СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая мастерская

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская»

Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги! Я учитель технологии

Бабешко Лидия Евгеньевна, школа №3 имени Алексея Ивановича Томилина

г. Советская Гавань



Представляю вашему вниманию методическую мастерскую «Использование приемов креативного мышления на уроке технологии как средство обучения учащихся проектной деятельности»

«Учить детей, всегда трудно, а сейчас особенно невозможно», как говорит преподаватель педагогического института в фильме «Это мы не проходили», да трудно, но возможно и интересно. Для этого создаются условия в школе на уроках технологии через системно-деятельный подход. Обучения в школе сегодня становится не столько источником информации, сколько учит ребят учиться.

Современные образовательные технологии – это игровая технология, кейс-технология, проектная деятельность, интеграция, и другие включают учеников в учебно-познавательную деятельность.

Из всех технологий, которые используются в условиях реализации новых и обновленных стандартов, хочу остановиться на той, которая развивает творческое и креативное мышление, побуждает ученика к активной и самостоятельной работе. На уроках способствует овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности.

- Хочу рассказать о применении технологии «Проектная деятельность» на своих уроках.


Слайд № 2


Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Актуальность технологии является то, что она ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

С позиции педагогики проектную деятельность можно считать действенным средством воспитания разума, что является одной из важнейших целей образования.

Воспитательная цель проектирования отражает формирующиеся у учащегося способы взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), возникающие трудовые отношения, вызывающие изменения в духовной жизни учащихся, их характере. Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при котором учащийся осознает не только общественную, но и личную значимость его, понимает роль труда в саморазвитии, самореализации.


Слайд №3

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Основоположником проектного обучения в России по праву считается Станислав Теофилович Шацкий, основавший вначале детские клубы, носившие общее название «Дневной приют для приходящих детей» в 1905 году, а затем в 1911 летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» на территории г. Обнинска Калужской области. Однако в 30-х гг. метод проектов в России был запрещен.

Но в 70-е – 80-е гг. XX в. происходит переосмысление концепции метода проектов в России и начало возрождения проектного обучения в школах России. На современном этапе модернизации школьного образования учебные проекты выступают не в качестве отдельных учебных дисциплин или предметов, а в рамках дополнения к ним и внедрены уже в образовательную деятельность уже с начальных классов. Наталья Викторовна Матяш рассматривает проектную деятельность как проявление творческой деятельности, а метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяет с понятием креативность.


Слайд №4

Хочу поделиться с вами своим опытом работы по обучению своих учеников, создавать творческие и исследовательские проекты

Стадии работы над проектом - это — это «пять П»:

-Проблема

-Проектирование (планирование)

-Поиск информации

-Продукт

-Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.


Слайд№5

Что является проблемой проекта?

-Это практически любая реальная проблема обыденной жизни.

Пример: нас ждет - День Знаний или день учителя - праздник, который затрагивает всех учеников, родителей, учителей.

Проблема - Как поздравить?

При объяснение данной темы использую следующие приёмы для развития креативного мышления:

  • Кластер

  • «Обратный кластер»

  • «Круглый стол»



- Продемонстрирую пример Кластер

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Последовательность действий проста и логична:

1. ключевое слово

2. вокруг - слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле в данной теме.

Эту работу ребята выполняют на компьютерах, в графическом редакторе.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать, как решить проблему проекта.


Слайд №6


Что является проектированием? Этап проектирования распадается на две составляющие: подготовительный этап и планирование. Здесь ребята определяют тему проекта, ставят цель и задачи проекта.

При объяснение данной темы использую следующие приёмы для развития креативного мышления:

  • «Фишбоун» или елочка;

  • «Фокус-групп »

- Продемонстрирую пример Фишбоун

Скелет рыбы рисую на доске, используя цветной мел, если это групповая работа, а если индивидуальная работа ребята самостоятельно рисуют на листе А-4. При подготовительном этапе и планирование использую данный прием, результат работы : тема проекта размещается в голове, цель в хвосте, а по ребрышкам располагаем задачи и способы их выполнения. И когда все заполняется, обрисовываем и получаем красивую рыбку, загадываем желание и отправляем рыбку для дальнейшей работы над проектом. На обсуждение в группах и индивидуальные работы устанавливаю время.

Использование технологии Фишбоун развивает у моих учеников логическое мышление, умения работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель данного приема — стимулировать творческое и развивать креативное мышление учащихся.


Слайд№7

Что такое Поиск информации и её анализ? Этот этап работы называется этапом реализации проекта. Учащиеся ищут информацию в различных источниках.

Цель данного этапа – получить информацию о том, что необходимо для дальнейшей работы.

При объяснение данной темы использую следующие приёмы для развития креативного мышления:

  • QR-код;

  • Толстых и тонких вопросов;

- Продемонстрирую пример Толстых и тонких вопросов

В 5-8 классах работая с таблицей тонких и толстых вопросов, у учеников развивается умение обдумывать и размышлять, ставить вопросы и отвечать на них. В качестве задания на дом я предлагаю составить «толстые и тонкие» вопросы по содержанию найденного материала из дополнительных источников.  Отвечая на вопросы, ребята учатся анализировать и получать нужный материал.

Слайд № 8

Что такое Продукт? При выполнения технологического этап создается продукт, так как -это запланированный результат. В какой форме будет представлен продукт проекта –зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работает.

При объяснение данной темы использую следующие приёмы для развития креативного мышления:

  • «Ментальные карты»

Работа с ментальными картами помогает выстроить четкую последовательность изготовления Продукта.

Слайд № 9

Что такое Презентация? Этап представления и защиты проекта.

Слайд № 10

При объяснение данной темы использую следующие приёмы для развития креативного мышления:

  • «Синквейн»

Ребята внимательно слушают выступающего, а потом я даю время 5 минут и они оценивают проект приемом «Синквейн». Составляя его, обучающийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску и радует ученика, который защищает проект.

Проект

Интересный, полезный

Учит, увлекает, тренирует

Помогает выразиться

Творчество

Слайд №11

Используя на уроках проектную деятельность с приемами технологии креативного мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет повышать мотивацию обучения и интерес к предмету, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает у учеников чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. 

Слайд №12

Закончить свое выступление я хотела бы словами русских ученых:

"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга", - утверждал ученый физиолог Иван Петрович Павлов, а известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: "Ум ребенка на кончиках его пальцев". На уроках технологии, ученики создавая проекты эти слова подтверждают. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. С результатом моей работы можно ознакомиться с помощью QR-кода







Бабешко Лидия Евгеньевна (multiurok.ru)

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!