевыми, талыми и подземными водами.

От истока до устья у реки выделяются участки верхнего, среднего, нижнего течения.

Реки территории образуют речную сеть, а вместе с озерами и болотами –гидрологическую сеть.

Река вместе с притоками образует речную систему, которая характеризуется протяженностью рек (суммарная их длина), извилистостью (коэффициентом, равным отношению длины реки к длине прямой линии, соединяющий исток и устье), густотой (отношение длины рек в км к площади водосбора в км2).При исследовании реки необходимо провести визуальное описание. По итогам визуального обследования составляется паспорт реки.

Паспорт реки

1.Название.

2.Место, откуда берет начало.

3.Водоем, в который впадает данная река.

4.Притоки (левые, правые).

5.Высший уровень половодья. Определяется по мусору на кустах, темным кольцам на деревьях, не просохшим после половодья, и т. д.

6.Расход воды. Измеряется скорость течения и площадь сечения воды в разных местах. Определяется расход воды (м/сек) путем умножения скорости течения (м/сек) на площадь сечения (м2). Площадь сечения определяют, умножив ширину реки на ее глубину в данном месте.

7.Характер течения на отдельных участках (верхнем, среднем, нижнем).

8.Вода: цвет, температура, прозрачность, вкус, запах, жесткость.

9.Прилегающая местность: рельеф (равнинный, холмистый, горный), характер берегов (пологие, крутые, обрывистые), грунты (песчаные, глинистые, торфяные, скальные), растительность (деревья, кустарники, травянистые растения).

10.Описание родников в долине реки.

11.Характер русла: извилистое или прямое, наличие плесов, рукавов, отмелей и перекатов, водопадов и порогов.

12.Животный и растительный мир (типичные представители). Особо отмечаются редкие и исчезающие виды.

13.Хозяйственное использование. Наличие гидротехнических сооружений, источники загрязнения.

14.Составляется карта-схема реки, вычерчивается ее поперечный профиль в разных местах.







3.1. Изучение водного объекта

Куйту́нка (бур. Хγйтэн — холодный, -ая) — река в Тарбагатайском районе Бурятии. Правый приток Селенги. Длина — 65 км. Площадь бассейна — 1140 км².

География

Берёт начало в хребте Цаган-Дабана с южного склона горы Синяя (1424 м). Течёт в западном направлении, пересекая территорию района в центральной части. Первые 15 км бежит в горно-таёжной лощине, верховье которой носит название Куйтунская Вершина. Перед селом Куйтун выходит в холмисто-степную местность, где принимает левые притоки Брянку и Скородумку. От села Надеино вдоль правого берега реки идёт региональная автодорога 03К-006 Улан-Удэ — Николаевский — Тарбагатай — Окино-Ключи (за селом Тарбагатай — по левому берегу). В районе села Надеино в Куйтунку впадает правый приток — река Падь Сундур.

Далее, в среднем течении напротив села Пестерево река принимает крупный левый приток Куналейку. В 7 км ниже Куйтунка течёт по территории районного центра, села Тарбагатай, где пересекается федеральной автомагистралью Р258 «Байкал». Здесь в реку впадает её левый приток Тарбагатайка. В 8 км северо-западнее села Тарбагатай Куйтунка впадает с юга в Селенгу напротив села Ганзурино.



1. Изучение водного объекта



Паспорт реки

Название

Куйтунка

Исток

Г. Синяя

Устье

Р. Селинга

Притоки

Брянка , Скородумка, Куналейка, Тарбагатайка

Длинна

65 км

Площадь бассейна

1140 кв.км

Характер течения воды

равнинный

Вода: цвет, температура, прозрачность, вкус, запах.

Бесцветная, до +15°, прозрачная, безвкусная, без запаха,

Прилегающая местность

Рельеф - берега – местами обрывистые, грунт –песчано-галечниковый.

Характер русла

Извилистый

Хозяйственное использование

Водопой скота, полив лугов, орошение полей.

(Приложение 3)













Глава 4. Методика собирания и оформления гербария.

Необходимость сбора гербариев возникает при:

  1. составлении флоры (списка видов) какой-либо территории;

  2. для выявления ареалов (областей произрастания) видов;

  3. для выявления экологической и биотопической приуроченности видов;

  4. для изучения каких-либо особенностей видов, например, географической или экологической изменчивости;

  5. при описании новых видов;

  6. в учебных и демонстрационных целях.

