СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа по истории»

Открытый урок по истории

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 

«Введение в историю России»,  6 класс

Цели  урока:

         Деятельностный цель:

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развития самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Содержательная цель:

Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: исторические источники, археология, лингвистика, фольклористика;

Воспитательная цель: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Задачи:-

-личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

 –метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять схему, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации. В том числе материалы на электронных носителях.

 – предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Основные этапы: Этап мотивация деятельности учащихся:   создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, Этап рефлексии учебной деятельности на уроку.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в паре, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

          Называть:  хронологические рамки и содержание изучаемого курса;

раскрывать особенности вспомогательных исторических дисциплин;

        объяснять смысл понятий: археология, лингвистика, фольклористика;

Ожидаемые учебные результаты

После этого занятия учащиеся смогут:

знания: называть и объяснять основные понятия, хронологические рамки     изучаемого курса;

умения и навыки:  высказывать свою точку зрения и приобрести навыки обсуждения проблемы; продолжат формирование умения строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата; отбирать, перерабатывать и осмысливать информацию, анализировать текст и т. д.;

отношения, ценности, внутренние установки: выразить свое отношение к особенностям становление этноса.

10. Необходимое техническое оборудование 

Компьютер, проектор, экран, Презентация, раздаточный материал.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(номер из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

I.

Организационный момент:

Запись темы урока в тетрадь. (слайд №1)

Приветствие, представление, проверка готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей,  раздаточного материала (тест, текст учебника, памятка «Вспомогательные исторические   дисциплины» ) для работы групп, эмоциональный настрой.

–Попрошу вас сегодня поработать в паре, вы можете советоваться и контролировать своего напарника, помогать  друг другу.

Рабочее место ученика. Запись темы урока в тетрадь: Введение в историю России»

1 мин.

II

Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся:



 

Цели урока учащимися (слайд №2)

Вопросы для беседы с учащимися:

1. Необычный урок ( введение, элемент исторической игры)

2. Знакомство с учебником — кто автор (Данилов А.А. Косулина)- Я хочу призвать вас бережно относится к учебнику, т.к.-это кладезь знаний.

После беседы отмечается, что к концу урока учащиеся должны выяснить:  -Сформировать представление об истории как науке.

-Понять важность изучения истории России.-Усвоить особенности исторических вспомогательных дисциплин.

-Узнать о жизни племени Гороховской культуры по результатам археологических раскопок могильника у оз. Магомет-Куль

Ученики отвечают на вопросы

1мин.

III.

 Совместное «открытие» знаний. Активизация познавательной деятельности учащихся. Развитие их инициативы и творчества.

 

 

 Слайд №3 Работа со схемой Реконструкция всеобщей истории по теориям цивилизаций)

работа в парах:

1.      Используя схему, определить, хронологию отечественной истории и что она изучает?

— Какие периоды прошло человечество?(первобытный мир, древний мир, средние века)-это те периоды всеобщей истории, что мы с вами изучили. Как вы думаете, история России прошла те же периоды развития, что и европейские страны? (Да) (История России-часть всеобщей истории )

-Назовите хронологию. Если затрудняетесь, то давайте найдем ответ в учебнике.

 

Работа по группам: ученики просматривают ресурс, отвечают на вопросы, работают с источником.

1.5 мин

 

 

сл.№4

Работа с учебником

 

 

 

 Проверка слайд №5

Самостоятельная работа. Выделить главное, найти ответ на вопрос. Эта работа- подготовка к ЕГЭ.

1.      Работа с текстом учебника с. 4.абзац 2,3

История России — это часть всемирной истории с древнейших времен до конца XVIв.                                                      2Почему историю называют   коллективной памятью народа? (В ней примеры , достойные подражания и то как не надо вести себя в настоящем и будущем).

Запись в тетрадь.

История России — это часть всемирной истории с древнейших времен до конца XVI в.

3 мин

 

 

Слайд № 6 Особенность развития российской государственности.

 

 

-Поскольку на территории России проживают народы различных национальностей, какую особенность можно выявить? (многонациональное государство)

 — Какова территория нашей страны?( протяженная, крупная. Россия- крупнейшее государство на северо-востоке Евразии )

Как вы думаете, что такое история?(Ответы

 

 

 

 

Слайд№ 7.

 (это наука о жизни людей в прошлом).  Изучать историю – это значит, узнавать об исторических фактах и событиях.

Как мы можем узнать о том, как жили люди в древности?  учебник с. 5.

 

 

1 мин

Слайд № 8  Исторические источники.

 

    Самостоятельная работа учащихся

— Работая в паре, найдите ответ в учебнике и заполните схему: исторические источники: письменные   /вещественны

составление учебной схемы

«Исторические источники»

3мин

 

 

Проверка Слайд №9

 

 

 

 

.

