СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод разработка по патриотическому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод разработка по патриотическому воспитанию

Просмотр содержимого документа
«Метод разработка по патриотическому воспитанию»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»








Методическая разработка по патриотическому воспитанию

младших школьников.

Конспект занятия: «И помнит мир спасенный…»







Учитель начальных классов:

Харькова Оксана Юрьевна








г. Богородицк

2021г.

Содержание:



Аннотация…………………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………...4

Основная часть.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию:

«И помнит мир спасенный…»……………………………………………….....8

Список использованных источников…………………………………………16

Приложение…………………………………………………………………….17





















Аннотация


Действия последних лет свидетельствуют о явном исчезновении обычного русского патриотического сознания. Значит, смысл развития любви к родине растет неоднократно.

Вопросы воспитания патриотизма, приспособления к малой Родине и Отчизне важны на любом возрастном рубеже развития человека. Главным направлением патриотического воспитания возможно считать образование на многовековом боевом опыте русского народа. Героическая история нашей Отчизны, летопись подвигов народа всякий раз были светом, озаряющим современный мир и дорогу в новую жизнь.

При формировании патриотизма в начальной школе нужно учитывать особенности личности детей. Ученикам младшего возраста характерны доверчивость, эмоциональность и восприимчивость. Что в сочетании с непререкаемым значением учителя создает хорошие предпосылки для развития гражданско-патриотических чувств.

В нашем общеобразовательном учреждении любовь к Отечеству прививается во время работы с историческими материалами, которые раскрывают обычаи нации, героическую борьбу, подвиги; уважение к атрибутике страны (Флаг, Герб и Гимн). Жизнь Российской Федерации – это в основном история войн, в которых граждане страны проявляли геройство и смелость, перенесли тяжелое бремя. Поэтому ученикам нужно рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши дальние праотцы приносили в жертву состояние, любовь, саму жизнь во благо Отечества. И тогда дети смогут гордиться собственной Родиной, так как ее заслуги воистину громадны.





Введение

Патриотизм-это сознательная и свободная позиция людей. Это преданность Родине, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам на благо Отечества.

Любовь к Родине является необходимой и устойчивой линией человека, отражается в его мироощущении, мировоззрении, моральных эталонах и ценностях.

Патриотическое воспитание-это воспитание страстной любви к гражданину, к Родине. Если патриотизм-это любовь к Родине, то патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование у подрастающего поколения этого высокого чувства.

Развитие патриотизма у учащихся формирует систему гражданских ценностей, развивает критические взгляды и широкие перспективы, способствует многообразию мнений. В этом ребенку поможет его способность защищать Родину и брать на себя ответственность за свои слова, решения и поступки. Формирование патриотизма способствует развитию подлинно гражданских и личностных качеств народа.

Наиболее продуктивным периодом формирования базы патриотического мышления являются школьные годы. Именно эти годы важны для гражданско-патриотического воспитания. Мероприятия по патриотическому воспитанию являются важной основой знаний о развитии человека и мира, социальных интересах общества, эталонах и ценностях.

В настоящее время необходимо больше знакомить детей с культурой родного народа и развивать их национальное самосознание. Малыши должны сначала "укорениться" в своей земле и культуре, познакомиться со своим исконным, а уж потом осваивать чужое.

Важно, чтобы патриотическое развитие ребенка формировало отношение к своим обязанностям, к своему долгу, а самое главное-к Родине.

В современном обществе остро стоит вопрос о патриотическом строительстве страны. Причины этого обусловлены негативными процессами в обществе в последние годы: снижение уровня жизни, влияние западных культур, толерантность, национализм и патриотизм, незнание своих корней, нарушение семейных и коллективных традиций, непонимание роли России, собственной роли в защите Отечества.

Все это способствует нарушению традиционных моральных норм, таких как ответственность, альтруизм, готовность к подвигам, честность, добродетель и вера в справедливость, а также поиск истины.

Сейчас в общественном сознании широко распространены апатия, высокомерие, эгоизм, разврат, враждебность, неуважение к старшему поколению и рабочим, не очень высокий уровень общественной культуры, неуважение к основному государству, социуму.

Патриотическое развитие младшего школьника строится на терпимом отношении к малой Родине, родному языку дома, в семье, в школе, матери, природе, к культурным ценностям народа, представителям своей нации и других национальностей. Воспитанию патриотизма будут способствовать дружба, равенство, взаимоуважение, многостороннее сотрудничество и взаимопонимание народов и наций. Эти ценности должны быть установлены в школьные годы.

Младшие школьники мыслят категоричными образами, воспринимают события и факты в ярких красках. Поэтому мы должны опираться на конкретные факты, события, мероприятия, которые показывают законные отношения между детьми и гражданами нашей страны. Это близко и понятно ребенку. Например, когда мы знакомимся с историей страны, мы просим их с помощью родителей, составить собственное генеалогическое древо. Узнав о своих корнях, своих предках, дети познают историю своей Родины через своих близких, которая становится ближе и понятнее, так как их переживания окрашены.

Современное состояние ставит общество перед проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения. На самом деле, это играет важную роль в единой концепции обучения и воспитания всего аппарата страны. Следовательно, общество будет вынуждено искать новые формы воспитания. Школа и учитель-одно из главных звеньев в этом процессе.

Формы патриотического воспитания:

1. Урок-лекция.

2. Часы, связанные с темой.

