СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой методический опыт в проведении уроков русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Личностно ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы (теория и практика)

Творческая разработка


Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №35 имени А.И. Герлингер»

Зайдель Зоя Петровна


18


Муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного профессионального

образования

«Институт повышения квалификации»






Кафедра гуманитарного образования


  1. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

КАК СОВРЕМЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию. Первая из них связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлению об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей.


Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке.


Плеяда известных российских ученых (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Э.Н.Гусинский, Е.И.Казакова, Т.В.Машарова, В.В.Сериков, Ю.И.Турчинова, И.С.Якиманская) направляет свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно ориентированного образования. В образовательное пространство России проникают и завоевывают популярность идеи гуманистической психологии и педагогики. Их разработчиками являются зарубежные ученые У.Глассер, А.Маслоу, Г.Олнорт, К.Роджерс, В.Сатир и др. В нашей стране постепенно растет количество педагогических коллективов учебных заведений, избирающих личностно ориентированную направленность в качестве главного приоритета в своей работе по обучению и воспитанию обучающихся.

Попробуем систематизировать уже накопленные сведения о данном подходе и на этой основе попытаться расширить границы его использования. Ответим на вопросы:

  1. Что такое личностно ориентированный подход?

  2. Из каких компонентов он состоит?

  1. Как организовать личностно ориентированное взаимодействие учителя с учеником?

На наш взгляд, личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В – первых, личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов ребенка.

Во – вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

В – третьих, применение подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

К основным понятиям личностно ориентированного подхода относятся следующие:

  • индивидуальность – неповторимые черты человека, отличающие его от других индивидов;

  • личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

  • самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

  • самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

  • субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

  • субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

  • Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми. Отношения к себе и окружающим;

  • выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

  • педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Личностно ориентированное обучение и воспитание основаны на следующих принципах:

  1. Принцип самоактуализации. Потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

  2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Каждый школьник должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

  3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в школе и классе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

  4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способности ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора.

  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формирование позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует осуществление и ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию, самостроительству своего «я».

  6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Третий компонент личностно ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • диалогичность;

  • деятельностно-творческий характер;

  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

  • предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает Т.В.Фролова, невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е.И.Казакова и А.П.Тряпицына справедливо считают метод создания ситуации успеха важнейшим средством личностно ориентированной педагогической деятельности. Теоретические и методические разработки Т.В.Мшаровой убеждают в целесообразности включения в технологический арсенал личностно ориентированного подхода методов создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора.

Сущность личностно ориентированного подхода можно представить в виде схемы:


Личностно ориентированный подход

Основные понятия

Принципы

Методы

Индивидуальность

Самоактуализации

Диалог

Личность

Индивидуальности

Игровые

Самоактуализированная личность

Субъектности

Рефлексивные

Самовыражение

Выбора

Педагогической поддержки

Субъект

Творчества и успеха

Диагностические

Субъектность

Доверия и поддержки

Создания ситуации выбора и успеха

Я-концепция



Выбор



Педагогическая поддержка




Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.


  1. Личностно ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации


2.1. Характерные черты личностно ориентированного урока

Замысел личностно ориентированного урока, на наш взгляд, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика.

Это возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;

  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

  • содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания, самостроительства.

В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии. Содержание личностно ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. Организация такого урока предполагает включение в процесс обучения следующих моментов:

  • интеллектуальная разминка;

  • актуализация знаний;

  • проблематизация, постановка учебной задачи;

  • ориентировочная основа действий (ООД);

  • совместно распределенная деятельность по решению учебной задачи;

  • вариативное повторение, применение и закрепление;

  • обобщение и углубление;

  • диагностика обученности, развитости и воспитанности учащихся.

Урок начинается в атмосфере положительного настроя, при котором каждый учащийся чувствует себя нужным. Затем учащиеся работают над опорными понятиями и способами действий, необходимых для усвоения нового учебного материала, новых учебных действий. На следующем этапе учащиеся ставят проблемы, личностно значимые учебные задачи. Проблемная ситуация на уроке является отправной точкой для дальнейших этапов урока: «выращивание» знаний, прочное усвоение основных знаний и способов действий, генерализация знаний и способов действий, проверка уровня усвоения предметных знаний.

