СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с ФГОС НОО. Работая в группах, ученики самостоятельно добывают знания, знакомятся с органами чувств.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Евлюхинцева Светлана Маратовна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 2» г. Северодвинска

2018-2019 учебный год


Класс 1

Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств.

Цель: создать условия для формирования представления об органах чувств, их роли в жизни человека.

Задачи: 1. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

2. Способствовать развитию чувственного восприятия, произвольного внимания, речи, воображения.

3. Воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся проявлять заботу о своём здоровье, беречь органы чувств: зрение, слух, обоняние и др.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им.

Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», карточки с символами органов чувств, мультимедийный проектор, материалы для экспериментов (4 стакана с обычной, соленой, сладкой и кислой водой; 4 коробочки с запахами кофе, чеснока, цитрусовых, духов; мешочек с предметами внутри (ключ, монетка, игрушка, ракушка, шишка), листы с заданиями для групп.


Ход урока:

1. Организационный момент

Ученики разделены на 5 групп.

2. Введение в тему урока. Актуализация знаний

- Ребята, наш урок я хочу начать со стихотворения. О каком важном качестве человека пишет поэт?

Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только вот это
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться. (А. Гришин «Здоровье» )

– Что такое здоровье? Что значит быть здоровым? (быть здоровым – не болеть, быть активным, иметь хороший аппетит и т.д).

- Итак, здоровье – это естественное состояние человека, которое следует сохранить как можно дольше. Человек – очень сложный организм. Про того, кто здоров, говорят: «У него организм работает, как часы».

- Как вы это понимаете? (т.е. все органы, как детали часов, работают слаженно, без сбоев)

- Кто-нибудь знает, что такое органы? («Орган – часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение» С.Ожегов)

- От того, как работают все органы человека, зависит его здоровье.

3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи

- Чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку. О каких органах человека в ней говорится?

Есть у меня работники –

Во всём помочь охотники.

Живут не за горой –

Они всегда со мной.

(В случае затруднения можно задать наводящие вопросы)

– Чем мы воспринимаем окружающий мир – его красоту, запахи, звуки?

- Как человек узнает о боли, холоде, тепле?

На доске появляются картинки с изображением глаз, уха, носа, языка и кожи.

- Кто знает, как одним словом можем назвать эти органы? (органы чувств). Сколько их?

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

- Тема нашего урока: Твои помощники – органы чувств.

- Какую учебную задачу поставим на урок? (узнать, почему органы чувств называют нашими помощниками)

4. Совместное открытие новых знаний. Групповая работа

- Узнать ответ на поставленный вопрос я предлагаю, работая в группах.

- Вспомним правила работы в группе:

  • Работаем дружно, сообща.

  • Не перебиваем друг друга.

  • Слушаем друг друга.

  • Не выкрикиваем.

  • Уважаем мнение собеседника.

- У каждой группы своё задание.

1). Определить звук.

2). В коробочках – ватные диски, пропитанные ароматом духов, чеснока, кофе и цитрусовых. Ученики должны по запаху определить, что это.

3). В мешочке предметы. Каждый по очереди определяет предмет и передаёт мешок следующему.

4). Рассмотреть внимательно две картинки и найти 10 отличий.

5). По вкусу определить, какая вода в стаканах: обычная, кислая, соленая или сладкая?

- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

У нашей группы было задание…

Выполнить его нам помогли…

…   нам нужны…….

Научное название…

5. Выступления групп. Обмен информацией

- Итак, о каких органах чувств мы будем говорить? Сколько их?

1) Глаза – орган зрения.

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят.

– О чем идёт речь? (Это глаза.)

Выступает 4 группа.

- Что еще мы можем делать  при помощи глаз? (При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С помощью глаз мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.)

- Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

  • Не читать лёжа.

  • Не смотреть телевизор близко от экрана.

  • Читать и писать при хорошем (достаточном) освещении.

  • Оберегать глаза от повреждений.

Физминутка для глаз.

– Проведём небольшую гимнастику для глаз.

  • «Бабочка»: сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать.

  • «Сова»: сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть их.

  • «Муха»: представьте себе, что на доске муха. Я буду вам называть направление, а вы будете глазами показывать, где должна находиться муха.

2) Нос – орган обоняния.

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

– Что это? (Это нос)

Выступает 2 группа.

- Умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

-Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.)

3) Язык – орган вкуса.

Всегда во рту,

А не проглотишь.

- О каком органе говорится?

Выступает 5 группа.

- Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты.)

– Язык – орган вкуса, который помогает нам узнавать вкусовые признаки предметов. Но только ли в этом заключается важное назначение языка? (Язык ещё и главный орган речевого общения людей.)

4) Кожа – орган осязания.

Мы в неё зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это ... (кожа).

Выступает 3 группа.

- Прикоснувшись к какому-нибудь предмету, мы сразу чувствуем, какой он. Способность человека чувствовать прикосновения называется осязание. Кожа – орган осязания.

- Какую ещё помощь оказывает нам кожа? (С помощью кожи различаем тепло, холод, острые предметы.)

- Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.)

- А что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем.)

- Кожа – верный защитник. Её нужно беречь, содержать в чистоте.

5) Уши – орган слуха.

У зверушки – на макушке,

А у нас – ниже глаз.

- Что это? (уши)

Выступает 1 группа.

- У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук.

- Слух надо беречь. Какие правила охраны слуха вы знаете? (Содержать уши в чистоте. Сильный шум портит слух. Нельзя часто слушать громкую музыку. В холодное время года нужно надевать головной убор, чтобы не заболели уши.)

- Могут ли уши предупредить человека об опасности? (Сигнал автомобиля предупреждает о его приближении.)

6. Обобщение изученного

- Какую учебную задачу мы поставили на урок?

- Почему органы чувств называют нашими помощниками? (С помощью органов чувств мы чувствуем, ощущаем всё вокруг себя и поэтому называем их нашими помощниками.)

- А теперь откроем учебник на с. 58. Прочитаем вывод.

– Совпал ли наш вывод с выводом учебника?

- Подумайте, для чего нужны знания, полученные на уроке? (Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя.)

7. Итог урока. Рефлексия

- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу на уроке.

- Встаньте те, для кого урок полезен, кому всё понятно.

- Поднимите руку те, кому лишь кое-что чуть-чуть неясно.

- Помашите рукой те, кому ещё придется потрудиться.

- А есть среди вас такие, кто думает, что трудно все-таки учиться?

- Я вам желаю, ребята, чтобы ваши органы чувств не подводили вас никогда, а вы, в свою очередь, не подводили их! Урок окончен!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!