Не всегда гербарий собирается по правилам – рабочий гербарий может видоизменяться сообразно поставленной задаче – увеличиваться или уменьшаться, иногда могут собираться только отдельные необходимые части растений. Кроме гербария, делаются и другие ботанические коллекции: веток древесных растений в безлистном состоянии; древесины; мхов и лишайников; грибов; плодов и семян; растений высушенных объемным способом.

Обязательно надо упомянуть, в каких случаях нельзя собирать гербарий.

Нельзя собирать гербарий просто так, без конкретной цели, особенно гербарий красивоцветущих и редких растений.

В настоящее время на Земле не так много мест, совершенно не тронутых человеком и практически любой вид растений может быть уничтожен неумеренным сбором. Обучать правилам изготовления гербария учащихся лучше на сорных, массовых видах. При сборе растения надо убедиться, что намеченные Вами экземпляры – не единственные в округе.

Без крайней нужды не следует собирать редкие растения, а при гербаризации их надо придерживаться следующих правил:

  • многолетники лучше не выкапывать целиком, - достаточно бывает и части одного из побегов;

  • однолетники собирают после рассеивания семян;

  • перед сбором убедитесь, что растение не единственное.

Перед выходом на ботаническую экскурсию с группой – необходимо подробно объяснить учащимся цель работы и объекты сбора, чтобы учащиеся не собирали только красивые растения.

Как собирать гербарий

Перед началом сбора гербария подготавливается необходимое оборудование:

гербарная сетка;

гербарная папка;

копалка;

бумага для закладки (на рубашки);

бумага для этикеток;

нож;

фильтровальная бумага;

вата.

Сбор растения для гербария

Сбор растений лучше проводить в ясную и сухую погоду. Растения, собранные в дождливую или пасмурную погоду, плохо поддаются сушке, изменяется их естественная окраска.

Для гербаризации пригодны целые растения без повреждений грибами, насекомыми и животными. Деревья и кустарники собирают в виде типичных ветвей с цветками, плодами, шишками и корой. У деревьев для гербария собирают ветви и кору на высоте не ниже 1,5-2 м, у кустарников - в середине куста. Наземные травянистые растения выкапывайте с большим комом земли, осторожно стряхните землю с корней так, чтобы не повредить корневую систему. Травянистые растения высотой до 1 м собирают в целом, а более крупные - частями: подземные органы, части стебля с прикорневыми, срединными и верхушечными листьями, цветками (соцветиями), плодами, семенами и спорангиями. Желательно выбирать растения только что раскрывшимися цветками и незрелыми плодами, чтобы последние не осыпались при сушке и оформлении гербария.

Собранные растения вкладывают в рубашки из газеты, сложенной вдвое: причем в одну рубашку можно закладывать только один вид растения, собранного с одного места в одно и то же время. Концы заложенных в рубашки растений не должны высовываться из них. Рубашки с растениями выкладывают в гербарные папки или в ботанический пресс.

Во время сбора растений, одновременно подписывают черновую этикетку с указанием местонахождения, местопроизрастания, даты сбора и фамилии того, кто собрал растение. Черновая этикетка заполняется на любой бумаге (9х6 см).

Сушка собранных растений

Растения тщательно очищают от посторонних примесей вручную и перекладывают в сушильные рубашки из газетной бумаги (42х30 см), расправив его. Уложив растения в рубашках с прокладками в ботанический пресс, туго затягивают его крепким шпагатом и ставят в хорошо освещенное место или около нагревательных приборов.

Растения сохнут от 4 до 7 дней. Нельзя допускать пересушки растений, пересушенные растения быстро ломаются. Растение считается сухим, если оно не сгибается, когда берешь за нижнюю часть стебля, и не чувствуется ощущение холода, когда прикладываешь растение к лицу.

Методика оформления гербария

Для оформления гербария отбирают лучшие из высушенных растений и монтируют их на стандартном листе (42х28 см) светлого тона плотной бумаги хорошего качества. Растения должны занять весь лист равномерно за исключением нижнего правого угла, где наклеивается этикетка.

