Евлюхинцева Светлана Маратовна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 2» г. Северодвинска
2018-2019 учебный год
Класс 1
Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств.
Цель: создать условия для формирования представления об органах чувств, их роли в жизни человека.
Задачи: 1. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.
2. Способствовать развитию чувственного восприятия, произвольного внимания, речи, воображения.
3. Воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся проявлять заботу о своём здоровье, беречь органы чувств: зрение, слух, обоняние и др.
Метапредметные:
Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им.
Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», карточки с символами органов чувств, мультимедийный проектор, материалы для экспериментов (4 стакана с обычной, соленой, сладкой и кислой водой; 4 коробочки с запахами кофе, чеснока, цитрусовых, духов; мешочек с предметами внутри (ключ, монетка, игрушка, ракушка, шишка), листы с заданиями для групп.
Ход урока:
1. Организационный момент
Ученики разделены на 5 групп.
2. Введение в тему урока. Актуализация знаний
- Ребята, наш урок я хочу начать со стихотворения. О каком важном качестве человека пишет поэт?
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только вот это
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться. (А. Гришин «Здоровье» )
– Что такое здоровье? Что значит быть здоровым? (быть здоровым – не болеть, быть активным, иметь хороший аппетит и т.д).
- Итак, здоровье – это естественное состояние человека, которое следует сохранить как можно дольше. Человек – очень сложный организм. Про того, кто здоров, говорят: «У него организм работает, как часы».
- Как вы это понимаете? (т.е. все органы, как детали часов, работают слаженно, без сбоев)
- Кто-нибудь знает, что такое органы? («Орган – часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение» С.Ожегов)
- От того, как работают все органы человека, зависит его здоровье.
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи
- Чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку. О каких органах человека в ней говорится?
Есть у меня работники –
Во всём помочь охотники.
Живут не за горой –
Они всегда со мной.
(В случае затруднения можно задать наводящие вопросы)
– Чем мы воспринимаем окружающий мир – его красоту, запахи, звуки?
- Как человек узнает о боли, холоде, тепле?
На доске появляются картинки с изображением глаз, уха, носа, языка и кожи.
- Кто знает, как одним словом можем назвать эти органы? (органы чувств). Сколько их?
- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
- Тема нашего урока: Твои помощники – органы чувств.
- Какую учебную задачу поставим на урок? (узнать, почему органы чувств называют нашими помощниками)
4. Совместное открытие новых знаний. Групповая работа
- Узнать ответ на поставленный вопрос я предлагаю, работая в группах.
- Вспомним правила работы в группе:
- У каждой группы своё задание.
1). Определить звук.
2). В коробочках – ватные диски, пропитанные ароматом духов, чеснока, кофе и цитрусовых. Ученики должны по запаху определить, что это.
3). В мешочке предметы. Каждый по очереди определяет предмет и передаёт мешок следующему.
4). Рассмотреть внимательно две картинки и найти 10 отличий.
5). По вкусу определить, какая вода в стаканах: обычная, кислая, соленая или сладкая?
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:
У нашей группы было задание…
Выполнить его нам помогли…
… нам нужны…….
Научное название…
5. Выступления групп. Обмен информацией
- Итак, о каких органах чувств мы будем говорить? Сколько их?
1) Глаза – орган зрения.
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят.
– О чем идёт речь? (Это глаза.)
Выступает 4 группа.
- Что еще мы можем делать при помощи глаз? (При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С помощью глаз мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.)
- Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?
Не читать лёжа.
Не смотреть телевизор близко от экрана.
Читать и писать при хорошем (достаточном) освещении.
Оберегать глаза от повреждений.
Физминутка для глаз.
– Проведём небольшую гимнастику для глаз.
«Бабочка»: сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать.
«Сова»: сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть их.
«Муха»: представьте себе, что на доске муха. Я буду вам называть направление, а вы будете глазами показывать, где должна находиться муха.
2) Нос – орган обоняния.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.
– Что это? (Это нос)
Выступает 2 группа.
- Умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
-Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.)
3) Язык – орган вкуса.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
- О каком органе говорится?
Выступает 5 группа.
- Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты.)
– Язык – орган вкуса, который помогает нам узнавать вкусовые признаки предметов. Но только ли в этом заключается важное назначение языка? (Язык ещё и главный орган речевого общения людей.)
4) Кожа – орган осязания.
Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это ... (кожа).
Выступает 3 группа.
- Прикоснувшись к какому-нибудь предмету, мы сразу чувствуем, какой он. Способность человека чувствовать прикосновения называется осязание. Кожа – орган осязания.
- Какую ещё помощь оказывает нам кожа? (С помощью кожи различаем тепло, холод, острые предметы.)
- Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.)
- А что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем.)
- Кожа – верный защитник. Её нужно беречь, содержать в чистоте.
5) Уши – орган слуха.
У зверушки – на макушке,
А у нас – ниже глаз.
- Что это? (уши)
Выступает 1 группа.
- У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук.
- Слух надо беречь. Какие правила охраны слуха вы знаете? (Содержать уши в чистоте. Сильный шум портит слух. Нельзя часто слушать громкую музыку. В холодное время года нужно надевать головной убор, чтобы не заболели уши.)
- Могут ли уши предупредить человека об опасности? (Сигнал автомобиля предупреждает о его приближении.)
6. Обобщение изученного
- Какую учебную задачу мы поставили на урок?
- Почему органы чувств называют нашими помощниками? (С помощью органов чувств мы чувствуем, ощущаем всё вокруг себя и поэтому называем их нашими помощниками.)
- А теперь откроем учебник на с. 58. Прочитаем вывод.
– Совпал ли наш вывод с выводом учебника?
- Подумайте, для чего нужны знания, полученные на уроке? (Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя.)
7. Итог урока. Рефлексия
- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу на уроке.
- Встаньте те, для кого урок полезен, кому всё понятно.
- Поднимите руку те, кому лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Помашите рукой те, кому ещё придется потрудиться.
- А есть среди вас такие, кто думает, что трудно все-таки учиться?
- Я вам желаю, ребята, чтобы ваши органы чувств не подводили вас никогда, а вы, в свою очередь, не подводили их! Урок окончен!