1.Определение потребностей и мотивов. 6-8мин | 1.Организует познавательную деятельность учащихся: дает задания, которые указывают связь изученного с новой темой. «Один художник решил нарисовать лес. – Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы. – Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. – А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. – Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет. – Нарисуй жабу и ящерицу! Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье. – Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес». ( Из книги Ю.Дмитриева «Книга леса») Итак, мы на прошлых уроках познакомились с тем, что на территории России природа очень разнообразна. На территории нашей страны раскинулись несколько природных зон. Сегодня мы постараемся ответить ещё на один вопрос:Так что же такое лес? Задание: Заполнить в кластере недостающие фрагменты и объяснить их: слайд №4 (слайд №5 – проверка) ЛЕС растения животные ? кустарники ? ? ? ? ? звери Как можно сформулировать тему нашего урока? Записываем название темы в тетрадь. | Обучающиеся определяют самостоятельно тему и цели урока. Заполняют недостающие фрагменты кластера в тетради. Происходит структурирование знаний и поиск необходимой информации. Лес – целый мир. – В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз. – Лес называют природным сообществом. Ученики называют тему урока « Разнообразие лесов России » | Логические: (выдвижение гипотезы, обоснование; построение логических рассуждений) Личностные УУД: опора на жизненный опыт Регулятивные УУД: определение темы урока. |
2.Принятие учебных целей и условий их достижения. 3-4мин | Правильно сегодня на уроке мы познакомимся природным комплексом лесов. А давайте подумаем, только лес является ПК? Какие еще природные сообщества вы можете назвать? На ваших столах фотографии, рассмотрите их и попробуйте определить, являются ли данные комплексы сообществами? ( на столах фотографии луга, болота, поля). Какова же цель нашего урока? Ну, что ж, вы немало знаете об обитателях различных комплексов. Но, давайте вернемся к началу нашего урока, к рассказу о художнике, и попробуем сформулировать гипотезу. | Цель урока: изучить взаимосвязь между всеми компонентами природного комплекса, условия их существования. Обучающиеся выдвигают гипотезу: «Если сообщество состоит из такого большого количества организмов, то они все должны быть взаимосвязаны друг с другом». | Регулятивные УУД: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование. Познавательные: формирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать. Логические УУД . Выдвижение гипотез и их обоснование; построение цепи рассуждений. |
3. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, анализ, выводы. 15мин 1-2 мин 4. Итоговый самоконтроль и самооценка 5 мин | Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, давайте сначала вспомним, что такое. То есть, в организме все органы взаимосвязаны. Природный комплекс называют единой системой. Самостоятельная работа с учебником . Назовите ключевые слова этого параграфа. Заполнить схему- гроздь . Природная зона лесов растения животные бактерии и грибы грибы животные производители потребители разрушители А теперь посмотрим и определим – как происходит взаимодействие живых организмов? Фронтальное обсуждение результатов работы. Учащиеся делают выводы и отвечают на вопросы. А) Так есть ли какая-то связь между организмами в природном комплексе? Б) Можем ли мы назвать бесполезные организмы, без которых эта природная зона может обойтись? В) Подтвердилась ли наша гипотеза, которую мы сформулировали в начале урока? Физкультминутка. Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.) Вправо-влево, взад-вперёд — Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.) Итак, мы многое узнали сегодня о природной зоне лесов. А теперь нам нужно проверить свои знания по теме. Организация познавательной деятельности. Выполняем задание в формате ГИА. Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.
| Учащиеся вспоминают тему « Растительный организм как живая система» Рассматривают слайд и вспоминают типы питания различных организмов. Заполнение схемы. Делают выводы. Приводят примеры (работа в парах) Учащиеся приходят к понятию «круговорот веществ». Обучающиеся отвечают на вопросы. А) Да. Такая связь есть, она основана на круговороте веществ Б) Нет. Все в природе взаимосвязано. В) Наша гипотеза верна: сообщество состоит из большого количества организмов и они все взаимосвязаны друг с другом Учащиеся подходят к определению понятий Выполнение заданий и их проверка. | Общеобразовательные УУД ( извлечение необходимого материала из текста) Коммуникативные УУД ( инициативное сотрудничество в сборе информации) Логические УУД (построение логических рассуждений и доказательств ) Регулятивные УУД: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: опора на жизненный опыт. Познавательные УУД. Общеучебные УУД Логические УУД |
5. Рефлексия 6 мин | Та Так что же мы узнали сегодня на уроке? (Организует беседу с классом по вопросам) остигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?
Подведение итогов, комментирование оценок, выставление оценок в дневники. Задание на дом §56 .Творческое задание: нарисовать взаимосвязи в ПК «лес и лесостепи». | Обучающиеся дают индивидуальные ответы. Обучающиеся делают выводы и подводят результаты урока Записывают домашнее задание. | Регулятивные действия ( контроль и коррекция); познавательные уд. (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) |