На гербарный лист монтируется одно крупное растение или несколько мелких растений корнями вниз, цветками и плодами вверх. Растение плотно прикрепляется к листу во избежание механических повреждений: толстые органы пришивается зеленой или серой ниткой, тонкие части приклеиваются узкими полосками плотной бумаги одного тона с гербарным листом. Этикетку, аккуратно заполненную или отпечатанную, наклеивают в правом нижнем углу, на 1 см отступив от края листа. Гербарная этикетка является паспортом растения, поэтому заполняют ее аккуратно и полно. Она включает следующие сведения о растении:

Гербарная этикетка

1. Название школы, где учится ученик, собравший растение.

2. Название семейства на латинском и русском языках.

3. Видовое название растения на латинском и русском языках.

4. Местонахождение - административный пункт, где собрано растение.

5. Местообитание - фитоценоз, где растет растение.

6. Фамилия и имя того, кто собрал растение.

7. Фамилия и имя того, кто определил растение.

8. Дата сбора растения.

Хранение гербария.

Готовый гербарий складывается в пачки по 15-20 листов, причем укладывать их лучше корнями в разные стороны, чтобы пачка была одинаковой толщины и листья гербария не перегибались.

Пачки удобно хранить в картонных папках. Папка делается из двух картонных листов, скрепленных через прорези тесемками. Для удобства работы с гербарием в папку целесообразно складывать растения согласно какой-либо системе, по группам (например, семействам) и делать на папке соответствующие надписи. Растения одного рода складываются в общую рубашку. Гербарий хранится в сухом помещении, регулярно проветриваемом. Шкафы должны плотно закрываться. Хорошо хранить гербарий в специальных картонных коробках (45-50 см. длины, 32-35 см. ширины и 28-30 см высоты), с открывающимися передними стенками.

Надо следить, чтобы в гербарии не завелись насекомые (особенно подвержены повреждениям сережки и соцветия молочаев).





    1. Сбор и составление гербария по лесным зонам

Работа над сбором растений и составление гербария я начала с определения места сбора растений и с изучения литературы о природе родного края.

Сбор растений производился со 2-го по 6-е июля 2017 года в окрестностях села Куйтун. Растения собирались в сухую погоду, т.к. после дождя или росы растения плохо сохнут и чернеют.

Для гербария выбираются здоровые молодые растения с неповрежденными органами.

В рубашку из газетных листов укладываются растения одного вида.

Далее, растения в расправленном виде, укладываются в папку. Для сушки растения закладываются в ботанический пресс. Вместе с растениями в пресс были вложены черновые этикетки, на которых указано:

  1. Название растения

  2. Место сбора

  3. Место обитания

  4. Дата сбора

  5. Кем собрано и определено.

Высушенные растения были монтированы на гербарный лист.



Гербарий составлен по лесным зонам (Приложение 4)













































Глава 5. Методика изучения видового состава наземных позвоночных



Фауна наземных позвоночных животных довольно богата и разнообразна. Однако состав животных не остается постоянным, происходят изменения ареалов отдельных видов в результате расселения одних или сокращения численности и распространения других. Для определения тенденций и результатов происходящих изменений в составе, численности и размещении животных необходимы периодические ревизии фауны. Особенно это важно для своевременного выявления тех видов, популяции которых быстро сокращаются и они становятся редкими или исчезнувшими. Основным методом изучения видового состава наземных позвоночных служат прямые наблюдения за ними во время экскурсий в различных местообитаниях и наблюдение путем подкарауливания в местах скопление определенных видов.

Изучение следов жизнедеятельности позволяет изучать видовой состав, не причиняя беспокойство животным и вреда окружающей среде.

Для изучения позвоночных животных существует множество разнообразных методик.

Методы изучения следов жизнедеятельности.

Формозов А.Н. выделяет четыре вида следов жизнедеятельности: непосредственно следы; погадки; норы, логова и гнездовища; «столовые» и места отдыха. Следы изучают по снежной тропе (зимой) и по черной тропе (весной, осенью и летом).

При изучении видового состава животных и их репродуктивных способностей помогает изучение нор дупел гнезд и логовищ. Жизненный цикл и образ жизни можно проследить, изучая кормовые зоны, столовые, кладовые, порхалище, купальницы и погадки.

Основным способом фиксации следов жизнедеятельности являются зарисовывание, фото- и видео- съемка.