Оценочно-аналитический компонент личностно ориентированного урока должен прежде всего согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. Это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как-то:

  1. обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта;

  2. сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;

  3. проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.



2.2. Актуализация субъектного опыта учащихся


Использование личностно ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся. Без опоры на уже сформированные знания, умения и навыки учеников, без проявления ими своих субъектных характеристик трудно представить личностно ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров. Под актуализацией субъектного опыта учащихся нами понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания, умения и навыки. Эти действия учитель выполняет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:

  • во-первых, способствовать осознанному восприятию учащимися нового учебного материала;

  • во-вторых, содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

  • в-третьих, обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

В ходе урока ситуация актуализации субъектного опыта учащихся крайне редко возникает самопроизвольно. Её организация предусматривает проведение учителем деятельности, в процессе которой формируются и соблюдаются следующие педагогические условия:

  1. Осознание учителем важности и необходимости проявления развития субъектных возможностей учеников, их жизненного опыта.

  2. Теоретическая и методическая готовность педагога к проектированию и формированию ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта учащихся на различных стадиях освоения учебного материала.

  3. Знание педагогом групповых и индивидуальных особенностей учащихся класса.

  4. Готовность и способность ребенка оперативно и умело применять свой собственный опыт в процессе познавательной и практической деятельности.

  5. Сформированность в учебном сообществе детей и взрослых благоприятного эмоционально-психологического климата.

  6. Использование педагогом специальных технологических приёмов и методов «вызова» ранее накопленных детьми знаний, умений и навыков.

  7. Педагогическое обеспечение окультуривания и развития актуализированного опыта учащихся.

В связи с этим можно выделить три разновидности ситуации актуализации субъектного опыта учащихся:

  1. актуализация первичного опыта, осуществляемая на первом этапе введения новой учебной информации;

  2. актуализация обогащаемого опыта, используемая на стадиях усвоения нового материала;

  3. актуализация закрепляемого опыта, происходящая на этапе закрепления и проверки знаний, умений и навыков учеников.

Приведем примеры применения технологических приёмов и методов актуализации субъектного опыта учащихся.


Актуализация первичного опыта. На уроке литературы по теме «Народная сказка как жанр устного народного творчества» предлагаем ученикам письменно ответить на вопрос: «С каким цветом, звуком, образом ассоциируется слово СКАЗКА?» Исходя из своего личного опыта, учащиеся соотносят цвет и звук с тематикой сказок, действием и настроением их героев. Сюжет сказки «Белая уточка» ассоциируется с чёрным цветом и тревожным звуком, а события в сказке «Царевна-лягушка» - с ярко-красным цветом и весёлыми звуками народной пляски, мелодиями гуслей или рожка… Стимулируем стремление детей рассказать о своих ассоциациях, поддерживаем атмосферу интереса и непринужденного общения, помогаем ученикам вспомнить названия сказок, о которых они ведут речь, дополняем детские высказывания своими комментариями, содержащими литературоведческие представления о жанре, теме, сюжете и героях сказок. В результате непринужденного общения актуализируется и обогащается читательский опыт пятиклассников.


Актуализация обогащаемого опыта. На уроке литературы в 9-ом классе по теме «Философская проблематика стихотворения А.С.Пушкина «Анчар» после работы с названием стихотворения, его проблематикой учитель предлагает ответить на вопрос: «Какие два мира противопоставлены в сюжете стихотворения?» Возникает запись:

Мир природы: Мир людей:

анчар человек

смерть рабство

яд насилие

одиночество гибель

После записи по поводу проблематики стихотворения учащиеся делают вывод по поводу сопоставления понятий.


Актуализация закрепляемого опыта. После детального анализа стихотворения учащиеся осознанно читают произведение и письменно отвечают на вопрос о современном звучании творения А.С.Пушкина.