Слайд № 10

Вспомогательные исторические дисциплины.

 №11-лингвистика.

12-фольклористика

13- археология.

Умение работы  с текстом, выделить главное    Используя памятку ознакомится  со вспомогательными дисциплинами. Чтение вслух по цепочке.


Самостоятельно найти термины):

Лингвистика

Фольклористика

Археология

Прочитать в уч.

(выписать в тетрадь дома.)

2 мин

 

 

Физ. минутка

Слайд №14

 

 

 

 

 

 

 

Переход в игровой момент: путешествие в прошлое.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны по шире развернули на четыре,

Приготовьтесь полетать– это пять,

В машину времени всем сесть–это шесть.

Мы отправляемся в путешествие в прошлое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.мин.

 

.

Сл.№15.Археологические раскопки на оз. Магомет-Куль в 1999г. с. Южное

Так выглядел курган- могильник до раскопок.

Опережающее задание:

Почему археологию называют страшной наукой?

 

 

Созерцание слайда, подготовка к решению задания.

1 мин

 

 

 Слайд №16—     План расположения курганов вокруг озера  Магометкуль.

— На плане вы видите, где расположены курганы.

Созерцание слайда, подготовка к решению задания

 

 

 

Диск с интервью

Внимательно послушать и ответить на вопросы теста.

Просмотр видео записи с А.А. Ткачевым

Слушают, отвечают на вопросы

 

8 м.

IV

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Слайд №17

 Ответы теста

 Тестирование.

-Ребята, а сейчас прошу вас поменяться тестами и провести взаимопроверку и поставить набранные баллы за работу.

Проверка

отвечают на вопросы

Выполняют тест, проводят взаимопроверку в паре.

2мин

 

 

 Слайд №18 Вещевой инвентарь кургана- могильника. Тайна кургана

 

 

 Что обнаружили археологи? 1-подвеска из рога косули. 2- железо, золото.  3- керамика.

Вождь племени был высокого роста. Погиб он предположительно от травмы головы. Об этом свидетельствовало отверстие в черепе в височной части. Племя весной помянуло вождя и откочевало в другую  местность. В это время племена искали наиболее благоприятные места для жизни проходя много километров.

 

1мин

 

 

Слайд №19 вопросы интервью с А.А. Ткачевым.

 

 Используя ресурс, ответить на следующие вопросы:

-Год, которым датируется находка.          Две особенности, которые определяют гороховскую культуру.                              —   Исходя из находок и природных условий, чем занимались представители племени гороховской культуры;

— что умели делать?;

-Почему археологию называют страшной наукой?    Проверка опережающего задания.

(После раскопок ничего не остается кроме арх. Отчета. Памятник  исчезает навсегда.)

— Поэтому нужно бережно относится к памятникам культуры, что зафиксировано в Основном законе нашей страны- Конституции.

Работа с ресурсами

2 мин

V.

 

Закрепление

материала.

Этап включения в систему знаний и повторения

Слайд № 20

Вопросы и задания к уроку

 

Ответим на вопросы по сегодняшней теме. Показывается соответствующий ресурс.

-Почему нужно изучать историю?

— Что нам дают эти знания?

 Высказывания А.Пушкина и А. Лихачева.

 

Ученики в интерактивном режиме отвечают на вопросы.

Обсуждение высказываний.

1 мин.

VI

Подведение итогов урока

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

слайд № 21

Оцените свою работу по 10-и бальной шкале.

 

— Рефлексия

«Я»-как работал? Допускал  ли ошибки?

«Мы»- насколько мне помогали одноклассники. Учитель, а я им?

«Дело»- понял ли материал? Узнал ли больше?

Что понравилось? А что затруднило?

— Как себя чувствуете в конце урока?

-Кто выполнил всю работу на уроке без ошибок, получат-         «5»

-Кто ошибался, но сам исправлял ошибки, получат                       — «4»

-Есть сегодня в классе ребята, которые не справились с заданиями?-«2»

Все остальные получат «3», но при желании исправят на «4»  из-за д/з по выбору.

Сказать оценки детям !!

 

Предлагаются варианты ответов на вопрос

 

 

Анализ карты оценки деятельности уч-ся на уроке

2 мин.

VII

Домашнее задание оценки.

Слайд № 22

 Всем: Введение с.4-6 читать. Записать в тетрадь значение слов  лингвистика, фольклористика, археология.

По выбору:

1)Используя,  все термины урока  составить кроссворд,

Или

2)Написать сочинение ( сказку, диалог) «Один день мальчика гороховской культуры».

 Спасибо за внимание.

Запись д/з в дневник.

2 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!