Боголюбов А. С. для проведения исследования предлагает тщательно обследовать окрестности, стараясь обнаружить как можно больше разнообразных следов присутствия животных. Понятие «следы жизнедеятельности» включает в себя не только (а осенью - не столько) отпечатки животных на земле, сколько различные предметы и следы, оставленные дикими животными в процессе охоты, кормежки, ночевки и т. п. Набор следов жизнедеятельности животных достаточно ограничен и существенно зависит от биотопов и общего характера окружающей местности.

В лесной полосе в осенний период это могут быть: погрызы, т. е. погрызенные части растений (бобра, зайцев, копытных), норы (лисы, барсука), тропы (чаще всего - кабаньи), остатки добычи (лисы, хищных птиц и сов), погадки (хищных птиц и сов), помет (осенью редко удается найти), развороченные муравейники (кабаном, зеленым дятлом), «лежки» млекопитающих (кабана, лося).

По сравнению с осенним периодом выполнение данной темы зимой облегчается наличием снегового покрова, на котором все объекты, оставляемые животными, хорошо заметны.

В связи с тем, что в зимний период разнообразие следов жизнедеятельности животных больше, чем осенью, сосредоточить свои усилия следует, главным образом, на поиске следующих объектов:

- следы жизнедеятельности зайцев: тропы, погрызы кустарников, помет, кормовые площадки;

- следы жизнедеятельности лисы: лежки, остатки добычи, помет, погадки;

- следы жизнедеятельности копытных: лежки, погрызы ветвей и стволов, помет;

- следы жизнедеятельности околоводных животных (бобра, норки, выдры, ондатры).

- птичьи гнезда.

Романов В. В., Мальцев И. В. предлагают методику маршрутных и точечных учетов птиц. Маршрутные учеты могут применяться как без ограничения ширины полосы учета (учитываются все птицы, которых удалось зарегистрировать при прохождении маршрута, независимо от расстояния до них), так и в полосе ограниченной ширины по одну или (чаще) обе стороны от линии, по которой двигался учетчик (учет на трансектах). Аналогично при точечном учете могут учитываться как все доступные для регистрации птицы (независимо от расстояния до стоящего наблюдателя), так и только те из них, которые регистрируются не дальше определенного расстояния от наблюдателя (круговой учет) либо в пределах некоторого пространства, четко ограниченного системой ориентиров (хорошо просматривающийся участок долины реки, поляна и т. п.).

По количеству визитов на один участок (площадку, маршрут) и способу последующего подведения итогов выделяют:

• однократные (разовые) учеты;

• многократные учеты с усреднением результатов (итоговое обилие вида вычисляется как среднее арифметическое из полученной серии результатов);

• многократные учеты с накоплением результатов (итоговым обилием считается наибольшее значение из серии).

Маршрутные методы позволяют силами ограниченного числа учетчиков получить значительные по территориальному охвату массивы данных о структуре населения птиц и численности отдельных видов в разных биотопах.

Маршрутные учеты амфибий и рептилий сопровождаются следующими правилами.

1. Учет проводится на лентах, ширина которых для одного человека равна 1 м на сильно заросших травой участках и в ночное время и 2 м на открытых местах днем. Важно строго соблюдать выбранную ширину учетной полосы, а не стараться сосчитать как можно больше животных. Длина маршрута - от нескольких десятков метров (по берегам небольших водоемов) до нескольких километров. При учете земноводных и ящериц длина маршрута может составлять 1 – 2 км, при учете змей его протяженность следует увеличить до 5 – 6 км и более.

2. При учете необходимо иметь в виду суточные изменения активности животных. Для жаб, чесночниц, тритонов и наземных лягушек учеты следует проводить в темное время суток с фонарем, дневные виды учитываются в светлое время.

Методика проведения наблюдений за животными

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение имеет непосредственное общение с природой - наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.

Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:

•а) его можно организовывать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно;

•б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения;

•в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).

Планировать наблюдение нужно с учетом требований, предъявляемых к его организации и проведению:

•необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного животного среду обитания;

•наблюдение не должно причинить вреда животному (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);

•в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя животного мира (величину, характер движения, возможность или невозможность общения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;

•целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время.

Поэтому учитель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.

Особый интерес для детей представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака, белка, кролик и др.) довольно легко идут на общение: разрешают себя гладить, берут из рук пищу - тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребенка. Многие млекопитающие издавна живут рядом с человеком - он проявляет к ним внимание и заботу.