Подобные задания способствуют формированию у учащихся умения выделять главное в изученном материале и правильно систематизировать полученную информацию, содействуют росту личностной значимости и интереса к данному предмету и познавательной деятельности в целом.

Таким образом, актуализация субъектного опыта учащихся является не только важным элементом личностно ориентированного урока, но и необходимым условием развития у детей интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и других видах деятельности.


2.3. Создание ситуации выбора на уроке.


Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ученику совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. При построении ситуации выбора надо учитывать и такие обстоятельства, как-то:

  1. Готовность учащихся к выбору. От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются решаемые учениками задачи, возрастают требования к проявлению самостоятельности учащихся.

  2. Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного её использования на уроке как одного из элементов личностно ориентированного обучения, а с определенной целью. Учитель должен сам определить, на каком этапе урока и при изучении какого содержания использование ситуации выбора будет целесообразным и эффективным.

  3. Стимулирование учащихся к выбору. С этой целью учитель чётко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.

  4. Аргументация своего выбора. Чтобы учащиеся умели обосновать свой выбор, учитель должен научить школьников объяснять, почему они отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.

  5. Определение степени свободы выбора. Учитель продумывает индивидуальный или коллективный вариант выбора.

  6. Успешность деятельности. Предлагая варианты учебных заданий, учитель должен быть уверен в том, что школьники обладают достаточным объёмом знаний, умений, навыков.

  7. Защищенность школьников от собственных ошибок. Ученики должны быть уверены в том, что имеют право на ошибку. Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором была допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно заметить то, что делалось учащимися правильно.

  8. Оценка результатов решения выбранного варианта. Очень важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.

Ситуация выбора на уроке не возникает случайно. Она моделируется и строится учителем. На наш взгляд, алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно ориентированном уроке должен включать следующие этапы деятельности и действия:

  1. Формулировка цели (задач) применения ситуации выбора на учебном занятии.

  2. Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ту или иную ситуацию выбора.

  3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию выбора.

  4. Разработка определенного множества вариантов заданий, необходимого для её осуществления.

  5. Предварительный анализ каждой учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.

  6. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.

  7. Окончательный выбор вариантов учебных заданий.

  8. Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуации выбора на уроке.

  9. Включение разработанной ситуации выбора в план-конспект урока.

  10. Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора.

  11. Реализация учителем на уроке своих проектных разработок.

  12. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.

Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека постепенно. Для этого используем алгоритм действий учащихся в ситуации выбора. Составляем своеобразную памятку.

  1. Внимательно прочти все варианты учебных заданий.

  2. Постарайся осмыслить каждое задание.

  3. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.

  4. Мысленно выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.

  5. Постарайся объяснить самому себе, что тот выбор, который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим.

  6. Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.

  7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Чтобы учащиеся научились правильно действовать в ситуации выбора, нужно создавать такие ситуации не от случая к случаю, а сделать их неотъемлемой частью большинства учебных занятий.


2.4. Педагогический анализ личностно ориентированного урока.


Педагогический анализ – это не только подведение итогов уже прошедшего урока, но и важное условие успешной работы учителя в будущем.


Схема анализа личностно ориентированного урока:


Мотивационно-ориентационный аспект

  1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приемы для этого были использованы?

  2. Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию, самостроительству?

Содержательный аспект

  1. Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

  2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с опытом ученика? Насколько изучаемое явление стало интересным и значимым для школьников?

  3. Пытался ли учитель формировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявлял ли в нем наиболее важное и характерное, устанавливал ли внутрипредметные и межпредметные связи?

  4. Очевидна ли практическая направленность учебного материала? Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей учащихся?

Организационный аспект

  1. Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

  2. Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?

  3. Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы и способов его выполнения?

  4. Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

  5. Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?

  6. Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?

  7. Насколько соответствовали технологические приемы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?


Оценочно-результативный аспект

  1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

  2. Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания?


Более важным представляется проводимый учителем самоанализ урока.

Аспекты самоанализа

Вопросы для самоанализа

1.Цели (задачи) урока

В чем заключается основной замысел проведенного мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие цели (задачи) планировал (а) достичь (решить) в ходе урока?

