Зарубина Анна Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы
Размазлейской ОШ – филиала МБОУ Котовской ОШ
Образование: АГПИ имени А.П.Гайдара
Стаж работы: 23 лет
Стаж работы в данном ОУ: 23 лет
I квалификационная категория
Педагогическое кредо
«Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь» (восточная мудрость).
Тема презентации
Проблемное обучение на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские
Организационно-педагогические
Методические
Поиск методик
Участие в интернет- сообществах
Изучение научных исследований по психологии, педагогике
В.Т.Кудрявцева, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова,
М.Н.Скаткина и др .
проблемно-познавательные задачи
Создание проблемной ситуации
Формулирование учебных задач
Чёткое планирование последовательности действий
Усвоение новых знаний
Стимулирование дискуссии
Актуальность личного вклада в развитие образования
Необходимость в повышении теряющегося интереса к учению
Воспитание активной успешной творческой личности, востребованной современным обществом
Развитие инициативности, активности
Поддержание в классе благоприятного психологического климата
Теоретическое обоснование личного вклада в образование
Классификация методов обучения по характеру (степени самостоятельности и творчества) учащихся, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным
И.Я.Лернер
Доктор педагогических наук
М.Н.Скаткин
Доктор педагогических
наук
объяснительно-иллюстративный метод
метод проблемного изложения
репродуктивный метод
частично-поисковый или эвристический
исследовательский метод
Классификация
М.И.Махмутова
метод монологического изложения
метод программированных заданий
диалогический метод изложения
исследовательский метод
рассуждающий метод изложения
эвристический метод обучения
М.И.Махмутов
Доктор педагогических наук
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: создание условий для использования проблемных ситуаций на уроках русского языка по развитию познавательной активности учащихся средних классов.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по
применению проблемного обучения на уроках русского языка;
- сформировать умение выделять необходимую информацию из различных информационных источников, в том числе и с помощью компьютерных средств;
- научить формулированию проблемы на уроках русского языка;
- доказать эффективность и результативность применения проблемного обучения на практике .
Ведущая педагогическая идея
Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через уроки русского языка. В соединении с ИКТ в основе с исследовательским методом, технология проблемного обучения позволяет решить актуальную цель - развитие личности, её мыслительные, творческие способности, готовой в будущем решать нетипичные задачи.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Организация деятельности обучающихся, при которой педагог-
консультант, тренер, тьютер.
Отбор интерактивных технологий помогают справиться с объемом информации и сложностью изучаемого материала
Изменение методических функций педагога: не передавать знания, а учить самостоятельно их приобретать
Информационные технологии позволяют разнообразить занятие, сделать его более активным, эффективным
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Технология проблемного обучения на уроках русского языка
Формы работы
Методы работы
Эвристический метод
парная
индивидуальная
Исследовательский метод
групповая
Метод проблемного изложения
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Диапазон:
Вовлечение учащихся, в исследовательскую деятельность, охватывающую как предметную, так и надпредметную область .
Новизна
Использование технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках русского языка позволяет сформировать высокий познавательный интерес и активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета .
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Мониторинг показателей развития познавательной самостоятельной активности учащихся в процессе решения проблемных заданий
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»
Свой опыт я транслирую
- на открытых уроках и мероприятиях
- участие в районных конкурсах
- публикации на личном сайте:
- https://infourok.ru/user/zarubina-anna-evgenevna сайт учителя русского языка и литературы Зарубиной Анны Евгеньевны и https://multiurok.ru/id77793609
Литература
- Вахрушев А. А, Данилов Д. Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. - Режим доступа: http://www.school2100.ru .
- Карелина Т.М. Методы проблемного обучения//МШ. – 2000. - №5.
- Клименко М.Е. Технология проблемно-диалогического обучения как средство развития компонентов учебной деятельности. – Режим доступа:http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/himiya/2986-klimenko.html
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991.
- Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. М., Баласс, 2009.
- Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баллас, 2008.
- Смирнова Н. С. ФГОС второго поколения: система работы по формированию УУД на уроках русского языка. - Режим доступа: http://rcwebroom.rusedu.net.