...Зимний лес тих и спокоен. Но и здесь можно найти увлекательные для наблюдения эпизоды. Вот педагог обращает внимание детей на длинную цепочку маленьких следов на снегу - это пробежала лесная землеройка. Он предлагает найти место, где следы уходят под снег, - там находится норка землеройки.

В зимнем лесу достаточно легко найти следы зайца-беляка: два широких кружочка, впереди и рядышком, и два маленьких, один за другим - сзади. Заяц-беляк к зиме становится белым, поэтому загадка "Зимой белый, а летом серый" относится только к нему, а заяц-русак так серым и остается. Но узнать их можно и по следам. У зайца-беляка след широкий, потому что ступни у него покрыты густыми волосами. Так ему удобнее по снегу бегать.

В теплые зимние дни встречаются следы белки, да и ее можно заметить среди деревьев. Беличий след узнать нетрудно: два широких отпечатка с пятью пальцами впереди и два узких с четырьмя пальцами сзади. Узкие следы - от передних ног, широкие от задних. Так белка прыгает: задние ноги заносит вперед. Если следов мало, значит, этот год урожайный на шишки и белка питается ими; если следов много, шишек неурожай и она вынуждена промышлять под снегом в поисках своих запасов. Так по следам интересно узнавать, как живут, чем питаются зимой лесные обитатели.

В некоторых лесопарках белки не боятся людей, охотно берут пищу из рук. Большое удовольствие доставляет детям кормление белок орехами, кусочками яблока. Учитель обращает внимание на то, как белка быстро бегает, легко прыгает с дерева на дерево, какой у нее большой и пушистый хвост.

Интересны и разнообразны проводимые летом наблюдения за прирученной белкой, живущей на территории дачного участка или в близлежащем лесу, парке. С детьми следует подробно рассмотреть внешний вид белки (удлиненная мордочка, ушки с кисточками, длинные цепкие когти на лапах), обратить внимание на то, как она разгрызает орех или шишку, держа их передними лапками.

В условиях семьи можно приучить белочку, кролика брать пищу из рук, собаку - служить, прыгать в обруч, приносить по команде предметы. Для бесед с детьми на эти темы используются рассказы В. Чаплиной, В. Дурова, Е. Чарушина.

Художественная литература помогает раскрыть еще одну важную особенность поведения животных - заботливое отношение к детенышам, самоотверженную их защиту в момент опасности. Так, с большим интересом и волнением слушают дети рассказ Э. Сетона-Томпсона о кролике-корноушке, о борьбе крольчихи-матери со змеей, о том, как животное уводит своего детеныша подальше от опасного места. Ребята могут прочитать отрывки из повести Э. Сетона-Томпсона "Домино" - о семье лисиц, о том, как сообщают родители своим детенышам об опасности.

Сильное впечатление производит трогательная история дружбы льва и собачки ("Лев и собачка" Л. Толстого), львицы Кинули, "усыновленной" овчаркой Пери ("Кинули" В. Чаплиной). Эти произведения воспитывают у ребят доброжелательность и любовь к животным.

Интересны для ребят посещения музея природы, где они могут познакомиться с фауной родного края, увидеть диараму или панораму, изображающую животных в естественных условиях.

Такая педагогическая работа помогает расширять кругозор детей, формировать у них правильные представления о жизни животных, их повадках, приносимой пользе, учить ребят быть внимательными при непосредственных наблюдениях за живыми объектами.





































    1. Наблюдение за домашней собакой.

Аннотация


Поведение  животных  издавна  изучается  человеком.  Учёными  доказано,  что  психика  собаки  относится  к  стадии  человекоподобного  интеллекта.  Очень  часто  собаки  демонстрируют  интеллектуальные  способности,  чем-то  напоминающие  человеческое  мышление.


Целью  данного  исследования  является  следующее:


исследовать  отношение  собаки  и  её  поведение  с  разными  членами  семьи.  Выявить,  ведёт  ли  себя  собака  с  различными  членами  семьи  по-разному  в  зависимости  от  их  статуса  в  семье. 