2. Содержание и организация учебного занятия

Насколько удачно я сумела избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно ориентированного урока?

3. Технология работы педагога

Какие технологические приемы я использовала для того, чтобы на уроке:

  • актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся;

  • стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;

  • создавать для учеников ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения;

  • строить учебное взаимодействие на основе диалога и полилога;

  • учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?

4. Результативность проведенного урока

Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь поставленных целей (задач)? Насколько проведенное занятие было направлено на:

  1. становление и проявление индивидуальности учащихся;

  2. развитие творческих способностей школьников;

  3. формирование положительной Я-концепции личности учеников;

  4. выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?

В чем заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его проведении? Как можно исправить недостатки урока?


Предлагаем творческие разработки (фрагменты) личностно ориентированных уроков.


Урок внеклассного чтения в 7 классе по теме «Нравственные уроки повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо».


Ход урока:

I. Определение главной проблемы урока.

1. Словарная работа: нравственность, этика, этические нормы, гуманизм, гуманное отношение.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Этические нормы – правила поведения, определенные этими качествами.

Этика – совокупность норм поведения.

Гуманизм – человечность.

Урок – нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

  • Как вы понимаете тему нашего урока?

  • Что такое нравственность?

  • Какими правилами руководствуется человек в жизни?

любовь ненависть

добро зло

человечность жестокость

  • Как вы понимаете словосочетание «уроки нравственности»?

(Уроки нравственности – это поучительный вывод о нормах поведения человека).

  • Можете ли вы связать тему урока с повестью Г.Н.Троепольского?

  • Зачем Г.Н.Троепольский рассказал нам историю Бима?

  • Какие нравственные уроки извлекаем мы из прочитанной повести?


  • Создание ситуации выбора. Решение главной проблемы урока.

1. Как мы можем решить главную проблему урока?

(На примере поступков героев повести.)

2.Кто главный герой повести?


Бим

собака - животное + человек

частица природы

Существует ли гармоническая связь между человеком и природой?


умный Иван Иванович Тетка, Серый

добрый Толик, Алеша Клим, Курносый

доверчивый Даша отец Толика

беззащитный


смелый

верный


3. Как Троепольский изображает Бима?

(Автор очеловечивает собаку, что позволяет нам взглянуть на себя со стороны.)

4. Какими увидел Бим людей во время своих скитаний?

5. Почему люди такие разные? Как автор выражает к ним своё отношение?

6. Что является для человека самым главным?

(Оставаться человеком.)

7. Что значит быть человеком?

(Значит быть человечным, добрым, сердечным, сострадательным, гуманным не только к людям, но и к природе.)

8. Можете ли вы сказать, какие нравственные уроки можно извлечь из прочитанной повести?

(Уроки любви и ненависти.)

9. Почему люди должны понимать и беречь природу?

(Чтобы самим оставаться людьми.)

10. Какие две главы обрамляют повесть?

Весна в лесу. Весна в лесу.

Маленький Бим. Бим погиб.

Зарождалось маленькое Человек (Алешка,

существо – собака, Толик) не отдаст

которая верила человеку. природу в обиду.

11. Как вы понимаете слова Г.Н.Троепольского: «Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных»?

(Добро должно быть действенным, способным на противостояние.)


Учащиеся работают в парах, оценивая работу одноклассника – отзыв о прочитанной повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».

  • Понравился ли вам отзыв вашего товарища?

  • Какие отрывки из отзыва вам понравились особенно? Прочитайте их.


Дальше предоставляется слово творческой группе по анализу сочинений учащихся «Мой друг».


  • Почему ребята любят своих животных?

  • Какие сочинения вам особенно понравились?


Подводятся итоги конкурса на лучший рисунок учащихся по повести.

2.5. Организация учебного процесса, применяемые в нём педагогические технологии, формы, методы и приёмы.