3. Экскурсии по историческим местам, походы и походы к местам боевой славы.

4. Встреча с ветеранами, принимавшими участие в боевых действиях в горячих точках.

5. Конкурсная программа, викторина.

6. Выставка рисунков, баннеров и стенгазет.

7. Выставка творческих работ.

8. Конкурс презентаций.

9. Проекты.

10. Мероприятия, посвященные важным историческим датам.

Благодаря этому у учащихся должны быть сформированы: терпение, ответственность за себя, высокие личностные качества, уважение к своей стране, социуму, активная жизненная позиция, умение рассказывать, доказывать.

В результате этого станет дальнейшее формирование патриотической личности, то есть личности, которая считает себя частью общества и несет ответственность за судьбу своей семьи, города, родины, проявляет преданность Родине и готовность служить Отечеству.

Начало общеобразовательной школы имеет большое значение для формирования чувства патриотизма: развитие его интеллектуальных и творческих способностей, взаимодействия, усвоения культуры своих и других народов, живущих рядом, закладываются основы культурного общения, нравственно-эстетического воспитания, исходных ценностей и ориентаций человека.

Из вышесказанного следует, что начальные школьные годы-это время высокого интереса к жизни своего государства, к социальным явлениям. Каждый ребенок должен иметь реальную возможность проявлять активность в организации коллективной работы. В целом, детская творческая организация является лучшей школой для воспитания социальной активности, гражданственности и, наконец, патриотизма.

























Основная часть

Конспект занятия по патриотическому воспитанию:

«И помнит мир спасенный…»


Цель: способствовать воспитанию патриотизма, расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, воспитание уважения к ветеранам войны Великой отечественной войны.

Задачи:

  • способствовать расширению знания детей о Великой отечественной войне 1941-1945 гг.,

  • формировать активную гражданскую позицию школьников,

  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,

  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению. 

Оборудование:

- персональный компьютер,

- проектор,

- экран,

- аудиосистема,

- мультимедийная презентация к классному часу

- портреты героев ВОВ,

- записи с песнями военных лет

- выставка книг, посвященных событиям Великой Отечественной Войны.

Ход мероприятия:

Ведущий: Каждый год в мае наша страна празднует День Победы!

Чтец:

Наш светлый май!
Наш май идет!
На праздник вышел весь народ,
Вся площадь Красная поет,
Поет о радостной весне
И о далеком славном дне
О Дне Победе на войне!

2 чтец:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Война – жестче нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – светлее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Исполняется песня “Священная война”, слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.

Ведущий: 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о нападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.

“Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”.

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,

чтоб отстоять Отечество родное.

На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Идя в бой , бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом.

Чтец:

Вот сорок первый год, конец июня, 
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война

Чтец:

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая, 
Что завтра будет первый день войны, 
А кончится он лишь в 45-м. в мае.

Чтец:

Такою всё дышало тишиной, 
Что вся земля ещё спала, казалось, 
Кто знал, что между миром и войной ,
Всего, каких – то 5 минут осталось.

Началась великая отечественная война…

Чтец:

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Ведущий: Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и детиДети войны…Они дети-войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде

Видеоролик «Дети войны»

Чтец:

Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских…седые полосы.

Чтец:

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Чтец:

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

1-й ведущий: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

4 чтец: "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"

5 чтец: “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлен на лечение в тыл…..

6 чтец:

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Прошу всех встать! (Проходит минута молчания)

Учитель. И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!

7 чтец:

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

Песня «О той весне»

 С. Маршак "Не" и "Ни" 
Мне рассказывал смоленский
Паренек:
– В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,

Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не""
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

- Почему, дедуля, у тебя слеза?
Почему, дедуля, прячешь ты глаза?
Кто тебя обидел, можешь рассказать?
За тебя я буду драться, воевать!
- Внучек ты мой милый, нет, не плачу я,
Просто вспоминаю о былых боях,
Когда был я молод, Родину любил
И врагов проклятых под Москвою бил!
Там друзей военных много полегло,
Вспоминать об этом сердцу тяжело!
И Победу в Мае встретили не все,
Там лежать остались в утренней росе!
Так живи, мой внучек, и войны не знай,
Каждый год с Победой пусть приходит Май!
Улыбайся солнцу, весело играй,
Но что было с нами, ты не забывай! 

Песня «Мой прадед»

8 чтец:

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Исполняется песня “День Победы”. Сл.В Харитонова, муз. Д. Тухманова.

Чтец:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды.
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…

Ведущий:

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
А травы будут зеленей.

Победа! Победа!
Во имя отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!

Благодарим солдаты вас,
За жизнь, за детство и весну
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем.










Использованная литература

  1. Библиотека мировой литературы для детей «Гражданская лирика советских поэтов», Москва, «Детская литература», 1982 г.

  2. Жиренко О.С., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. «Я-гражданин России!». Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2016 г.

  3. И.М. Бушнева, И.М. Якунина «Педагогические советы»

  4. И.В. Богачева, В.Л. Гиненский «Моё Отечество – Россия»

  5. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!»

  6. М.И Рожков, Л.В. Байбородов «Теория и методика Воспитания»

  7. Козлов М.Л. «Великая отечественная война 1941-1945». Энциклопедия.

  8. Поэзия Великой Отечественной войны. Сборник стихотворений.

  9. Интернет-ресурсы

















Приложение





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!