Введение


«Для  того  чтобы  узнать,  имеются  ли  в  сознании  человека  какие-либо  мысли,  образы,  переживания,  достаточно  прямо  спросить  его  об  этом  и  попросить  описать  то,  что  чувствует  в  данный  момент  времени  человек.  Но  такой  способ  изучения  психики  не  подходит  для  животных.  Так  как  даже  наличие  сознания  у  животного  не  даёт  возможности  нам  что-то  сообщить,  поскольку  животные  не  владеют  речью» 


В  связи  с  этим,  основными  способами  изучения  психики  животных  являются  наблюдение  за  их  поведением  и  подключение  различных  надёжных  физических  приборов,  позволяющих  зафиксировать  различные  движения  частей  тела  животных,  происходящие  в  нём  физические  или  физиологические  процессы.  В  домашних  условиях  достаточно  сложно  использовать  физически  приборы,  поэтому  в  своём  исследовании  мы  будем  опираться  только  на  наблюдения  за  поведением  собаки.


Изучение  различной  литературы,  относительно  описания  психики  и  поведения  собак,  позволяют  нам  говорить  о  том,  что  высшие  достижения  в  психическом  и  поведенческом  развитии  собаки  выглядят  так:


1.  Собака  обладает  ощущениями  и  восприятием.


2.  Собака  имеет  внимание  и  память.


3.  У  собаки  есть  элементарные  формы  интеллекта.


4.  Собака  способна  к  приобретению  жизненного  опыта,  то  есть  к  научению.


5.  Собака,  по-видимому,  способна  переживать  элементарные  эмоции,  связанные  с  удовлетворением  её  биологических  потребностей.


6.  Собака  умеет  общаться  с  человеком,  с  помощью  условных  сигналов,  выражающих  состояние  собаки  и  её  отношение  к  тому,  что  происходит  вокруг  неё.


А  наши  наблюдения  позволяют  нам  предположить  о  том,  что  собака  имеет  чётко  дифференцированную  систему  отношений,  проживая  в  семье  человека.

Объект исследования.

Объектом исследования является домашнее животное — собака породы Баксер.

Предмет исследования.

Предметом исследования является поведение собаки в домашних условиях .

Цель исследования.

Исследовать поведение собаки в домашних условиях.

Задачи исследования.

·     Определить  отношение  собаки  к  разным  членам  семьи;

·     Выявить,  как  собака  распределяет  статусы  членов  семьи;

·    Исследовать  поведение  собаки  по  отношению  к  членам  семьи  в  зависимости  от  их  статуса  в  семье.


Гипотеза  исследования.


Предположим,  что  собака  ведёт  себя  по-разному  с  членами  семьи  в  зависимости  от  их  статуса  в  семье.


Методы.


Метод  сбора  информации  —  наблюдение,  эксперимент.


Практическая  значимость.


Данное  исследование  имеет  практическую  значимость  для  правильного  воспитания  собаки  в  домашних  условиях  и  корректировки  её  поведения.


Выводы.


В  домашних  условиях  собака  приспосабливаясь,  ведёт  себя  по-разному  с  членами  семьи  в  зависимости  от  их  статуса  в  семье:  хозяин  (глава  семьи),  жена  хозяина  (ранг  ниже)  и  ребенок  (совсем  низкий  ранг).  Чем  выше  статус  в  семье,  тем  больше  собака  ему  подчиняется.


  Результаты,  материалы  и  методы  исследований.


Наблюдая  за  собакой,  мы  использовали  различные  ситуации,  в  которых  собака  могла  бы  проявить  свой  характер,  черты  подчинения  или  доминирования. 


Воспитывая  собаку  со  щенячьего  возраста,  все  члены  нашей  семьи  проявляли  к  ней  свои  методы  воспитания.  В  соответствии  с  этим  собака  сама  распределила  статусы  членов  семьи.  Так,  например,  хозяин  (глава  семейства)  всегда  строго  спрашивал  с  собаки  за  её  проделки  и  никогда  не  давал  ей  спуску.  Жена  хозяина  иногда  могла  закрывать  глаза  на  щенячьи  проделки.  А  ребёнок,  никогда  не  наказывая  собаку,  часто  старалась  только  потрепать  её  и  побаловаться  с  ней.  При  этом  часто  дразнила  собаку.  Но,  причинив  боль  собаке,  ребёнок  бывал  наказан. 