Избрав личностно ориентированный подход в качестве ведущей методологической ориентации, организуем процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приёмы, которые соответствуют таким требованиям, как:

  • диалогичность;

  • деятельностно-творческий характер;

  • целеустремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;

  • направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности школьника;

  • предоставление школьнику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора. В процессе обучения старшеклассников, например, используются следующие приёмы и методы:

  • приёмы актуализации субъектного опыта учащихся;

  • методы диалога и полилога;

  • приёмы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

  • игровые методы;

  • методы диагностики и самодиагностики.

Практикум, зачет, лекция, семинар, конференция, лабораторная работа, аукцион, деловая игра являются основными формами организации учебных занятий в старших классах.

Возьмём, к примеру, урок литературы в 10 классе по теме «Роман Ю.Бондарева «Горячий снег» как исповедь памяти, совести и правды». Урок проходит в форме ролевой игры: каждый учащийся получает по желанию роль «лингвиста», «литературоведа», «историка», «философа», «библиографа», «биографа», «искусствоведа», «корреспондента» или «ассистента». Учащиеся получают вопросы для подготовки к уроку, объединяются в группы, согласно полученной роли.

На начальном этапе урока-конференции обращаем внимание ребят на тему и задаем проблемную ситуацию с помощью вопроса: «Почему роман Ю.Бондарева «Горячий снег» мыслится как исповедь памяти, совести и правды»?

«Лингвисты» определяют значение слов «исповедь», «память», «правда», а «философы» устанавливают взаимосвязь между этими понятиями.

Память – это хранилище впечатлений, опыта. Способность воспроизведения наступает тогда, когда будет иметь место убеждение: «Не могу молчать! Не имею права молчать!» Это убеждение даёт памяти совесть, потому что совесть – это ответственность. Совесть заставляет воспроизводить истину, потому что правда и истина – идентичные понятия.

Итак, исходя из данных рассуждений, выстраиваем логическую цепочку:

память совесть правда.

«Историки» говорят о связи времен, «литературоведы» вспоминают поэтов и писателей военных лет, «биографы» и «библиографы» рассказывают о Юрии Бондареве и его книгах.

Таким образом, актуализируя субъектный опыт учащихся, мы приходим к определенному выводу по поводу истинности и значимости романа.

Далее идет углубленный анализ романа в форме эвристической беседы, входе которой активизируется познавательная деятельность учащихся.

Для этого готовим ряд проблемных вопросов, как-то:

- Правда войны – в чем она заключается?

- Как соотносятся в романе понятия «человек» и «война»?

- Есть ли мера подвигу, мужеству, чести?

В результате вырисовывается следующая логическая цепочка рассуждений:

Зло = Война - смерть, трагедия, горе, жестокость, бесчеловечность.








Добро = Человек - жизнь, радость, счастье, любовь, человечность.






Долг Подвиг


Участники интересного обсуждения прочитанного произведения приходят к выводу: суровая правда войны заключается в том, что человек, забывая о себе, встает на защиту Отечества в трудные для него дни, берет в руки оружие и преграждает путь врагу.

Таким образом, Юрий Бондарев показывает читателям суровую, жестокую правду о войне, чтобы мы помнили, «какой ценой завоевано счастье».


Рефлексивный этап урока проводится в форме интервью, которое берут у участников конференции «корреспондент» с «ассистентами»:

  • Понравилась ли вам конференция?

  • Какие чувства вы испытывали, читая и обсуждая роман?

  • Что ещё вы читали о войне?.. и т.д.

Личностно ориентированный подход к преподаванию и воспитанию оказывает благотворное влияние на развитие личности школьника: от неверия в собственные возможности, неумения выполнять творческие задания, неспособности интегрироваться в творческой среде он приходит к самостоятельной деятельности, к ощущению осознанной потребности в творчестве и саморазвитии, активно включается в творческую деятельность, ставит перед собой сложные задачи, имеет адекватную самооценку, развитые морально-этические качества.







Список использованной литературы:

  1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. №4.

  2. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока // Завуч. 2011. №3.

  3. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс. Псков,2000.

  4. Мшарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. М., 2013.

  5. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5.

  6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 2006.

  7. Кузнецов М.Е. Обобщающие материалы к программе «Личностно ориентированное образование: от теории к практике». Новокузнецк, 1996.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!