В  результате  собака  стала  беспрекословно  подчиняться  главе  семейства,  так  как  понимала,  что  за  неподчинение  она  будет  строго  наказана.  И  когда  хозяин  садился  на  кухне  за  стол,  собака  никогда  не  позволяла  себе  зайти  в  кухню,  расположившись  за  её  порогом.  Как  только  хозяин  говорил  ей:  «На,  возьми!»,—  предложив  лакомый  кусочек,  собака  тихо  входила  в  кухню  и,  взяв  кусок,  тут  же  её  покидала.  В  отсутствии  хозяина  собака  спокойно  заходила  в  кухню  и  при  этом  не  реагировала  на  недовольства  хозяйки.  Так  как  ей  ни  разу  от  неё  не  «попадало»,  и  она  часто  относилась  попустительски  к  невыполнению  команды  собакой.  А  так  как  ребенка  ещё  и  наказывали  за  то,  что  он  дразнит  собаку,  то  собака  стала  ставить  ребенка  ниже  своего  статуса  в  семье.  Это  проявлялось  в  том,  что  собака  позволяла  себе  огрызаться  на  ребенка,  но  при  этом  ни  разу  не  укусив  его.  Могла  совершенно  не  выполнять  его  команды. 


Мы провели эксперимент,  который  помог  нам  понять,  что  собака  понимает  речь  человека.  Всегда  люди  говорят  о  том,  что  собака  понимает  только  жесты  и  мимику  человека.  Но  наш  эксперимент  показал  совершенно  другое.  Мы  решили  узнать:  действительно  ли  собака  не  понимает  речь,  а  ориентируется  только  на  мимику,  голос  и  жесты. 


Однажды,  когда  собака  вошла  в  кухню,  хозяин  сказал  мягким  и  нежным  голосом:  «Быстро  вышла  из  кухни!»  Это  звучало  совершенно  не  в  приказном  тоне.  И  собака  тут  же  подчинилась,  выйдя  из  кухни. 


Выводы.


В  результате  наблюдений  за  собакой  в  домашних  условиях,  мы  сделали  выводы  о  том,  что  собака  приспосабливается  к  условиям  для  удовлетворения  своих  потребностей.  И  соответственно  ведёт  себя  в  разных  ситуациях,  с  разными  членами  семьи  по-разному.

 

Заключение


Собака,  как  и  человек,  переживает  элементарные  эмоции,  связанные  с  удовлетворением  её  биологических  потребностей.


Проживая  в  семье,  собака  дифференцирует  статусы  членов  семьи  в  зависимости  от  их  методов  воспитания  и  ведёт  себя  с  ними  по-разному.  Собака  чувствует  себя  уверенно  на  своей  территории  и  с  опаской  ведёт  себя  на  чужой  территории.  Собака  способна  понимать  не  только  жесты,  мимику  и  пантомимику  человека  и  общаться  на  этом  уровне  с  людьми,  но  и  понимать  речь  человека.  Вот  такое  загадочное  животное  —  собака.


На  наш  взгляд,  наши  наблюдения  и  эксперименты  имеют  практическую  значимость  при  воспитании  собаки  со  щенячьего  возраста.  Так  как  помогут  будущим  владельцам  найти  правильный  подход  к  своей  собаке.



























Глава 6. Методика организации экскурсий для младших школьников.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы..

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.

На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

При изучении курса естествознания в начальной школе экскурсии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой существующей на сегодняшний день программе по естествознанию

Методика проведения экскурсии.

I этап. Подготовка к экскурсии. Успех экскурсии во многом зависит от ее подготовки. Можно выделить следующую последовательность:

1.Составление тематического и годового плана, где определяется время и тематика экскурсии.

2.Изучение учебной и методической литературы.

3.Предварительное посещение учителем места проведения экскурсии; выбор наиболее интересных объектов, с которыми предполагается познакомиться на экскурсии; изучение и определение маршрута; выбор мест остановок для наблюдений; продумывание характера самостоятельных наблюдений, сбора материала.

4.Составление плана, конспекта проведения экскурсии, в котором должны быть отражены образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии.

5.Подбор оборудования и инвентаря: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши, а также и другое снаряжение, которое определяется тематикой и характером заданий.

6.Продумывание организации познавательной деятельности учащихся.

7.Подготовка к экскурсии самих детей:

– знакомство их с целью, задачами экскурсии,

– постановка вопроса, который они будут решать во время экскурсии;

– информирование учащихся о правилах поведения во время экскурсии.

8.Распределение учащихся по группам (бригадам).

II этап. Проведение экскурсии.

1. Вступительная беседа, главная цель которой является создание необходимого эмоционального настроя.

2. Коллективная работа на местности.

3. Работа в группах (бригадах) по изучению намеченных объектов.

4. Обмен полученными сведениями между бригадами.

5. Выводы, обобщение.

III этап. Подведение итогов, анализ.

1. Систематизация полученных знаний учащихся (обрабатываются записи, рисунки, собранные материалы).

2. Оценивание работы учащихся и своей работы.

3. Необходимо сделать соответствующие выводы, учесть все недочеты и положительные моменты в последующих экскурсиях.

4. Использование материалов экскурсии в учебной работе.

Особое место в программе изучения окружающего мира уделяется экскурсиям. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности. Поэтому учитель вправе максимально приближать содержание изучаемого материала к окружающей действительности и ее изменениям и проводить экскурсии в учебное и во внеурочное время.



















































6.1 Экскурсия на реку Куйтунка.

Экскурсия к реке была проведена в сентябре 2017года с учащимися 2 класса с целью изучить уникальный природный объект.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образная память. Опираясь на это, был составлен план экскурсии, во время которого обращается внимание детей на описание рельефа земли, погодные изменения, растительный и животный мир реки.

Перед экскурсией в школе был проведен инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во время пешей экскурсии.

Во время экскурсии я рассказала детям об уникальности реки, о месте, в котором находится река. Ученики самостоятельно проводили наблюдения за растениями, делали краткие сообщения и выводы.

Во время пешей экскурсии учитывалась скорость передвижения (2-3км/ч). Учитывая быстрое утомление детей, были предусмотрены остановки, во время которых дети могли внимательно рассмотреть растения.

Организация такой экскурсии несёт оздоровительный, ознакомительный и общеразвивающий характер. Таким образом, она сочетает в себе два важных качества: познание и отдых.

Экскурсия прошла очень хорошо. Ребята участвовали в обсуждениях, дискуссиях, организованных в процессе наблюдений. У детей появилось желание продолжить экскурсии, знакомящие с природой родного края.

(Приложение 6)

















































Заключение.

В ходе учебно –выездной практики, направленной на отработку знаний и умений, в процессе естественнонаучной подготовки учителя начальных классов, я :

- закрепила теоретические знания по основам земледелия, краеведения, ботаники, зоологии, экологии;

- познакомилась с объектами растительного и животного мира своей местности;

- освоила методы изучения растительного и животного мира в единстве с условиями их жизни и обитания;

- приобрела навык собирания и оформления гербария;

- приобрела навык подготовки и проведения экскурсий в природу.

Учебно-выездная практика основывалась на ознакомлении с объектами растительного и животного мира. Камеральную обработку материалов осуществляла с использованием оборудования и литературы кабинета естествознания.

































































Список использованной литературы



1. Н.Ф. Виноградова Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр “Академия”, 2010.

2. Р.А. Дьякова Основы экскурсоведения. – М.: Издательский центр “Просвещение”, 2000.

3. В.М.Константинов, В.Т. Бутьев и др. «Позвоночные животные и наблюдения за ними». Москва, Академия. 1999 г.

4. А.Н. Формозов, Спутник следопыта. Изд-во МГУ. 1989г.

5. Атлас Республики Бурятия, (изд. М. Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000г.)

6. Б.Б.Намзалов, Бурятия; Растительный мир. Вып.2 (изд.Улан-Удэ, изд-во Бурятского госуниверситета, 1997г.)

7.Учебная практика по естествознанию, В.А. Бабиков, О.К. Маладаева, Е.А. Гайнутдинова.

8. Интернет-ресурсы





























































ПРИЛОЖЕНИЯ























Село Тарбагатай.


( Приложение 1)


















































( Приложение 2)



Дневник погоды в Тарбагатае за август 2017 г.



График дневных и ночных температур в с. Тарбагатай за август 2017 г.

















Река Куйтунка.



( приложение 3)































Гербарий.





( Приложение 4)





































































Домашнее животное.



( Приложение 5)











Экскурсия на реку Куйтунка.

( Приложение 6)









37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!